Автор: Щербакова Ольга Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО МЦДОД
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пластилинография -средство развития творческих способностей у дошкольников."
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Многопрофильный центр дополнительного образования детей"
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ Щербакова Ольга Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО "МЦДОД" г.Оренбурга
2018
Содержание
1. Введение
1.1. Цель, задачи
2. Основная часть
2.1. Виды пластилинографии
2.2. Основные приемы
2.3. Формирование навыков по пластилинографии
2.4. Рекомендации по работе в технике пластилинография
2.5. Материал и оборудование
3. Заключение
Список литературы
Приложения
1. Введение
Проблема развития творческих способностей дошкольников является одной
из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Известно, что творческие
способности человека являются существенной частью интеллекта и задача их
развития - одна из важнейших в воспитании современного человека. Все
культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой
деятельности людей.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше
внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития
талантливой, творческой личности.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и
свободно мыслящей - постоянно возрастает. Формирование творческой
личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Об этом говорится и в документе о
федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного
образования:"Основными задачами дошкольного обучения являются
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие
индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка".
Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность
ребенка. Дошкольное детство-это период интенсивного формирования
художественно-творческих способностей, что является важным компонентом
поддержки развития дошкольника.
Именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных
техник является наиболее благоприятной для творческого развития
способностей детей. Одной из таких нетрадиционных методик является
пластилинография.
Пластилинография - это нетрадиционный вид изобразительной
деятельности. Представляет собой создание лепных картин с изображением
более или менее выпуклых, полу-объемных объектов на горизонтальной
поверхности. Основной материал - пластилин. Пластилин используется в
виде краски, а инструментом для работы служат пальчики ребенка. Возможно
использование комбинированных техник.
. Например, декорирование
поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В
некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация
изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например,
на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали
переднего плана изображаются пластилинографией.
В пластилинографии заложены колосальные воспитательные резервы,
огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и
развитие творческой личности.
Нетрадиционную технику "пластилинография" в свои занятия со старшими
дошкольниками я ввела 5 лет назад и влюбилась в нее. Так же она
понравилась и детям. Если раньше на занятиях по лепке дети боялись
лепить, были не уверены в своих способностях, то сейчас пластилинография
вызывает у детей желание творить, развивает воображение, раскрепощает,
вызывает положительные эмоции. А это залог психического здоровья и
эмоционального благополучия детей.
1.1. Цели и задачи
Обучающие:
- пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них
желание сделать что-то своими руками;
- научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать,
выделять главное, существенное;
- закрепление освоенных приемов (скатывания, надавливания, размазывания)
и создание с их помощью сюжетных картин;
- формировать навыки ориентироваться на листе картона;
- возбудить фантазию и воображение;
- ознакомление с окружающим миром.
Воспитательные:
- воспитать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление
доводить начатое дело до конца;
- воспитывать навыки трудолюбия (приучить к аккуратности в работе,
сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);
- формировать умение работать в коллективе.
Развивающие:
- развитие всех психических функций (восприятие, мышленье, память, речь);
- развитие творческих способностей;
- развить самостоятельность, аккуратность;
- обогащение словарного запаса;
- развитие моторики и глазомера;
- развитие коммуникативных навыков.
2.Основная часть
Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам,
связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не
навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем,
многочисленные исследования в области детского изобразительного
творчества отечественных ученых (Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.Б.
Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без
целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать
творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к
изобразительной деятельности.
Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в
изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и
обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным
игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами
изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие»
(Г.Г. Григорьева).
В данное время работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Старший
дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной
активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению,
сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Занятия по пластилинографии организую с учетом возрастных,
физиологических и психологических особенностей своих воспитанников. На
каждом занятии решаю не только практические задачи, но и воспитательно-
образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность
ребёнка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.
Дети получают знания, умения, навыки, идёт знакомство с миром разных
предметов; расширяются возможности изобразительной деятельности детей
по принципу « от простого к сложному ».
Занятия провожу в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что
способствует релаксации: снятию усталости и напряжения. Использую
художественное слово, игровые методы и приемы, что позволяет достичь
успехов в развитии у детей творческих способностей. И самое главное -
всегда учитываю желание детей, настроение, возможности, интересы!
Первые успехи в работе вызывают у детей желание создавать тематические
картинки сначала под руководством взрослого, а затем подтолкнут к
самостоятельному творчеству.
2.1. Виды нетрадиционной техники работы с пластилином -
пластилинографии:
(смотри приложение №1)
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной
формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность
изображения
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной
картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением
контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность
( прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур
рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной
формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения..
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины
с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой.
Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого
желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать
слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии
- она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.
Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Модульная пластилинография - изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек,
многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или
шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность
изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины
на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф,
контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
П
ри работе с пластилином может возникнуть ряд отрицательных моментов:
долго лежавший пластилин становится твердым, его трудно размять,
подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на
бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующих
советов:
твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей
водой из-под крана (но не заливать кипятком);
при работе с пластилином использовать как основу не тонкие листы
бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при
выполнении приемов придавливания, сплющивания во время
закрепления предмета на горизонтальной поверхности;
чтобы картон со временем не потерял своей привлекательности,
следует основу, с предварительно нарисованным контуром или без
него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных
пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки
проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;
на рабочем столе ребенка обязательно должна лежать тканевая
салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а
после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем
вымыть их водой с мылом.
Организуя занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного
возраста, руководствуюсь следующими рекомендациями:
- предоставлять детям больше самостоятельности, разнообразить занятия для
поддержания интереса к изобразительной деятельности;
- не критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру ребенка
в собственные силы;
- выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться
лучшего результата в своих работах;
- разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы
предупредить детское утомление;
- во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за
посадкой детей во время занятия.
В воспитании ребёнка нет и, не может быть мелочей, и такая забавная и
несерьёзная на первый взгляд вещь, как пластилин, может при грамотном
подходе сыграть немалую роль, так как способствует сохранению
психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций.
При этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий
потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого
давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в
собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДО может
стать необычным решением задачи творческого развития детей.
2.3. Формирование навыков по пластилинографии
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в
несколько этапов, на каждом из которых ставились определенные задачи.
Подготовительный. Освоить приемы размазывания пластилина подушечкой
пальца; выработать правильную постановку пальца; научиться не выходить
за контур рисунка; использовать несколько цветов пластилина.
Основной. Доводить дело до конца, работать аккуратно, действовать по
образцу и по словесному указанию педагога; научиться самостоятельно
решать такие творческие задачи как выбор рисунка для работы и цвет фона;
научиться получать разные оттенки путем смешивания разных цветов
пластилина.
Итоговый. Сформировать личностное отношение к результатам своей
деятельности.
Расскажу об этапах подробнее. Для успешного освоения детьми техники
пластилинография очень важен подготовительный этап, когда дети учатся
простым приемам пластилинографии. На первых занятиях все дети учатся
приему размазывания пластилина подушечкой большого пальца. Дети
приступают к рисованию, т.е. размазывают пластилин по всему рисунку, как
будто закрашивают его. Параллельно они учатся работать на ограниченном
пространстве и с пластилином нескольких цветов.
На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования
пластилином. Дети учатся создавать композиции. Учитывая разные
возможности детей одной возрастной группы, в конспектах занятий
предусмотрены усложнения. Усложнения могут быть использованы как
индивидуально, так и для всего коллектива детей.
На итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на
имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому объекту. Создание
образа в воображении - наиболее трудный путь, требующий большого объема
знаний, кругозора, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять
внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми
впечатлениями до тех пор, пока детям не захочется поделиться ими.
Для того, чтобы создать на занятиях хорошее эмоциональное настроения я
использую художественное слово (стихи, загадки, песни, потешки),
сюрпризные моменты (появление сказочного героя), пальчиковую
гимнастику. Пальчиковые упражнения помогают снять напряжение с пальцев
и заодно поиграть, расслабиться.
2.4. Рекомендации по работе в технике "Пластилинография"
1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не
заливать кипятком).
2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует
использовать плотный картон.
3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать
появления жирных пятен.
4. На рабочем столе должна присутствовать доска или клеенка, салфетка для
рук.
5. Покрытие пластилиновой картины лаком для волос или для ногтей продлит
ее жизнь.
6. Для того, чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием
пластилина пальцы слегка смачивайте в воде, но так, чтобы картонная основа
не размокла.
7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются
различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов,
полосок, извилин. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
2.5. Материалы и оборудование
Виды пластилина
Выпускаются следующие виды пластилина: парафиновый, восковой,
флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его
свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под
действием тепла, непрочность, водонепроницаемость.
Стеки
В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть
деревянными, металлическими, пластмассовые. Самая простая форма стеки -
палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может
быть она и в виде петли из проволоки. Используется стека для обработки
деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью
снимается лишний пластилин.
3. Заключение
Работа в технике пластилинография очень интересна. Она развивает
моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное
мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими
материалами.
Из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что главный итог -
ощущение радости детей и взрослых и желание вновь встретиться для
работы с этим материалом. Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял
рисунки - работает воодушевленно. Результат отличный!
.
Список литературы
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для дошкольников. - М.; АСТ:
Астрель, 2006.
2.Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. - М.: Издательство
СКРИПТОРИЙ 2003, 2017.-64с.
3.Новикова О.А. Ум на кончиках пальцев.- М.: АСТ; СПб: Сова, 2006.
4. Лазарева Ю.В. Развитие творческого потенциала дошкольников
средствами изобразительной деятельности//Воспитатель ДОУ.2009. №2
5. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина.- Ростов-н/Д.:
Издательство "Феникс",2003.
6. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина: Для работы с детьми
дошкольного возраста.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-64С.
7. Халезова - Зацепина М.Б. Лепка в детском саду. Для детей 5-7 лет. М.,2009.
8. Цветные пейзажи. Рисуем круглый год (из изд. Казаковой Т.Г.)// Растем и
развиваемся. М., 2000.
9. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие.- М.: ТЦ
Сфера, 2010.- 128 с.
Приложение № 1
(виды пластилинографии)
1. Прямая пластилинография - изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности.
2. Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины с
помощью шариков из пластилина.
3. Контурная пластилинография - изображение предмета при
помощи жгутиков.
4.Многослойная пластилинография - объемное изображение с
последовательным нанесением нескольких слоев.
5. Модульная пластилинография - изображение лепной картины с
использованием различных элементов - валиков, шариков,
дисков.
Приложение №2
(шаблоны для пластилинографии)
Приложение №3
(пальчиковая гимнастика)
Мы сегодня рисовали...
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут,
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем,
Снова рисовать начнем.
(кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
( дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями,
притопывают)
"Мы стоим на огороде..."
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
( потягивание - руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растет.
( правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой-
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
( приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(потягивание - руки в стороны)
Мы ее не будем трогать -
Обожглись уже немного.
( потягивания - руки вперед)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
*****
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтобы слушать, рисовать
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем.
Вправо - влево, раз и два!
Думай, думай, голова!
(Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
*****
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись!
*****
Состоит весь мир из красок
Теплых и холодных,
(дети встают со своих мест.)
Краски теплые такие,
Что обжечься можно. (встряхивают кисти рук.)
Ну а здесь мороз такой -
Не замерзнуть б нам с тобой. (растирают ладоши.)
А если вместе - красота! (поднимают руки вверх.)
В небе пляшут облака, (размахивают руками вправо-влево.)
Солнце улыбается. (дети поворачиваются лицом друг к другу,
хлопают в ладоши.)
Занятье продолжается.
*****
В прятки пальчики играли
(дети сгибают пальчики один за другим.)
И головки убирали. (сжимают кулачки.)
Вот так, вот так, (сжимают, разжимают.)
Так головки убирали. (встряхивают кисти рук.)
*****
Мы построим дом большой (поднимают руки вверх.)
С высокой крышей золотой. (покачивают руками.)
В руки топоры возьмем, (сцепляют пальцы рук.)
Бревна мы тесать начнем, (выполняют рубящие движения.)
Доску возьмем, (повороты туловища в стороны.)
Узоры вырезать начнем. (круговые движения кистями рук.)
Вот и готов наш светлый дом, (руки в стороны.)
В нем мы дружно заживем!
*****
Завитки мы рисовали,
Наши пальчики устали. (Пальчики сжимаем и разжимаем.)
Наши пальчики сожмем,
Разожмем, опять сожмем.
Солнце в небе увидали-
Глазки влево побежали.
Мы еще разок взглянули, -
(глаза бегут вправо, влево.)
Глазки вправо повернули.
Погладим подбородок наш,
Сделаем точечный массаж. (делается точечный массаж.)
Покруче спинки мы прогнем, (прогибают спину, далее выпрямляют
плечи.)
Рисовать опять начнем.
"Давайте поиграем."
Пальчик о пальчик тук да тук.
( указательным пальцем постукивает палец о палец.)
Весело пляшут пальчики наши. Ножками топ, да и топ, топ, да и топ.
(поднимать руки вверх, делать " фонарики")
Весело пляшут детки наши.
Ручками хлоп, да и хлоп, хлоп, да и хлоп. ( топать ногами)
Весело хлопают ручки наши. ( хлопать в ладоши).
"Разминка с кисточкой."
Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держать тремя
пальцами выше металлической части.
Это трудно? Нет, пустяк! Водить кисточкой в левую и в правую
Влево - вправо, вверх и вниз стороны, затем вверх и вниз.
Побежала наша кисть. Держать кисточку вертикально.
А потом, а потом Вращать по кругу.
Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе.
Закрутилась как волчок.
За тычком идет тычок!
" Дружба."
Дружат в нашей группе (обхватить правой ладонью левую и покачивать
Девочки и мальчики. в ритме стихотворения.)
С вами мы подружим, (обхватить левой рукой правую и покачивать)
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять, ( соединить пальчики обеих рук, начиная с
Пять, четыре, три, два, один. большого, затем соединять с мизинца.)
"Алые цветы."
Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибают пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. из кулака. Покачивать кистями
Наши алые цветки закрывают лепестки, рук вправо-влево.
Головой качают, тихо засыпают... Медленно сжимать пальцы
кулаки. Покачивание ими
вперед - назад.)
"Утята".
Встали как-то утром в ряд (по 1 разжать пальцы из кулака, показать
Десять маленьких утят. 10 пальцев, указательным и большим
Посчитались, удивились, изобразить раскрытые клювы, развести
На две группы разделились. ладони в стороны, погладить пальцы
Перышки почистили, от основания до кончиков, сложить в виде
Головками повертели, головок утят и покрутить ими в стороны,
Червячка склевали, указательным и средним изобразить бег.)
К речке побежали.
"Цветы."
Представь, что мы сейчас цветы (дети встают со своих мест.)
Небывалой красоты. (поднимают поочередно руки вверх, опускают.)
В середине у цветков (круговые движения.)
Много разных лепестков. (сжатыми кулаками.)
Легкий ветерок летает - (наклоны головы влево, вправо.)
Цветы головками кивают.
Летний ветерок крепчает, (наклоны туловища в стороны.)
Стебельки цветов сгибает.
Сейчас подуем на цветок, (наклоны вперед, дуют.)
Словно легкий ветерок.
"Матрешки."
Раз, два, три, четыре, пять,
Матрешек будем украшать (сжать и разжать кисти.)
Матрешек будем украшать: (выполняют круговые движения кистями,
сжатыми в кулак.)
Цветы на платьях рисовать.
Мы наклоны выполняем (наклоны туловища в стороны.)
И матрешек все считаем.
Раз, два, три, четыре, пять , (наклоны вперед.)
Будем снова рисовать.
"Медведь."
Вышел медведь на мир поглядеть.
Лапы поднял и зарычал. (поднять руки вверх.)
На правую лапу встал, чуть не упал. (переваливаться с ноги на ногу.)
Стал медведь головой вертеть: (повороты головой.)
Вправо, влево, взад, вперед - (наклоны головы вперед, назад.)
Кто медведя разберет?
"Разотру ладошки сильно..."
Разотру ладошки сильно, (растирание ладоней.)
Каждый пальчик покручу, (захватить каждый пальчик у
Поздороваюсь с ним сильно и вращательными движениями
дойти до ногтевой фаланги.)
И вытягивать начну.
Руки я затем помою, (потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою (пальцы в "замок".)
И тепло поберегу.
"Разминка для пальчиков."
В гости к пальчику большому (выставить вверх большие пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединить
Безымянный и последний - с большими на обеих руках одновременно.)
Сам мизинчик - малышок (сжать в кулак пальцы, вверх
выставить
Постучался на порог. только мизинцы.)
Вместе пальчики - друзья, (кулаки стучат друг о друга.)
Друг без друга им нельзя. (ритмичное сжимание пальцев в кулаки.)
"Мои пальчики."
Вот все пальчики мои,
Их как хочешь поверни- (повороты кистей рук.)
И вот этак, и вот так.
Не обидятся никак. (хлопок перед собой, хлопок по столу.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять. (встряхнуть руками.)
Постучали, повертели (постучать пальцами друг о друга.)
И работать захотели.
Дали ручкам отдохнуть,
А теперь обратно в путь
"Разминка для рук."
Руки требуют заботы,
Ведь у них полно работы:
Трудно целый день писать,
И лепить, и рисовать.
Потянулись вверх, потом
Руки шире разведем.
Вот и все. Конец зарядке.
Сели вновь за стол, ребятки.
*****
Мы разминку начинаем, (руки перед грудью, рывки руками.)
Наши руки разминаем,
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Дружно прыгаем, прыг-скок! (прыжки на месте.)
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте. (ходьба на месте.)
Громко топаем все вместе.
За столы мы снова сели,
Принимаемся за дело.
*****
На дворе у нас мороз. (Дети хлопают себя ладонями по плечам
Чтобы носик не замерз, и топают ногами.)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (поднять руки над головой и ловить снежинки.)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (потягивания-руки в стороны.)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба с высоким подниманием колен.)
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем (ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
"Рябинка."
На холме стоит рябинка (потягивания-руки вверх)
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете - (вращение туловищем вправо-влево.)
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнется, (наклоны в стороны.)
Не печалится-смеется.
Вольный ветер грозно дует (машут руками, изображая ветер.)
На рябинку молодую.
*****
Руки требуют заботы,
Ведь у них полно работы: (рывки руками перед грудью.)
Трудно целый день играть,
И лепить, и рисовать.
Встанем прямо и сейчас
Мы присядем восемь раз. (приседания.)
Пять раз медленно, а три
Быстро мы присесть должны.
Потянулись вверх, потом (потягивания-руки вверх и в стороны.)
Руки шире разведем.
Вот и все, конец зарядки.
И пора нам сесть ребятки.
"Если весело живется."
Если весело живется, (два хлопка в ладони.)
Делай так.
Если весело живется, (два хлопка в ладони.)
Хлопай так.
Если весело живется, (два хлопка в ладоши.)
Если весело живется,
Хлопай так.
Если весело живется, (два щелчка пальцами.)
Щелкай так.
Если весело живется, (два щелчка пальцами.)
Щелкай так.
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется, (два щелчка пальцами.)
Щелкай так.
Если весело живется,
Топай так. (два притопа.)
Если весело живется,
Топай так.
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Топай так. (два притопа.)
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо! (два хлопка.)
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо! (два щелчка.)
"Разминка."
(дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них - огромный круг,
А потом еще кружочек, Треугольный колпачок
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
"Салют."
Вокруг все было тихо, (пальцы собраны в кулак.)
И вдруг - салют, салют! (разжать пальцы.)
Ракеты в небе вспыхнули (растопырить веером.)
И там, и тут. ( сжать и раскрыть веером.)
*****
Прялку нынче рисовали,
Руки мастеров устали. (вытянуть руки вперед.)
Руки сильно встряхнем, (встряхнуть кисти рук.)
Разожмем, опять сожмем.
(сжать пальцы в кулак, разжать.)
Поднимем их над головой (поднять вверх.)
И сожмем в "замок" тугой.
(сжать над головой в "замок".)
Будем бревна рубить,
(рубить сжатыми в замок руками.)
Чтобы прялку смастерить. (разжать руки, встряхнуть кисти.)