Автор: Андреева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12 имени Героя России А.Ю.Ширяева"
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: Информационная статья для родителей детей дошкольного возраста
Тема: "Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Информация для родителей
«Формирование правильной осанки
и профилактика
плоскостопия у детей дошкольного
возраста»
Подготовила: воспитатель Андреева Е.В.
МБОУ «СОШ №12 им. Героя России А.Ю. Ширяева»,
дошкольное отделение
Псков
«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком
случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно»
Н.М. Амосов
Актуальность темы
Актуальной проблемой у детей дошкольного возраста является охрана и
укрепление
здоровья
детей,
так
как
распространенность
отклонений
в
состоянии здоровья весьма значительна.
В настоящее время каждый четвертый дошкольник имеет нарушение
осанки – ассиметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях и
искривления позвоночника (сколиоз). В век информационных технологий
увеличилась нагрузка на организм детей, что губительно сказывается на их
здоровье.
Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном
возрасте – у 2,1% детей, в 4 года – у 15 – 17%, в 7 лет у каждого четвертого
ребенка, у большинства детей наблюдается плоскостопие.
Доказано, что уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, а это в
свою очередь приводит к изменениям костного скелета таза и позвоночника,
то есть к нарушению осанки. А ведь осанка человека – это не только красота
его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций
дыхания
и
кровообращения,
нарушение
речевого
и
моторного
развития,
нарушение
зрения,
нарушение
состояния
нервной
системы
и
другие
отклонения в здоровье.
По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный
распределительный
щит
с
72
тыс.
нервных
окончаний,
через
который
можноподключиться к любому органу – головному мозгу, легким и верхним
дыхательным путям, речевым органам, эндокринным железам.
При ходьбе увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц,
стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная
деятельность, активизируется речевая деятельность.
Можно сказать, что патологии, закладывающиеся в дошкольный период,
плавно перетекают в школьный образовательно-воспитательный процесс. Не
подлежит
сомнению,
что
успешность
обучения
в
школе
определяется
восновном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел в
первый класс.
Причины нарушений осанки:
•
Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое
время проводит в вынужденной позе.
•
Несоответствие стульев и столов.
•
Постоянное держание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
•
Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.
•
Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к
животу, " калачиком ", и пр.
•
Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки
за спинку стула, подложив под себя ногу).
Факторы, влияющие на формирование осанки (+) (-):
Врождённые патологии
Сбалансированное питание
Частые болезни
Спортивные кружки и секции
Слабость мускулатуры
Закаливание
Профилактические осмотры
Прогулки, походы, экскурсии
Соблюдение режима
Соблюдение правильного положения тела
Укрепление иммунитета
Гиподинамия
Физические упражнения и подвижные игры
Переедание
Утренняя гимнастика
Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее
вовремя
не
исправить,
она
может
стать
источником
болезней
позвоночника и не только.
Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не
совсем
ровно.
Чаще
всего
своевременные
меры
помогают
осанку
исправить, но при этом очень важно понимать причины, которые ведут к
ее искривлению.
Как распознать вовремя?
Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом.
>
Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались
затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь
сохранить правильное положение тела. Если у вас возникли сомнения,
следует проконсультировать у специалиста.
Физическое развитие – основа красивой осанки!
Большое профилактическое значение имеет общее физическое развитие
и
функциональное
состояние
мышечной
системы,
так
как
активное
удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении
возможно
лишь
при
активном
участии
мышц.
При
быстром
росте
крепость
мышц
брюшного
пресса
и
спины
необходима.
Правильно
подобранная
физическая
нагрузка,
специальные
упражнения
предупреждают нарушения осанки.
Правила при выполнении физических упражнений
При выполнении прыжков, спрыгивания нужно обращать внимание на
мягкое приземление.
При выполнении лазания по гимнастической стенке, туловище нужно
держать прямо ближе к cтупенькам, кисти рук ставить не уже чем на
ширину плеч.
Упражняя в ползании, перелезании, пролезании нужно помнить, что
после
них
нужно
дать
упражнение
на
активное
выпрямление
позвоночника.
При
выполнении
упражнений
на
формирование
осанки
нужно
осуществлять
индивидуальный
подход,
учитывая
рекомендации
мед.
работника.
Общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных
секций, посещать которые можно с 4-5 лет. Лучшему развитию осанки
способствует плавание.
Помимо
этого,
полезны
занятия волейболом,
баскетболом,
лыжным
спортом.
Постарайтесь
поддержать
интерес
ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих
проблем, связанных с осанкой.
Приложение 1
Игры, в которых одно из требований – соблюдать правильную
осанку при стоянии и ходьбе.
Это большинство игр с моментами строя.
Быстро встать в строй.
Дети стоят в колонне или шеренге по одному, воспитатель объясняет
задание: по сигналу надо разбежаться по всему залу; по второму сигналу –
быстро встать на свое место. Пока дети строятся, воспитатель считает.
Счет прекращается тогда, когда последний займет свое место в строе.
Воспитатель дает оценку построения и указывает на ошибки, допущенные
в игре, с тем, чтобы повторное построение шло быстрее. Особое внимание
уделяется осанке детей в строю. Стоять надо свободно, не напрягаясь, но
правильно, без асимметрии правой и левой части тела, не выпячивая
живот и т.д.
Вариант игры:
А) Направляющий становится по указанию воспитателя в разных местах
зала, а дети выстраиваются рядом с ним;
Б) Вместо направляющего, воспитатель ставит флажок тоже в разных
местах зала.
Два и три.
Дети
ходят
или
бегают
врассыпную.
На
сигнал
воспитателя
«Два!»,
образуют пару с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и
бегут к заранее установленному месту, где они строятся пара за парой в
том порядке, в котором подбегают. «Три!», то дети образуют тройки и
затем уже бегут к месту построения.
Вариант игры:
Дети должны построится перед воспитателем (лицом к нему) в каком бы
месте площадки он не находился. Чтобы игра была сложнее и интересней,
воспитатель, прежде чем дать сигнал на построение, говорит: «Стой!».
Дети
останавливаются
и
закрывают
глаза.
Воспитатель
переходит
на
другое место и дает сигнал «Два!» или «Три!», дети открывают глаза,
образуют пары или тройки и быстро бегут и строятся.
Задания в игре заменяются или дополняются «осаночными»
движениями.
Жмурки на месте.
Каждый играющий, кроме водящего, выбирает себе предмет, от которого
не имеет права отходить. Когда все играющие разместятся, воспитатель
завязывает глаза водящему – «жмурке», ставит его на середину комнаты и
предлагает
несколько
раз
повернуться.
После
этого
«жмурка»
отправляется
на
поиски.
Чтобы
увернуться
от
«жмурки»,
детям
разрешается изменять положение: они могут наклоняться, приседать и
даже
ложиться,
но
при
этом
они
все
время
должны
касаться
ногой
избранного
предмета,
иначе
будет
считаться
проигравшим.
Держать
прямую спину и голову. Если «жмурка» удалился за пределы площадки
или приблизился к опасности (например, к стене), его предупреждают
словом «Огонь».
Правила игры:
Играющим разрешается менять места, но только тогда, когда вблизи нет
жмурки,
оставивший
свое
место
«жмурке»
считается
проигравшим
и
становится «жмуркой».
Ловишка с мячом.
Играющие образуют круг. Водящий в центре круга. У его ног два больших
мяча. Водящий проводит ряд «осаночных» движений (сведение лопаток из
положения рук к плечам; приседания на носках, не наклоняясь вперед;
вращения
рук
с
полной
амплитудой
и
т.д.).
Играющие
повторяют
показанные упражнения. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга!»
и
играющие
разбегаются
в
разные
стороны.
Водящий
берет
мяч
и
старается, не сходя с места, попасть в убегающих. Если он не попадает, то
бросает второй мяч. Затем по сигналу воспитателя: «Раз, два, три – в круг
скорей беги!», дети вновь образуют круг, выбирается новый водящий и
игра возобновляется. Если игра проводится на площадке зимой, мячи
заменяются снежками.
Игра «Веселые медвежата»
Дети делятся на две команды и выстраиваются на линии старта, сидя на
ягодицах, гимнастическая палка на лопатках. По сигналу первые игроки
начинают двигаться на ягодицах вперед и возвращаются обратно, передав
эстафету партнеру по команде. Выигрывает команда, первой закончившая
эстафету.
Игра «Удержи кольцо»
Дети врассыпную ходят лицом или спиной вперед приставным шагами
подпрыгивают, пробегают, стараясь не столкнуться друг с другом уронить
кольцо, надетое на голову. Выигрывает тот, кто дольше всех удержит
кольцо на голове.
Игра «Ловкие ноги»
Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед,
между стопами – мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывая его в сторону,
передавая следующему игроку.
«Не урони мешочек»
Отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними - 5-10 м. У
стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3-4 игрока в каждой.
На голове у всех мешочки с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по
коридору,
обозначенному
мелом,
гимнастическими
палками
или
скакалками, не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина
коридора -30см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро
и правильно.
Методические указания. Коридор можно проходить разными способами,
например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой
спиной, руки на поясе и т. д. находясь в колоннах, и игроки начинают
движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию
финиша.
При
передвижении
не
следует
наклоняться
вперед.
Можно
провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда
выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.
«Салки»
Выбирают водящего. Его задача - запятнать (осалить) как можно больше
игроков, но только тех, которые не успели вовремя принять правильную
осанку.
Стоит
убегающему
принять
правильную
осанку,
он
уже
в
безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям: бежать будто
бы
за
одним
игроком,
а
мимоходом,
изловчившись,
осалить
другого
(дотронуться рукой). Осаленные игроки выбывают из игры.
Методические указания. Продолжительность игры - 5-10 мин; |два-три
раза
менять
водящего.
В
конце
игры
отмечают
лучшего
водящего
и
игроков, ни разу не осаленных.
После
выполнения
упражнений
на
осанку
можно
повисеть
на
перекладине, гимнастической стенке и т. д., расслабив мышцы на 15-20 с
Плоскостопие: его причины и
профилактика у детей
Родители очень радуются первым шагам, которые делает их малыш. При
этом они часто забывают, что с этого момента ножки ребенка испытывают
серьезную
нагрузку.
Стопы
начинают
активно
формироваться.
С
этого
времени
должна
быть
начата
профилактика
плоскостопия
у
детей
дошкольного возраста. Она включает в себя множество мероприятий, среди
которых
особая
роль
отводится
упражнениям.
Не
менее
важна
для
правильного развития стоп обувь. Последняя должна быть эргономической и
качественной.
Что представляет собой плоскостопие?
Многие люди не понаслышке знают о данном недуге. К сожалению, это
достаточно
распространенная
патология,
которая
в
запущенной
стадии
способна
привести
даже
к
инвалидности.
Поэтому
врачи
не
устают
повторять, что профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного
возраста должна обязательно выполняться.
Итак, что же это за патология? Плоскостопие – один из самых частых
недугов опорно-двигательной системы у малышей. Стопа ребенка при этом
заболевании деформируется. Ее свод уплощается. Стопа принимает плоскую
форму. В результате человек стоит, касаясь пола всей поверхностью. Стоит
учесть,
что
формирование
костей
стоп
продолжается
у
ребенка
до
пятилетнего
возраста.
Поэтому
диагноз
"плоскостопие"
можно
поставить
малышу
только
после
этого
возраста.
В
более
ранние
годы
стопа
еще
развивается. Например, в двухлетнем возрасте плоская поверхность подошвы
считается
нормой.
В
редких
случаях
плоскостопие
диагностируется
в
младенчестве.
Это
врожденная
патология,
которая
комбинируется
с
плосковальгусной деформацией стопы.
Симптомы патологии у детей
Родители
должны
знать,
что
профилактика
плоскостопия
у
детей
дошкольного возраста необходима всем малышам. Большинство мам и пап
ошибочно полагают, что, если врач не сказал им о данной патологии, значит,
их ребенка она не коснется. Но, к сожалению, доктор способен определить
недуг только у 5-летнего ребенка, когда стопа сформируется. И в этом случае
потребуется серьезное лечение.
Но если постоянно проводится профилактика плоскостопия у детей
дошкольного возраста, то даже у крох, склонных к патологии, формируются
правильные стопы.
Заподозрить
развитие
недуга
родители
могут
по
следующим
признакам:
•
быстрая утомляемость при ходьбе;
•
отеки в области стоп; ноющая боль в ногах;
•
увеличенная широкая стопа;
•
быстрый износ внутренних сторон каблуков и подошв;
•
нарушение осанки;
•
косолапость.
При такой симптоматике обязательно следует показать ребенка ортопеду.
Факторы, провоцирующие развитие заболевания
К сожалению, очень часто наблюдается у ребятишек плоскостопие. Его
причины и профилактика у детей, в большей мере, зависят от родителей.
Ведь
довольно
часто
развивается
недуг
в
результате
неправильно
подобранной обуви. Нередко источником проблемы становится гиподинамия.
Чтобы защитить кроху от развития плоскостопия, следует ознакомиться с
основными факторами, приводящими к деформации:
•
Ношение некачественной обуви (без супинатора, мягкой, с полностью
плоской подошвой).
•
Наследственность.
•
Ведение малоподвижного образа жизни.
•
Дети
в
наше
время
все
больше
увлекаются
компьютером
или
планшетом,
вместо
того,
чтобы
участвовать
в
различных
играх
на
улице.
•
Большие нагрузки на ноги ребенка. Они могут возникнуть, например,
при ожирении.
•
Рахит.
Развитие
плоскостопия
связано
с
хрупкостью
костей,
характерных для этого заболевания.
•
Различные травмы стопы, в основном переломы.
•
Паралич мышц. Патология развивается после полиомиелита.
Если плоскостопие врожденное, то для борьбы с ним предпринимают
следующее:
Легкая форма вылечивается наложением гипса. Это позволяет закрепить
стопу
в
нужном
положении.
Гипсовые
повязки
накладывают
на
неделю.
Затем меняют на новые. Продолжительность лечения – около 10 недель.
После этого ребенок проходит курс физиотерапии. Ему делают массажи и
рекомендуют
к
ношению
ортопедическую
обувь,
изготовленную
по
индивидуальному
заказу
в
ателье.
Кроме
того,
следует
настроиться,
что
реабилитационная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
при таком состоянии понадобится длительная.
Для лечения тяжелой формы применяют исключительно хирургическое
вмешательство.
Терапия приобретенного плоскостопия длится довольно долгое время.
Лечение состоит из следующих мероприятий:
- Ежедневные занятия лечебной физкультурой, которые укрепляют мышцы
ног. В ходе упражнений используют также специальный массажный коврик,
неровности которого помогают укрепить подошвы стоп.
-
Ношение
ортопедической
обуви.
Она
должна
иметь
жесткий
высокий
задник
и
ряд
застежек,
с
помощью
которых
нога
плотно
фиксируется.
Изготавливают такую обувь только из натуральных материалов. Обязательно
делают
небольшой
каблучок
и
вставляют
стельки
с
супинаторами.
Ортопедические ботинки продаются в специализированных торговых точках
либо изготавливаются на заказ по направлению ортопеда.
-
Массаж.
По
назначению
врача
делают
курсами
по
10-15
сеансов.
Физиотерапевтические процедуры назначают 2 раза в год. Чаще всего это
электрофорез и электромиостимуляция.
Гимнастика
Для правильного формирования стоп необходимо выполнять специальные
упражнения.
Гимнастика
позволяет
корректировать
даже
наметившуюся
деформацию. Именно на ней основана профилактика плоскостопия у детей
дошкольного возраста. Упражнения, позволяющие разрабатывать стопу, будут
предложены ортопедом.
Сама
гимнастика
несложна.
Родители
легко
смогут
выполнять
ее
самостоятельно. А если разнообразить ее играми, то настоящий восторг
вызовет такая профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Упражнения в положении сидя:
1.
Медленно сгибают и разгибают пальцы ног.
2.
Поглаживание. Проводят большим пальцем ноги по голени другой
конечности.
Ведите
снизу-вверх.
Потом
проделать
то
же
движение
другой ногой. Выполняется упражнение несколько раз.
3.
Подошвой и внутренней частью стопы одной ноги проводить по голени
другой. Выполняется также несколько раз.
4.
Ноги
поставить
на
пол,
под
прямым
углом.
Удерживая
пятки,
поднимать носки стопы.
5.
Соединить
подошвы
ног.
Держать
в
такой
позиции,
в
течение
нескольких минут.
6.
Развести пятки в стороны. Носочки держать вместе.
7.
Катать подошвами мячик.
8.
Брать пальцами ног мелкие предметы. Затем перекладывать их.
Лечебная ходьба:
1.
Ходить, перекатываясь с пятки на носок. Стараться ступать на всю
стопу.
2.
При ходьбе, поджимать и вытягивать пальцы ног.
3.
Выбирайте неровные поверхности. Именно по ним необходимо ходить.
Это может быть галька, трава. Очень полезен массажный коврик.
Упражнения в положении стоя:
1.
Перекатываться с пяток на носки. Затем на внутреннюю и наружную
части стопы.
2.
Приседать, без отрыва пяток от пола.
3.
Стоять попеременно на внешней и внутренней стороне стопы.
Кроме того, не забывайте, что малышам очень быстро надоедает
выполнять
гимнастику.
Поэтому
приведенный
комплекс
упражнений
для
профилактики плоскостопия у детей необходимо разнообразить элементами
игр.
Также
рекомендованы
прогулки,
занятия
бегом,
подвижные
мероприятия, которые заставляют работать все ножные мышцы.
Домашние методы
Для поддержания нормального развития стоп ребенка необходимы
физические нагрузки и правильный рацион. Как происходит профилактика
плоскостопия
у
детей
дошкольного
возраста
в
домашних
условиях?
Существует множество прекрасных методов.
Рассмотрим некоторые рекомендации врачей:
1.
Малыш должен много двигаться
2.
Для
купания
предпочтительнее
использовать
большую
ванну,
где
ребенок сможет перемещаться, совершая плавательные движения.
3.
После принятия водных процедур нужно сделать легкий массаж стоп.
4.
Не надо бояться, если ребенок ходит летом босиком по траве и песку.
Это положительно влияет на формирование стопы.
5.
Хорошо
действует
ванна
для
ног
с
использованием
морской
соли.
Подготовить эту процедуру очень просто. В большую ванну наливают
воду,
чтобы
она
покрывала
щиколотки
ребенка.
Растворяют
в
ней
морскую соль, оставляя немного кристаллов на дне. Малыш должен
походить по дну ванны, как по мелководью.
Массажные коврики
Их
можно
изготовить
самостоятельно
или
приобрести
в
специализированных
магазинах.
Массажные
коврики
выпускают
с
разнообразной
поверхностью.
Делают
их
из
натуральных
материалов.
Использовать такие коврики рекомендуют с того момента, когда ребенок
начинает делать первые шаги. Это достаточно эффективная профилактика
плоскостопия
у
детей
дошкольного
возраста.
Вполне
достаточно,
чтобы
малыш походил по поверхности массажного коврика в течение 5 минут в
день.
Массаж стоп
Очень эффективный метод профилактики плоскостопия. Лучше, если эту
процедуру будет выполнять профессиональный массажист. Но если родители
хотят сами проводить данное мероприятие, то им следует ознакомиться с
методикой проведения:
1.
Перед началом процедуры следует разогреть организм гимнастикой или
принять контрастный душ.
2.
Начинать
массаж
сверху.
Размять
бедра,
затем
икры
и
ахиллово
сухожилие.
3.
Промассировать внутреннюю и внешнюю стороны стопы.
4.
Перейти к обработке подошвы. Продолжительность массажа – около
четверти часа.
Приложение 2
Игровые упражнения для профилактики
плоскостопия для педагогов и родителей
Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения.
Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам,
даже вне физкультурных занятий.
«Качели»
Ребенок сидит на гимнастической скамейке, вытянув ноги и опираясь
пятками на пол. При слове «вверх» тянет носки ног на себя. Затем опускает
при слове «Вниз» к полу. Сопровождается четверостишием:
Ах, качели, ах, качели,
Прямо к небу подлетели,
Вверх-вниз, вверх- вниз,
Только крепко ты держись!
«Хлопки»
Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом
соединить, выполняя своеобразные хлопки.
Мы хлопали-хлопали в ладошки, а теперь работают наши ножки!
«Балет»
Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает
конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение,
направляя носки на себя.
Ножки пляшут, как в балете, это пляшут наши дети,
Стали ножки выставлять, и на пальчиках стоять.
«Барабанщик»
Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм
стишка пальцами:
Есть у Миши барабан, загремел, как ураган.
Но его когда дарили, то потише попросили.
Но зачем тогда он есть, если им нельзя греметь?
«Паучок»
Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он
обхватывает гимнастический снаряд пальцами ног.
Паучок ползет по дорожке, быстро он переставляет ножки.
«Веселый ежик»
Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя
ноги.
Ежик бежит по дорожке, а мы массируем ножки!
«Художник»
Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры –
круги, квадраты.
Будут дети рисовать, сегодня только ножками!
Станут ножки выполнять замысел художника!
«Улитка»
Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол.
Начинает двигаться вперед.
Нам покажут наши ножки, как топает улитка по дорожке!
«Пяточки»
Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу.
Хватит нежиться в кроватке, нужно разминать нам пятки!
«Маляр»
Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой.
Красить дом уже пора, мы позвали маляра!
Но не с кисточкой, ведром, мастер к нам пришел в наш дом!
Приложение 3
Памятка для родителей
Для
снижения
опасности
развития
патологии,
профилактика
нарушений осанки и плоскостопия у детей должна начинаться с первых
шагов малыша.
Помогают следующие методы:
1.
Когда
ребенок
только
начинает
вставать,
держась
за
опору,
необходимо, чтобы он делал это в обуви. Последняя должна быть
изготовлена из натуральных материалов и плотно фиксировать
стопу, за счет жесткого задника. Использование рекомендованной
обуви предотвращает неправильную постановку стоп.
2.
Нельзя допускать, чтобы ребенок донашивал ботинки за старшими
детьми. Ведь они стаптываются, и могут изменить расположение
стопы.
3.
Закаливание
помогает
организму
всегда
быть
в
тонусе.
Соответственно,
активизируется
мышечная
деятельность.
А
хорошая работа таких тканей защищает от развития плоскостопия.
4.
Прием
контрастных
ванночек
для
стоп.
Берут
две
емкости.
Наливают в одну - воду температурой в 40 градусов, в другую - в 33.
Ножки попеременно опускают в тазики с водой, в течение 10 минут.
Следует учитывать, что эту процедуру можно проводить только
тогда, когда ребенок здоров.
5.
Применение морской соли в ванночках для ног, и при купании.
Если
есть
возможность
вывезти
ребенка
к
морю,
обязательно
нужно
это
сделать.
Соль
оказывает
тонизирующее
действие
на
мышцы и сосуды. Морская вода, за счет своей плотности, способна
заменить массаж.
6.
Прогулки
босиком
позволяют
стопам
получать
стимулирующее
воздействие. Ходить лучше по неровным поверхностям. Летом это
трава,
галька,
песок.
Зимой
для
продолжения
профилактики
можно
рассыпать
на
полу
мелкие
предметы,
такие
как
горох,
плоские пуговицы, фасоль. Предложите крохе походить по ним.
Такие рекомендации защитят малыша от серьезной патологии.