Напоминание

Стоит ли отдавать ребенка в первый класс раньше 7 лет ?


Автор: Мамышева Елена Сергеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр
Наименование материала: Статья
Тема: Стоит ли отдавать ребенка в первый класс раньше 7 лет ?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Белоярский детский сад «Теремок»

Стоит ли отдавать ребенка в первый класс раньше ?

Составитель:

педагог-психолог

Мамышева Е.С.

с. Белый Яр, 2018 г.

На сегодняшний день актуален вопрос среди родителей, будущих

первоклассников. Стоит ли отправлять ребенка в школу раньше 7 лет, или

чего хуже, со старшей группы. Прежде чем пойти на такой шаг, необходимо

взвесить все «за» и все «против», но и еще не забывайте, пожалуйста, что

детство у ваших детей одно и «воровать» его вы не в праве! Детство, самая

лучшая и беззаботная пора в жизни ребенка, где нет уроков допоздна, где не

нужно сидеть над книжкой и учить надоедливый стих, решать примеры,

«вырисовывать» буквы и слушать ваши наставления! Например, многие

решают отдавать ребёнка в школу, потому что ребята из группы детского сада

идут, и мы идём; старший ребёнок уже в школе — отдадим младшего, будет

проще со временем; ребёнок уже всё умеет — чего его в саду держать; в этот

год набирает хороший учитель, а что в следующем — не понятно. Уважаемые

родители – это ваши амбиции, и все что удобно вам!

Есть и еще один, очень «весомый» аргумент, которым пользуются родители –

он или она, очень хочет в школу! Дорогие родители, если ваш ребенок

захочет спрыгнуть с высокой горки, вы скажете: - «Нет!» - наверняка,

т.к. это опасно, захочет в свои 5 – 6 лет водить машину и т.д. Вы наверно

тоже запретите, но если он хочет в школу в 5 – 6 лет, то это конечно,

пожалуйста…

Рассмотрим все аргументы под микроскопом с самым большим увеличением,

чтобы увидеть всё, что скрыто под, казалось бы, простыми и понятными

вещами

1. «Все идут, и мы идём…»

Чаще всего это бывает в том случае, когда в детском саду ребёнок попадает

в группу не по возрасту, а по году рождения. И в этом случае у родителей

создаётся иллюзия, что раз он справляется с нагрузкой в детском саду, значит,

справится и со школой — там ведь, на полдня, меньше, всего 3-4 урока.

Но родители, вы поймите, что разница даже в полгода у детей в этом

возрасте, — это очень много.

Дети различаются по уровню внимания, усидчивости, потребностям,

интересам, организованности и всему тому, что определяет готовность

ребёнка к школе.

Это не значит, что ваш ребёнок какой-то не такой, что у него что-то

не развито или он отстаёт от других. Просто у него нервная система ещё

полностью не созрела, а это физиологический процесс, который человек

стимулировать и подгонять не может!

Кроме того, давайте посмотрим на класс в целом. Как вы думаете, на какой

возраст будет опираться педагог при проведении урока или определении

объёма домашнего задания? Если сейчас в первом классе возрастной

диапазон от 6,5 до 8 лет и численность ребят от 25 до 35 учеников.

И как потом объяснить ребёнку, почему он не может так быстро и аккуратно

сделать домашнее задание, понять и написать что-то в классе, как его друг,

который на год старше. И это не возрастной предел — в классе иногда

встречаются дети с разницей в возрасте больше года.

2. «Он умеет писать, читать, считать…»

Навыки письма, счёта, чтения не могут быть основанием, по которому можно

судить о готовности ребёнка к школе.

Залог успешной адаптации ребёнка в большей степени определяют

физиологическая и психологическая готовность, а это:

Произвольность поведения, то есть умение подчинять своё поведение

внешним правилам. Делать не то, что мне сейчас хочется, а то, что надо.

Это про усидчивость и внимательность.

Эмоциональная зрелость, то есть умение ребёнка справляться

с эмоциями в ситуациях проигрыша, усталости, конфликта, когда что-то

не получается. Умение выражать своё состояние и переживания

безопасно для себя и окружающих. Это про выражение своих эмоций.

Мотивационно-волевой компонент или «внутренняя позиция

школьника», то есть сформированность потребности не только в игре,

но и в обучении. Это про желание учиться и узнавать что-то новое.

Умение налаживать социальные контакты и «держать удар». Ведь

класс — это не коллектив детского сада и не группа на развивающих

занятиях. В классе больше конкуренции, и надо завоёвывать «своё место

под солнцем». Это про общение и взаимодействие.

3. «Если сейчас не пойти, то ему потом будет скучно, так как он всё уже знает

и умеет…»

Одно из основных заблуждений родителей заключается в том, что в первом

классе ребёнка будут учить считать, читать и писать с нуля!

Нет! Сейчас уровень требований к будущим первоклассникам очень высокий.

Дети приходят уже с большим багажом знаний: умеют писать печатные

буквы, читают по слогам, считают в пределах 50. Кроме того, темпы

обучения растут, программы обновляются, совершенствуются.. Скучно

ребёнку точно не будет! Кроме того, огромное количество сил в первом

классе тратится на адаптацию. Многие родители отмечают, что ребёнок

в первом классе начал опять спать днём, чего не делал со средней группы

детского сада.

4. «А что ребёнок подумает, если все дети пойдут в школу, а он нет»

Дорогие родители, согласитесь, что это ваши мысли и ваши переживания

по поводу происходящего. Ребёнок принять решение в этом возрасте

не может. И то, как мы это решение ему преподнесём, как мы его обыграем

и предложим, так он к этому относиться и будет.

В моей практике не было случая, чтобы ребёнок изводил родителей нытьём:

«Вот не отдали меня на год раньше! Я бы тогда учился лучше, уроки бы

делала быстрее, а вот теперь сижу тут переросток и страдаю от того, что

такой большой и умный!».

При этом более реальные мысли и сомнения возникают у ребят, которые

приходят в первый класс и начинают понимать, что они не очень-то успевают

по программе, что им надо больше времени для уроков. А уж если они

по росту самые маленькие в классе, — это может стать важнее всех

остальных вместе взятых переживаний. Для каждого ребёнка это, безусловно,

индивидуально. Есть ребята, которые переживают из-за высокого роста,

но это, опять же, не повод отдавать ребёнка в школу раньше, чем он к этому

будет готов. И вот тут у ребёнка возникает очевидный вопрос, ответ

на который, мне кажется, найти труднее, чем объяснить, почему мы не идём

в этом году в школу.

5. «Ему интереснее общаться с детьми постарше, и из садика идут знакомые

дети»

Ребята действительно идут в школу в большей степени за общением —

поговорить, поиграть и показать себя. Но школа — это не клуб по интересам

и не кружок, это система образования. И там конкурентная среда, оценка

результата деятельности, ситуации презентации своих способностей, там нет

права выбора. Как вы думаете, у какого ребёнка будет больше ресурсов для

преодоления этих ситуаций?

Даже если ребёнок пойдёт в школу в полные семь лет — это не значит, что

у него не будет трудностей. Они будут возникать в любом случае, но ресурсов

и возможностей справиться с ними у него будет больше. Даже по чисто

физиологическим причинам.

6. «А что мне с ним ещё целый год делать, он же уже эту программу прошёл»

Программа в детском саду — это условность. Если ребёнок повторяет

пройденное — он попадает в ситуацию успеха, что способствует

психологическому комфорту. Поделки, занятия, праздники, второй выпускной

праздник — для ребёнка это не проблема, это беспокоит родителей. И эти

вопросы в каждом случае можно решить индивидуально.

7. «Это сильный учитель, у него дисциплина, успеваемость на высоком уровне»

Самый сложный и, пожалуй, противоречивый аргумент — это педагог,

который набирает класс, к которому вы очень хотите попасть.

И опять вернёмся к количеству учеников в классе, необходимости пройти

программу и сопоставим это с дисциплиной и успеваемостью. Особенно если

вопрос дисциплины для вас актуален в связи с поведением вашего ребёнка.

Его поведение (балуется, невнимателен, часто отвлекается) — это следствие

его развития, возрастных особенностей, незрелости. Что решается только

временем. И поверьте опыту, строгость и сердитость для поддержания

дисциплины ученика здесь сыграет, плохую службу и вряд ли будет

способствовать формированию правильной учебной мотивации. А мотивация

очень понадобится в школе. Мотивация именно учебная, формирование

которой — важнейшая задача учителя в начальной школе.

Факторы, которые говорят о том, что лучше ещё годик подождать

Ребёнок не ходил в детский сад;

есть логопедические сложности;

есть неврологические особенности;

есть хронические заболевания (в особенности те, которые ослабляют

иммунитет);

ребёнок часто болеет;

ребёнку сложно находить общий язык с детьми, он не проявляет

инициативы при взаимодействии, долго привыкает к детям;

ребёнок очень эмоционально переживает неудачи и не умеет (или

с огромным трудом) справляется с проигрышами, критикой;

тяжело переносит неожиданные события, изменения планов

в последний момент;

эмоционально реагирует на любые события;

тревожный ребёнок.

Если ваш ребенок очень хочет в школу, и это его личное желание, а не

навязанная вами мысль, задайте ему самый простой вопрос: « За чем ты

хочешь в школу?»

- «Я хочу стать умнее, меня там научат писать и читать, я буду решать

задачи и трудные примеры» - это хорошая психологическая готовность!

Ребенок понимает, что ему придется делать в школе.

- «Я не хочу спать в садике в обед, а как школьники идти домой, играть

на переменах, бегать с друзьями» – низкая психологическая готовность!

Ребенок не понимает, что ему придется учиться, обретать новые знания,

быть ответственным, выполнять домашние задания.

Дорогие родители, ещё раз подумайте, взвесьте все «за» и «против». Школа —

это не только первый класс, который в большей степени нужен для

адаптации, но и последующие десять лет! И важно не только то, как ребёнок

будет справляться в первом классе, но и дальше, в четвёртом классе …

И период сравнения себя с одноклассниками в подростковом возрасте при

разнице в год и больше может стать настолько важным и определяющим для

подростка, что нам сейчас, с позиции родителя будущего первоклассника,

даже сложно представить!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!