Напоминание

"Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках немецкого языка"


Автор: Савина Галина Ивановна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ Школа №129
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках немецкого языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество

обучения на уроках немецкого языка.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе

развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными

процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным

направлением

развития

современной

школы

стала

гуманистическая

направленность

обучения,

при

котором

ведущее

место

занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и

интересов

обучающегося,

реализацию

дифференцированного

подхода

к

обучению.

Сегодня

в

центре

внимания

-

ученик,

его

личность,

неповторимый

внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать

методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые

оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых

информационных

технологий

в

средней

школе.

Это

не

только

новые

технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый

подход

к

процессу

обучения. Основной

целью

обучения

иностранным

языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры

школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. А

основная задача школы

- развитие у учащихся основ коммуникативной

компетенции.

Однако

данная

задача

предполагает

не

только

наличие

у

школьников практических умений, но и определенных качеств личности:

общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на

уроке. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается

одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое

качество

деятельности,

которое

характеризуется

высоким

уровнем

мотивации,

осознанной

потребностью

в

усвоении

знаний

и

умений,

результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является

следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий

и организации педагогической среды, т.е. использование педагогической

технологии.

При выборе методов, средств и приемов обучения использую:

-

развивающие технологии (Л.В.Занков);

-

технологию личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская);

-

здоровьесберегающие технологии;

-

игровые технологии;

- технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре

(Е.И.Пассов)

-

технологии проблемного обучения (И.Я.Лернер. М.И.Скаткин);

-

групповые технологии (А.Г.Ривин, В.И.Дьяченко);

-

теорию

поэтапного

формирования

умственных

д е й с т в и й

(П.Я.Гальперин);

-

технологию

индивидуализации

обучения

(Ю.К.Бабанский,

А.С.Границкая);

-

педагогику сотрудничества;

-

информационно-коммуникационные технологии.

Исходя из особенностей психологического развития пятиклассников, одна

из

которых

состоит

в

преобладании

эмоциональной

сферы

над

интеллектуальной,

в

качестве

ведущей

педагогической

технологии

на

раннем

обучении

немецкому

языку

я

выбрала

игровую

технологию.

В

частности в качестве ведущей учебной деятельности - сюжетно-ролевую

игру.

В

сюжетно-ролевой

игре

впечатления

школьника

постоянно

пополняются,

уточняются,

качественно

изменяются.

Имеющиеся

у

него

знания,

благодаря

их

практически-действенному

воспроизведению

в

сюжетно-ролевой

игре

приобретают

более

прочный,

более

осознанный

характер. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей

в сюжетно-ролевой игре проявляются с особой полнотой.

Исходя из особенностей сюжетно-ролевой игры и игровой деятельности в

целом, я строю курс обучения немецкому языку в пятых классов в системе:

-

1. Уроки

2. Внеклассные мероприятия

3. Самостоятельная деятельность дома.

В

качестве

показателей

эффективности

предлагаемого

мною

подхода

могут быть использованы следующие характеристики:

-

оформляется мотивация учения;

-

происходит

формирование

совместно-распределенной

учебной

деятельности в классе;

-

быстро и охотно осваивается предметное содержание детьми.

Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету -

органического сочетания урочной и внеклассной работы иностранный

язык может внести весомый вклад в формирование и развитие личности

ребенка.

Таким образом, имеющиеся у младшего школьника знания, благодаря их

практически - действенному воспроизведению в сюжетно- ролевой игре

приобретают

более

прочный,

более

осознанный

характер,

а

сама

игра

способствует коммуникативной направленности урока.

В рамках сюжетно - ролевой ситуации на уроках я использую игры и как

самостоятельный методический прием. Это так называемые учебные игры,

которые имеют узко методическую цель. Для учителя любая учебная игра -

это, прежде всего, упражнение. Учитель всегда точно и четко представляет

себе какую учебную цель преследует та или иная игра, однако, ему не

следует

показывать

учащимся,

что

его

больше

интересует

второй

план

(методическая цель), иначе игра превратится в обычное упражнение.

Учебная игра, с моей точки зрения, способствует выполнению важных

методических задач:

-

созданию психологической готовности детей к речевому общению;

-

обеспечению естественной необходимости многократного повторения

ими языкового материала;

-

тренировке

учащихся

в

выборе

нужного

речевого

варианта,

что

является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

На

своих

уроках

я

использую

разные

виды

игр:

грамматические,

орфографические,

лексические

и

фонетические,

способствующие

формированию речевых навыков.

Созданию ситуации успеха, повышению стимула к учению и мотивации к

предмету

«немецкий

язык»

способствуют

также

творческие

задания

-

написание

сочинений

и

прочтение

лучших

из

них,

проектные

задания,

чтение сказок, стихов, работа с пословицами и скороговорками, участие в

конкурсах чтецов, олимпиаде по немецкому языку и в праздниках перед

гостями и родителями.

Эмоциональный настрой, необычность, таинственность и сказочность,

присущие

игре,

приобщают

к

работе

каждого,

побуждают

интерес

к

изучению немецкого языка.

Очень

важным

и

необходимым

в

современном

образовании

является

сохранение физического и психического здоровья ребенка. На своих уроках

для снятия напряженности, усталости, а также для создания оптимальных

условий комфорта, раскрепощения детей, я использую паузы релаксации, на

которых

практикую

динамические

игры:

игры

с

мячом,

танцевальные

фрагменты.

При

переходе

от

одной

деятельности

к

другой,

во

время

«путешествия» использую рифмовки, волшебные слова, стишки, песенки.

Во время урока использую приёмы повышенной экспрессивности - реплики

с большим эмоциональным накалом, элементы театральности, продумываю

жесты, мимику (например, Карабас кричит, делает резкие движения).

Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические

особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали

бы

напряжение

и

усталость.

Стремлюсь

к

тому,

чтобы

урок

проходил

непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы

приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-

релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой

отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к

улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного

рода

движения,

игры,

пение,

танцы,

заинтересованность

чем

-

либо

необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель

запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

Для

сохранения

положительной

мотивации

у

младших

школьников

к

изучению языка мною используются грамматические сказки и рифмовки,

они

психологич е ски

оправдывают

и

делают

э м о ц и о н а л ь н о

привлекательными

и

коммуникативно-значимыми

"скучные

и

примитивные" правила и фразы, они способствуют лучшему запоминанию,

развитию памяти, имеют релаксационный и эмоциональный эффект.

Использую

методы

технологии

критического

мышления,

игровой

и

проектной

технологии

для

стимулирования

мыслительной

деятельности

учащихся, попадания в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают

усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную

деятельность

ребёнка,

улучшают

психологический

климат

на

уроке,

предупреждают неврологические реакции детей.

Применяю

завуалированный

контроль

в

форме

игр

(анаграммы,

кроссворды, ролевые игры, элементы драматизации)

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в

жизни

каждого

школьника,

позволяет

легче

и

успешнее

овладеть

необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь

цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Созданию ситуации успеха, повышению стимула к учению и мотивации к

предмету

«немецкий

язык»

способствуют

также

творческие

задания

-

написание сочинений и прочтение лучших из них, проектные задания

С

помощью

проектной

методики

на

уроке

можно

достичь

сразу

нескольких

целей

-

расширить

словарный

запас"

детей,

закрепить

изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу

праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами

детей.

В рамках самостоятельной деятельности дома учащиеся работают над

проектами:

«Jahreszeiten» , «Мeine Familie» , составляют анкетные опросы по темам:

“Essen”, “Mein Arbeitstag”, проявляют свои креативные способности при

написании сочинений «Мein Freund», «Мeine Heimatstadt», «Мein Hobby»,

«Hallo! Das bin ich». Эти творческие работы выставляются для обозрения,

что является отличным стимулом для дальнейшего творчества учащихся.

По

данным

анкетирования

более

80

%

учащихся

нравится

этот

вид

деятельности.

• Конечно же, работа по обучению проектной деятельности и написанию

сочинений проходит на уроках. В своей работе я использую минипроекты,

которые могут быть использованы в рамках любой темы и при разном

уровне владения материалом.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!