Автор: Борисова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №218 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация и социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Адаптация и социализация детей младшего дошкольного
возраста в условиях ДОУ
Многие родители мечтают, чтобы их ребенок, был умным, счастливым,
здоровым и для этого стараются сделать все, что в их силах. Только родители
могут дать детям заботу, любовь, чувство безопасности, но быть рядом всегда
и
везде
они
не
могут.
В
современном
обществе
вопрос
воспитания
подрастающего
поколения
актуален,
как
никогда.
Часто,
гуляя
с
детьми,
родители
замечают,
что
их
ребёнок
меньше
общается
со
сверстниками,
точнее сказать не умеет этого делать. Общение со сверстниками особенно
важно
для
дошкольников,
когда
закладывается
характер,
формируется
личность.
Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы
привыкнуть – адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и
научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский
коллектив, воспитатели) тоже должны адаптироваться к индивидуальным
особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная
работа личности, среды, сверстников, воспитателей и родителей.
Наблюдая
за
детьми
в
детском
саду
можно
сделать
вывод,
что
большинство детей имеют сложности с адаптацией, они теряют аппетит, сон,
пропадает
настроение,
часто
плачут.
Эти
данные
свидетельствуют
о
необходимости работы по данному направлению с семьей, воспитателями.
Что же такое адаптация? Адаптация - это приспособление организма к
новой
обстановке.
Для
ребенка
дошкольное
учреждение,
несомненно,
является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и
новыми отношениями. Известно, что адаптация включает широкий спектр
и н д и в и д у а л ь н ы х
р е а к ц и й ,
х а р а к т е р
ко т о р ы х
з а в и с и т
о т
психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся
семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Чтобы
помочь
детям
в
социальной
адаптации,
необходимо
создать
благоприятные
условия
для
самореализации
ребёнка,
создать
модель
ценностно-ориентированной
педагогики,
создать
ситуации,
в
которых
ребенок становится примером для других.
В
ходе
проведенного
учеными
Р.
Калининой,
Л.
Семеновой,
Г.Яковлевой
исследований
было
выделено
три
фазы
адаптационного
процесса:
1)
острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом
состоянии
и
психическом
статусе,
что
приводит
к
снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна,
снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем
один месяц);
2)
подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е.
все
сдвиги
уменьшаются
и
регистрируются
лишь
по
отдельным
параметрам
на
фоне
замедленного
темпа
развития,
особенно
психического,
по
сравнению
со
средними
возрастными
нормами
(длится 3—5 месяцев);
3)
фаза
компенсации характеризуется
убыстрением
темпа
развития,
в
результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше
задержку темпов развития.
Д л я
п р о в е д е н и я
р а б о т ы
п о созданию
в
группе
условий,
способствующих
позитивной
социализации
и
адаптации
дошкольников,
определяются этапы работы:
I этап – выявление у ровня состояния проблемы социализации
и
адаптации дошкольников.
На
данном
этапе
были
проведены
диагностика
социально-
психологической адаптации детей к условиям ДОУ, анкетирование родителей
по
темам:
поведенческие
особенности
ребенка
в
домашних
условиях,
склонности
интересы
и
способности
ребенка,
оценка
потребностей
в
педагогическом взаимодействии с ДОУ.
II этап – планомерная работа по теме адаптации детей.
На
этом
этапе
разработать
цикл
образовательных
мероприятий
с
детьми,
которые
включали
беседы,
чтение
художественной
литературы,
экскурсии
по
детскому
саду,
сюжетно-ролевые
и
дидактические
игры,
развлечения др.
Помимо
работы
с
детьми,
запланировать
работу
с
родителями:
консультации,
беседы,
создание
фотоальбомов,
помощь
в
подборке
материалов для оснащения группы.
III этап – презентация результатов деятельности.
В заключение провести диагностику и огласить результаты на совете
педагогов
ДОУ.
Для
формирования
чувства
уверенности
в
окружающем
необходимо:
1)
знакомство, сближение детей между собой;
2)
знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных
отношений между воспитателями и детьми;
3)
знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
4)
знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);
5)
знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
Для сближения детей между собой и с воспитателем, установления
доверительных отношений использовать игры: «Знакомство с Кузей», «Чей
голос», «Найди игрушку», « Кузя заболел»,» Чьи вещи», « Как пройти».
Для формирования социальной сферы (знакомство с группой, детским
садом и персоналом) разработать образовательные мероприятия, подобрать
художественную
литературу,
дидактические
и
сюжетно-ролевые
игры
«Научим Кузю одеваться», « Угощение для Кузи», « Кузя испачкался»,
«Кому, что нужно для работы»
Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом)
организуется в форме бесед – экскурсий:
- в кабинет медицинской сестры;
- на прачечную;
- на кухню;
- в изостудию.
Исключительно
важное
место
в
социальном
развитии
ребёнка
занимает дошкольное образование. Конечно, дошкольник ещё не способен
целенаправленно
воспитывать
себя,
но
внимание
к
себе,
постепенное
осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он
приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому
здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства,
переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно
воспринимать события, явления, факты социальной действительности.