Автор: Волкова Светлана Николаевна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Подходы в обучении новым навыкам и коррекции проблемного поведения труднообучаемых детей с расстройством аутистического спектра на уроках технологии"
Раздел: среднее образование
Подходы в обучении новым навыкам и коррекции проблемного поведения
труднообучаемых детей с расстройством аутистического спектра
на уроках технологии
Эффективность учебной работы с детьми, имеющими расстройства аутистиче-
ского спектра, во многом зависит от применения педагогами специальных методов,
учитывающих особенности детей. Одним из эффективных методов обучения и кор-
рекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа по-
ведения ABA. Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для
освоения окружающего мира самостоятельно.
Большие возможности для коррекционно-воспитательной работы открывает
трудовое обучение, в процессе которого формируются общетрудовые умения и на-
выки (организация своего рабочего места, соблюдение культуры труда, соблюдение
правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований, осуществление
самоконтроля). Трудовая деятельность имеет разностороннее значение в обучении и
развитии детей с РАС, а трудовые процессы оказывают исключительное влияние на
формирование нового поведения.
Обучение детей с РАС начинается с анализа поведения.
Прежде всего, надо
принять во внимание специфические характеристики ребенка. Изучить интересы,
что любит, что не любит, что нравится, не нравится, т.е. найти те стимулы, которые
можно использовать как инструмент для обучения новому поведению. Здесь важна
связь с родителями, педагогами, психологом.
Основным методом изучения поведения ребенка является наблюдение. Наблю-
даем за ребенком в течение его свободной деятельности. Поведение должно быть
объективно измерено и описано. Записи ведутся точно в дневнике наблюдений.
Например: Петя, ученик пятого класса. Не выполняет необходимые действия,
социальная мотивация – похвала или неодобрение - низкие, избегает взаимодействия
с другими, погружен в свой мир.
Каждый раз, когда учитель предлагает Пете работать за столом с раздаточным
материалом, ученик ведет себя неадекватно: бросает образец на пол, топчет его, убе-
гает из-за стола. Налицо проблемное поведение. Учитель не оставляет такое поведе-
ние без внимания: просит поднять карточку и положить обратно на стол. Ученик
неохотно подчиняется. Чтобы начать коррекционную работу, необходимо было по-
нять, что запускает такое поведение, какая его функция. Учитель начал с наблюде-
ния за поведением Пети. На протяжении определенного времени действия ребенка
точно описывались в дневнике наблюдений.
Выяснилось, что мотивом неприемлемого поведения Пети, было желание
уклониться от работы. Также во время наблюдений было установлено, что Петя ин-
тересуется техникой. Это был различимый стимул, который нужно было использо-
вать для изменения неприемлемого поведения. Учитель модифицировал предше-
ствующие
факторы,
которые
запускали
нежелательное
поведение.
Пете
была
предложена работа на швейной машине, но сначала надо было изучить правила ра-
боты за машиной, с чем он согласился. Был выстроен эффективный процесс обуче-
ния.
Использовались четкие, короткие, конкретные инструкции. Использовались
подсказки, дробление сложных действий на простые; визуальные вспомогательные
материалы для обучения абстрактным понятиям. Нежелательное поведение происхо-
дило все реже и реже. Таким образом, используя принцип положительного ослабле-
ния поведения, удалось добиться изменения поведения в лучшую, приемлемую сто-
рону.
На уроках технологии дети с РАС овладевают навыками работы с бытовыми
электроприборами: утюгом, швейной машиной; учатся правильно пользоваться нож-
ницами, иглой, ножом. Поэтому необходимо обучение навыкам труда, развитие
крупной и мелкой моторики. Научиться этому можно только при взаимодействии
учителя и ученика. Чтобы обучение было успешным, прежде всего, необходимо
установление контакта и преодоление негативизма при общении, иначе велика веро-
ятность появления проблемного поведения, которое затрудняет выполнение постав-
ленных задач.
Ученик
пятого
класса
Игорь.
Избегает
контактов,
отвергает
физическую
подсказку при выполнении работы. Сам ошибок определить не может. При указании
на них учителем кричит, возмущается, многократно повторяет одну и ту же фразу.
Игнорирует рабочую позу. У ученика проблемы с обобщением изученного материа-
ла.
Необходимо было преодолеть негативизм ребенка при общении: смягчение
эмоционального дискомфорта, повышение психической активности ребенка в про-
цессе коммуникации со взрослыми. Изменить ситуацию к лучшему помогла си-
стема личных отношений, возникшая на базе симпатии и привязанности.
За освоение отдельного звена трудового навыка Игорь получал похвалу, хоро-
шую оценку. При первом комплексном применении действий Игорь допустил ошиб-
ки. Эти ошибки были вызваны неумением переносить навыки в новые условия. Учи-
тель предложил исправить ошибки. Но Игорь настаивал, что работа сделана пра-
вильно и он заслуживал хорошей оценки.
Проблемное поведение ученика возникло в ответ на предложение учителя
переделать работу с исправлением ошибок. Исходя из ситуации, учитель применил
принцип положительного ослабления поведения – ученик должен был переделать
работу, независимо от его нежелания. Для недопущения ошибок при выполнении ра-
боты в будущем, был применен метод пошагового обучения.
Первым шагом было исправление первой, допущенной в работе, ошибки.
Ошибка считалась исправленной, если она не допускалась учеником без подсказки
3, 4 раза подряд. За это ставилась положительная оценка.
Вторым шагом было самостоятельное выполнение последующих действий с
присоединением первого шага. Если это выполнялось без ошибок, ставилась поло-
жительная оценка.
Третий шаг - выполнение второго шага с последующими правильными дей-
ствиями до второй ранее допущенной ошибки. Далее действие продолжалось по вы-
шеописанному алгоритму. Все эти шаги способствовали созданию ситуации успеха,
и, как следствие, формированию нового приемлемого поведения. Игорь начал справ-
ляться с заданием.
Использование стратегий, принципов и методов АВА позволили скорректиро-
вать проблемное поведение учеников с РАС. Положительный результат коррекции
проблемного поведения показал, что применение педагогом принципа положитель-
ного ослабления поведения эффективно в сочетании с принципом положительного
усиления поведения. Методы безошибочного, пошагового обучения помогли учени-
ку научиться обобщать приобретенные трудовые действия, сформировать новые тру-
довые навыки.
Литература.
1. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ пове-
дения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения
детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития.
- Самара: Издательский Дом “Бахрах-М”, 2017. - 208 с.
2. Марк Сандберг. Оценка вех развития вербального поведения и построение
индивидуального плана вмешательства– VB-MAPP.
3. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах
прикладного анализа поведения. Рама Паблишинг, 2013 г.