Напоминание

"Милосердие как фундамент духовно-нравственного воспитания"


Автор: Марченкова Людмила Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская СШ"
Населённый пункт: с. Первомайсий, Смоленская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Милосердие как фундамент духовно-нравственного воспитания"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад «Милосердие как фундамент духовно-

нравственного воспитания»

«Люди,

как

реки…»,

-

говорил

Л.Н.

Толстой,

подчеркивая

этим

сравнением

многогранность

и

сложность

человеческой

личности,

изменчивость и непрерывное движение, развитие, «текучесть» внутренней

жизни людей.

Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному своему

состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного

жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек попадает

в различные ситуации, и не всегда они такие, как нам хотелось бы, но жизнь

длится не один день, и это естественно. Но важно в любой ситуации не

ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А

главное – не видеть во всех людях врагов. Некоторые недостатки порождаем

мы сами и тоже этого не замечаем. Нужно научиться любить мир таким,

каков он есть. Не уходить внутрь себя, а жить – полноценно, радостно и

счастливо.

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, разрушаются нравственные

ориентиры,

когда

деформация

личности

молодого

человека,

не

различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего в

плену ложных ценностей, приобрела угрожающий характер, очень важно

обратиться к потенциалу нашей литературы, которая силой художественного

слова призвана очищать и облагораживать человека.

Сегодня нам всем очень важно поменять оценочную шкалу, изменить

сложившуюся

в

последние

триста

пятьсот

лет

систему

ценностей

и

вернуться

к

Великим

истинам

православия.

Именно

вернуть

и

вдохнуть

новую

жизнь

в

систему

традиционных

православных

русско-славянских

ценностей. Тех ценностей, на основе которых веками созидались общества и

государства, росли и множились народы. Иначе говоря, вернуть в нашу жизнь

Истину,

провозглашенную

когда-то

Творцом.

И

если

наука,

с

помощью

человека,

вернется

на

путь

Истины,

то

и

сама

наука,

и

сам

человек

неожиданно, а вернее, закономерно откроет для себя безграничные просторы

познания и понимания главного, что только и должен знать и понимать

человек, - смысла жизни. Еще в VI веке до нашей эры знаменитый Гераклит

Эфесский

говорил:

«Многознание

уму

не

научает…»

А

апостол

Павел

переосмыслил эту истину в христианском духе: «Мудрость мира сего есть

безумие перед Богом…»

Но

мы

нынче

живем

в

удивительное

время!

Сегодня,

при

всех

существующих

в

России

тягостях

и

разлившихся

по

нашим

просторам

страданиях, возник уникальный исторический момент, когда наука и вера,

литература и вера только расходились, разрывая Святоносную силу Слова.

Нынче мы можем вернуть Слову его истинный смысл, можем соединить веру

и

науку,

веру

и

литературу,

веру

и

нашу

жизнь.

Эта

настоятельная

потребность

уже

понята

обществом,

пусть

еще

не

всеми,

но

многими.

Подобная работа идет в науке, в образовании, в журналистике. Эти идеи

нынче

оказались

близки

и

отдельным

государственным

деятелям,

как

федерального, так и областного и районного масштабов. И это очень важно,

ведь выстраивая, по крупицам, по бревнышку собирая наш общий русский

духовный дом, мы выстраиваем и собственные души.

В самые страшные минуты войн, разрушений и катастроф мир спасало

милосердие. Милосердие можно определить как милое сердцу, деликатное

проявление души человека. Это слово включает в себя такие понятия, как:

- приветливость; - отдача;

- забота; - доброта;

- внимание; - пожертвование;

- искренность; - нравственность;

- открытость; - духовность.

«Милосердие»,

«милость»,

«милостыня»…

Не

зря

эти

слова

одного

корня, во всех них общее значение – милость к людям. Жизнь, история дает

нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви к ближнему.

Вспомним великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского

императора Николая Второго, и его супругу, великую княгиню Елизавету

Федоровну. Сергей Александрович погиб от взрыва бомбы террориста в 1905

году.

В

это

время

Елизавета

Федоровна

(ныне

канонизированная

Православной Церковью святая мученица) находилась в Кремле. Узнав о

случившемся, она тут же поехала на место злодеяния. Бомба террориста

Каляева разорвала великого князя на части.

Когда Елизавета Федоровна подъехала, убийца уже был схвачен, у места

происшествия собралась толпа. Княгиня без крика и слез начала собирать

останки мужа и класть их на носилки. В течение еще нескольких дней после

взрыва находили части тела великого князя, а его сердце обнаружили на

крыше

ближайшего

здания.

Москва

была

поражена

совершенным

злодейством. Каляева посадили в тюрьму.

Во время взрыва пострадал кучер Ефим, которого сразу же отправили в

больницу. Елизавета Федоровна, спрятав глубоко в сердце свою личную

трагедию, помогла смягчить трагедию другого. Возвратясь после отпевания

мужа, совершенного в Чудовом монастыре в Кремле, она сменила траурное

черное платье на голубое и поехала сразу в больницу. Она сделала это

специально, чтобы слуга умер спокойно, уверенный в том, что великий князь

спасся. В дальнейшем великая княгиня побеспокоилась и о семье погибшего.

Забота и милосердие проявились у нее и к убийце мужа. Елизавета

Федоровна подала прошение царю о том, чтобы фанатика оставили в живых.

Она сама пришла к нему в тюрьму и просила его покаяться. Без злобы, без

ненависти, а с чувством глубокого милосердия и добра она говорила: «Он не

ведал, что творил». Это ли не доказательство любви к людям, и даже к своим

врагам?

После

смерти

мужа

вдова,

бывшая

принцесса,

продала

все

свои

драгоценности

и

на

полученные

средства

устроила

Марфо-Мариинскую

обитель. Вся ее дальнейшая жизнь превратилась в подвиг самопожертвования

и любви к несчастным и нуждающимся.

Понять

и

простить…

Что

такое

прощение?

Что

значит

простить?

Простить

значит

забыть

о

душевной

ране,

боли,

нанесенной

тебе

человеком. Почему одни могут простить сразу, а другим нужно время? И

возникают вопросы уже не к героям, а к самим себе: умеем ли мы прощать?

Что помогает или мешает нам прощать? Какова цена нравственной чистоты

человека?

Мы живем страдая и любя,

Но живем совсем не для себя!

Чувство

милосердия

врожденное,

оно

дается

нам

вместе

с

душой.

Изъять

милосердие

значит

лишить

человека

одного

из

важнейших

проявлений

нравственности.

Мир

разноязычен,

но

все

люди

одинаково

плачут

и

одинаково

смеются,

все

одинаково

нуждаются

в

человеческом

участии. Д. Гранин вспоминает, как однажды он попал в больницу с травмой.

От боли он долго не спал по ночам. Он бродил по коридорам, заставленным

койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь больным. И вот

однажды подозвала его к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом.

Пожаловалась,

что

страшно

ей,

заговорила

про

своих

близких,

которые

далеко,

про

свою

трудную,

ныне

одинокую

жизнь.

Взяла

его

за

руку.

Замолчала. Писатель думал, что заснула, а она умерла.

Д.

Гранин,

навидавшийся

на

фронте

множество

разных

смертей,

говорил, что эта – потрясла его, глубоко ранила душу. Чужого, неважно кого,

позвала

эта

женщина,

томясь

от

одиночества

перед

лицом

смерти.

Невыносимое,

должно

быть,

чувство.

Наказание

страшное,

-

за

что

неизвестно.

Не

стыд

ли

это,

не

позор

и

вина

наша

всеобщая?

Сколько

одиноких,

оставленных,

забытых

людей,

чувствующих

себя

никому

ненужными, умирает вот так в заброшенности! Одиноких по вине родных,

близких, детей, сложившихся жизненных обстоятельств… Одиноких среди

людей! А ведь им нужно совсем мало: простое доброе слово, приветливый

взгляд, сердечное тепло, то, что мы называем милосердием. Одинокие люди –

особая

категория,

заслуживающая

нашего

особого

внимания

и

терпения.

Всем нам известны случаи, когда умирающего человека возвращали к жизни

не лечение и лекарства, а сердечность, доброта, вера близких.

Милосердие

всегда

строится

на

уважении

и

чувстве

сострадания,

сопричастности человеку. Оно направлено на сохранение самоуважения в

каждом человеке. Именно оно мило сердцу и никогда не унижает, поскольку

не кричит о себе и не бросается в глаза. Мы подчас боимся выложить копейку

нищему, проявить даже малейшую заботу об униженном. Нет, нельзя бояться

делать добро. Если мы сделаем что-то от чистого сердца, искренне пожалеем

человека и при этом его не унизим, радостнее и светлее станет и нам самим.

«Пока живешь – творишь добро, лишь путь добра – спасение души», - гласит

народная мудрость. Истинное милосердие заключается в умении пропустить

через

себя

боль

другого,

постороннего

нам

человека,

помочь

тому,

кто

страдает больше нас.

Есть такая закономерность. Когда случается отдавать последние деньги

на милостыню, они почти всегда сторицей возвращаются. Причем чаще всего

тогда,

когда

ждать

совсем

неоткуда.

В

духовной

литературе

записаны

интересные притчи о милостыне:

«Иной сыплет щедро, а ему еще прибавляется; а другой сверх меры

бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; и

кто наполняет других, тот и сам наполнен будет».

Русскому народу всегда было свойственно милосердие. Заслуги своей

поэзии Пушкин изложил классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

«Милость

к

падшим»

стала

для

русской

литературы

нравственным

требованием, одной из высших обязанностей писателя. Пушкинский завет

пронизывает

творчество

Гоголя

и

Тургенева,

Некрасова

и

Достоевского,

Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. Это обращение писателей к героям

униженным

и

оскорбленным,

несчастным,

к

падшим,

как

Сонечка

Мармеладова, как Катюша Маслова.

Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве писателей

России

растет

и

ширится

в

наши

дни.

И

когда,

изучая

рассказы

В.Г.

Короленко

«Дети

подземелья»,

И.С.

Тургенева

«Муму»,

В.

Астафьева

«Васюткино озеро», балладу

Стивенсона «Вересковый мед», я вижу на

глазах своих учеников слезы, - это значит удалось достучаться до совести, до

сердца, до души. Значит, поставленная нравственная задача выполнена. А

ведь

хорошо

известно:

нравственные

истины,

пережитые

и

добытые

самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.

Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение

к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, обязательная во все

времена.

Быть

милосердным

это

не

только

не

делать

зла

самому,

но

и

останавливать, удерживать от него других. Иногда нам просто не хватает

мужества и доброты противостоять злу, наказать зло. А ведь известно, что

равнодушие окружающих убивает человека.

Важно найти мир в своей душе, где не будет злобы и агрессии, где нет

места ненависти. И еще важно помнить, что ты нужен, без тебя не могут

обойтись твои близкие, и не только близкие, а даже незнакомые люди. Тот же

нищий, которому ты подаешь милостыню и которому ты отдаешь частичку

своего сердца, свое милосердие.

Пройдя сквозь ад, останься человеком

И не утрать душевной доброты.

Не прикрывайся временем да веком

И светлые не загуби мечты.

Все вытерпи: потери и разлуки,

Утраченную веру обрети,

Преодолей боль тела, сердца муки.

Идти по жизни надо, не ползти!

Когда вдруг слезы душу омывают,

Ты слабости минутной не стыдись.

На свете судьбы разные бывают…

Твоя – из трудных. Побеждай! Борись!

Неси ты гордо имя человека!

Не разучись надеяться, любить.

Живи мечтою будущего века

И верь, тогда ты сможешь победить!

Милосердие спасет мир. Это не просто слова, это – истина жизни.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!