Автор: Лисовская Юлия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 387 им.Н.В.Белоусова
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Народный календарь.Весна".
Раздел: дополнительное образование
ГБОУ Лицей № 387 им. Н.В.Белоусова Кировского района
Методическое пособие к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Народный театр»
Для детей 7-10 лет.
Автор: Лисовская Юлия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2018 год
Аннотация.
Методическая разработка игрового занятия «Весенняя сказка» предназначена для
педагогов
дополнительного
образования,
особенно
для
педагогов,
работающих
в
направлении
изучения
народных
традиций
и
жанров
детского
фольклора.
Также
разработка может быть полезна для учителей предметников как при проведении занятий и
уроков, так и при проведении внеклассных и просветительских мероприятий. Возраст
учащихся 7-9 лет.
Вступление.
Жизнь русских людей всегда состояла из череды будней и праздников. Будни – это
время, наполненное трудами и заботами. Отличительной чертой будничной жизни была
обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда,
замкнутость досуга в рамках своего маленького семейного мира. Будням противостоял
праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди
осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось
необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по
народным представлениям, к хаосу и гибели мира.
В народной традиции встреча весны приурочивалась к наиболее значимым датам
церковного
и
земледельческого
календаря,
из
которых
наиболее
значимым
считалось
Благовещение Пресвятой Богородицы – этот праздник можно сопоставить по значимости с
Пасхой и Рождеством. «На Благовещение ни птица гнезда не завивает, ни девица косы не
заплетает», говаривали крестьяне, т.е. «день свят – все дела спят».
Одной
из
примет
весны,
которая
по
народным
представлениям,
окончательно
наступала на Благовещение, была «игра солнца», когда оно на восходе трепетало, играло
лучами и переливалось разными красками, «ой рано-рано солнце играло…». Во многих
местах и, особенно в городах, в этот праздник было принято выпускать на волю птичек из
клеток:
«На волю птичку выпускаю
при светлом празднике весны.» (А.С.Пушкин).
При этом пели специальные веснянки:
«Вы синички-сестрички.
Вы тетерки-чечетки,
Краснозобые снигири
Вы, воры-воробьи,
Вы щеглята молодцы
Вы на воле поживите,
К нам весну скорей введите…»
Одним из элементов традиционной встречи весны было ее закликание.
Центральным образом, объединяющим все весенние обряды и обычаи, является образ
птиц, возвращающихся на родину из теплых стран. В связи с этим хозяйки выпекали
особое печенье – жаворонки. Жаворонки (жаворята, кулики, птушки, чувильки, сороки и
пр.) представляют собой булочку в виде птички.
Игры детей и молодежи с жаворонками сопровождались пением (выкрикиванием)
закличек, в которых исполнители призывали весну с ее непременными спутницами -
птицами.
На занятиях с детьми в школе мы проживаем весь круг народных праздников, я
рассказываю им про заклички весны, мы учим «птичьи» игры, считалочки, песенки,
хороводы. В этом году я решила сделать наши традиционные заклички в виде весенней
сказки, которую дети придумали сами на нашем занятии, пока мастерили птичек из ниток.
Праздник мы провели как раз на Благовещение – 7 апреля.
Задачи.
В данной методической разработке ставятся следующие задачи:
- не только познакомить детей со своеобразием русской народной культуры, но и дать
живое непосредственное ее восприятие через участие в народных праздниках;
- сохранить в ребенке его индивидуальность и непосредственность;
- побудить к развитию творческих способностей: музыкального слуха, ритма; мелкой
моторики; фантазии, образного мышления, пространственного мышления, физической
формы;
- пробудить внимательное отношение к окружающему миру и наблюдательность;
- развить в детях чувство общности, взаимовыручки и поддержки, т.е. добрых отношений
внутри коллектива;
-
способствовать
формированию
у
детей
уважительное
отношение
к
национальным
формам культуры своего и других народов;
- формировать гражданскую позицию, патриотизм, любовь к Родине;
- воспитывать нравственные и личностные качества;
- воспитывать художественный вкус через приобщение к народным традициям.
Народный календарь: заклички весны. «Весенняя сказка».
Ребята со своим педагогом (учителем, ведущим) собираются у крыльца школы на улице. В
руках у каждого ребенка свистулька (глиняная, деревянная, стеклянная), хорошо бы в виде
птички (будет удобно, если свистулька будет висеть на шее на веревочке).
Ведущая: Ребята, посмотрите, как меняется погода, снег уже почти растаял, но солнышко
еще не греет, погода холодная, весне тяжело бороться с зимой, а ведь мы можем ей
помочь. Как?
Дети: Позвать птичек.
Ведущая: Правильно, ведь это птички на своих крылышках настоящее тепло из жарких
стран приносят. Давайте мы поиграем на наших свистульках и пойдем на самую большую
полянку за школой и будем звать птичек.
Дети начинают играть на свистульках и таким образом доходят до полянки.
Ведущая: Ребята, посмотрите, как красиво вокруг, как в сказке, в весенней сказке…. Вот я
вам сейчас ее и расскажу.
Дети: Про что сказка?
Ведущая: Про таких же детей как вы…слушайте. Жили -были в одной школе ребята и
решила они пойти весну закликать. Взяли они свои свистульки и начали играть, а птички
слетались на ближайшие деревья и слушали. Ребята играли и пели весенние песенки
заклички, вот так:
Дети начитают играть на свистульках, потом один ребенок начинает петь, а все
подхватывают:
«Весна-красна, на чем пришла?
-На кнутику, на хомутику, чувиль-виль-виль, жаворонушкииии….»
Дети опять играют на свистульках, другой ребенок начинает петь, все подхватывают:
«Вы кулики-жаворонушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну –красну, лето теплое…
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб она поела…»
Дети опять начинают играть на свистульках. Третий ребенок запевает, все подхватывают:
«Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик, Замыкай зиму,
Замыкай зиму, Отпирай весну, »
Дети опять начинают играть на свистульках. Четвертый ребенок запевает, все
подхватывают:
«Жавората-жавората, вы не клюйте мои ноги,
вы садитесь на дугу, распевайте на лугу.»
Ведущая: Так хорошо ребята пели и играли, что птички и прилетели.
Дети кладут свистульки и берут в руки каждый свою птичку, которую до этого сделал на
уроке (мы делали их и из соломы, и из лоскутков, и из ниток, и из бумаги). Начинает
звучать музыка песенки (гармошка) «Летели две птички». Дети (теперь они птички)
танцуют и поют эту песенку:
«Летели две птички, ростом невелички,
Припев: Ой сад-виноград, зеленая роща.
Как они порхали, люди им махали
Припев.
Как они садились, люди им дивились.
Припев.
Как они прощались, крепко обнимались.
Припев.»
Ведущая: Птички стали на полянке петь, плясать и игры играть. Смотрят, а на встречу им
идет сама Матушка-Весна.
Матушка-Весна (девочка старшеклассница): Здравствуйте мои дорогие помощники,
сколько вас много собралось, ну теперь мы зиму быстро прогоним. Беритесь за руки,
вставайте за мной, сейчас мы потопаем и землю от зимней спячки разбудим.
Начинает звучать музыка (гармошка) игры «Пришла Матушка-Весна»: (игра наподобие
«Золотые ворота»)
«Пришла Матушка –Весна, отворяй ворота,
Первый март прошел, всех детей провел
А за ним идет апрель, открывай окно и дверь
А за ним и месяц май, сколько хошь теперь гуляй.
Хлеб, соль, вода, закрываем ворота».
Дети играют в игру несколько раз, пока не получается большой круг. Звучит «тревожная
музыка».
Ведущая: Как хорошо играли птички с весной на полянке и забыли об опасности, которая
подстерегает в лесу маленьких птичек, посмотрите, ребята, кто это там летит с такими
огромными крыльями.
Дети: Это коршун!!!
Коршун (старший мальчик): Птички, чего это вы тут распелись в моем лесу?
Дети: Мы хотим, чтобы пришла весна.
Коршун: А вот это мы еще посмотрим, если весна придет, вы будете петь с утро до вечера
и меня будить.
Дети: Коршун, давай с нами играть! Мы и игру про тебя знаем, она так и называется
«Коршун».
Дети начинают играть: Коршун садится посреди круга на корточки и начинает «рыть
когтями ямку», дети ходят по кругу и приговаривают:
«Коршун, коршун, что ты делаешь?»
Коршун: Ямку рою.
Дети: Зачем ямку роешь?
Коршун: Камушки ищу.
Дети: Зачем камушки ищешь.
Коршун: А хочу в вас камушки кидать!
Дети: За что? Почто?
Коршун: А чтобы вы громко не пели.
Матушка-Весна: А который пел громче всех?
Коршун: А вот этот.
Кричит и бежит за детьми, должен поймать двух-трех. Игру можно повторить пару раз.
У тех детей, которых коршун поймал, он забирает птичек и сажает их в клетку. Все дети-
птички грустят и думают, что делать.
Матушка-Весна: Птички, не грустите, я знаю, как вашему горю помочь. Вот скажите мне,
какая птица в лесу самая мудрая?
Дети: Сова.
Матушка-Весна: Правильно, вот мы к ней сейчас и полетим, спросить совета, что делать?
Как нам наших братьев спасать? А пока летим до совы, будем петь про нее песенку.
Дети начинают игру: «Летела сова»:
«Летела сова, большая голова
Летела, летела, летела и присела,
Туда-сюда глядела
и песенку запела: угу, угу, угу, угу.»
Дети «летают» по кругу и поют эту песенку «водящая» задает им темп, начинает запевать
то очень быстро, то медленно, задача детей успевать менять темп и выполнять то, о чем
поют. Пропев песенку 2-3 раза, дети видят, что из-за ближайших кустов «вылетает»
Тетушка Сова (педагог или старшая девочка).
Сова: Здравствуйте птички, хорошо поете.
Дети: Здравствуй, тетушка Сова!
Сова: Зачем вы меня звали?
Дети: Коршун унес наших птенчиков и посадил в клетку.
Сова: Да, победить Коршуна трудно, но можно!
Дети: Как?
Сова: Есть ли среди вас смелый воробей?
Дети: Нет.
Сова: Тогда мы выберем его по считалочке. Но считалочка должна быть птичья.
Ребенок: Я знаю: Сойка-зяблик-перепелка, дятел-жаворонок-пчелка…
Ребенок начинает считать, по считалочки, кто-то вышел, он и есть воробей, можно двоих,
троих, если много народа.
Сова: А теперь эти смелые воробьи должны собрать целое птичье войско. Не зря
говорится, один в поле не воин, а вот когда вы будете дружные и все вместе, то сможете
победить любого Коршуна.
Начинается игра «Воробей»: дети встают вкруг, воробей (воробьи) начинают попеременно
скакать то на одной ножке, то на другой по кругу, а дети поют:
«Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Собирает всех друзей-зей-зей,
Уж вы братцы мало нас, нас, нас,
Выходи и ты за нас, нас, нас.»
На последних словах, воробей дотрагивается до любого человека, он тоже становится
воробьем и теперь они скачут уже вдвоем и таким образом все в конце игры должны стать
воробьями и скакать.
Сова: Теперь я вижу, вы собрали целое птичье войско, можно и к Коршуну лететь.
Дети скачут в сторону Коршуна, который сидит под деревцем, на дереве висит клетка,
накрытая материей. В то время, пока дети играли, надо заменить клеточку с игрушечными
птицами на клетку с живыми птичками и накрыть ее.
Дети допрыгивают до Коршуна, он пугается и убегает.
Матушка-Весна: Ну что птички, пришло время освободить наших братьев.
Снимает материю с клетки, дети видят живых птиц, радуются.
Ведущая: Вот ребята, наша сказка и подошла к концу, наши птички стали дружнее и
смелее. Что теперь осталось сделать?
Дети: Выпустить птичек!
Ведущая открывает клеточку, дети подпевают:
«Жаворонок молодой на проталинке весной»
«Жаворонок, жаворонок, вот твой брат, лели-лелешеньки, вот твой брат!»
Под эти песенки дети машут птичкам рукой, а своих птичек развешивают на деревья.
Матушка-Весна: Ребята, как мне понравилось с вами играть, к нашему празднику вы
выучили много песенок-закличек, игр, считалочек, сделали сами птичек, были дружные,
смелые и веселые, за это вам моя награда. Посмотрите, что лежит у меня в корзиночке?
Дети открывают корзиночку, а там лежат выпеченные жаворонки.
Дети: Спасибо, Матушка-Весна!
Дети едят «жаворат», крошки бросают на дорожку для птичек. Гармонист играет веселую
музыку, можно еще раз песенку «Летели две птички», дети идут обратно в школу под
музыку.