Напоминание

"Народный календарь.Весна".


Автор: Лисовская Юлия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 387 им.Н.В.Белоусова
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Народный календарь.Весна".
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБОУ Лицей № 387 им. Н.В.Белоусова Кировского района

Методическое пособие к общеобразовательной общеразвивающей программе

«Народный театр»

Для детей 7-10 лет.

Автор: Лисовская Юлия Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2018 год

Аннотация.

Методическая разработка игрового занятия «Весенняя сказка» предназначена для

педагогов

дополнительного

образования,

особенно

для

педагогов,

работающих

в

направлении

изучения

народных

традиций

и

жанров

детского

фольклора.

Также

разработка может быть полезна для учителей предметников как при проведении занятий и

уроков, так и при проведении внеклассных и просветительских мероприятий. Возраст

учащихся 7-9 лет.

Вступление.

Жизнь русских людей всегда состояла из череды будней и праздников. Будни – это

время, наполненное трудами и заботами. Отличительной чертой будничной жизни была

обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда,

замкнутость досуга в рамках своего маленького семейного мира. Будням противостоял

праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди

осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось

необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по

народным представлениям, к хаосу и гибели мира.

В народной традиции встреча весны приурочивалась к наиболее значимым датам

церковного

и

земледельческого

календаря,

из

которых

наиболее

значимым

считалось

Благовещение Пресвятой Богородицы – этот праздник можно сопоставить по значимости с

Пасхой и Рождеством. «На Благовещение ни птица гнезда не завивает, ни девица косы не

заплетает», говаривали крестьяне, т.е. «день свят – все дела спят».

Одной

из

примет

весны,

которая

по

народным

представлениям,

окончательно

наступала на Благовещение, была «игра солнца», когда оно на восходе трепетало, играло

лучами и переливалось разными красками, «ой рано-рано солнце играло…». Во многих

местах и, особенно в городах, в этот праздник было принято выпускать на волю птичек из

клеток:

«На волю птичку выпускаю

при светлом празднике весны.» (А.С.Пушкин).

При этом пели специальные веснянки:

«Вы синички-сестрички.

Вы тетерки-чечетки,

Краснозобые снигири

Вы, воры-воробьи,

Вы щеглята молодцы

Вы на воле поживите,

К нам весну скорей введите…»

Одним из элементов традиционной встречи весны было ее закликание.

Центральным образом, объединяющим все весенние обряды и обычаи, является образ

птиц, возвращающихся на родину из теплых стран. В связи с этим хозяйки выпекали

особое печенье – жаворонки. Жаворонки (жаворята, кулики, птушки, чувильки, сороки и

пр.) представляют собой булочку в виде птички.

Игры детей и молодежи с жаворонками сопровождались пением (выкрикиванием)

закличек, в которых исполнители призывали весну с ее непременными спутницами -

птицами.

На занятиях с детьми в школе мы проживаем весь круг народных праздников, я

рассказываю им про заклички весны, мы учим «птичьи» игры, считалочки, песенки,

хороводы. В этом году я решила сделать наши традиционные заклички в виде весенней

сказки, которую дети придумали сами на нашем занятии, пока мастерили птичек из ниток.

Праздник мы провели как раз на Благовещение – 7 апреля.

Задачи.

В данной методической разработке ставятся следующие задачи:

- не только познакомить детей со своеобразием русской народной культуры, но и дать

живое непосредственное ее восприятие через участие в народных праздниках;

- сохранить в ребенке его индивидуальность и непосредственность;

- побудить к развитию творческих способностей: музыкального слуха, ритма; мелкой

моторики; фантазии, образного мышления, пространственного мышления, физической

формы;

- пробудить внимательное отношение к окружающему миру и наблюдательность;

- развить в детях чувство общности, взаимовыручки и поддержки, т.е. добрых отношений

внутри коллектива;

-

способствовать

формированию

у

детей

уважительное

отношение

к

национальным

формам культуры своего и других народов;

- формировать гражданскую позицию, патриотизм, любовь к Родине;

- воспитывать нравственные и личностные качества;

- воспитывать художественный вкус через приобщение к народным традициям.

Народный календарь: заклички весны. «Весенняя сказка».

Ребята со своим педагогом (учителем, ведущим) собираются у крыльца школы на улице. В

руках у каждого ребенка свистулька (глиняная, деревянная, стеклянная), хорошо бы в виде

птички (будет удобно, если свистулька будет висеть на шее на веревочке).

Ведущая: Ребята, посмотрите, как меняется погода, снег уже почти растаял, но солнышко

еще не греет, погода холодная, весне тяжело бороться с зимой, а ведь мы можем ей

помочь. Как?

Дети: Позвать птичек.

Ведущая: Правильно, ведь это птички на своих крылышках настоящее тепло из жарких

стран приносят. Давайте мы поиграем на наших свистульках и пойдем на самую большую

полянку за школой и будем звать птичек.

Дети начинают играть на свистульках и таким образом доходят до полянки.

Ведущая: Ребята, посмотрите, как красиво вокруг, как в сказке, в весенней сказке…. Вот я

вам сейчас ее и расскажу.

Дети: Про что сказка?

Ведущая: Про таких же детей как вы…слушайте. Жили -были в одной школе ребята и

решила они пойти весну закликать. Взяли они свои свистульки и начали играть, а птички

слетались на ближайшие деревья и слушали. Ребята играли и пели весенние песенки

заклички, вот так:

Дети начитают играть на свистульках, потом один ребенок начинает петь, а все

подхватывают:

«Весна-красна, на чем пришла?

-На кнутику, на хомутику, чувиль-виль-виль, жаворонушкииии….»

Дети опять играют на свистульках, другой ребенок начинает петь, все подхватывают:

«Вы кулики-жаворонушки,

Прилетите к нам, принесите нам

Весну –красну, лето теплое…

Нам зима-то надоела,

Весь хлеб она поела…»

Дети опять начинают играть на свистульках. Третий ребенок запевает, все подхватывают:

«Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

– Кулик, кулик, Замыкай зиму,

Замыкай зиму, Отпирай весну, »

Дети опять начинают играть на свистульках. Четвертый ребенок запевает, все

подхватывают:

«Жавората-жавората, вы не клюйте мои ноги,

вы садитесь на дугу, распевайте на лугу.»

Ведущая: Так хорошо ребята пели и играли, что птички и прилетели.

Дети кладут свистульки и берут в руки каждый свою птичку, которую до этого сделал на

уроке (мы делали их и из соломы, и из лоскутков, и из ниток, и из бумаги). Начинает

звучать музыка песенки (гармошка) «Летели две птички». Дети (теперь они птички)

танцуют и поют эту песенку:

«Летели две птички, ростом невелички,

Припев: Ой сад-виноград, зеленая роща.

Как они порхали, люди им махали

Припев.

Как они садились, люди им дивились.

Припев.

Как они прощались, крепко обнимались.

Припев.»

Ведущая: Птички стали на полянке петь, плясать и игры играть. Смотрят, а на встречу им

идет сама Матушка-Весна.

Матушка-Весна (девочка старшеклассница): Здравствуйте мои дорогие помощники,

сколько вас много собралось, ну теперь мы зиму быстро прогоним. Беритесь за руки,

вставайте за мной, сейчас мы потопаем и землю от зимней спячки разбудим.

Начинает звучать музыка (гармошка) игры «Пришла Матушка-Весна»: (игра наподобие

«Золотые ворота»)

«Пришла Матушка –Весна, отворяй ворота,

Первый март прошел, всех детей провел

А за ним идет апрель, открывай окно и дверь

А за ним и месяц май, сколько хошь теперь гуляй.

Хлеб, соль, вода, закрываем ворота».

Дети играют в игру несколько раз, пока не получается большой круг. Звучит «тревожная

музыка».

Ведущая: Как хорошо играли птички с весной на полянке и забыли об опасности, которая

подстерегает в лесу маленьких птичек, посмотрите, ребята, кто это там летит с такими

огромными крыльями.

Дети: Это коршун!!!

Коршун (старший мальчик): Птички, чего это вы тут распелись в моем лесу?

Дети: Мы хотим, чтобы пришла весна.

Коршун: А вот это мы еще посмотрим, если весна придет, вы будете петь с утро до вечера

и меня будить.

Дети: Коршун, давай с нами играть! Мы и игру про тебя знаем, она так и называется

«Коршун».

Дети начинают играть: Коршун садится посреди круга на корточки и начинает «рыть

когтями ямку», дети ходят по кругу и приговаривают:

«Коршун, коршун, что ты делаешь?»

Коршун: Ямку рою.

Дети: Зачем ямку роешь?

Коршун: Камушки ищу.

Дети: Зачем камушки ищешь.

Коршун: А хочу в вас камушки кидать!

Дети: За что? Почто?

Коршун: А чтобы вы громко не пели.

Матушка-Весна: А который пел громче всех?

Коршун: А вот этот.

Кричит и бежит за детьми, должен поймать двух-трех. Игру можно повторить пару раз.

У тех детей, которых коршун поймал, он забирает птичек и сажает их в клетку. Все дети-

птички грустят и думают, что делать.

Матушка-Весна: Птички, не грустите, я знаю, как вашему горю помочь. Вот скажите мне,

какая птица в лесу самая мудрая?

Дети: Сова.

Матушка-Весна: Правильно, вот мы к ней сейчас и полетим, спросить совета, что делать?

Как нам наших братьев спасать? А пока летим до совы, будем петь про нее песенку.

Дети начинают игру: «Летела сова»:

«Летела сова, большая голова

Летела, летела, летела и присела,

Туда-сюда глядела

и песенку запела: угу, угу, угу, угу.»

Дети «летают» по кругу и поют эту песенку «водящая» задает им темп, начинает запевать

то очень быстро, то медленно, задача детей успевать менять темп и выполнять то, о чем

поют. Пропев песенку 2-3 раза, дети видят, что из-за ближайших кустов «вылетает»

Тетушка Сова (педагог или старшая девочка).

Сова: Здравствуйте птички, хорошо поете.

Дети: Здравствуй, тетушка Сова!

Сова: Зачем вы меня звали?

Дети: Коршун унес наших птенчиков и посадил в клетку.

Сова: Да, победить Коршуна трудно, но можно!

Дети: Как?

Сова: Есть ли среди вас смелый воробей?

Дети: Нет.

Сова: Тогда мы выберем его по считалочке. Но считалочка должна быть птичья.

Ребенок: Я знаю: Сойка-зяблик-перепелка, дятел-жаворонок-пчелка…

Ребенок начинает считать, по считалочки, кто-то вышел, он и есть воробей, можно двоих,

троих, если много народа.

Сова: А теперь эти смелые воробьи должны собрать целое птичье войско. Не зря

говорится, один в поле не воин, а вот когда вы будете дружные и все вместе, то сможете

победить любого Коршуна.

Начинается игра «Воробей»: дети встают вкруг, воробей (воробьи) начинают попеременно

скакать то на одной ножке, то на другой по кругу, а дети поют:

«Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Собирает всех друзей-зей-зей,

Уж вы братцы мало нас, нас, нас,

Выходи и ты за нас, нас, нас.»

На последних словах, воробей дотрагивается до любого человека, он тоже становится

воробьем и теперь они скачут уже вдвоем и таким образом все в конце игры должны стать

воробьями и скакать.

Сова: Теперь я вижу, вы собрали целое птичье войско, можно и к Коршуну лететь.

Дети скачут в сторону Коршуна, который сидит под деревцем, на дереве висит клетка,

накрытая материей. В то время, пока дети играли, надо заменить клеточку с игрушечными

птицами на клетку с живыми птичками и накрыть ее.

Дети допрыгивают до Коршуна, он пугается и убегает.

Матушка-Весна: Ну что птички, пришло время освободить наших братьев.

Снимает материю с клетки, дети видят живых птиц, радуются.

Ведущая: Вот ребята, наша сказка и подошла к концу, наши птички стали дружнее и

смелее. Что теперь осталось сделать?

Дети: Выпустить птичек!

Ведущая открывает клеточку, дети подпевают:

«Жаворонок молодой на проталинке весной»

«Жаворонок, жаворонок, вот твой брат, лели-лелешеньки, вот твой брат!»

Под эти песенки дети машут птичкам рукой, а своих птичек развешивают на деревья.

Матушка-Весна: Ребята, как мне понравилось с вами играть, к нашему празднику вы

выучили много песенок-закличек, игр, считалочек, сделали сами птичек, были дружные,

смелые и веселые, за это вам моя награда. Посмотрите, что лежит у меня в корзиночке?

Дети открывают корзиночку, а там лежат выпеченные жаворонки.

Дети: Спасибо, Матушка-Весна!

Дети едят «жаворат», крошки бросают на дорожку для птичек. Гармонист играет веселую

музыку, можно еще раз песенку «Летели две птички», дети идут обратно в школу под

музыку.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!