Автор: Беляева Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 111 с углублённым изучением немецкого языка Калининского района
Населённый пункт: Санкт - Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах"
Раздел: полное образование
Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки
препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах»
Программа: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по
русскому языку. 5 — 9 классы.
Учебник: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. «Русский
язык. 8 класс». (М., Просвещение)
Оснащение: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока.
Образовательная:
восстановить
знания
учащихся
об
обобщающих
словах
при
однородных членах, углубить и расширить знания по теме; продолжить формирование
навыка постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при
однородных членах.
Воспитательная: продолжать воспитывать интерес к родному языку, внимание к
слову; продолжать формирование убеждения, что культура письменной речи – это часть
общей культуры человека.
Развивающая: развивать умение наблюдать языковые явления и делать выводы,
выделять главное; развивать навыки монологической речи.
План урока
Этап
Этап
Цель и содержание этапа
1
Организационный
момент
Учитель объявляет цели и задачи урока, проверяет
готовность учащихся к уроку.
2
Актуализация
опорных
знаний
Наблюдение
языковых
явлений.
Частичный
синтаксический разбор предложений.
3
Этап
усвоения
новых
знаний
Наблюдение
и
выводы
о
постановках
знаках
препинания. Развитие монологической речи.
4
Этап
первичной
проверки
и
обобщения
изученного
Практическое задание. Объяснение пунктограмм и
орфограмм.
Совершенствование
навыков
использования алгоритмов.
5
Этап
проверки
и
коррекции знаний
Практические
задания
на
постановку
знаков
препинания.
Задания
частично
творческого
характера на конструирование предложений.
6
Этап
информации
о
домашнем задании
Дать
информацию
о
домашнем
задании
и
прокомментировать его.
7
Подведение
итогов
урока,
выставление
оценок
Анализ и оценка ответов учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель объявляет цели и задачи урока, проверяет
готовность учащихся к уроку.
2.
Актуализация
опорных
знаний.
Вступительное
слово
учителя.
С
понятием
«обобщающее слово» мы познакомились ещё в 5 классе. Сегодня нам предстоит более
серьёзный и обстоятельный разговор на эту тему.
Проверка исходного уровня знаний. Сравните 2 предложения. Чем они отличаются? Чем
объясняется постановка разных знаков препинания в них?
С корабля сошли англичане, французы, арабы.
С корабля сошли иностранцы: англичане, французы, арабы.
Посмотрите на схемы предложений:
С
С
к
к
о
о
р
р
а
а
б
б
л
л
я
я
с
с
о
о
ш
ш
л
л
и
и
а
а
н
н
г
г
л
л
и
и
ч
ч
а
а
н
н
е
е
,
,
ф
ф
р
р
а
а
н
н
ц
ц
у
у
з
з
ы
ы
,
,
а
а
р
р
а
а
б
б
ы
ы
.
.
[
[
O
O
,
,
O
O
,
,
O
O
]
]
.
.
С
С
к
к
о
о
р
р
а
а
б
б
л
л
я
я
с
с
о
о
ш
ш
л
л
и
и
и
и
н
н
о
о
с
с
т
т
р
р
а
а
н
н
ц
ц
ы
ы
:
:
а
а
н
н
г
г
л
л
и
и
ч
ч
а
а
н
н
е
е
,
,
ф
ф
р
р
а
а
н
н
ц
ц
у
у
з
з
ы
ы
,
,
а
а
р
р
а
а
б
б
ы
ы
.
.
[
[
:
:
O
O
,
,
O
O
,
,
O
O
]
]
.
.
«
«
И
И
н
н
о
о
с
с
т
т
р
р
а
а
н
н
ц
ц
ы
ы
»
»
-
-
о
о
б
б
о
о
б
б
щ
щ
а
а
ю
ю
щ
щ
е
е
е
е
с
с
л
л
о
о
в
в
о
о
.
.
Постарайтесь самостоятельно дать определение обобщающему слову. (2 – 3 ученика
отвечают). Теперь давайте сравним наше определение с тем, которое дано в вашем
учебнике.
Практическое задание. Найдите в предложениях обобщающие слова,
которые дают одно
более общее наименование всем однородным членам данного ряда.
Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
Всё вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой
тканью.
Обратите внимание на разную постановку знаков препинания. Как вы думаете, почему
знаки стоят по-разному. (Ученики обращают внимание на место обобщающих слов в
предложении).
Вывод 1.
Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.
Наблюдение: синтаксическая роль обобщающих слов.
Задание: найдите обобщающие слова и подчеркните их как член предложения. Заметьте,
что обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения.
На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались
бесчисленные нити осенних паутин.
От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную
тропу.
Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.
Вывод 2.
Обобщающие слова бывают разными членами предложения.
Наблюдение: чем может быть выражено обобщающее слово в предложении.
Задание: в данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово.
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те,
которые хорошо понимал, и те где было много неясного.
Вывод 3.
Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.
3. Этап усвоения новых знаний. Наблюдение: условия постановки двоеточия и тире в
предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.
[ : O, O ,].
На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег.
[ O, O - ].
Везде: на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.
[ : O , O - … ].
Обучение
навыкам
монологической
речи
и
правильному
употреблению
научных
терминов. Задание на обобщение изученного: глядя на схемы предложений, расскажите о
постановке знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных
членах.
[ : O , O].
[ O , O - ].
[ : O , O - … ].
4.
Этап
первичной
проверки
и
обобщения
изученного
Практическое
задание
на
закрепление нового пунктуационного правила.
Задание:
спишите
предложения,
вставьте
пропущенные
знаки
препинания,
составьте
схемы предложений, объясните орфограммы.
Мне сказочное видится во всём в борьбе в пр_роде в жизн_ человека.
На красивой тр_ве на былинках на с_ломинках всюду бл_стят бе_численные
нити осе__их паутин.
Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты (не) может сравнит_ся с человеком.
Устное объяснение орфограмм.
5. Практическое задание на закрепление навыка применения нового пунктуационного
правила.
Задание: расставьте в предложениях знаки препинания.
Сад степь двор все было в холодной тени.
Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.
Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет
вздрагивать.
Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и
торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему
приезду.
Возможна взаимопроверка работ. Проверка учителем по желанию.
Практические
задания
с
элементами
творческих
заданий:
переструктурирование
предложений.
Задание: вставьте обобщающее слово к однородным членам.
Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга.
Задание: опустите обобщающие слова при однородных членах.
И вода, и берег, и тучи - все сливалось в непроницаемый мрак.
Черкес на корни вековые, на ветки вешает кругом свои доспехи боевые: щит,
бурку, панцирь и шелом, колчан и лук.
Задание: измените место однородных членов по отношению к обобщающему слову.
Все это звуки запах тучи люди было странно красиво и грустно.
Всего у него было довольно и крестьян и хлеба и скота и земли и садов.
6. Объяснение домашнего задания.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.