Напоминание

"Картотека комплексов артикуляционной гимнастики в средней группе"


Автор: Якименко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №76"
Населённый пункт: г. Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека комплексов артикуляционной гимнастики в средней группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приложение 2.1.2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 76 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» г. СЫКТЫВКАРА

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 76

общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Карнилова О.Е.________________________

Картотека комплексов артикуляционной гимнастики

Составила: Якименко Е.А.

Сыктывкар, 2017

Артикуляционная гимнастика — это совокупность особых, с определенной целью

подобранных

упражнений,

способствующих

укреплению

мышц

артикуляционного

аппарата

и

развитию

силы,

ловкости

и

дифференцированности

движений

данного

органа. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно.

Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в

результате

которых

образуются

звуки,

составляющие

фонетическую

систему

данного

языка

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Проводить

артикуляционную

гимнастику

надо

ежедневно,

чтобы

вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились

более прочными.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от более простых упражнений к

более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную

гимнастику

выполняют

сидя,

так

как

в

таком

положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в

спокойном положении.

Сначала

при

выполнении

детьми

упражнений

наблюдается

напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно

напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем

координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными

навыками,

поэтому

подход

воспитателя

должен

быть

индивидуальным.

Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может

привести к отказу выполнять движение.

Цель

артикуляционной

гимнастики:

выработка

полноценных

движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,

необходимых для правильного произношения звуков.

Условия по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не

следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо

соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений

к

более

сложным

упражнениям.

Проводить

их

лучше

эмоционально,

в

игровой форме.

6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только

одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок

выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить

новых

упражнений,

лучше

отрабатывать

старый

материал.

Для

его

закрепления можно придумать новые игровые приемы.

7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком

положении

у

ребенка

прямая

спина,

тело

не

напряжено,

руки

и

ноги

находятся в спокойном положении.

8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,

чтобы

самостоятельно

контролировать

правильность

выполнения

упражнений.

Поэтому

ребенок

и

взрослый

во

время

проведения

артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Также

ребенок

может

воспользоваться

небольшим

ручным

зеркалом

(примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка

лицом к нему.

9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

1.

Взрослый

рассказывает

о

предстоящем

упражнении,

используя

игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за

качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,

темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также

важно

следить,

чтобы

движения

каждого

органа

артикуляции

выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В

противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему -

шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

5.

Для

того

чтобы

ребенок

нашел

правильное

положение

языка,

например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-

то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений

творчески.

Сначала

при

выполнении

детьми

упражнений

наблюдается

напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно

напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем

координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной

моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения,

направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Упражнения для губ.

1. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

4. "Бублик",

"Рупор" -

Зубы

сомкнуты.

Губы

округлены

и

чуть

вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. "Трубочка",

"Бублик",

"Улыбка",

"Хоботок" -

Чередование

положений губ.

6. "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает

верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ:

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы

зубами.

2.

«Улыбка-трубочка».

Вытянуть

вперед

губы

трубочкой,

затем

растянуть губы в улыбку.

3.

«Пятачок».Вытянутые

трубочкой

губы

двигать

вправо-влево,

вращать по кругу.

4.

«Рыбки

разговаривают».Хлопать

губами

друг

о

д ру г а

(произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцам и указательными пальцами одной руки

верхнюю

губу

за

носогубную

складку

и

двумя

пальцами

другой

руки

нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6.

Щеки

сильно

втянуть

внутрь,

а

потом

резко

открыть

рот.

Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался

характерный звук «поцелуя».

7. «Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы

были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы

вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8.

«Недовольная

лошадка».Поток

выдыхаемого

воздуха

легко

и

активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,

похожий на фырканье лошади.

9.

Рот

широко

открыт,

губы

втягиваются

внутрь

рта,

плотно

прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые.

Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом

нарисовать круг (квадрат).

Удерживать

губами

марлевую

салфетку

взрослый

пытается

ее

выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.

«Сытый

хомячок».

Надуть

обе

щеки,

потом

надувать

щеки

поочередно.

3. «Голодный хомячок.» Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего

воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка.

1. «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой

полости.

2. «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на

нижней губе.

3. «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого

языка подняты, но не касаются зубов.

4. «Иголочка»,

(«Стрелочка»,

«Жало»).Ро т

о т к р ы т.

Уз к и й

напряженный язык выдвинут вперед.

5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в

нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. «Трубочка».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. «Грибок».Рот открыт.Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.

Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам

рта.

2. «Змейка».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед

и убрать в глубь рта.

3. «Качели».Рот

открыт.

Напряженным

языком

тянуться

к

носу

и

подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком

упереться то в одну, то в другую щеку.

5. «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести

между губами и зубами.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1. «Трусливый птенчик».Широко открывать и закрывать рот, так чтобы

тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины

двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается.

Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы».На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть

двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место,

на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на

«шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном

удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и

осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. «Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием

языка к подбородку.

5. «Сердитый

лев».Челюсть

опускается

вниз

с

максимальным

вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или

э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым

ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать

горло

тяжелой

жидкостью

(киселем,

соком

с

мякотью,

кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки "к", "г", т, д.

7. Подражать: стону, мычанию, свисту.

8. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением

сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

9. Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.

10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и-а".

Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.

Если

у

ребенка

нарушено

произношение

звуков,

то

необходимо

выполнять

только

те

упражнения,

которые

способствуют

выработки

правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.

В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его

кончик.

1. «Язычок силач» губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в

нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

с силой.

2. «Окошко» широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".

3.

«Чистим,

зубки»

улыбнуться,

открыть

рот

кончиком

языка

с

внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

4. Упражнение «Улыбочка».

Ц е л ь. Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки,

обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—

15 с.

5. Упражнение «Дудочка»

Цель.

Развивать

круговые

мышцы

губ.

Губы

сомкнуты

и

вытянуты

вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15

с. Детям старших и подготовительных групп уже проводят упражнения на

дифференциацию самых разных звуков. В подготовительной к школе группе

во

второй

половине

года

в

старшей

группе,

когда

у

детей

уже

сформировано

правильное

звукопроизношение)

для

артикуляционной

гимнастики

берут

упражнения

на

дифференциацию

различных

звуков

учетом последовательности развития ее у детей): а) гласных: и — у, э — о, и

— о, э — у, и — э, у — о; б) длительных и взрывных согласных: м — б, н —

г; в) носовых и сонорных: м — л, н — л; г) губных и язычных: б — д, ф — х;

д) взрывных и щелевых: б — в, к — х; е) переднеязычных и заднеязычных: с

— х, д — г.

Комплекс дыхательных упражнений.

Младшая группа.

Упражнение № 1. «Перекличка животных».

Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети

должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном

выдохе

произнести

соответствующее

звукоподражание.

Игра

оживляется,

если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит

на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на

длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Упражнение № 2. «Топор».

Дети

стоят.

Ноги

на

ширине

плеч,

руки

опущены,

и

пальцы

рук

сцеплены

“замком”.

Быстро

поднять

руки

-

вдох,

наклониться

вперед,

медленно

опуская

“тяжелый

топор”,

произнести

-

ух!

-

на

длительном

выдохе.

Упражнение № 3. «Ворона».

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через

стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!

Комплекс дыхательных упражнений. Средняя группа.

Упражнение № 1. «Поиграем животиками».

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В

положении

лежа

на

спине,

дети

кладут

руки

на

живот,

глубоко

вдыхают

-

при

этом

животик

надувается,

затем

выдыхают

-

животик

втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на

живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка

вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз -

как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети

выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя

движения живота руками.

Упражнение № 2. «Носик и ротик поучим дышать».

Артикуляционная гимнастика — комплекс

СЕНТЯБРЬ

1 – 2 недели

I. Спокойное открывание и закрывание глаз

II. 1. Упр. для губ:

«Улыбка» (губы сомкнуты, под счет растягивать губы)

Цель: Учить сильно растягивать губы, не размыкая их.

2. Упр. для языка:

«Лопатка»

(Вырабатывать

умение

удерживать

язык

в

спокойном

положении).

«Маятник»

(Добиваться

дифференцированного

движения

(работает только язык) .

3. Упр. на дыхание:

«Сдуй листочек» (вдох через нос, выдох через рот). (Вырабатывать

длительную целенаправленную струю) .

Усложнение на 2 неделе

Заменить упр. для губ.

«Улыбка» (Улыбаться, обнажив зубы, между зубами щель)

Цель: Учить обнажать зубы, оставляя между ними щель. Закрепить

умение сильно растягивать губы.

3 – 4 недели

I. Упр. на развитие мимики «Зажмурились от света».

II. 1. Упр. для губ: «Заборчик» (зубы сомкнуты, растягивание губ,

обнажая зубы) .

Цель: Совершенствовать умение обнажать верхние и нижние зубы.

2. Упр. для языка:

«Наказать непослушный язык»

Цель: Расслабление мышц языка.

«Иголочка»

Цель: Учить детей делать язык узким, удерживать в таком положении.

3. Упр. на дыхание:

«Сдуй бабочку»

Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю.

Усложнение на 2 неделе

Заменись упр. «Заборчик» на упр. «Улыбка»

Цель: Совершенствовать умение растягивало губы в улыбке, обнажая

зубы, продолжать учить оставлять между зубов щель.

ОКТЯБРЬ

1 – 2 недели

I. Упр. на развитие мимики «Живая шляпа» (круглые глаза)

II. Упр. для губ: «Трубочка» (губы вытянуты вперед, не сомкнуты)

Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, не смыкать.

2. Упр. для языка: «Постелька»

Цель: Учить детей держать расслабленный язык за нижними зубами.

«Маятник»

3. Упражнение на дыхание

«Чей шарик дальше улетит? »

Цель: Добиваться длительного направленного ротового выдоха.

III. Распевание гласного звука «У» (тихо, громко)

Усложнение на 2 неделе

1. Заменить упр. «Трубочка» на «Хоботок»

Цель: Совершенствовать умение вытягивать губы вперед в сомкнутом

виде.

2. Распевание гласных звуков «А», «У» (громко, тихо) .

3 – 4 недели

I. 1. Упр. на развитие мимики «Удивились»

II. 1. Упр. для губ «Бублик»

Цель: Учить детей фиксировать положение губ виде бублика.

2. Упр. для языка «Подъем языка за верхние зубы»

Цель: Упражнять детей в умении фиксировать широкий язык у верхних

зубов, удерживать рот в полуоткрытом состоянии.

«Чередование широкого и узкого языка»

Цель: Упражнять мышцы языка, не напрягать.

3. Упр. на дыхание: «Задуй свечу»

Цель: Упражнять в умении выполнять сильный резкий выдох.

III. Распевание гласных звуков «А», «У», «И» и звукосочетаний (громко,

тихо)

Усложнение на 2 неделе

I. Упр. для губ, чередование «Бублик», «Трубочка».

Цель: учить передавать артикуляционный уклад для губ.

Заменить III часть. Проговаривать:

УП-УП-УП – папа варит суп

ПА-ПА-ПА – мы увидели попа.

НОЯБРЬ

1 – 2 недели

I. Упр. на развитие мимики «Нахмурились» (брови слегка сведены к

переносице) .

II. 1. Упр. для губ «Пускание мыльных пузырей» (медленное смыкание –

размыкание губ) .

«Улыбка»

Цель:

Продолжать

вырабатывать

умение

удерживать

губы

в

улыбке,

обнажая зубы.

2. Упр. для языка «Дятел»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка,

умение делать кончик языка напряженным

Я по дереву стучу д-д-д

Червячка добыть хочу д-д-д

Хоть и скрылся под корой д-д-д,

Все равно он будет мой.

- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).

3. Упр. на дыхание: «Подуй на чай».

Цель: Отрабатывать длительную воздушную струю.

III. Игра «Эхо» (дети-громко, дети-тихо) .

Проговаривать:

Эп-эп-эп – пекарь выпекает хлеб.

Эпь-эпь-эпь- мы поедем в степь.

Усложнение на 2 неделе

1. Для губ: «Пускание мыльных пузырей» (учить убыстрять темп) .

2. Для языка: Заменить 2-е упр. на упр. «Горка»

Цель: Учить прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам.

3. Заменить III часть: Проговаривать

КО-КО-КО, курица кричит: «КО-КО»

КУ-КУ-КУ – сидит кукушка на суку.

3 – 4 недели

I. 1. Упр. на развитие мимики «Улыбнулись-нахмурились»

II. 1. Упр. для губ: «Рупор»

Цель: Учить детей, вытягивая губы вперед, несколько их выворачивать

до обнажения зубов.

2. Упр. для языка: «Постелька»

«Качели»

Цель:

Добиваться

дифференцированного

движения

органов

артикуляционного аппарата, (работает только язык). Вырабатывать подъем

языка.

3. Упр. на дыхание: «Чей пароход лучше гудит? »

Цель:

Добиваться

умения

направлять

воздушную

струю

посередине

языка.

III. Отчитывать:

Та-та-та, там увидели кота.

Ту-ту-ту, дали тортик мы коту.

От-от-от, только тортик не ест кот.

Усложнение на 4 неделе

1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)

Цель: Совершенствовать умение чередовать арт. уклад для губ.

2. Заменить III часть:

Отчитывать:

Ка-ка-ка, ка-ка-ка, вот течет река Ока.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке, ке-ке-ке, ловит рыбу на Оке.

ДЕКАБРЬ

1 – 2 неделя

I.Упр.

на

развитие

мимики:

«Удивились»,

«Нахмурились»,

«Улыбнулись»

II. 1. Упр. для губ: «Заборчик»

«Спокойное открывание и закрывание рта» (губы в положении улыбки) .

Цель: Учить детей медленному, плавному раскрыванию и закрыванию

рта.

2. Упр. для языка: «Киска сердится»

Цель: Упражнять в умении упирать кончик языка в нижние зубы, края

прижимать к коренным зубам.

«Лопатка»

Язык лопаткой положи и под счет его держи,

1, 2, 3, 4, 5 – язык надо расслаблять.

3. Упр. на дыхание: «Подуй на блинчик»

Цель: Упражнять в умении вырабатывать длительный выдох.

III. Отчитывать:

Ам-ам-ам – молока тебе не дам.

Му-му-му, молока кому?

Усложнение на 2 неделе

1. Упр. «Лопатка» заменить на упр. «Желобок»

Цель: Учить «скручивать» язычок, образуя желобок посередине.

2. Заменить III часть:

Отчитывать:

О-о, о-о, видим мы кино.

О-о, о-о, мы глядим в окно.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха, мы поймали петуха.

3 – 4 недели

I. Упр. на развитие мимики: «Соленый чай» (нам не вкусно) .

II. 1. Упр. для губ: «Жаба» (губы сомкнуть, подуть воздух под верхнюю

губу. Затем – под нижнюю. Затем – быстрое смыкание и размыкание губ.

Цель: Учить детей быстро управлять воздушной струей, тренировать

мышцы губ. Учить дифференцировать движения.

2. Упр. для языка: - «Желобок»

«Лопаточка»-«Иголочка» (в чередовании)

Цель: Упражнять детей в умении чередовать расслабление и напряжение

языка.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык иголочкой потом и потянем острием!

3. Упр. на дыхание: «Подуем в желобок»

Цель: Упражнять в умении формировать воздушную струю посередине

языка.

III. Отчитывать:

- Ха-ха-ха, ха-ха-ха, есть у нас два петуха.

- Хы-хы-хи, хы-хы-хи, все дерутся петухи.

- Ху-ху-ху, ху-ху-ху, клювы все у них в пуху.

Усложнение на 4 неделе

1. Заменить упр. «Жаба» на упр. «Улыбка»-«Хоботок» (чередование)

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я - хоботок есть у меня.

2. Заменить III часть:

- Са-са-са, са-са-са, в лесу бегает лиса.

- Си-си-си, си-си-си, в водоеме караси.

- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня!

ЯНВАРЬ

1 – 2 недели

I. Упр. на развитие мимики: «Улыбка» (встреча с другом)

II. Упр. для губ: - «Лягушки улыбаются»

Цель: Добиваться умения делать оскал зубов. Одновременно при этом

широко открывать глаза.

-Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам!

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

2. Упр. для языка: - «Чашечка»

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края

языка, удерживая форму чашечки.

«Дятел»

3. Упр. на дыхание: «Собачке жарко»

Цель: тренировать в быстром вдохе и выдохе через рот.

III. Отчитывать:

-За-за-за, за-за-за, здесь привязана коза.

- Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези.

- За-за-зя, за-за-зя, обезьянам здесь нельзя!

Усложнение на 2 неделе

1. «Чашечка в полости рта»

«Гриб»

Цель:

вырабатывать

подъем

языка

вверх,

растягивая

подъязычную

связку.

2. Заменить III часть

Отчитывать:

- Са-са-за, са-са-за, залезает в сад коза.

Под кустиком - сайка,

У кустика - зайка.

Будет ли зайка есть эту сайку?

3 – 4 недели

I. Упр. на развитие мимики «Обрадовались – огорчились»

II. 1. Упр. для губ: - «Покусывание верхними зубами нижней губы и

наоборот»

2. Упр. для языка – «Гриб»

На лесной опушке, где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, шляпка на макушке.

Наша Даша в лес пошла.

Наша Даша гриб нашла.

Вот и нет волнушки на лесной опушке!

«Змейка»

Цель: Вырабатывать умение оттягивать язык вглубь рта.

3. Упр. на дыхание – «Свеча»

Цель: тренировать интенсивный прерывистый выдох (фу -фу-фу) .

III. Отчитывать:

Ба-бя-ба, ба-бя-ба, мама, мама, вон труба!

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан!

Усложнение на 2 неделе

1. Чередовать «Покусывание губ» с упр. «Заборчик»

2. Добавить еще упр. для языка «Подуй на челку»

Цель:

Упражнять

у

умении

загибать

края

языка,

добиваясь

целенаправленной воздушной струи.

3. Заменить III часть:

Отчитывать:

Да-дя-да, да-дя-да, не ходи, Вадим, туда!

Дед Данила делил дыню!

Дольку - Диме, дольку - Дине!

ФЕВРАЛЬ

I. Упр. на развитие мимики: «Испугались-обрадовались».

II. 1. Упр. для губ: «Рупор»

Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, обнажая зубы.

2. Упр. для языка:

«Фокус»

Цель: Отрабатывать верхний подъем языка.

«Кошка лакает молоко»

Цель: Добиваться дифференцированного выполнения (работает только

язык)

«Гармошка»

Цель:

Вырабатывать

подъем

языка

вверх,

растягивая

подъязычную

связку.

На гармошке я играю, рот пошире открываю.

К небу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

3. Упр. на дыхание:

«Лягушка»

Цель: Тренировать прерывистый выдох (ква-ква-ква)

III. Отчитывать:

Га-гя-га, га-гя-га, у меня болит нога.

Га-га-га! Гогочет гусь.

Я семьей своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Все гляжу, не нагляжусь!

Усложнение на 2 неделе

1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)

Цель: Упражнять в умении четко выполнять упражнение, чередуя арт.

уклад.

2. Заменить III часть

Отчитывать:

Ки-ги-ги, ки-ги-ги, испекли мы пироги.

Га-ка-га, га-ка-га, Хочешь, Коля, пирога?

Гу-ку-гу, гу-ку-гу, есть их больше не могу!

3 – 4 неделя

1. Упр. на развитие мимики: «Забыл» (удивление, огорчение, печаль,

радость) .

II. 1. Упр. для губ: «Трубочка»

Губы сомкнуть, перемещать их вправо-влево.

Цель: Добиваться движения губ, а не челюсти.

2. Упр. для языка: «Индюшата»

Цель: Вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части.

Малышата-индюшата ножками топочут.

Весело болбочут: бл-бл-бл!

«Маляр»

Цель:

Вырабатывать

подъем

языка,

растягивая

подъязычную

связку.

Добиться плавного динамичного выполнения.

З. Упр. на дыхание: «Рыбки».

Цель: Тренировать быстрый вдох через рот и медленный выдох через

нос.

III. Отчитывать:

Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше - это утка в камыше.

Тише, мыши, кот на крыше.

Зашумите, он услышит.

Усложнение

1. Чередование упр. «Трубочка» - «Заборчик»

2. Заменить упр. «Маляр» на упр. «Гармошка»

3. Отчитывать:

Со-шо-со, со-шо-со, я пишу уж хорошо!

Су-шу-шу, су-шу-шу, все, что хочешь, напишу!

Шел Саша по шоссе.

Саша шапкой шишку сшиб.

МАРТ

1 – 2недели

I.

Упр.

на

развитие

мимики.

Произношение

фразы

«Скоро

мамин

праздник» (восклицательно, вопросительно, повествовательно)

Цель: Закрепить значение знаков: .,, , …

II. Упр. для губ:

«Рупор» - «Хоботок» (в чередовании)

Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной

арт. позы на другую.

З. Упр. для языка:

«Чищу зубы»

Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними и

верхними зубами.

Чисти зубы, чисти зубы и снаружи, и внутри.

Не болели чтоб они.

«Пиала»

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края

языка, удерживая форму чашечки.

Язык широкий положи, края приподними.

Получилась пиала, округленная она.

В рот её мы занесем и бока к рукам прижмем.

«Горка»

3. Упр. на дыхание: «Загляни в окошко»

Цель:

Тренировать

быстрый

сильный

выдох

через

рот.

Развивать

внимание.

III. Отчитывать:

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Ежи хороши и ужи хороши!

Да жаль, что не дружат ужи и ежи.

Усложнение на 2 неделе

I. Заменить упр. «Пиала» на упр. «Качели»

Цель: Вырабатывать умение менять положение языка с постепенным

ускорением темпа.

2. Отчитывать:

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Заржавел железный замок.

3 – 4 недели

I. Упр. на развитие мимики:

Шла Ульяна с огорода, повстречала там урода.

А урод стоит на палке с бородою из мочалки

-Кого

испугалась

Уля?

Покажите,

как

испугалась

Уля?

Изобразите

пугало. Ой, какое оно страшное!

II.1. Упр. для губ:

«Кролик» (зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята)

Цель:

Учить

дифференцированному

выполнению

движений

губ,

работает только верхняя губа.

2. Упр. для языка:

«Почистим нижние резцы»

Цель: Упражнять в умении производить движения кончиком языка снизу

вверх.

«Горка»

Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

Я расстаять ей велю, напрягаться не люблю!

Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.

«Птенчики» (рот широко открыт, широкий язык внизу) .

Цель:

Упражнять

в

умении

удерживать

широкий

язык

в

спокойном

положении при открытом рте.

3. Упр. на дыхание:

«Чья синичка дольше пропоет? » (на одном выдохе: ц-ц-ц-ц.)

III. Отчитывать:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Усложнение на 4 неделе

1. Заменить упр. «Горка» на упр. «Испечем блинчик»

2. Упр. «Кролик»-«3аборчик» (В чередовании) .

3. Отчитывать:

На тачке возят кирпичи для дачки.

Грачи грачатам кричат.

Грачи берегут грачат.

У бычка два бочка да у овечки два бочка.

У овечки и бычка четыре черненьких бочка.

АПРЕЛЬ

1 – 2 недели

I. Упр. на развитие мимики: «Мы охотники»

У

нас

в

руках

фото-ружье.

Выслеживаем

барса,

фотографируем

верблюда, испугались зубра. Удивились, увидев павлина.

II. 1. Упр. для губ:

«Бублик» (зубы сомкнуты)

Цель: Учить округлять губы при сомкнутых зубах.

2. Упр. для языка:

«Качели»

Цель: Упражнять в умении фиксировать кончик языка в положении за

верхними и нижними резцами.

«Чашечка» (завести за верхние зубы, зафиксировать – «выпили чай»)

«Вкусное варенье».

3. Упр. на дыхание:

«Свеча»

Цель: Добиваться длительного, ровного, медленного выдоха.

III. Отчитывать:

Сказала тетя: «Фи, футбол! »

Сказала мама: «Фу, Футбол»

Сестра сказала: «Ну, футбол! »

А я ответил: «Во! Футбол! » (Т. Сапгир)

Усложнение на 2 неделе

1. «Бублик» - «Хоботок» (В чередовании)

2. Упр. на дыхание:

«Свеча»

Цель: Отрабатывать интенсивный прерывистый выдох. (фу-фу-фу)

3. Отчитывать:

Щеткой не чистят ночные сорочки,

Щеткой не чистят чулки и платочки!

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока!

У щучки чешуя, а у чушки щетинка.

3 -4 недели

I. Упр. на развитие мимики: «Ласковый котенок просит молочко»

«Цыпленок,

который

хотел

запеть,

как

петух,

но

у

него

ничего

не

получалось.

II. Упр. для губ:

«Улыбка» - «Хоботок» (в чередовании)

Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной

артикуляционной позы на другую.

2. Упр. для языка:

«Часики»

Цель:

Учить

дифференцированному

движению

языка

(челюсть

неподвижна) .

«Блинчик»

Цель:

Совершенствовать

умение

удерживать

широкий

язык

в

расслабленном положении.

«Змейка»

3. Упр. на дыхание:

«Пароход гудит» (кончик языка касается горлышка бутылька)

Цель: Добиваться длительного плавного сильного выдоха.

III. Отчитывать:

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Синица у водицы,

А синичка над водичкой

Усложнение на 4 неделе

1. Упр. для губ:

«Улыбка» - «Трубочка»

Заменить упр. «Блинчик» на упр. «Гармошка»

2. Отчитывать.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!