Автор: Якименко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №76"
Населённый пункт: г. Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека комплексов артикуляционной гимнастики в средней группе"
Раздел: дошкольное образование
Приложение 2.1.2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 76 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» г. СЫКТЫВКАРА
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 76
общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Карнилова О.Е.________________________
Картотека комплексов артикуляционной гимнастики
Составила: Якименко Е.А.
Сыктывкар, 2017
Артикуляционная гимнастика — это совокупность особых, с определенной целью
подобранных
упражнений,
способствующих
укреплению
мышц
артикуляционного
аппарата
и
развитию
силы,
ловкости
и
дифференцированности
движений
данного
органа. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно.
Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в
результате
которых
образуются
звуки,
составляющие
фонетическую
систему
данного
языка
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Проводить
артикуляционную
гимнастику
надо
ежедневно,
чтобы
вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились
более прочными.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от более простых упражнений к
более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную
гимнастику
выполняют
сидя,
так
как
в
таком
положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в
спокойном положении.
Сначала
при
выполнении
детьми
упражнений
наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными
навыками,
поэтому
подход
воспитателя
должен
быть
индивидуальным.
Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может
привести к отказу выполнять движение.
Цель
артикуляционной
гимнастики:
выработка
полноценных
движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков.
Условия по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не
следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо
соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений
к
более
сложным
упражнениям.
Проводить
их
лучше
эмоционально,
в
игровой форме.
6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только
одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых
упражнений,
лучше
отрабатывать
старый
материал.
Для
его
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком
положении
у
ребенка
прямая
спина,
тело
не
напряжено,
руки
и
ноги
находятся в спокойном положении.
8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы
самостоятельно
контролировать
правильность
выполнения
упражнений.
Поэтому
ребенок
и
взрослый
во
время
проведения
артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Также
ребенок
может
воспользоваться
небольшим
ручным
зеркалом
(примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка
лицом к нему.
9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
1.
Взрослый
рассказывает
о
предстоящем
упражнении,
используя
игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также
важно
следить,
чтобы
движения
каждого
органа
артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему -
шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
5.
Для
того
чтобы
ребенок
нашел
правильное
положение
языка,
например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-
то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений
творчески.
Сначала
при
выполнении
детьми
упражнений
наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной
моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения,
направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Упражнения для губ.
1. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.
4. "Бублик",
"Рупор" -
Зубы
сомкнуты.
Губы
округлены
и
чуть
вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. "Трубочка",
"Бублик",
"Улыбка",
"Хоботок" -
Чередование
положений губ.
6. "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает
верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ:
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы
зубами.
2.
«Улыбка-трубочка».
Вытянуть
вперед
губы
трубочкой,
затем
растянуть губы в улыбку.
3.
«Пятачок».Вытянутые
трубочкой
губы
двигать
вправо-влево,
вращать по кругу.
4.
«Рыбки
разговаривают».Хлопать
губами
друг
о
д ру г а
(произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцам и указательными пальцами одной руки
верхнюю
губу
за
носогубную
складку
и
двумя
пальцами
другой
руки
нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6.
Щеки
сильно
втянуть
внутрь,
а
потом
резко
открыть
рот.
Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался
характерный звук «поцелуя».
7. «Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы
были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы
вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8.
«Недовольная
лошадка».Поток
выдыхаемого
воздуха
легко
и
активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,
похожий на фырканье лошади.
9.
Рот
широко
открыт,
губы
втягиваются
внутрь
рта,
плотно
прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые.
Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом
нарисовать круг (квадрат).
Удерживать
губами
марлевую
салфетку
–
взрослый
пытается
ее
выдернуть.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.
«Сытый
хомячок».
Надуть
обе
щеки,
потом
надувать
щеки
поочередно.
3. «Голодный хомячок.» Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего
воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка.
1. «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой
полости.
2. «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на
нижней губе.
3. «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого
языка подняты, но не касаются зубов.
4. «Иголочка»,
(«Стрелочка»,
«Жало»).Ро т
о т к р ы т.
Уз к и й
напряженный язык выдвинут вперед.
5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в
нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. «Трубочка».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. «Грибок».Рот открыт.Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.
Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам
рта.
2. «Змейка».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед
и убрать в глубь рта.
3. «Качели».Рот
открыт.
Напряженным
языком
тянуться
к
носу
и
подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком
упереться то в одну, то в другую щеку.
5. «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести
между губами и зубами.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
1. «Трусливый птенчик».Широко открывать и закрывать рот, так чтобы
тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины
двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается.
Упражнение выполняется ритмично.
2. «Акулы».На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть
двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место,
на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на
«шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном
удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и
осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. «Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием
языка к подбородку.
5. «Сердитый
лев».Челюсть
опускается
вниз
с
максимальным
вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или
э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым
ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать
горло
тяжелой
жидкостью
(киселем,
соком
с
мякотью,
кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки "к", "г", т, д.
7. Подражать: стону, мычанию, свисту.
8. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением
сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
9. Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.
10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и-а".
Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.
Если
у
ребенка
нарушено
произношение
звуков,
то
необходимо
выполнять
только
те
упражнения,
которые
способствуют
выработки
правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.
В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его
кончик.
1. «Язычок силач» губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в
нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
с силой.
2. «Окошко» широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".
3.
«Чистим,
зубки»
улыбнуться,
открыть
рот
кончиком
языка
с
внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
4. Упражнение «Улыбочка».
Ц е л ь. Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки,
обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—
15 с.
5. Упражнение «Дудочка»
Цель.
Развивать
круговые
мышцы
губ.
Губы
сомкнуты
и
вытянуты
вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15
с. Детям старших и подготовительных групп уже проводят упражнения на
дифференциацию самых разных звуков. В подготовительной к школе группе
(и
во
второй
половине
года
в
старшей
группе,
когда
у
детей
уже
сформировано
правильное
звукопроизношение)
для
артикуляционной
гимнастики
берут
упражнения
на
дифференциацию
различных
звуков
(с
учетом последовательности развития ее у детей): а) гласных: и — у, э — о, и
— о, э — у, и — э, у — о; б) длительных и взрывных согласных: м — б, н —
г; в) носовых и сонорных: м — л, н — л; г) губных и язычных: б — д, ф — х;
д) взрывных и щелевых: б — в, к — х; е) переднеязычных и заднеязычных: с
— х, д — г.
Комплекс дыхательных упражнений.
Младшая группа.
Упражнение № 1. «Перекличка животных».
Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети
должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном
выдохе
произнести
соответствующее
звукоподражание.
Игра
оживляется,
если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит
на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на
длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.
Упражнение № 2. «Топор».
Дети
стоят.
Ноги
на
ширине
плеч,
руки
опущены,
и
пальцы
рук
сцеплены
“замком”.
Быстро
поднять
руки
-
вдох,
наклониться
вперед,
медленно
опуская
“тяжелый
топор”,
произнести
-
ух!
-
на
длительном
выдохе.
Упражнение № 3. «Ворона».
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через
стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!
Комплекс дыхательных упражнений. Средняя группа.
Упражнение № 1. «Поиграем животиками».
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
В
положении
лежа
на
спине,
дети
кладут
руки
на
живот,
глубоко
вдыхают
-
при
этом
животик
надувается,
затем
выдыхают
-
животик
втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на
живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка
вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз -
как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети
выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя
движения живота руками.
Упражнение № 2. «Носик и ротик поучим дышать».
Артикуляционная гимнастика — комплекс
СЕНТЯБРЬ
1 – 2 недели
I. Спокойное открывание и закрывание глаз
II. 1. Упр. для губ:
«Улыбка» (губы сомкнуты, под счет растягивать губы)
Цель: Учить сильно растягивать губы, не размыкая их.
2. Упр. для языка:
«Лопатка»
(Вырабатывать
умение
удерживать
язык
в
спокойном
положении).
«Маятник»
(Добиваться
дифференцированного
движения
(работает только язык) .
3. Упр. на дыхание:
«Сдуй листочек» (вдох через нос, выдох через рот). (Вырабатывать
длительную целенаправленную струю) .
Усложнение на 2 неделе
Заменить упр. для губ.
«Улыбка» (Улыбаться, обнажив зубы, между зубами щель)
Цель: Учить обнажать зубы, оставляя между ними щель. Закрепить
умение сильно растягивать губы.
3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики «Зажмурились от света».
II. 1. Упр. для губ: «Заборчик» (зубы сомкнуты, растягивание губ,
обнажая зубы) .
Цель: Совершенствовать умение обнажать верхние и нижние зубы.
2. Упр. для языка:
«Наказать непослушный язык»
Цель: Расслабление мышц языка.
«Иголочка»
Цель: Учить детей делать язык узким, удерживать в таком положении.
3. Упр. на дыхание:
«Сдуй бабочку»
Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю.
Усложнение на 2 неделе
Заменись упр. «Заборчик» на упр. «Улыбка»
Цель: Совершенствовать умение растягивало губы в улыбке, обнажая
зубы, продолжать учить оставлять между зубов щель.
ОКТЯБРЬ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики «Живая шляпа» (круглые глаза)
II. Упр. для губ: «Трубочка» (губы вытянуты вперед, не сомкнуты)
Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, не смыкать.
2. Упр. для языка: «Постелька»
Цель: Учить детей держать расслабленный язык за нижними зубами.
«Маятник»
3. Упражнение на дыхание
«Чей шарик дальше улетит? »
Цель: Добиваться длительного направленного ротового выдоха.
III. Распевание гласного звука «У» (тихо, громко)
Усложнение на 2 неделе
1. Заменить упр. «Трубочка» на «Хоботок»
Цель: Совершенствовать умение вытягивать губы вперед в сомкнутом
виде.
2. Распевание гласных звуков «А», «У» (громко, тихо) .
3 – 4 недели
I. 1. Упр. на развитие мимики «Удивились»
II. 1. Упр. для губ «Бублик»
Цель: Учить детей фиксировать положение губ виде бублика.
2. Упр. для языка «Подъем языка за верхние зубы»
Цель: Упражнять детей в умении фиксировать широкий язык у верхних
зубов, удерживать рот в полуоткрытом состоянии.
«Чередование широкого и узкого языка»
Цель: Упражнять мышцы языка, не напрягать.
3. Упр. на дыхание: «Задуй свечу»
Цель: Упражнять в умении выполнять сильный резкий выдох.
III. Распевание гласных звуков «А», «У», «И» и звукосочетаний (громко,
тихо)
Усложнение на 2 неделе
I. Упр. для губ, чередование «Бублик», «Трубочка».
Цель: учить передавать артикуляционный уклад для губ.
Заменить III часть. Проговаривать:
УП-УП-УП – папа варит суп
ПА-ПА-ПА – мы увидели попа.
НОЯБРЬ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики «Нахмурились» (брови слегка сведены к
переносице) .
II. 1. Упр. для губ «Пускание мыльных пузырей» (медленное смыкание –
размыкание губ) .
«Улыбка»
Цель:
Продолжать
вырабатывать
умение
удерживать
губы
в
улыбке,
обнажая зубы.
2. Упр. для языка «Дятел»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка,
умение делать кончик языка напряженным
Я по дереву стучу д-д-д
Червячка добыть хочу д-д-д
Хоть и скрылся под корой д-д-д,
Все равно он будет мой.
- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).
3. Упр. на дыхание: «Подуй на чай».
Цель: Отрабатывать длительную воздушную струю.
III. Игра «Эхо» (дети-громко, дети-тихо) .
Проговаривать:
Эп-эп-эп – пекарь выпекает хлеб.
Эпь-эпь-эпь- мы поедем в степь.
Усложнение на 2 неделе
1. Для губ: «Пускание мыльных пузырей» (учить убыстрять темп) .
2. Для языка: Заменить 2-е упр. на упр. «Горка»
Цель: Учить прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам.
3. Заменить III часть: Проговаривать
КО-КО-КО, курица кричит: «КО-КО»
КУ-КУ-КУ – сидит кукушка на суку.
3 – 4 недели
I. 1. Упр. на развитие мимики «Улыбнулись-нахмурились»
II. 1. Упр. для губ: «Рупор»
Цель: Учить детей, вытягивая губы вперед, несколько их выворачивать
до обнажения зубов.
2. Упр. для языка: «Постелька»
«Качели»
Цель:
Добиваться
дифференцированного
движения
органов
артикуляционного аппарата, (работает только язык). Вырабатывать подъем
языка.
3. Упр. на дыхание: «Чей пароход лучше гудит? »
Цель:
Добиваться
умения
направлять
воздушную
струю
посередине
языка.
III. Отчитывать:
Та-та-та, там увидели кота.
Ту-ту-ту, дали тортик мы коту.
От-от-от, только тортик не ест кот.
Усложнение на 4 неделе
1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)
Цель: Совершенствовать умение чередовать арт. уклад для губ.
2. Заменить III часть:
Отчитывать:
Ка-ка-ка, ка-ка-ка, вот течет река Ока.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, там рыбак недалеко.
Ке-ке-ке, ке-ке-ке, ловит рыбу на Оке.
ДЕКАБРЬ
1 – 2 неделя
I.Упр.
на
развитие
мимики:
«Удивились»,
«Нахмурились»,
«Улыбнулись»
II. 1. Упр. для губ: «Заборчик»
«Спокойное открывание и закрывание рта» (губы в положении улыбки) .
Цель: Учить детей медленному, плавному раскрыванию и закрыванию
рта.
2. Упр. для языка: «Киска сердится»
Цель: Упражнять в умении упирать кончик языка в нижние зубы, края
прижимать к коренным зубам.
«Лопатка»
Язык лопаткой положи и под счет его держи,
1, 2, 3, 4, 5 – язык надо расслаблять.
3. Упр. на дыхание: «Подуй на блинчик»
Цель: Упражнять в умении вырабатывать длительный выдох.
III. Отчитывать:
Ам-ам-ам – молока тебе не дам.
Му-му-му, молока кому?
Усложнение на 2 неделе
1. Упр. «Лопатка» заменить на упр. «Желобок»
Цель: Учить «скручивать» язычок, образуя желобок посередине.
2. Заменить III часть:
Отчитывать:
О-о, о-о, видим мы кино.
О-о, о-о, мы глядим в окно.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха, мы поймали петуха.
3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Соленый чай» (нам не вкусно) .
II. 1. Упр. для губ: «Жаба» (губы сомкнуть, подуть воздух под верхнюю
губу. Затем – под нижнюю. Затем – быстрое смыкание и размыкание губ.
Цель: Учить детей быстро управлять воздушной струей, тренировать
мышцы губ. Учить дифференцировать движения.
2. Упр. для языка: - «Желобок»
«Лопаточка»-«Иголочка» (в чередовании)
Цель: Упражнять детей в умении чередовать расслабление и напряжение
языка.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык иголочкой потом и потянем острием!
3. Упр. на дыхание: «Подуем в желобок»
Цель: Упражнять в умении формировать воздушную струю посередине
языка.
III. Отчитывать:
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха, есть у нас два петуха.
- Хы-хы-хи, хы-хы-хи, все дерутся петухи.
- Ху-ху-ху, ху-ху-ху, клювы все у них в пуху.
Усложнение на 4 неделе
1. Заменить упр. «Жаба» на упр. «Улыбка»-«Хоботок» (чередование)
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я - хоботок есть у меня.
2. Заменить III часть:
- Са-са-са, са-са-са, в лесу бегает лиса.
- Си-си-си, си-си-си, в водоеме караси.
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня!
ЯНВАРЬ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Улыбка» (встреча с другом)
II. Упр. для губ: - «Лягушки улыбаются»
Цель: Добиваться умения делать оскал зубов. Одновременно при этом
широко открывать глаза.
-Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам!
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
2. Упр. для языка: - «Чашечка»
Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края
языка, удерживая форму чашечки.
«Дятел»
3. Упр. на дыхание: «Собачке жарко»
Цель: тренировать в быстром вдохе и выдохе через рот.
III. Отчитывать:
-За-за-за, за-за-за, здесь привязана коза.
- Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези.
- За-за-зя, за-за-зя, обезьянам здесь нельзя!
Усложнение на 2 неделе
1. «Чашечка в полости рта»
«Гриб»
Цель:
вырабатывать
подъем
языка
вверх,
растягивая
подъязычную
связку.
2. Заменить III часть
Отчитывать:
- Са-са-за, са-са-за, залезает в сад коза.
Под кустиком - сайка,
У кустика - зайка.
Будет ли зайка есть эту сайку?
3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики «Обрадовались – огорчились»
II. 1. Упр. для губ: - «Покусывание верхними зубами нижней губы и
наоборот»
2. Упр. для языка – «Гриб»
На лесной опушке, где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка, шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла.
Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки на лесной опушке!
«Змейка»
Цель: Вырабатывать умение оттягивать язык вглубь рта.
3. Упр. на дыхание – «Свеча»
Цель: тренировать интенсивный прерывистый выдох (фу -фу-фу) .
III. Отчитывать:
Ба-бя-ба, ба-бя-ба, мама, мама, вон труба!
Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан!
Усложнение на 2 неделе
1. Чередовать «Покусывание губ» с упр. «Заборчик»
2. Добавить еще упр. для языка «Подуй на челку»
Цель:
Упражнять
у
умении
загибать
края
языка,
добиваясь
целенаправленной воздушной струи.
3. Заменить III часть:
Отчитывать:
Да-дя-да, да-дя-да, не ходи, Вадим, туда!
Дед Данила делил дыню!
Дольку - Диме, дольку - Дине!
ФЕВРАЛЬ
I. Упр. на развитие мимики: «Испугались-обрадовались».
II. 1. Упр. для губ: «Рупор»
Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, обнажая зубы.
2. Упр. для языка:
«Фокус»
Цель: Отрабатывать верхний подъем языка.
«Кошка лакает молоко»
Цель: Добиваться дифференцированного выполнения (работает только
язык)
«Гармошка»
Цель:
Вырабатывать
подъем
языка
вверх,
растягивая
подъязычную
связку.
На гармошке я играю, рот пошире открываю.
К небу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
3. Упр. на дыхание:
«Лягушка»
Цель: Тренировать прерывистый выдох (ква-ква-ква)
III. Отчитывать:
Га-гя-га, га-гя-га, у меня болит нога.
Га-га-га! Гогочет гусь.
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу, не нагляжусь!
Усложнение на 2 неделе
1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)
Цель: Упражнять в умении четко выполнять упражнение, чередуя арт.
уклад.
2. Заменить III часть
Отчитывать:
Ки-ги-ги, ки-ги-ги, испекли мы пироги.
Га-ка-га, га-ка-га, Хочешь, Коля, пирога?
Гу-ку-гу, гу-ку-гу, есть их больше не могу!
3 – 4 неделя
1. Упр. на развитие мимики: «Забыл» (удивление, огорчение, печаль,
радость) .
II. 1. Упр. для губ: «Трубочка»
Губы сомкнуть, перемещать их вправо-влево.
Цель: Добиваться движения губ, а не челюсти.
2. Упр. для языка: «Индюшата»
Цель: Вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части.
Малышата-индюшата ножками топочут.
Весело болбочут: бл-бл-бл!
«Маляр»
Цель:
Вырабатывать
подъем
языка,
растягивая
подъязычную
связку.
Добиться плавного динамичного выполнения.
З. Упр. на дыхание: «Рыбки».
Цель: Тренировать быстрый вдох через рот и медленный выдох через
нос.
III. Отчитывать:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше - это утка в камыше.
Тише, мыши, кот на крыше.
Зашумите, он услышит.
Усложнение
1. Чередование упр. «Трубочка» - «Заборчик»
2. Заменить упр. «Маляр» на упр. «Гармошка»
3. Отчитывать:
Со-шо-со, со-шо-со, я пишу уж хорошо!
Су-шу-шу, су-шу-шу, все, что хочешь, напишу!
Шел Саша по шоссе.
Саша шапкой шишку сшиб.
МАРТ
1 – 2недели
I.
Упр.
на
развитие
мимики.
Произношение
фразы
«Скоро
мамин
праздник» (восклицательно, вопросительно, повествовательно)
Цель: Закрепить значение знаков: .,, , …
II. Упр. для губ:
«Рупор» - «Хоботок» (в чередовании)
Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной
арт. позы на другую.
З. Упр. для языка:
«Чищу зубы»
Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними и
верхними зубами.
Чисти зубы, чисти зубы и снаружи, и внутри.
Не болели чтоб они.
«Пиала»
Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края
языка, удерживая форму чашечки.
Язык широкий положи, края приподними.
Получилась пиала, округленная она.
В рот её мы занесем и бока к рукам прижмем.
«Горка»
3. Упр. на дыхание: «Загляни в окошко»
Цель:
Тренировать
быстрый
сильный
выдох
через
рот.
Развивать
внимание.
III. Отчитывать:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ежи хороши и ужи хороши!
Да жаль, что не дружат ужи и ежи.
Усложнение на 2 неделе
I. Заменить упр. «Пиала» на упр. «Качели»
Цель: Вырабатывать умение менять положение языка с постепенным
ускорением темпа.
2. Отчитывать:
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Заржавел железный замок.
3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики:
Шла Ульяна с огорода, повстречала там урода.
А урод стоит на палке с бородою из мочалки
-Кого
испугалась
Уля?
Покажите,
как
испугалась
Уля?
Изобразите
пугало. Ой, какое оно страшное!
II.1. Упр. для губ:
«Кролик» (зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята)
Цель:
Учить
дифференцированному
выполнению
движений
губ,
работает только верхняя губа.
2. Упр. для языка:
«Почистим нижние резцы»
Цель: Упражнять в умении производить движения кончиком языка снизу
вверх.
«Горка»
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Я расстаять ей велю, напрягаться не люблю!
Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.
«Птенчики» (рот широко открыт, широкий язык внизу) .
Цель:
Упражнять
в
умении
удерживать
широкий
язык
в
спокойном
положении при открытом рте.
3. Упр. на дыхание:
«Чья синичка дольше пропоет? » (на одном выдохе: ц-ц-ц-ц.)
III. Отчитывать:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Усложнение на 4 неделе
1. Заменить упр. «Горка» на упр. «Испечем блинчик»
2. Упр. «Кролик»-«3аборчик» (В чередовании) .
3. Отчитывать:
На тачке возят кирпичи для дачки.
Грачи грачатам кричат.
Грачи берегут грачат.
У бычка два бочка да у овечки два бочка.
У овечки и бычка четыре черненьких бочка.
АПРЕЛЬ
1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Мы охотники»
У
нас
в
руках
фото-ружье.
Выслеживаем
барса,
фотографируем
верблюда, испугались зубра. Удивились, увидев павлина.
II. 1. Упр. для губ:
«Бублик» (зубы сомкнуты)
Цель: Учить округлять губы при сомкнутых зубах.
2. Упр. для языка:
«Качели»
Цель: Упражнять в умении фиксировать кончик языка в положении за
верхними и нижними резцами.
«Чашечка» (завести за верхние зубы, зафиксировать – «выпили чай»)
«Вкусное варенье».
3. Упр. на дыхание:
«Свеча»
Цель: Добиваться длительного, ровного, медленного выдоха.
III. Отчитывать:
Сказала тетя: «Фи, футбол! »
Сказала мама: «Фу, Футбол»
Сестра сказала: «Ну, футбол! »
А я ответил: «Во! Футбол! » (Т. Сапгир)
Усложнение на 2 неделе
1. «Бублик» - «Хоботок» (В чередовании)
2. Упр. на дыхание:
«Свеча»
Цель: Отрабатывать интенсивный прерывистый выдох. (фу-фу-фу)
3. Отчитывать:
Щеткой не чистят ночные сорочки,
Щеткой не чистят чулки и платочки!
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока!
У щучки чешуя, а у чушки щетинка.
3 -4 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Ласковый котенок просит молочко»
«Цыпленок,
который
хотел
запеть,
как
петух,
но
у
него
ничего
не
получалось.
II. Упр. для губ:
«Улыбка» - «Хоботок» (в чередовании)
Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной
артикуляционной позы на другую.
2. Упр. для языка:
«Часики»
Цель:
Учить
дифференцированному
движению
языка
(челюсть
неподвижна) .
«Блинчик»
Цель:
Совершенствовать
умение
удерживать
широкий
язык
в
расслабленном положении.
«Змейка»
3. Упр. на дыхание:
«Пароход гудит» (кончик языка касается горлышка бутылька)
Цель: Добиваться длительного плавного сильного выдоха.
III. Отчитывать:
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Синица у водицы,
А синичка над водичкой
Усложнение на 4 неделе
1. Упр. для губ:
«Улыбка» - «Трубочка»
Заменить упр. «Блинчик» на упр. «Гармошка»
2. Отчитывать.