Напоминание

"Адаптация и социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"


Автор: Борисова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №218 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация и социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация и социализация детей младшего дошкольного

возраста в условиях ДОУ

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок, был умным, счастливым,

здоровым и для этого стараются сделать все, что в их силах. Только родители

могут дать детям заботу, любовь, чувство безопасности, но быть рядом всегда

и

везде

они

не

могут.

В

современном

обществе

вопрос

воспитания

подрастающего

поколения

актуален,

как

никогда.

Часто,

гуляя

с

детьми,

родители

замечают,

что

их

ребёнок

меньше

общается

со

сверстниками,

точнее сказать не умеет этого делать. Общение со сверстниками особенно

важно

для

дошкольников,

когда

закладывается

характер,

формируется

личность.

Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы

привыкнуть – адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и

научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский

коллектив, воспитатели) тоже должны адаптироваться к индивидуальным

особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная

работа личности, среды, сверстников, воспитателей и родителей.

Наблюдая

за

детьми

в

детском

саду

можно

сделать

вывод,

что

большинство детей имеют сложности с адаптацией, они теряют аппетит, сон,

пропадает

настроение,

часто

плачут.

Эти

данные

свидетельствуют

о

необходимости работы по данному направлению с семьей, воспитателями.

Что же такое адаптация? Адаптация - это приспособление организма к

новой

обстановке.

Для

ребенка

дошкольное

учреждение,

несомненно,

является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и

новыми отношениями. Известно, что адаптация включает широкий спектр

и н д и в и д у а л ь н ы х

р е а к ц и й ,

х а р а к т е р

ко т о р ы х

з а в и с и т

о т

психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся

семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Чтобы

помочь

детям

в

социальной

адаптации,

необходимо

создать

благоприятные

условия

для

самореализации

ребёнка,

создать

модель

ценностно-ориентированной

педагогики,

создать

ситуации,

в

которых

ребенок становится примером для других.

В

ходе

проведенного

учеными

Р.

Калининой,

Л.

Семеновой,

Г.Яковлевой

исследований

было

выделено

три

фазы

адаптационного

процесса:

1)

острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом

состоянии

и

психическом

статусе,

что

приводит

к

снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна,

снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем

один месяц);

2)

подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е.

все

сдвиги

уменьшаются

и

регистрируются

лишь

по

отдельным

параметрам

на

фоне

замедленного

темпа

развития,

особенно

психического,

по

сравнению

со

средними

возрастными

нормами

(длится 3—5 месяцев);

3)

фаза

компенсации характеризуется

убыстрением

темпа

развития,

в

результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше

задержку темпов развития.

Д л я

п р о в е д е н и я

р а б о т ы

п о созданию

в

группе

условий,

способствующих

позитивной

социализации

и

адаптации

дошкольников,

определяются этапы работы:

I этап – выявление у ровня состояния проблемы социализации

и

адаптации дошкольников.

На

данном

этапе

были

проведены

диагностика

социально-

психологической адаптации детей к условиям ДОУ, анкетирование родителей

по

темам:

поведенческие

особенности

ребенка

в

домашних

условиях,

склонности

интересы

и

способности

ребенка,

оценка

потребностей

в

педагогическом взаимодействии с ДОУ.

II этап – планомерная работа по теме адаптации детей.

На

этом

этапе

разработать

цикл

образовательных

мероприятий

с

детьми,

которые

включали

беседы,

чтение

художественной

литературы,

экскурсии

по

детскому

саду,

сюжетно-ролевые

и

дидактические

игры,

развлечения др.

Помимо

работы

с

детьми,

запланировать

работу

с

родителями:

консультации,

беседы,

создание

фотоальбомов,

помощь

в

подборке

материалов для оснащения группы.

III этап – презентация результатов деятельности.

В заключение провести диагностику и огласить результаты на совете

педагогов

ДОУ.

Для

формирования

чувства

уверенности

в

окружающем

необходимо:

1)

знакомство, сближение детей между собой;

2)

знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных

отношений между воспитателями и детьми;

3)

знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

4)

знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);

5)

знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

Для сближения детей между собой и с воспитателем, установления

доверительных отношений использовать игры: «Знакомство с Кузей», «Чей

голос», «Найди игрушку», « Кузя заболел»,» Чьи вещи», « Как пройти».

Для формирования социальной сферы (знакомство с группой, детским

садом и персоналом) разработать образовательные мероприятия, подобрать

художественную

литературу,

дидактические

и

сюжетно-ролевые

игры

«Научим Кузю одеваться», « Угощение для Кузи», « Кузя испачкался»,

«Кому, что нужно для работы»

Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом)

организуется в форме бесед – экскурсий:

- в кабинет медицинской сестры;

- на прачечную;

- на кухню;

- в изостудию.

Исключительно

важное

место

в

социальном

развитии

ребёнка

занимает дошкольное образование. Конечно, дошкольник ещё не способен

целенаправленно

воспитывать

себя,

но

внимание

к

себе,

постепенное

осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он

приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому

здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства,

переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно

воспринимать события, явления, факты социальной действительности.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!