Авторы: Малакаева Гульнара Шакирьяновна, Лисина Алёна Алексеевна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 87"
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: конспект интегрированной образовательной деятельности подготовительной логопедической группы "Дюймовочка"
Тема: "Посуда" по сказке К.И.Чуковского "Федорино горе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 87»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ПЕДАГОГОВ И УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ГРУППЕ «ДЮЙМОВОЧКА»
ТЕМА: «ПОСУДА» ПО СКАЗКЕ К. И. ЧУКОВСКОГО «ФЕДОРИНО ГОРЕ»
Составили: учитель – логопед: Лисина А.А.
воспитатель: Малакаева Г.Ш.
воспитатель: Макарова В.М
г. Миасс 2016
Цель: Обобщить и уточнить знания детей о посуде, ее назначении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнение и расширение представлений о посуде, ее значении, деталях и
частях, из которых она состоит; материалах из которых она сделана.
Формирование
понятий чайная,
столовая,
кухонная
посуда. Уточнение
и
активизация
словаря
по
теме
«Посуда»
(посуда,
чайник,
кастрюля,
самовар,
нож,
половник, конфетница, тарелка, ложка, вилка, горшочек, чашка…).
Упражнять детей в согласовании существительных и прилагательных.
Упражнять
в
согласовании
отно сительных
прилагательных
с
существительными в роде и падеже.
Формирование представлений о свойствах материалов.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Совершенствовать
умение
создавать
декоративные
композиции
из
геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Развитие зрительного восприятия и внимания.
Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
Развитие творческих способностей детей.
Развитие
познавательных
процессов
(мышления,
внимания,
памяти,
восприятия).
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности,
инициативности.
Воспитание коммуникативных умений и навыков.
Предварительная работа:
1.
Экскурсия на кухню детского сада;
2.
Чтение
художественной
литературы:
«Федорино
горе»
К.И.
Чуковского,
Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»;
3.
Отгадывание загадок о посуде;
4.
Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;
5.
Дидактические игры по теме «Посуда».
Оборудование: Предметы посуды (самовар, ложка, тарелка, нож, чашка, половник,
конфетница, горшочек, сковорода, кастрюля); «Чудесный мешочек». Тазики с водой по
количеству детей, клеёнка, фартуки. Ободки с изображением посуды на каждого ребёнка.
Используемая литература:
1. К.И.Чуковский «Федорино горе».
2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с ОНР».
Ход занятия
I. Организационный момент:
Гости в группе. Входят дети, приветствуют гостей и встают полукругом перед
педагогом.
Педагог: Ребята, у меня для вас есть игра.
Игра «Чудесный мешочек»
Предлагаю вам на ощупь определить название предметов, которые находятся у
меня в мешочке.
Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что
это.
Дети: Нож, ложка, чашка, блюдце.
Педагог: Молодцы! Вы все угадали предметы.
А теперь подумайте и скажите, как можно назвать эти предметы одним словом.
Дети: Посуда.
Педагог: Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?
Дети: Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и
употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.
Педагог: Правильно!
Жила-была посуда: (показывает на посуду)
Чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой,
Посуда дружила с водой,
И с человеком дружила,
Его она вкусно кормила.
II Основная часть:
За дверью слышится оханье, аханье. Забегает Федора и говорит:
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!»
Логопед: Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Это Федора.
Логопед: А из какой она сказки?
Дети: Федорино горе.
Федора: Мне нужна была посуда!
С чем уйду теперь отсюда?
Гостей хотела пригласить —
Не в чем супа мне сварить.
Логопед: Жалко Федору. Ребята, давайте поможем Федоре найти посуду!
Дидактическое упражнение «Будьте внимательны».
«А теперь я проверю, какие вы внимательные. Как услышите название посуды,
хлопните в ладоши»
Хлеб, сахарница, соль, конфета, кастрюля, макароны, стол, ложка, пирог, нож,
сковорода, вилка, компот, чайник, суп, блюдце, каша, половник, крупа, варенье, тарелка,
торт, котлета, сито, салат, дуршлаг.
Игра «Чего нет?»– образование Р.п.ед.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и доске и составляют предложения:
У чайника нет носика.
У чашки нет ручки.
У кастрюли нет крышки.
У тарелки нет рисунка.
У чайника нет ручки.
У кружки нет рисунка.
У кастрюли нет ручек.
У чайника нет крышки.
Картинки помещаются на доске.
Логопед: Ребята вспомните, что случилось с Федорой?
Дети: У неё убежала посуда. И т.д.
Составление предложений по мнемодорожкам.
Логопед: От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от неё.
Дети:
- От Федоры убежала голубая чашка.
- От Федоры убежал красный самовар. И т.д. (Рисунок 2)
Логопед: Почему посуда убежала?
Дети: Федора не ухаживала за посудой, не мыла свою посуду.
Логопед: Давайте возьмём зеркала и выберем то изображение, на котором видно:
отвращение к грязной посуде;
-удивление, что убежала посуда;
-радость, что нашли посуду.
III. Физкультурная минутка.
Посуда.
Вот большой стеклянный чайник, Надули животики: одна рука на поясе, другая
Очень важный, как начальник. «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки. Присели, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются. Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке. Руки сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес. Руки кругом перед собой одновременно делая пружинку.
(Автор – Н. Нищева)
Детям надевают на голову ободки с изображением посуды.
Федора: Произошло чудо. Посуда ожила!
Дети: Читают стихи.
1.
Я очень строгий острый нож.
Меня за лезвие не трож,
Со мной шутить опасно.
Вы знаете прекрасно!
2.
Я ложка – помощница Ваша,
Едите вы мною картошку и кашу.
И руки чисты, и удобно на много,
И можно горячее есть без тревоги.
3.
Я на столе красуюсь
Дышу, аж виден пар
Вы все в меня любуетесь
Ведь я же самовар.
4.
Суп, салат, пюре, котлетки
Подают всегда в тарелке.
5.
Меня узнали? Чашка – Я!
И создана я для питья,
За ручку все меня берёте
И из меня чай, кофе пьёте.
6.
Все половник уважают,
До кастрюли провожают.
Без меня любой обед
Не возможен спора нет!
7.
Скажу вам по секрету,
Конфетница, ведь я!
Вас позову к буфету,
Опустошить меня!
8.
Горшочек славный я
Сварю вам вкусной каши,
Собой я голову вскружу
Порадую я глазки ваши,
И навсегда всех подружу.
Педагог: И А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт
Ева: Я больше идти не могу.
Дима Б.: Давайте вернёмся к Федоре.
Возвращаются и под звук ветра превращаются в детей.
Педагог: Вот видите, ребята, пока посуда бродила по полям и болотам она
запылилась.
Педагог: А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт
Диалог посуды
Возвращаются и под звук ветра превращаются в детей
Педагог: Ребята, пока посуда бродила по полям и болотам она запылилась. Что
надо сделать для того, чтобы посуду можно было опять использовать по назначению.
Дети: Надо её помыть.
Опыт. «Тонет, не тонет»
Педагог:
Выберете
каждый
по
одному
предмету
посуды
и
помойте
в
тазике.
Помыли? А теперь проверьте, утонет или не утонет ваш предмет посуды. У тебя Ева,
почему тарелка плавает? Она лёгкая, из дерева и т.д. Она не тонет. А у кого посуда
утонула? Почему? Потому что эта посуда тяжелая, из металла, фарфора, стекла. Давайте
расскажем
Федоре,
какие
предметы
тонут
и
какие
не
тонут?
(Вывод:
тонет
металлическая, фарфоровая, стеклянная посуда,
не тонет деревянная, пластиковая,
пластмассовая).
Опыт. «Какие предметы притягиваются?»
Педагог: Хотите узнать, какие предметы притягиваются? Дети, что у меня в руке?
(магнит).
– Для чего нужен магнит? (чтобы узнать какие предметы притягиваются, а какие
нет).
Проведение опыта: Дети берут магниты и подносят к металлической посуде, затем
подносят магнит к стеклянной, деревянной посуде. Делают вывод – притягивается к
магниту только металлическая посуда.
Федора: Посуду помыли, теперь её на место надо поставить. На верхней полочке
хранится посуда для чая.
Педагог: Какая посуда хранится на верхней полочке? (чайная)
Федора: На нижней полочке хранится посуда для приготовления пищи. Это какая
посуда? (кухонная)
Какая посуда осталась? (столовая). Поместите её на среднюю полочку.
IV. Продуктивная деятельность:
Есть у меня блюдо, но оно не красивое, скучное. Могли бы вы его украсить?
Дети: Да.
Дети выполняют задание Федоры.
V. Заключительная часть:
Федора: Спасибо вам, ребята, какое замечательное блюдо получилось. Теперь я на
нём пироги подавать буду.
Напомните мне, пожалуйста, как нужно ухаживать за посудой, чтобы она опять не
убежала.
Дети отвечают.
Федора: Теперь, ребята, я не забуду, как нужно ухаживать за посудой. Мне пора
возвращаться домой. До свидания!