Автор: Мамышева Елена Сергеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр
Наименование материала: Статья
Тема: Стоит ли отдавать ребенка в первый класс раньше 7 лет ?
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Белоярский детский сад «Теремок»
Стоит ли отдавать ребенка в первый класс раньше ?
Составитель:
педагог-психолог
Мамышева Е.С.
с. Белый Яр, 2018 г.
На сегодняшний день актуален вопрос среди родителей, будущих
первоклассников. Стоит ли отправлять ребенка в школу раньше 7 лет, или
чего хуже, со старшей группы. Прежде чем пойти на такой шаг, необходимо
взвесить все «за» и все «против», но и еще не забывайте, пожалуйста, что
детство у ваших детей одно и «воровать» его вы не в праве! Детство, самая
лучшая и беззаботная пора в жизни ребенка, где нет уроков допоздна, где не
нужно сидеть над книжкой и учить надоедливый стих, решать примеры,
«вырисовывать» буквы и слушать ваши наставления! Например, многие
решают отдавать ребёнка в школу, потому что ребята из группы детского сада
идут, и мы идём; старший ребёнок уже в школе — отдадим младшего, будет
проще со временем; ребёнок уже всё умеет — чего его в саду держать; в этот
год набирает хороший учитель, а что в следующем — не понятно. Уважаемые
родители – это ваши амбиции, и все что удобно вам!
Есть и еще один, очень «весомый» аргумент, которым пользуются родители –
он или она, очень хочет в школу! Дорогие родители, если ваш ребенок
захочет спрыгнуть с высокой горки, вы скажете: - «Нет!» - наверняка,
т.к. это опасно, захочет в свои 5 – 6 лет водить машину и т.д. Вы наверно
тоже запретите, но если он хочет в школу в 5 – 6 лет, то это конечно,
пожалуйста…
Рассмотрим все аргументы под микроскопом с самым большим увеличением,
чтобы увидеть всё, что скрыто под, казалось бы, простыми и понятными
вещами
1. «Все идут, и мы идём…»
Чаще всего это бывает в том случае, когда в детском саду ребёнок попадает
в группу не по возрасту, а по году рождения. И в этом случае у родителей
создаётся иллюзия, что раз он справляется с нагрузкой в детском саду, значит,
справится и со школой — там ведь, на полдня, меньше, всего 3-4 урока.
Но родители, вы поймите, что разница даже в полгода у детей в этом
возрасте, — это очень много.
Дети различаются по уровню внимания, усидчивости, потребностям,
интересам, организованности и всему тому, что определяет готовность
ребёнка к школе.
Это не значит, что ваш ребёнок какой-то не такой, что у него что-то
не развито или он отстаёт от других. Просто у него нервная система ещё
полностью не созрела, а это физиологический процесс, который человек
стимулировать и подгонять не может!
Кроме того, давайте посмотрим на класс в целом. Как вы думаете, на какой
возраст будет опираться педагог при проведении урока или определении
объёма домашнего задания? Если сейчас в первом классе возрастной
диапазон от 6,5 до 8 лет и численность ребят от 25 до 35 учеников.
И как потом объяснить ребёнку, почему он не может так быстро и аккуратно
сделать домашнее задание, понять и написать что-то в классе, как его друг,
который на год старше. И это не возрастной предел — в классе иногда
встречаются дети с разницей в возрасте больше года.
2. «Он умеет писать, читать, считать…»
Навыки письма, счёта, чтения не могут быть основанием, по которому можно
судить о готовности ребёнка к школе.
Залог успешной адаптации ребёнка в большей степени определяют
физиологическая и психологическая готовность, а это:
Произвольность поведения, то есть умение подчинять своё поведение
внешним правилам. Делать не то, что мне сейчас хочется, а то, что надо.
Это про усидчивость и внимательность.
Эмоциональная зрелость, то есть умение ребёнка справляться
с эмоциями в ситуациях проигрыша, усталости, конфликта, когда что-то
не получается. Умение выражать своё состояние и переживания
безопасно для себя и окружающих. Это про выражение своих эмоций.
Мотивационно-волевой компонент или «внутренняя позиция
школьника», то есть сформированность потребности не только в игре,
но и в обучении. Это про желание учиться и узнавать что-то новое.
Умение налаживать социальные контакты и «держать удар». Ведь
класс — это не коллектив детского сада и не группа на развивающих
занятиях. В классе больше конкуренции, и надо завоёвывать «своё место
под солнцем». Это про общение и взаимодействие.
3. «Если сейчас не пойти, то ему потом будет скучно, так как он всё уже знает
и умеет…»
Одно из основных заблуждений родителей заключается в том, что в первом
классе ребёнка будут учить считать, читать и писать с нуля!
Нет! Сейчас уровень требований к будущим первоклассникам очень высокий.
Дети приходят уже с большим багажом знаний: умеют писать печатные
буквы, читают по слогам, считают в пределах 50. Кроме того, темпы
обучения растут, программы обновляются, совершенствуются.. Скучно
ребёнку точно не будет! Кроме того, огромное количество сил в первом
классе тратится на адаптацию. Многие родители отмечают, что ребёнок
в первом классе начал опять спать днём, чего не делал со средней группы
детского сада.
4. «А что ребёнок подумает, если все дети пойдут в школу, а он нет»
Дорогие родители, согласитесь, что это ваши мысли и ваши переживания
по поводу происходящего. Ребёнок принять решение в этом возрасте
не может. И то, как мы это решение ему преподнесём, как мы его обыграем
и предложим, так он к этому относиться и будет.
В моей практике не было случая, чтобы ребёнок изводил родителей нытьём:
«Вот не отдали меня на год раньше! Я бы тогда учился лучше, уроки бы
делала быстрее, а вот теперь сижу тут переросток и страдаю от того, что
такой большой и умный!».
При этом более реальные мысли и сомнения возникают у ребят, которые
приходят в первый класс и начинают понимать, что они не очень-то успевают
по программе, что им надо больше времени для уроков. А уж если они
по росту самые маленькие в классе, — это может стать важнее всех
остальных вместе взятых переживаний. Для каждого ребёнка это, безусловно,
индивидуально. Есть ребята, которые переживают из-за высокого роста,
но это, опять же, не повод отдавать ребёнка в школу раньше, чем он к этому
будет готов. И вот тут у ребёнка возникает очевидный вопрос, ответ
на который, мне кажется, найти труднее, чем объяснить, почему мы не идём
в этом году в школу.
5. «Ему интереснее общаться с детьми постарше, и из садика идут знакомые
дети»
Ребята действительно идут в школу в большей степени за общением —
поговорить, поиграть и показать себя. Но школа — это не клуб по интересам
и не кружок, это система образования. И там конкурентная среда, оценка
результата деятельности, ситуации презентации своих способностей, там нет
права выбора. Как вы думаете, у какого ребёнка будет больше ресурсов для
преодоления этих ситуаций?
Даже если ребёнок пойдёт в школу в полные семь лет — это не значит, что
у него не будет трудностей. Они будут возникать в любом случае, но ресурсов
и возможностей справиться с ними у него будет больше. Даже по чисто
физиологическим причинам.
6. «А что мне с ним ещё целый год делать, он же уже эту программу прошёл»
Программа в детском саду — это условность. Если ребёнок повторяет
пройденное — он попадает в ситуацию успеха, что способствует
психологическому комфорту. Поделки, занятия, праздники, второй выпускной
праздник — для ребёнка это не проблема, это беспокоит родителей. И эти
вопросы в каждом случае можно решить индивидуально.
7. «Это сильный учитель, у него дисциплина, успеваемость на высоком уровне»
Самый сложный и, пожалуй, противоречивый аргумент — это педагог,
который набирает класс, к которому вы очень хотите попасть.
И опять вернёмся к количеству учеников в классе, необходимости пройти
программу и сопоставим это с дисциплиной и успеваемостью. Особенно если
вопрос дисциплины для вас актуален в связи с поведением вашего ребёнка.
Его поведение (балуется, невнимателен, часто отвлекается) — это следствие
его развития, возрастных особенностей, незрелости. Что решается только
временем. И поверьте опыту, строгость и сердитость для поддержания
дисциплины ученика здесь сыграет, плохую службу и вряд ли будет
способствовать формированию правильной учебной мотивации. А мотивация
очень понадобится в школе. Мотивация именно учебная, формирование
которой — важнейшая задача учителя в начальной школе.
Факторы, которые говорят о том, что лучше ещё годик подождать
Ребёнок не ходил в детский сад;
есть логопедические сложности;
есть неврологические особенности;
есть хронические заболевания (в особенности те, которые ослабляют
иммунитет);
ребёнок часто болеет;
ребёнку сложно находить общий язык с детьми, он не проявляет
инициативы при взаимодействии, долго привыкает к детям;
ребёнок очень эмоционально переживает неудачи и не умеет (или
с огромным трудом) справляется с проигрышами, критикой;
тяжело переносит неожиданные события, изменения планов
в последний момент;
эмоционально реагирует на любые события;
тревожный ребёнок.
Если ваш ребенок очень хочет в школу, и это его личное желание, а не
навязанная вами мысль, задайте ему самый простой вопрос: « За чем ты
хочешь в школу?»
- «Я хочу стать умнее, меня там научат писать и читать, я буду решать
задачи и трудные примеры» - это хорошая психологическая готовность!
Ребенок понимает, что ему придется делать в школе.
- «Я не хочу спать в садике в обед, а как школьники идти домой, играть
на переменах, бегать с друзьями» – низкая психологическая готовность!
Ребенок не понимает, что ему придется учиться, обретать новые знания,
быть ответственным, выполнять домашние задания.
Дорогие родители, ещё раз подумайте, взвесьте все «за» и «против». Школа —
это не только первый класс, который в большей степени нужен для
адаптации, но и последующие десять лет! И важно не только то, как ребёнок
будет справляться в первом классе, но и дальше, в четвёртом классе …
И период сравнения себя с одноклассниками в подростковом возрасте при
разнице в год и больше может стать настолько важным и определяющим для
подростка, что нам сейчас, с позиции родителя будущего первоклассника,
даже сложно представить!