Автор: Последова Анжелика Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация процесса работы с ребенком РАС в домашних условиях. Развитие социально-бытовых навыков при подготовке к школе."
Раздел: начальное образование
Организация процесса работы с ребенком РАС в домашних
условиях. Развитие социально-бытовых навыков при
подготовке к школе.
Для успешного проведения коррекционной работы дома особое внимание
стоит обратить на следующее:
-организацию пространства;
-организацию режима дня;
-составление расписания занятий;
-речевой режим для взрослых;
-психологические установки взрослых.
Организация пространства.
Для аутичного ребенка характерны беззащитность перед окружающим
миром, наличие страхов и тревожности, а так же нарушения
пространственной ориентировки. В результате несформированности общей
картины мира окружающая ребенка среда представляется для него не
упорядоченной, а хаотичной, что негативно влияет на его поведение и
познавательную деятельность. Правильная организация пространства,
создание «порядка» в окружающей ребенка среде, дает ему возможность
лучше ориентироваться в обстановке, а следовательно почувствовать себя
более спокойно и уверенно. Это , в свою очередь, значительно улучшает его
поведение. Поэтому, обучая ребенка с аутизмом, важно помнить о том, что
организация пространства для него имеет решающее значение.
Для преодоления трудностей пространственной ориентации и формирования
повседневных социально-бытовых и учебных навыков в процессе
коррекционной работы необходимо соблюдать ряд условий: окружающая
ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью,
относительным постоянством и умеренностью по отношению к предметам
быта и домашнего обихода.
Упорядоченность
окружающего пространства.
Для того чтобы создать упорядоченное пространство, необходимо:
1.Определить функциональное назначение каждого помещения в квартире.
Например, кухня-для приема пищи; ванна- для мытья, умывания; туалет-для
«туалетных» процедур; прихожая- для одевания, раздевания, переобувания.
Каждая комната должна быть условно разделена на «зоны» для различных
видов деятельности. Например, в комнате ребенка должна быть «зона
отдыха», «игровая зона», «учебная зона».
2.Всегда выполнять определенный вид деятельности только в
соответствующем помещении.
У каждого ребенка должны быть сформированы четкие упорядоченные
представления о том, что и где он должен делать. Создание порядка и
предсказуемость действий позволяют аутичному ребенку наилучшим образом
адаптироваться к окружающей его обстановке, что существенно влияет на его
поведение, которое становится значительно более адекватным.
3.Предметы быта, домашнего обихода, учебные и игровые материалы
должны находиться только в соответствующем помещении или «зоне». Это
помогает ребенку в полной мере осознать функции различных предметов.
лучше ориентироваться в окружающей обстановке.
Например, недопустимо куртку вешать в комнату, книгу класть в прихожую, а
игрушки-в ванную. Холодильник с продуктами, по возможности, не должен
стоять в коридоре, а телевизор-на кухне, т.к. в процессе формирования
навыков приема пищи ребенок не должен отвлекаться на посторонние
предметы.
Постоянство
окружающего пространства.
Постоянство среды. в которой живет аутичный ребенок, внушает ему
ощущение безопасности и уверенности в себе. Созданную определенную
пространственную упорядоченность следует сохранять в течение
длительного времени. Безусловно, возможны изменения-покупка новой
мебели, перестановка в комнате, ремонт в квартире и т.д. Важно ,чтобы эти
изменения осуществлялись постепенно, так, чтобы ребенок успевал к ним
привыкать. Несмотря на это. важно помнить, что выполнение определенных
видов деятельности всегда должно осуществляться только в установленном
для этого месте. Данный порядок изменять не стоит.
Умеренность
окружающего пространства.
Данное условие подразумевает разреженность, неперегруженность квартиры
предметами быта. обихода, учебными и игровыми материалами. Все
предметы, находящиеся в доме, должны быть функциональными и
немногочисленными. В то же время следует остерегаться создания
аскетической обстановки.
Организация режима дня.
Создание особого режима для ребенка с синдромом детского аутизма
является необходимым условием его развития.
Различные явления окружающего мира и события, происходящие с аутичным
ребенком. часто в его сознании не связаны с определенными временными
рамками. У него не формируется структура времени, он как бы «потерян» во
времени. В результате оказывается не сформировано понимание
последовательности событий. Он не знает, когда и что делать, не может
самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к
нарушениям поведения.
Для преодоления данных трудностей рекомендовано создание специального
режима дня ребенка. Учитывая склонность к стереотипам, характеризующую
детей с аутизмом, режим дня должен иметь определенную
последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании
аутичного ребенка становится упорядоченной, а спланированная жизнь
поможет избежать многих страхов, обеспечит чувство безопасности и
структурирует поведение ребенка. Тем самым дети с РАС постепенно
начинают привыкать к режиму дня похожему на режим школьника
При планировании режима дня необходимо учитывать, что у детей с
аутизмом понимание речи сильно ограничено. Привычные для обычных
детей вербальные способы объяснений некоторых событий для них
недостаточны.
Расписание с использованием цвета.
План может быть выполнен в цвете, и каждый цвет будет означать какое-либо
задание .Например, красная карточка на плане указывает на красную коробку
с заданием, синяя карточка указывает на такого же цвета синюю коробку,
желтая карточка указывает на желтую коробку. Когда в расписании не
останется цветных карточек, работа выполнена.
Расписание с использованием цифр.
Вместо цветов можно использовать цифры: цифра 1 означает первое задание,
2-второе и т. д .Когда на планшете не останется цифр, работа выполнена.
Использование цифр не зависит от того, различает ли ребенок сами цифры.
Использование наглядного расписания позволяет лучше организовать
ребенка, независимо от тяжести аутического нарушения.
Речевой режим для взрослых.
Большинство детей с РАС значительно отстают от своих сверстников в
речевом развитии. Особенно ярко это нарушение проявляется при тяжелых
формах аутизма. Данная проблема значительно затрудняет процесс обучения
ребенка, формирования навыков, необходимых для повседневной жизни. В
ряде случаев аутичные дети понимают отдельные высказывания, которые
тесно связаны непосредственно с ситуацией общения, но у них могут всю
жизнь сохраняться трудности понимания внеситуативной речи.
Учитывая данную особенность, в процессе обучения необходимо не только
проводить целенаправленную работу по развитию понимания речи, но и
«адаптировать» собственную речь таким образом, чтобы она была доступна
пониманию ребенка.
Соблюдение речевого режима включает следующие требования:
-темп речи должен быть слегка замедленным, речь мелодичной, ситуативной,
в спокойной обстановке;
-после произнесенной фразы ребенку необходимо предоставить время для
ответной реакции, в случае необходимости повторить;
-в качестве подсказки необходимо использовать жесты и демонстрацию
действий;
-необходимо задавать простые вопросы, соответствующие уровню развития и
возрасту ребенка;
-нельзя давать одновременно несколько заданий и т.д.
Психологические установки взрослых.
Наличие психологических установок взрослых и выбор правильной тактики
взаимодействия с ребенком -важнейшие условия эффективной коррекционно-
развивающей работы. Грамотные установки и тактика поведения родителей,
родственников, педагогов, работающих с ребенком, оказывают решающее
влияние на результаты. Они ведут к установлению надежного
положительного контакта, доверительного отношения, повышают
продуктивность обучения и совместной деятельности.
Ключевыми психологическими установками считаются:
-Доброжелательность по отношению к ребенку.
-Целеустремленность и упорство взрослых, принимающих участие в
обучении. Только ежедневное, систематическое обучение позволяет ребенку
осваивать новые умения и закреплять уже усвоенные.
-Терпимость по отношению к ребенку.
-Внимательность и оптимистичность.
-Стремление поддержать ребенка в трудных ситуациях, быть для него опорой
по мере необходимости. Аутичный ребенок всегда нуждается в поддержке со
стороны взрослого.
-Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку
выполнить задание, даже если она не очень успешна.
-Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни. Не
позволяйте ребенку управлять собой. Важно помнить, что руководить
процессом должен взрослый, а не ребенок. Не позволяйте ему устанавливать
собственные правила в процессе занятий. Будьте спокойны. тверды и
психологически устойчивы при взаимодействии с ребенком.
Сохраняя за собой лидирующие позиции в процессе обучения и
повседневной жизни, позволяйте ребенку руководить ходом игры. В этом
заключается основное отличие между обучением и игрой.
Всегда учитывайте интересы ребенка в процессе коррекционной работы: это
усилит его мотивацию. Проявляйте уважение к ребенку, к его интересам и
потребностям.