Автор: Маскаева Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Рузаевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Радуга - чудо, красота природы"
Раздел: дошкольное образование
Цель: Формировать познавательный интерес к элементарным опытам с
водой при создании « Радуги»
Задачи:
Образовательные:
- развивать навыки постановки элементарных опытов;
- учить выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов;
- закреплять знания детей о природном явлении «радуга», количестве цветов
и последовательности их расположения;
Развивающие:
-
развивать
наблюдательность,
слуховое
и
зрительное
восприятие,
мыслительные
операции,
познавательный
интерес,
воображение,
фантазию, речь;
-
развивать способность чувствовать красоту природы и выражать свои
эмоции;
-
развивать
любознательность,
цветовосприятие, совершенствовать навыки
смешивания красок для получения нового цвета;
Воспитательные:
- воспитывать желание расширить свой кругозор, позитивное отношение к
окружающему
миру,
желание
исследовать
его
всеми
доступными
способами.
- воспитывать аккуратность при проведении опытов, экспериментов.
Обогащение словаря: семицветная, дуга, исследователи, лаборатория.
Материалы
и
оборудование: изображение
«Радуги»
на
интерактивной
доске, музыкальная запись «Дождя», слайды «Лаборатория», изображение
солнца, радуги, пейзажей; для экспериментирования: белые халаты, бейджи с
именами, пластиковые стаканы, шприцы (без игл), сахарницы с сахарным
песком, ложечки, разноцветная вода, зеркало, белый лист бумаги, фонарик,
ванночка с водой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть
в
ученых и
заняться исследованиями.
А кто такие «Ученые – исследователи?»
Дети: Это те люди, которые хотят много знать; те, кто исследует что – то
новое, неизвестное.
(На экране 1 слайд с надписью «Лаборатория»).
Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию, и рассаживайтесь на свои
места.
А что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете, отгадав загадку, но сначала
закройте глаза и скажите, что вы слышите? Откройте глаза, посмотрите на
экран. Действительно идет дождь. (2 слайд «Дождь»)
А теперь послушайте загадку:
Дождь прошел, раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга -
Что же это ...!(Радуга).
Воспитатель: Правильно ребята, это радуга. И сегодня мы будем говорить о
ней.(3 слайд «Радуга»)
Ребята, а кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном
событии (где это было, когда, шёл ли в это время дождик, или светило
солнце).
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. А
теперь
давайте уточним представление
о
радуге,
как
атмосферном явлении. Радугу можно наблюдать на небе в тёплое время года,
когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или
облака светит солнце; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли и
образуется радуга.
Воспитатель. Ребята, а сколько цветов в радуге?
Дети: В радуге семь цветов.
Воспитатель: А знаете ли вы, из каких цветов она состоит.
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка и с ее помощью, мы
можем
на
интерактивной
доске
нарисовать
радугу.
Какой
первый
цвет
радуги, начиная с верхней дуги?
Дети: Красный.
Воспитатель: Я
провожу по экрану,
и появляется красная дуга.
Какой
следующий цвет?
Дети: Оранжевый.
(4 слайд. Дети по очереди подходят к экрану и рисуют новую дугу)……
Воспитатель: Для того чтобы вы лучше запомнили порядок цветов в радуге
мы с вами заучим шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где
сидит фазан». Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой
начинается слово, обозначающее цвет радуги. (5 слайд)
Воспитатель: Ребята, мы нарисовали радугу, а теперь сами хотите
ее
сделать?
Только у нас нет семи красок, а всего четыре: красная, синяя, жёлтая, белая.
Что же нам делать?
Дети: Смешать краски и получить новые цвета.
Воспитатель: Правильно. Если в синий цвет добавить белую краску, то как
вы думаете, какой цвет получится?
Дети: Получим голубой цвет.
Воспитатель: А как нам получить оранжевый цвет?
Дети: В красный цвет добавить желтый.
Воспитатель: А как вы думаете, если смешаем синий цвет и желтый, какой
получится цвет.
Дети: Получится зеленый цвет.
Воспитатель: Какой цвет радуги осталось получить?
Дети: Фиолетовый цвет.
Воспитатель: А какие цвета нужно смешать?
Дети: Красный и синий цвета.
Воспитатель: Теперь у нас есть все цвета радуги, расставим их по порядку.
Затем в каждый цвет, кроме красного, добавим сахарный песок (в 1 стакан
одну чайную ложку, во 2 –две чайные ложки, в 3- три ч.л., в 4-четыре ч.л., в 5
– пять ч.л., в 6 - шесть ч. л.). Хорошенько перемешиваем, чтобы весь сахар
растворился. Теперь берем шприц без иглы и набираем все цвета по порядку,
и выливаем в красивый стакан, где будем делать радугу.
Сначала красный цвет, в него мы сахар не добавляли, затем оранжевый и так
далее.
Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода
не смешается.
Так у нас получилась настоящая «Радуга в стакане».
Ребята, а как вы думаете, а почему у нас краски не перемешались?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Они не перемешались, а разделиться на слои, из-за разного
содержания сахара в воде.
Чем
больше
сахара,
тем
ниже
этот
слой
будет
в
стакане.
Жидкость
с
наименьшим содержанием сахара, окажется на самом верху.
Ребята, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
(Гимнастика для глаз)
Смотрим на экран и следим глазами за тем, как котенок передвигается по
экрану и рисует радугу, голова при этом остается не подвижной.
(гимнастика идет 2-3 минуты под музыку).(6 слайд)
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам провести еще один опыт.
Наполняем ванночку водой и ставим на стол. Опускаем зеркало в воду
наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя
окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду
часть зеркала. При этом зеркало будет отражать свет. Возьмем лист бумаги и
поместим его перед зеркалом. Другой рукой слегка двигаем само зеркало.
Изменяем положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится
разноцветная радуга. Слегка покачаем ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и
встряхнем зеркало. Что мы видим теперь?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные
огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может
превращаться в разноцветный если он проходит сквозь капли воды.
- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить
радугу (детское экспериментирование).
Каждый из вас может повторить эти опыты дома с родителями.
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А за ваши знания я хочу всех вас похвалить, вы большие
молодцы! И угостить сладкой радугой.
Приложение.
Советы для родителей
Получение радуги экспериментальным путем (в домашних условиях).
Эксперимент № 1
Нужно налить немного воды в прозрачный стеклянный стакан, поставить его
на стол. Посмотрев на стакан с водой со стороны (стакан должен быть на
уровне лица), увидев над поверхностью воды еле заметную радугу. Затем
направляем на стакан с водой луч света от фонарика, радуга станет более
четкой и яркой.
Эксперимент №2
Надуть мыльный пузырь. Повернуть его так, чтобы на поверхность падали
солнечные лучи. Шар «заиграет» всеми цветами радуги.
Опыт получится у всех. Он очень прост в исполнении.
Эксперимент №3
Солнечным днём наполнить
большую стеклянную ёмкость водой. Затем
опустить
в
воду
зеркало.
Подвигать
это
зеркало,
и
найди
такое
его
положение,
при
котором
на
стенках
комнаты
образуется
радуга.
Можно
зафиксировать положение зеркала. Дать воде успокоиться для того, чтобы
радуга
получилась
более
отчетливой,
а
потом
нарисовать
или
сфотографировать радугу так, как вы ее увидели.
Эксперимент № 4
На полоске бумажного полотенца нарисовать фломастерами крупные точки
всех цветов радуги. Опустить этот лист, в стакан с малым количеством воды.
Вода постепенно поднимается по бумаге и доходит до цветных точек, затем
наблюдаем, как появляется радуга.
Эксперимент № 5
Возьмем диск. Направим на него фонарик так, чтобы на его зеркальную
поверхность попадали лучи света. Направляем свет с помощью диска на
белый лист бумаги. Изменяем наклон CD- диска, и тогда мы сможем увидеть
множество «радужных» узоров.
Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению
солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.
Эксперимент № 6
На тарелку белого цвета выкладываем разноцветные конфеты «Скиттлс».
Наливаем немного воды и наблюдаем, как получается радуга, а затем
радужный цветок.
Эксперимент № 7
Приготовить
7
стаканов,
в
4
стакана
налейте
воду
и
добавьте
пищевой
краситель. В два стакана добавьте красный цвет, в один синий цвет, и еще в
один желтый цвет. Расставьте стаканы в следующем порядке: 1стакан с
красным цветом; 2 пустой; 3 с желтым цветом; 4 пустой; 5 с синим цветом; 6
пустой; 7 стакан снова с красным цветом. Соедините стаканы между собой
бумажными полосками. Вода будет перемещаться по этим полоскам в пустые
стаканы, образовывая новый цвет.
Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида»
МБДОУ « Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Методическая разработка
по ознакомлению с миром природы
в старшей группе
«Радуга – чудо, красота природы»
Номинация «Природа – наше богатство»
Автор- составитель:
Воспитатель старшей группы
Маскаева Людмила Викторовна
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
Занятие по ознакомлению с миром природы «Радуга – чудо, красота
природы»
3.Заключение
4.Список использованных источников
5.Приложение
Советы для родителей
Получение радуги экспериментальным путем (в домашних условиях).
Введение
После ливня и грозы –
Мост невиданной красы.
Ни потрогать, ни забраться,
Можно только любоваться.
Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн.
Наверное, нет человека, который не любовался бы радугой. Радуга — одно
из самых красивых явлений природы, и люди уже давно задумывались над ее
природой. Ещё Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить
причину радуги. Мы с ребятами задались целью выяснить, отчего же бывает
радуга, какова её история исследования, какие бывают необычные радуги,
провести свое исследование, узнать как можно больше о радуге.
Актуальность этой темы, по нашему мнению, в том чтобы все узнали,
откуда берется это красивое явление природы. Ведь если нарушится хоть
одно звено в природе, то мы ни когда не увидим этой красоты. Когда мы
видим радугу, то сразу такой всплеск эмоций наступает, хоть это явление не
так часто, но в памяти остаётся надолго. Вообще удивительно, казалось бы
свет и вода - что тут такого? А получается такая вот красота...
Радуга
–
это
великолепное
красочное
явление,
издавна
поражало
воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство.
На небе радуга сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной радужной пыли сияет лес.
Восторг уносит нас в заоблачный полёт,
Быть может, там разгадка чуда ждёт.
Нам светит радуга, свежа и хороша,
От ярких красок счастьем светятся глаза.
Радуга -
атмосферное
оптическое
и
метеорологическое
явление,
наблюдаемое
обычно
после
дождя
или
(существенно
реже)
перед
ним.
Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и
ненастью
пришел
конец.
Её
появление
для
людей
означало
«радужные»
перспективы на будущее.
Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления
природы. В
русских
летописях
радуга
называется
«райской
дугой»
или
сокращенно «райдуга». Человечество связало радугу с множеством поверий и
легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между
небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром
людей Ирида.
В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, союз Неба и Земли. В
славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом,
перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес
набирать воду из рек. Славяне полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и
других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.
Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе?
Ответ
на
этот
вопрос
мы
искали
в
энциклопедиях.
Вот,
что
мы
узнали. Увидеть
радугу
можно,
только
если
солнце
и
дождевая
завеса
расположены на противоположных частях неба, а вы стоите спиной к солнцу.
Явление подобное радуге можно наблюдать в брызгах фонтанов, водопадов.
Дело в том, что обычный солнечный свет, который мы видим как белый или
бесцветный, на самом деле состоит из разных цветов. Это в 1666 году доказал
Исаак Ньютон. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы
видим их как белый свет. Но когда на их пути встречается дождевая капля
(она
по
форме
близка
к
призме),
и
солнечный
свет
проходит
через
стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи
изменяют свое направление, отклоняются на неодинаковые углы - расходятся
в виде веера (преломляются). Причем каждый цвет преломляется по-разному
- меньше всего отклоняется от своего первоначального направления красный,
а больше всего - фиолетовый. Именно поэтому наружный край дуги обычно
красный, а внутренний – фиолетовый. Посередине располагаются остальные
цвета - оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий.
Цветные полосы отличаются по яркости, но их последовательность всегда
одинакова - у каждого цвета свое строго закрепленное за ним место. Чем
крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется
бледной, еле заметной.
Радуга, которая возникает после дождя или в брызгах фонтанов – это
первичная радуга. Выше первой в небе возникает вторая, менее яркая дуга. В
ней цветные полосы располагаются в обратном порядке. Очень редко, но все-
таки случается, когда на небе можно одновременно видеть три радуги.
Когда
солнце
закрыто
легкими
облаками,
первая
радуга
кажется
иногда
совершенно не окрашенной и представляется в виде белесоватой дуги, более
светлой, чем фон небосвода. Такую радугу называют белой. Если смотреть на
радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с
высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Чтобы увидеть
радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и
дождем (оно должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу
увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на
одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или вечером.
Детям очень нравится любоваться радугой, но они не все знают, как
именно образуется радуга. Когда и как её можно увидеть? Как получить
искусственную радугу? Ответы на эти и многие другие вопросы даются в
этой работе.
Заключение
Во время работы над данной темой мы поняли, что радуга является одним
из самых красивейших явлений природы. Дети узнали много нового: как
появляется радуга и почему она разноцветная, определили, какая существует
связь
между
дождем,
солнцем
и
появлением
радуги,
узнали
какова её
история
исследования,
почерпнули
научные
сведения
о
радуге.
Собирая
материал, познакомились с радугой как с удивительным явлением природы.
М ы провели
исследование и практически подтвердили свои знания, нам
удалось достичь цели через поставленные задачи.
Аннотация
Радуга для детей – это волшебство, а для взрослых – это воспоминания о
детстве и радости.
Участники методическая разработки по ознакомлению с
миром природы
«Радуга – чудо, красота природы» дети старшей группы.
Цель данной работы: закрепить знания детей о природном явлении «Радуга»,
выяснить,
как она получается,
из каких цветов она состоит, можно ли
получить радугу в домашних условиях экспериментальным путем.
Список использованных источников
1. Интернет-ресурсы: сайты «Википедия», «Загадки природных явлений».
2.А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для
детей. – М.: «Педагогика – пресс», 1998.
3. «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М.,1990 год.
4. «Я познаю мир»: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г.
5. Белкин И. К. «Что такое радуга?» – «Квант»1984г.
6. Булат В. Л. «Оптические явления в природе». М.: Просвещение, 1994
7. «Хочу все знать». Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта,
Москва 2008г.
.