"Организация внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в рамках внедрения ФГОС"
Автор: Спасенникова Людмила Александровна Должность: учитель географии Учебное заведение: МАОУ "Юговская средняя школа" Населённый пункт: п. Юг Наименование материала: статья Тема: "Организация внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в рамках внедрения ФГОС" Раздел: начальное образование
Спасенникова Людмила Александровна,
учитель географии
МОУ Юговской СОШ
Пермского района
Организация внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования в рамках внедрения ФГОС
Современность ставит учителя в такие рамки, что он вынужден менять
подходы в обучении и воспитании современных школьников. С введением
ФГОС в начальной школе встает вопрос, как обеспечить новое содержание и
соответствовать
требованиям
нового
государственного
стандарта
образования? И если с уроками все более или менее понятно, то что делать с
внеурочной
деятельностью?
Как
обеспечить
выбор
форм
и
программ
внеурочной деятельности для учащихся начальной школы, ведь на учителей
начальных
классов
ложится
большая
подготовка,
а
дополнительное
образование,
помимо
школы,
в
сельской
местности
представлено
очень
скромно (или отсутствует совсем)?
В нашем образовательном учреждении этот вопрос решается за счет
привлечения к организации внеурочной деятельности учителей, работающих
на уровнях основного и среднего общего образования. В 2011 году перед
уходом на летние каникулы администрация ОУ предложила нам разработать
и
подготовить
для
первоклашек
такие
занятия,
которые
были
бы
им
интересны, развивали бы их, способствовали формированию универсальных
учебных действий.
Передо мной встало сразу несколько проблем:
содержание программы занятий;
формы занятий, которые бы соответствовали возрастным особенностям
детей;
приемы и методы работы, формирующие метапредметные УУД.
Начиная работу над программами внеурочной деятельности, поставила
перед
собой
их
цель
–
развитие
познавательного
интереса
учащихся
и
социальное
развитие
ребенка.
После
длительной
работы
по
знакомству,
освоению, понятию новых требований к обучению и воспитанию, приемов
работы, появились две программы для первоклассников.
1.
Программа «Краеведение для маленьких школьников», которая
направлена на формирование российской и гражданской идентичности на
основе
принятия
учащимися
демократических
ценностей,
развития
толерантности
жизни
в
поликультурном
обществе,
во спит ания
патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и
правил (прилож.1)
.
1.
Программа «Тайм-менеджмент для маленьких школьников. (Или
как успевать учиться и отдыхать с друзьями)», где школьникам предлагается
познакомиться с понятием «время» и научиться эффективно организовывать
1
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
свое время (прилож.2).
Все курсы, которые подготовили учителя нашей школы (в том числе и
я),
были
презентованы
родителям
первоклассников
в
сентябре
на
общешкольной
конференции.
После
обсуждения
среди
родительской
общественности
провели
анкетирование
о
выборе
тех
или
иных
курсов,
программ внеурочной деятельности. Выбрали и мои оба курса. С октября
2011 года началась реализация разработанных мною программ.
По
итогам
первого
года
сделала
следующие
выводы.
Наиболее
эффективным и понятным для детей оказался курс «Краеведение». Курс
«Тайм-менеджмент
для
маленьких»
пришлось
корректировать
в
ходе
апробации, так как не все особенности развития первоклассников мною были
учтены (оказалось, что они почти все не умеют считать, писать, работать в
группах
и
многое
другое).
Эффективными
формами
и
способами
организации
занятий
с
детьми
стали
групповые
формы,
экскурсии,
творческие проекты; эффективными технологиями развивающего обучения:
обучение
в
сотрудничестве,
проектная
технология,
технология
деятельностного подхода. Возникало немало сложностей и с реализацией
деятельностного
подхода,
определением
и
презентацией
результатов
деятельности
(особенно
по
курсу
«Тайм-менеджмент
для
маленьких»).
Приняла
решение
–
откорректировать
программы
курсов
с
учетом
особенностей развития учеников, сократить продолжительность курса.
Учителя
начальных
классов
к
концу
учебного
года
отметили,
что
ученики,
посещающие
курсы,
более
развиты:
речь,
к ру го з о р ,
коммуникабельность, что свидетельствует об эффективности данной работы
в целом в первом классе.
Учитывая
результаты
работы
в
2011-2012
учебном
году,
решила
продолжить
курс
«Краеведения
для
маленьких
школьников»
во
втором
классе.
Программу построила по принципу цикличности, то есть повторение
курса первого класса, но усложнила и расширила краеведческие знания и
метапредметные
действия.
Курс
имеет
возможности
для
продолжения,
учащиеся посещают его с интересом.
Наблюдая
интерес
к
познанию
окружающего
мира,
предложила
учащимся
второго
класса
курс
«Мои
первые
путешествия»
(прилож.3).
Главная идея данного курса - развитие познавательного интереса учащихся.
Программа является пропедевтической по географии и дополняет программу
«Окружающего мира» в начальной школе. На занятиях учащиеся знакомятся
с
интересными
природными
фактами,
развивают
кругозор
и
любознательность.
Курс
оказался
очень
востребованным
учениками,
интересным и эффективным, так как он развивает многие метапредметные
умения:
работа
с
инструкцией,
выступление,
создание
собственных
продуктов, поэтому для учащихся было предложено продолжение курса в
третьем классе в следующем учебном году.
В 2013-14 учебном году начальная школа работает уже третий год в
условиях внедрения нового образовательного стандарта второго поколения.
2
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
Оглядываясь
назад,
можно
подвести
некоторые
итоги.
За
этот
период,
участвуя
в
организации
внеурочной
деятельности
на
уровне
начального
общего
образования,
мне
удалось
выстроить
предметную
область
«География» с первого по третий класс (см. табл.1).
Таблица 1
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
2013-14 учебный год
1-е
классы
«Краеведение для
маленьких
школьников» (1 год
обучения).
«Тайм-менеджмент
для маленьких
школьников».
«Краеведение для
маленьких школьников»
(1 год обучения).
«Тайм-менеджмент
для маленьких
школьников».
«Краеведение для
маленьких школьников»
(1 год обучения).
«Тайм-менеджмент
для маленьких
школьников».
2-е
классы
«Краеведение для
маленьких школьников» (2-
й год обучения).
«Мои первые
путешествия» (1-й год
обучения).
«Краеведение для
маленьких школьников» (2-
й год обучения).
«Мои первые
путешествия» (1-й год
обучения).
3-е
классы
«Мои первые
путешествия» (2-й год
обучения).
Наблюдаю положительную динамику количества обучающихся и их
родителей
(законных
представителей),
сделавших
выбор
для
посещения
курсов, разработанных мною.
Выбор учащимися курсов в % от общего количества учащихся в классе.
Учебный год
2011-12
2012-13
2013-14
1 а
1 б
1а
1б
2а
2б
1а
1б
2а
2б
3а
3б
«Краеведение для младших
школьников»
92
50
71
50
96
50
91
43
77
62
«Тайм-менеджмент для младших
школьников»
79
50
91
43
«Мои первые путешествия»
92
50
77
62
100
62
Учащиеся с удовольствием посещают мои занятия и активно на них
работают, значит, содержание занятий, формы, методы, приемы работы с
детьми, выбранные мною, адекватны их возрастным особенностям.
В 2012 - 2013 учебном году обучающиеся начальной школы активно
приняли участие в краевом конкурсе «Всем краеведам краевед», среди них
100% учащихся 1 и 2 классов, посещающих мой курс «Краеведение для
маленьких».
В
2013-2014
учебном
году
ребята
2-4
классов
принимают
участие в региональной олимпиаде «Рысёнок».
Сложно выделить степень вложения учителей, работающих с детьми
уровня
начального
общего
образования,
в
формирование
универсальных
3
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
учебных действий, но по данным диагностики школьного психолога, более
чем у 80% учащихся вторых классов высокий, хороший и положительный
уровень
школьной
мотивации.
Наблюдается
положительная
динамика
р е г ул я т и в н ы х
у н и в е р с а л ь н ы х
у ч е б н ы х
д е й с т в и й
( м е т о д и к а
«Сформированности
компонентов
учебных
действий»)
у
учащихся
2-х
классов, посещающих занятия в течение второго года.
Динамика сформированностьи регулятивных универсальных учебных действий
за 2012- 1203 и 2013-2014 учебные годы.
2а
2б
Опираясь
на
методику
Э.Ф.
Замбацявичене,
которая
позволяет
определить осведомленность, способность к обобщению, классификации и
установлению
причинно-следственных
связей,
психологом
школы
было
проведено обследование мышления во 2 «а» классе в 2012-13 учебном году и
3 «а» в 2013-2014 учебном году. Получились результаты, анализ которых
позволяет судить о положительной динамике в формировании мышления у
данных учащихся.
Динамика результатов обследования мышления у обучающихся
(тест Э.Ф. Замбацявичене)
4
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
Учителя
начальных
классов
отмечают,
что
у
детей,
посещающих
занятия
курсов
более
развита
речь,
кругозор,
они
легче
вступают
в
коммуникации,
высокий
интерес
к
познанию
нового.
Положительным
результатом работы является и тот факт, что учащиеся 3а класса, которые
почти
100%
посещают
занятия
по
краеведению
и
курс
«Мои
первые
путешествия», имеют качество знаний по предмету «Окружающий мир» за 3
последние года - 100%. У школьников не было проблем при работе с картами
на уроках окружающего мира, хотя данная тема является одной из наиболее
сложных для младший школьников.
Ежегодно в апреле в нашей школе проходит «День науки и творчества»,
где на выставке для родителей (законных представителей) оформляется стенд
с
работами
учащихся,
презентуются
результаты
по
окончании
курсов.
Наработанный опыт был представлен на IV Всероссийском конкурсе лучших
методических
разработок
в
области
творческого
воспитания
детей
в
номинации
«Творческое
воспитание
учащихся
в
дополнительном
образовании».
Программа
организации
внеурочной
деятельности
нашей
школы,
в
которую
вошел
и
мой
курс
«Тайм-менеджмент
для
младших
школьников», заняла 3 место.
В
ноябре
2013
года
на
базе
нашей
школы
проводится
районный
семинар-практикум для педагогов ДО «Особенности организации занятий в
дополнительном образовании» по организации внеурочной деятельности на
уровне
начального
общего
образования,
в
рамках
которого
мною
будет
проведено
открытое
занятие
с
первоклассниками
по
курсу
«Тайм-
менеджмент для младших школьников».
Говоря о положительных результатах опыта организации внеурочной
деятельности согласно ФГОС НОО нашего образовательного учреждения,
нельзя не отметить и возникающие проблемы, главной из которых становится
возрастающий
объем
подготовки
к
занятиям
(в
настоящее
время
веду
5
курсов в начальной школе). Думаю, что данная проблема касается не только
нашей школы и решать ее необходимо сообща.
5
МАОУ Юговская средняя общеобразовательная школа