"Эскиз орнамента по мативам вышивки русского народного костюма"
Автор: Захарова Светлана Александровна Должность: учитель изо и черчения Учебное заведение: МБОУ "Ушьинская СОШ" Населённый пункт: деревня Ушья, Кондинский район, ХМАО - Югра Наименование материала: Урок ИЗО в 5 классе Тема: "Эскиз орнамента по мативам вышивки русского народного костюма" Раздел: среднее образование
место работы, должность, стаж, квалификационная категория
Изобразительное искусство
наименование предмета,
Эскиз
орнамента
по
мотивам
вышивки
русского народного костюма
тема урока
5 класс
класс
Комбинированный
тип урока
0
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные
ресурсы)
Сельское поселение Мулымья Кондинского района
МОУ Мулымская СОШ
Учитель: Захарова Светлана Александровна
Класс: 5
Тема учебного занятия: Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного
костюма
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип учебного занятия: комбинированный
ЦЕЛИ:
1. Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах:
историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент».
2. Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и
импровизацию, используя различные материалы.
3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление
учащихся.
4. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества:
литературному и музыкальному фольклору.
Оборудование: презентация: «Современные народные художественные промыслы»;
изделия с вышивкой народных мастеров; музыкальный ряд (русские народные песни).
Дидактические материалы к учебному занятию: карточки с заданием по выполнению
работы (Приложение А), образцы орнамента (Приложение Б), образцы элементов
орнамента в печатном и электронном виде (Приложение В,Г).
1
Ход учебного занятия:
Этап учебного
занятия
Врем
я
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые
цифровые
образовательные
ресурсы
Знания
Умения
I.Организационный
3мин
Организация
рабочего места,
настрой на работу
на уроке
Расположение
учебных
принадлежностей в
соответствии с
ходом урока
Возможность
воспользоватьс
я любым
доступным
дидактическим
или справочным
материалом по
ходу урок
беседа
Фронтальная,
индивидуальна
я
Презентация:
«Современные
народные
художественные
промыслы»;
Слайд №1
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приветствует уч-ся, проверка готовности к уроку.
Проверка наличия у учащихся учебных принадлежностей;
Приветствие учителя;
Подготовка к уроку учебных принадлежностей с
учетом правил техники безопасности.
Этап учебного
занятия
Врем
я
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые
цифровые
образовательные
ресурсы
Знания
Умения
II.Введение в тему
урока.
3мин
Обеспечение
мотивации и
принятия
учащимися цели
учебно-
познавательной
деятельности
Понятие об
орнаменте. Формы и
мотивы русских
вышивок
Использование
различных видов
техники в
работе
Актуализация
опорных знаний и
умений,
беседа
Фронтальная
Презентация:
«Современные
народные
художественные
промыслы»;
Слайд №2,
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Сообщение темы и целей урока, знакомство учащихся с планам
урока.
Постановка учебной проблемы начинается с просмотра русского
национального костюма.
Слушают объяснение учителя,
готовятся к восприятию нового
материала
Цель
Компетенции
Методы
Формы
2
Этап учебного
занятия
Врем
я
Используемые
цифровые
образовательные
ресурсы
Знания
Умения
III. Усвоение новых
знаний.
8мин
Посредством
анализа русского
народного
костюма понять
как живописен
русский
национальный
костюм
Принцип выполнения
орнамента
Изображение
орнамент
используя
анализ
представленных
работ
Рассказ учителя;
Показ на доске
Фронтальная
Презентация:
«Современные
народные
художественные
промыслы»;
Слайд
№3,4,5,6,7,8
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Беседа о вышивке как виде народного творчества.
Постановка художественной задачи, выбор композиции и приемы
работы.
Формулировка задания.
Ответы на вопросы учащихся.
Просмотр объяснения учителя, ответы на
поставленные учителем вопросы, осмысление задания
и вопросы к учителю по выполнению задания.
Этап учебного
занятия
Врем
я
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые
цифровые
образовательные
ресурсы
Знания
Умения
IV. Закрепление
новых знаний и
контроль.
15ми
н
Формирование
навыков
творческой
деятельности и
аккуратности по
ходу работы
Применять знания
об орнаменте
Составление и
изображение
орнамента
Самостоятельна
я работа
Работа в
группах
Презентация:
«Современные
народные
художественные
промыслы»;
Слайд №9
Деятельность учителя
Деятельность ученика
3
Краткий инструктаж по технике безопасности при работе с
ножницами и клеем.
Индивидуальный подход к учащимися, имеющими затруднения при
выполнении работы;
Индивидуальное задание для учащихся, выполнивших работу раньше
времени : «Придумать и изобразить эскиз одежды где можно
применить этот эскиз».
Самостоятельное выполнение работы в группах:
«Эскиз орнамента в полосе»;
Этап учебного
занятия
Врем
я
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые
цифровые
образовательные
ресурсы
Знания
Умения
V Подведение
итогов урока.
3мин
Подвести итоги
урока, выставить
отметки
Возможность
изображения
орнамента
применяя анализ
формы.
Сформировать
понятие
«орнамент»
Обобщение
знаний
Фронтальная,
индивидуальна
я
Презентация:
«Современные
народные
художественные
промыслы»;
Слайд №10
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Подведение итогов урока, выделить главное, задать вопросы
учащимся по теме, выставить и комментировать оценки.
Оценивают работы товарищей и дают оценку уроку.
Этап учебного
занятия
Врем
я
Цель
Компетенции
Методы
Формы
Используемые
цифровые
образовательные
ресурсы
Знания
Умения
VI Информация о
домашнем задании.
3мин
Обеспечение
понимания цели,
содержания и
способов
выполнения
домашнего задания
Использование
знаний, полученных
на уроке об
орнаменте
Применить
навыки и умения
при решении
творческих
задач
Закрепление
материала
Фронтальная
Презентация:
«Современные
народные
художественные
промыслы»; №11
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Объяснение домашнего задания: «Выполнить эскиз современной
одежд», используя изготовленный орнамент.
Осмысливают и записывают
домашнее задание.
4
Список литературы и других источников, используемых для подготовки к уроку:
1.
УЧЕБНИК «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горячева, О.В. Островская. М. Просвещение 2005.
2.
«Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Н.Н. Ростовцева. М. 2005;
3.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского. М. Просвещение 2007.
4.
Изобразительное искусство: Твоя мастерская : Рабочая тетрадь. Н.А. Горячева, О.В. Островская. М. Просвещение 2008.
5.
Практический курс «Учимся понимать живопись». Школа развития личности Кирилла и Мефодия.
***К конспекту прилагается электронный вариант разработки урока и электронные материалы, созданные на основе ЦОР.
5
(1 слайд) ХОД УРОКА
Звучит русская народная музыка (2 слайд)
Здравствуйте, садитесь. К уроку все приготовились, молодцы!
Говорят: талант от Бога
Этим дан, а этим нет…
Всем зато дана дорога –
Кто какой оставит след?
Ребята мы живем в многонациональной стране,
люди каких национальностей
живут в России? В нашем поселке тоже живут люди многих национальностей. И сегодня
мы с вами продолжим знакомство одним из национальных костюмов, Каким?
На прошлых занятиях мы с вами рассматривали русский народный костюм, при
этом обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм. Скажите, с
помощью чего одежда становилась живописной, красиво украшенной?
Конечно с помощью вышивки.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (3 слайд)
Следовательно тема нашего урока «ЭСКИЗ
ОРНАМЕНТА
ПО
МОТИВАМ
ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА»
Ребята как вы думаете с чем сегодня мы познакомимся на уроке?
Да, мы познакомимся с русской народной вышивкой и дадим определение понятия
«орнамент».
А с чем будет связана наша практическая работа?
Конечно, мы будем создавать эскиз орнамента по мотивам вышивки.
Вышивка распространенный вид народного творчества. Искусство создания на
тканях узоров с помощью иглы и нитей, это искусство известно с давних времен. Русскую
женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего
детства
девочки
учились
вышивать.
Это
занятие
было
традиционным
для
русской
женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была
готовить себе приданное: свадебный наряд, верхнюю одежду, постельное белье, скатерти,
полотенца
и
много
другое.
Женщины
всех
сословий
вышивками
заполняли
свое
свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное,
ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в
стихах и песнях.
Под русскую народную музыку (4 слайд)
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Все сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной красной ленточке;
Шила девица приданное,
То приданное не малое. (5 слайд)
Все предметы, входящее в приданное, были ярки и декоративны, и основную роль в
этом играла чаще всего вышивка. Наибольшей яркостью чаще всего отличалась женская
праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали
тканым, вышитым и набивным узором.
Украшение
костюма
не
пустая
забава.
Это
были
словно
передающиеся
из
поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать как книгу. Каждый
элемент орнамента имел свое значение и смысл.
6
Вышивка делала костюм не только красивее и богаче, но и имела другое назначение.
По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от
всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. (6 слайд)
А сейчас Ваня расскажет нам о композициях русских вышивальщиц.
У русских вышивальщиц всегда существовали любимые композиции. Чаще всего это
геометрические орнаменты. В которых изображались ромбы, прямоугольники, квадраты.
Из этих же элементов состояли фигуры людей, зверей, птиц, изображения растений.
Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской
народной одежды в целом. (7 слайд)
Небольшое сообщение «Чем выполнялась вышивка» приготовил Витя.
Вышивки
выполнялись
различными
нитками:
льняными,
шерстяными,
шелковыми,
реже – металлическими. Иногда вышивку дополняли бисером, жемчугом, который часто
встречается в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные
ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по
наследству. (8 слайд)
Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки,
узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые
мотивы прочно связанные с русским народным орнаментом.
Постановка художественной задачи. (9 слайд)
Ребята, а вам бы хотелось попробовать разработать свой орнамент для вышивки?
Сейчас мы этим и займемся. А для начала давайте сформулируем что же такое орнамент?
Посмотрите на образцы орнамента, как расположены элементы на нем?
Орнамент (от лат. – украшение) – узор, в котором сочетаются и повторяются
различные элементы.
Орнаменты классифицируются на геометрический, растительный, животный и другие.
Физкультминутка.
У реки росла рябина
У реки росла рябина
А река текла, рябила
Посредине глубина
Там гуляет ры-би-на
Эта рыба рыбий царь
Называется пескарь
А для того, что бы работа прошла успешно потрите и разогрейте ладони
Для начала составим узор на магнитной доске с помощью заготовок в виде мозаики.
Скажите пожалуйста, а что же такое мозаика? (Мозаика – это орнамент или рисунок
составленный
их
кусочков) У
кого
есть
желающие
построить
орнамент
у
доски?
(Вызываются
два
ученика,
учащиеся
у
доски
составляют
орнамент,
учитель
корректирует). А теперь поэтому же принципу вы будете работать самостоятельно.
Но прежде давайте вспомним правила техники безопасности. Как пользоваться
ножницами и клеем?
Сейчас приступим к работе в группах и выполним орнамент в технике мозаики,
составляя его из различных элементов узора.
Первая группа:
Холоджи Сергей
Юдина Екатерина
Золоторев Влад
Юхимюк Игорь
Вторая группа:
Захаров Иван
Пирогова Юля
Лобанов Максим
Третья группа:
Маркеев Захар
Калинин Константин
Пономарев Виктор
Рудь Екатерина
Первая группа создает орнамент с помощью предложенных элементов, их необходимо
обвести краской и наклеить на лист бумаги, создавая орнамент в полосе.
Вторая группа работает на компьютере и составляет орнамент, работая в программе
MS Word.
7
Третья группа самостоятельно создают и рисуют орнамент в полосе, но в помощь им
предлагаются образцы вышивок.
Индивидуальное
задание
для
учащихся,
выполнивших
работу
раньше
времени:
«Придумать и изобразить эскиз одежды с орнаментом».
Работа над эскизом
Слушая
русские
народные
песни.
Проводится
работа
в
группах,
уточняется
композиционный замысел.
Подведение итогов (10слайд)
Ребята давайте обратимся к плакатам и вспомним где изображена одежда южных
районов России, а где северных районов? Мы с вами живем в северной части России и
любим свою малую Родину, поэтому северный костюм нам будет ближе, и если вам
понравилось сегодня на уроке, то свои работы повесьте к одежде северных районов, а если
на уроке было не интересно не, то свои работы прикрепите к южным.
Давайте оценим ваши коллективные работы.
Первая группа выполняла самую сложную работу. Какую оценку они заработали?
Сложность работы второй группы состояла в том, что элементов орнамента у них
было больше, но эту работу легче выполнять на компьютере.
А какую оценку мы поставим ребятам третьей группы?
А сейчас давайте посмотрим на свои работы, получилось у нас с вами то, что мы
задумали? (работы вывешиваются на магнитную доску)
Посмотрите как тепло и радостно стало в нашем классе от орнаментов которые вы
создали своими руками.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Был ли для вас урок полезен?
Домашнее задание (11 слайд)
Придумать и изобразить эскиз современной одежды с орнаментом.
Большое спасибо всем за ваше творчество, фантазию, терпение, труд. Мне было очень
интересно с вами работать.
8
Приложение А
Первая группа
Создать
орнамент
с
помощью
предложенных
элементов,
их
необходимо
обвести
краской
и
наклеить на лист, создавая орнамент в полосе.
Если справились с работой и время еще осталось
придумайте и изобразите эскиз современной одежды с орнаментом.
Вторая группа
Работа на компьютере, составьте орнамент, работая в
программе Word. (Можно несколько).
Если справились с работой и время еще осталось
придумайте и изобразите эскиз современной одежды с орнаментом.
Третья группа
Самостоятельно создать и нарисовать
орнамент в
полосе, с помощью образцов вышивок.
Если справились с работой и время еще осталось
придумайте и изобразите эскиз современной одежды с орнаментом.
Приложение Б
Приложение
Г
Самоанализ урока
изобразительного искусства в 5 классе по теме:
« Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма »
Тип урока: урок усвоения новых знаний, второй по теме четверти «Декоративное
искусство в современном мире». Всего по теме – 10 уроков.
Перед организацией и проведением урока мной поставлены задачи: приобщить
учащихся
к
народному
искусству;
развивая
воспитывать
духовно-нравственную
и
творчески мыслящую личность; активизировать познавательный интерес к окружающему
миру.
Урок построен с применением информационно-коммуникативной технологии, что
отвечает
современным
требованиям. Использование
средств
ИКТ
повышается
эффективность
учебной
деятельности
учащихся .
На
уроке
также
применены
здоровьесберегающие
методы
и
приемы,
которые
позволяют
эффективно
развивать
творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию
здорового образа жизни. Понимание этого побуждает учащихся вложить свои умения,
способности,
талант,
фантазию,
вкус,
изобретательность,
аккуратность
и
другие
личностные характеристики при выполнении работы.
Учебно-познавательная
деятельность
осуществлялась
по
способу
индуктивного
изложения, от частного к общему, от примеров к формулировке.
Данный урок взаимосвязан с другими уроками темы, т. к. продолжает разговор о
русском
народном
костюме.
Таких
уроки
имеют
профессиональную
направленность
учащиеся
знакомятся
с
творческими
профессиями,
например
-
дизайнер.
Можно
отметить
и
межпредметную
связь
музыка,
история
и
литература,
математика
и
информатика.
При составлении плана урока были учтены программные требования, например
воспитание
эмоциональной
отзывчивости
на
эстетические
явления
в
деятельности
человека.
В начале урока для эмоционально-психологического настроя была использована
русская
народная
музыка.
Во
время
практической
работы
звучала
музыка
так
как
музыкотерапия имеет огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей.
Учеными доказано, что звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться,
снять
раздражительность,
нервное
напряжение.
Звучание
русской
народной
музыки
способствовало восприятию учащимися темы урока именно в русском национальном
колорите.
Урок
был
построен
так,
что
бы
на
протяжении
от
его
начала
и
до
конца
образовалось своеобразное «смысловое кольцо» через возвращение к теме урока «Эскиз
орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма».
Урок способствует формированию представлений детей о народном костюме и его
украшении вышивкой, о композиционном решении вышивки и чем она выполнялась, это
содействует
развитию
познавательных
и
художественных
интересов.
Деятельность
учащихся
включает
в
себя
процессы
восприятия,
мышления,
памяти,
воображения,
внимания, аккуратности.
В его содержание отобраны принципы: научности, наглядности, доступности, связь
с жизнью, принципы развивающего обучения с учётом возрастных особенностей.
При
выполнении
практической
работы
учтены
индивидуальные
особенности
учащихся
данного
класса,
практическая
работа
школьников
по
форме
организации
деятельности осуществлялась в разноуровневых группах по 3, 4 человек.
Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости в урок включена
физкультминутка,
длительностью
-
1
мин.
Такая
работа
необходима
для
повышения
умственной
работоспособности
детей
и
снятия
у
них
мышечного
статического
напряжения.
Физкультминутка поддержала созданный благоприятный эмоциональный
настрой урока, плавно переходя в практическую часть.
Урок
закончился
оценкой
деятельности:
краткий
обзор
и
анализ
проделанной
работы, совместные комментарии учителя и учеников по поводу выполненных творческих
работ, обсуждение достоинств, недостатков и перспектив каждой работы. Комментарии
сопровождались советами.
Во время урока наблюдал за деятельностью каждого ученика с целью определения
его вклада в решение общей задачи и индивидуального его проявления.
В конце урока учитель обязательно благодарит учеников за их вклад в достижение
результатов урока.
Домашнее задание дает учащимся возможность продлить «творческий порыв»,
выполнив творческую работу по созданию эскиза современной одежды и применением
орнамента.
Выбранная учителем форма урока позволяет организовать коллективное общение,
создать
благоприятный
психологический
климат
и
повысить
творческий
потенциал
учащихся, создать условия для самореализации учащихся.
Этап рефлексии показал, что урок достиг своей цели.