Автор: Цапкова Нина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Беломестненская СОШ"
Населённый пункт: село Беломестное, Новооскольский район, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности"
Раздел: полное образование
Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности
Н.М.Цапкова
В
настоящее
время
наблюдается
повышенный
интерес
к
проблеме
одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Это
объясняется
общественными
потребностями.
Массовое
образование
является одним из
важных институтов современного общества. Однако
школа,
ориентированная
на
средний
уровень,
оказывается
не
очень
приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого уровня.
Раннее выявление одаренных и талантливых детей составляет одну их
главных проблем совершенствования системы образования. Многие считают,
что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и
руководстве. Но нужно помнить, что в силу своих особенностей такие дети
наиболее
чувствительны
к
оценке
своей
деятельности,
поведения
и
мышления. Необходимо помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его
нужно учить. У такого ребенка важно воспитывать терпение, усидчивость.
Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков. Для развития
своих способностей одаренные дети должны обучаться по расширенному
учебному плану и чувствовать заботу и внимание со стороны учителя и
родителей.
Одаренность
детей
может
быть
установлена
и
изучена
только
в
процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной
деятельности. Основная трудность выявления признаков одаренности в том,
что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не
зависимое
от
возрастного.
Творческие
устремления
ребенка
могут
быть
отнесены
к
предвестникам
одаренности,
но
не
факт,
что
они
получат
дальнейшее развитие.
Одаренные дети иногда ничем не отличаются от своих сверстников во
всех прочих отношениях. Однако большинству одаренных детей присущи
особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Их отличает
высокая
любознательность
и
исследовательская
активность.
Недостаток
информации такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их
активности может вызвать негативные реакции. Одаренных детей отличает
способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы,
повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении
результата
в
той
сфере,
которая
им
интересна.
Они
обычно
обладают
отличной памятью.
Одаренные дети находятся в состоянии риска отвержения со стороны
ровесников.
Уровень
способностей
таких
детей
не
понимается
окружающими. У таких детей возникают трудности в нахождении близких
друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не
интересны.
Учителя
часто
не
распознают
одаренных
учащихся
и
отрицательно оценивают их способности и достижения.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты
индивидуальности
у
детей.
Одаренность
ребенка
—
это
устойчивые
особенности именно индивидуальных проявлений интеллекта.
Выявление
детей,
обладающих
незаурядными
способностями,
представляет собой сложную проблему. Широкое распространение получили
различные
тесты,
направленные
на
выявление
одаренности.
Но
многие
специалисты
отмечают,
что
многочисленные
ошибки
в
прогнозах
объясняются
не
столько
несовершенством
психометрических
процедур,
сколько
сложностью
самого
феномена
одаренности
и
недостаточной
проработкой основных понятий.
Одним
из неформализованных
методов
является
наблюдение,
без
которого нельзя обойтись при подходе к одаренному ребенку. Чтобы судить о
его
одаренности
нужна
целостная
характеристика,
получаемая
путем
разносторонних
наблюдений.
Признаки
одаренности
ребенка
важно
наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется систематическое
наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет.
При выявлении детей с незаурядными умственными способностями
встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их развитию.
Одаренные
дети
обладают
особенностями,
которые
должны
учитывать
учебные программы для них:
*способность быстро схватывать смысл понятий, положений;
*потребность
сосредотачиваться
на
заинтересовавших
сторонах
проблемы и стремление разобраться в них;
*способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;
*обеспокоенность,
тревожность
в
связи
со
своей
непохожестью
на
сверстников.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей. К основным
стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят
ускорение и обогащение.
Ускорение
связано
с
изменением
скорости
обучения,
а
не
с
содержательной
его
частью.
Когда
уровень
и
скорость
обучения
не
соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред его познавательному
и личностному развитию.
Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем
одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
Основные требования для учебных программ с использованием ускорения,
следующие:
1) учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении,
2) дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном
плане;
3)
необходимо
согласие
родителей,
но
не
обязательно
их
активное
участие.
Только
ускорение
используется
редко,
чаще
учебные
программы
основываются на сочетании двух стратегий — ускорения и обогащения.
Считается,
что
ускорение
—
лучшая
стратегия
обучения
детей
с
математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.
Необходимо
помнить,
что
одаренность
настолько
индивидуальна
и
неповторима,
что
вопрос
об
оптимальных
условиях
обучения
каждого
ребенка должен рассматриваться отдельно.
Проблема
одаренности
-
комплексная
проблема,
в
которой
пересекаются
интересы
разных
научных
дисциплин.
Основные
из
них
-
проблемы
выявления,
обучения
и
развития
одаренных
детей,
а
также
проблемы
профессиональной
и
личностной
подготовки
педагогов
для
работы с одаренными детьми.
Педагоги, которые работают с одаренными детьми, должны проходить
специальную подготовку. Неподготовленные учителя часто не могут выявить
одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.
Такие
учителя
чаще
используют
для
одаренных
детей
тактику
количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Личность учителя - ведущий фактор любого обучения. Не исключение
и ситуация с учителем для одаренных детей. Поведение учителя должно
отвечать следующим характеристикам:
*он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
* создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
*предоставляет учащимся обратную связь;
*использует различные стратегии обучения;
*уважает личность;
*способствует формированию положительной самооценки ученика;
*уважает его ценности;
*поощряет творчество и работу воображения;
*стимулирует
развитие
умственных
процессов
высшего
уровня;
проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Успешный
учитель
для
одаренных
детей
—прекрасный
учитель–
предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. Учителям можно
помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя
путями:
с
помощью
тренингов
—
для
понимания
самих
себя
и
других;
предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях
видов одаренности;
тренировкой умений, необходимых для того, чтобы
эффективно обучать и создавать индивидуальные программы.
Техника
преподавания
у
учителей,
прошедших
специальную
для
работы с одаренными детьми, и обычных учителей примерно одинакова,
разница заключается в распределении времени на виды активности. Заметны
различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных больше задают
открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они
чаще пытаются понять,
как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке. Большинство учителей
реагирует в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя
одаренных ведут себя больше как психотерапевты. Они внимательно и с
интересом выслушивают ответы, но не оценивают. Такое поведение приводит
тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом
и меньше
зависят от учителя.
Среди
педагогов
и
психологов
существует
две
точки
зрения
на
обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей
нужно
создавать
специальные
классы
и
специальные
образовательные
учреждения.
Согласно
другой
точке
зрения,
одаренные
дети
должны
обучаться вместе со всеми детьми.
Пока нет комплексной диагностики, которая позволила бы определить
общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному
виду
творчества. Одаренность обнаруживается
тогда,
когда
ей
удалось
проявиться и закрепиться.
В
настоящее
время
школа
испытывает
потребности
в
учебниках
и
программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы
детей.
Работа
педагога
с
одаренными
детьми
—
это
сложный
и
не
прекращающийся процесс, который требует от учителей личностного роста,
постоянно
обновляемых
знаний,
тесного
сотрудничества
с
психологами,
учителями и обязательно с родителями.
Именно
одаренные
люди
способны
внести
наибольший
вклад
в
развитие общества.
Используемая литература
Богоявленская
Д.Б.,
Брушлинский
А.В.,
Бабаева
и
др.
«Рабочая
концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,
Доровской
А.И.
«
100
советов
по
развитию
одаренности
детей»
-
М;1997 г.
«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса –
М; 2000 г.
«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева,
Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.
«Психология
одаренности:
от
теории
к
практике»/под
ред.
Д.В.
Ушакова – М; 2000 г.
Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
Хуторской
А.В.
«Развитие
одаренности
школьников:
методика
продуктивного обучения» - М; 2000 г.