Напоминание

"Организация внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в рамках внедрения ФГОС"


Автор: Спасенникова Людмила Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Юговская средняя школа"
Населённый пункт: п. Юг
Наименование материала: статья
Тема: "Организация внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в рамках внедрения ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Спасенникова Людмила Александровна, учитель географии МОУ Юговской СОШ Пермского района
Организация внеурочной деятельности на уровне начального общего

образования в рамках внедрения ФГОС
Современность ставит учителя в такие рамки, что он вынужден менять подходы в обучении и воспитании современных школьников. С введением ФГОС в начальной школе встает вопрос, как обеспечить новое содержание и соответствовать требованиям нового государственного стандарта образования? И если с уроками все более или менее понятно, то что делать с внеурочной деятельностью? Как обеспечить выбор форм и программ внеурочной деятельности для учащихся начальной школы, ведь на учителей начальных классов ложится большая подготовка, а дополнительное образование, помимо школы, в сельской местности представлено очень скромно (или отсутствует совсем)? В нашем образовательном учреждении этот вопрос решается за счет привлечения к организации внеурочной деятельности учителей, работающих на уровнях основного и среднего общего образования. В 2011 году перед уходом на летние каникулы администрация ОУ предложила нам разработать и подготовить для первоклашек такие занятия, которые были бы им интересны, развивали бы их, способствовали формированию универсальных учебных действий. Передо мной встало сразу несколько проблем:  содержание программы занятий;  формы занятий, которые бы соответствовали возрастным особенностям детей;  приемы и методы работы, формирующие метапредметные УУД. Начиная работу над программами внеурочной деятельности, поставила перед собой их цель – развитие познавательного интереса учащихся и социальное развитие ребенка. После длительной работы по знакомству, освоению, понятию новых требований к обучению и воспитанию, приемов работы, появились две программы для первоклассников. 1. Программа «Краеведение для маленьких школьников», которая направлена на формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, во спит ания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил (прилож.1) . 1. Программа «Тайм-менеджмент для маленьких школьников. (Или как успевать учиться и отдыхать с друзьями)», где школьникам предлагается познакомиться с понятием «время» и научиться эффективно организовывать 1
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа

свое время (прилож.2). Все курсы, которые подготовили учителя нашей школы (в том числе и я), были презентованы родителям первоклассников в сентябре на общешкольной конференции. После обсуждения среди родительской общественности провели анкетирование о выборе тех или иных курсов, программ внеурочной деятельности. Выбрали и мои оба курса. С октября 2011 года началась реализация разработанных мною программ. По итогам первого года сделала следующие выводы. Наиболее эффективным и понятным для детей оказался курс «Краеведение». Курс «Тайм-менеджмент для маленьких» пришлось корректировать в ходе апробации, так как не все особенности развития первоклассников мною были учтены (оказалось, что они почти все не умеют считать, писать, работать в группах и многое другое). Эффективными формами и способами организации занятий с детьми стали групповые формы, экскурсии, творческие проекты; эффективными технологиями развивающего обучения: обучение в сотрудничестве, проектная технология, технология деятельностного подхода. Возникало немало сложностей и с реализацией деятельностного подхода, определением и презентацией результатов деятельности (особенно по курсу «Тайм-менеджмент для маленьких»). Приняла решение – откорректировать программы курсов с учетом особенностей развития учеников, сократить продолжительность курса. Учителя начальных классов к концу учебного года отметили, что ученики, посещающие курсы, более развиты: речь, к ру го з о р , коммуникабельность, что свидетельствует об эффективности данной работы в целом в первом классе. Учитывая результаты работы в 2011-2012 учебном году, решила продолжить курс «Краеведения для маленьких школьников» во втором классе. Программу построила по принципу цикличности, то есть повторение курса первого класса, но усложнила и расширила краеведческие знания и метапредметные действия. Курс имеет возможности для продолжения, учащиеся посещают его с интересом. Наблюдая интерес к познанию окружающего мира, предложила учащимся второго класса курс «Мои первые путешествия» (прилож.3). Главная идея данного курса - развитие познавательного интереса учащихся. Программа является пропедевтической по географии и дополняет программу «Окружающего мира» в начальной школе. На занятиях учащиеся знакомятся с интересными природными фактами, развивают кругозор и любознательность. Курс оказался очень востребованным учениками, интересным и эффективным, так как он развивает многие метапредметные умения: работа с инструкцией, выступление, создание собственных продуктов, поэтому для учащихся было предложено продолжение курса в третьем классе в следующем учебном году. В 2013-14 учебном году начальная школа работает уже третий год в условиях внедрения нового образовательного стандарта второго поколения. 2
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа

Оглядываясь назад, можно подвести некоторые итоги. За этот период, участвуя в организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования, мне удалось выстроить предметную область «География» с первого по третий класс (см. табл.1). Таблица 1
2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-14 учебный год

1-е

классы
 «Краеведение для маленьких школьников» (1 год обучения).  «Тайм-менеджмент для маленьких школьников».  «Краеведение для маленьких школьников» (1 год обучения).  «Тайм-менеджмент для маленьких школьников».  «Краеведение для маленьких школьников» (1 год обучения).  «Тайм-менеджмент для маленьких школьников».
2-е

классы
 «Краеведение для маленьких школьников» (2- й год обучения).  «Мои первые путешествия» (1-й год обучения).  «Краеведение для маленьких школьников» (2- й год обучения).  «Мои первые путешествия» (1-й год обучения).
3-е

классы
 «Мои первые путешествия» (2-й год обучения). Наблюдаю положительную динамику количества обучающихся и их родителей (законных представителей), сделавших выбор для посещения курсов, разработанных мною.
Выбор учащимися курсов в % от общего количества учащихся в классе.

Учебный год

2011-12

2012-13

2013-14

1 а

1 б




















«Краеведение для младших школьников» 92 50 71 50 96 50 91 43 77 62 «Тайм-менеджмент для младших школьников» 79 50 91 43 «Мои первые путешествия» 92 50 77 62 100 62 Учащиеся с удовольствием посещают мои занятия и активно на них работают, значит, содержание занятий, формы, методы, приемы работы с детьми, выбранные мною, адекватны их возрастным особенностям. В 2012 - 2013 учебном году обучающиеся начальной школы активно приняли участие в краевом конкурсе «Всем краеведам краевед», среди них 100% учащихся 1 и 2 классов, посещающих мой курс «Краеведение для маленьких». В 2013-2014 учебном году ребята 2-4 классов принимают участие в региональной олимпиаде «Рысёнок». Сложно выделить степень вложения учителей, работающих с детьми уровня начального общего образования, в формирование универсальных 3
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа

учебных действий, но по данным диагностики школьного психолога, более чем у 80% учащихся вторых классов высокий, хороший и положительный уровень школьной мотивации. Наблюдается положительная динамика р е г ул я т и в н ы х у н и в е р с а л ь н ы х у ч е б н ы х д е й с т в и й ( м е т о д и к а «Сформированности компонентов учебных действий») у учащихся 2-х классов, посещающих занятия в течение второго года.
Динамика сформированностьи регулятивных универсальных учебных действий

за 2012- 1203 и 2013-2014 учебные годы.




Опираясь на методику Э.Ф. Замбацявичене, которая позволяет определить осведомленность, способность к обобщению, классификации и установлению причинно-следственных связей, психологом школы было проведено обследование мышления во 2 «а» классе в 2012-13 учебном году и 3 «а» в 2013-2014 учебном году. Получились результаты, анализ которых позволяет судить о положительной динамике в формировании мышления у данных учащихся.
Динамика результатов обследования мышления у обучающихся

(тест Э.Ф. Замбацявичене)
4
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа

Учителя начальных классов отмечают, что у детей, посещающих занятия курсов более развита речь, кругозор, они легче вступают в коммуникации, высокий интерес к познанию нового. Положительным результатом работы является и тот факт, что учащиеся 3а класса, которые почти 100% посещают занятия по краеведению и курс «Мои первые путешествия», имеют качество знаний по предмету «Окружающий мир» за 3 последние года - 100%. У школьников не было проблем при работе с картами на уроках окружающего мира, хотя данная тема является одной из наиболее сложных для младший школьников. Ежегодно в апреле в нашей школе проходит «День науки и творчества», где на выставке для родителей (законных представителей) оформляется стенд с работами учащихся, презентуются результаты по окончании курсов. Наработанный опыт был представлен на IV Всероссийском конкурсе лучших методических разработок в области творческого воспитания детей в номинации «Творческое воспитание учащихся в дополнительном образовании». Программа организации внеурочной деятельности нашей школы, в которую вошел и мой курс «Тайм-менеджмент для младших школьников», заняла 3 место. В ноябре 2013 года на базе нашей школы проводится районный семинар-практикум для педагогов ДО «Особенности организации занятий в дополнительном образовании» по организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования, в рамках которого мною будет проведено открытое занятие с первоклассниками по курсу «Тайм- менеджмент для младших школьников». Говоря о положительных результатах опыта организации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО нашего образовательного учреждения, нельзя не отметить и возникающие проблемы, главной из которых становится возрастающий объем подготовки к занятиям (в настоящее время веду 5 курсов в начальной школе). Думаю, что данная проблема касается не только нашей школы и решать ее необходимо сообща. 5
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!