Напоминание

Работа над эмоциональностью в классе вокала


Автор: Пантелеева Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №5 г. Южно-Сахалинска"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Работа над эмоциональностью в классе вокала
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАБОТА НАД ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬЮ В КЛАССЕ ВОКАЛА

Музыка-это язык чувств, она полнее выражает то, что бывает сложно

высказать словами. Вокалист должен хорошо понимать этот язык и уметь

донести до публики смысл исполняемого.

Работа над вокальным произведением – задача не из легких, со своими

особенностями. Содержание вокала раскрывается через поэтическое слово и

через саму музыку.

Изучая

вокальное

произведение

необходимо

сосредоточиться

на

осмысленном и вместе с тем эмоциональном чтении текста. Вокалист должен

ясно видеть художественную задачу исполняемого произведения.

Как и во всякой деятельности, в пении возникающие эмоции могут

оказать как

положительное, так и отрицательное влияние на певческий

процесс. Эти эмоции могут носить активизирующий характер, повышать

жизненный

тонус

организма,

увеличивать

его

энергию,

а

могут

иметь

депрессивный - снижающий его жизнедеятельность.

Именно поэтому в первое время занятий вокалом следует, как правило

избегать

сильно

эмоциональных

произведений,

чрезмерного

возбуждения

учащегося. Их можно давать на более позднем этапе, когда связи очень

прочны, навыки выработаны, и в этом случае уже не будет происходить

растормаживания. Наоборот, возбуждение скажется лишь положительно на

пении.

Пение

требует

большой

активности

от

организма,

поэтому

эмоциональный подъем необходим при пении, будь то урок или выступление.

Однако

допустимая

степень

этого

подъема

должна

зависеть

от

его

и н д и в и д у а л ь н ы х

к а ч е с т в

в

с м ы с л е

э м о ц и о н а л ь н о с т и .

Если у учащегося на уроке преобладают астенические чувства:

подавленность,

неуверенность,

страх,

благодушие,

заторможенность,

то

пение

всегда

удается

хуже,

так

как

тонус

нервной

системы

при

этих

состояниях понижен.

Педагог должен быть психологом, чтобы уметь привести учащегося в

хорошее расположение духа. Со временем он должен научиться находить

ключ не только к его голосу, но и к характеру.

Важно

так

вести

занятия,

чтобы

у

ученика

всегда

возникали

положительные

эмоции.

Даже

тогда,

когда

занятия

связаны

со

многими

трудностями, неудачами, всегда следует подбадривать ученика, не давать ему

огорчаться, увлекать его музыкой, никогда не показывать своего огорчения,

неудовольствия.

Степень эмоциональной одаренности бывает разной. Бывают учащиеся

малоэмоциональные, и в задачу педагога входит разбудить эмоциональность

ученика путем подбора соответствующего репертуара. Очень эмоционально

отзывчивым учащегося, наоборот, стоит давать музыку поспокойнее.

Богатство чувств — необходимое условие для развития насыщенной,

полноценной внутренней жизни человека. Творческая деятельность требует

внутреннего горения, большой эмоциональности, только тогда ученик будет

иметь

силу

воздействия

на

публику.

Вокалист

должен

использовать

все

средства

эмоциональной

выразительности

жесты,

мимика,

голос.

Он

должен запоминать свои эмоциональные состояния и оживлять их в нужный

момент.

При

исполнении

произведений

степень

эмоционального

захвата

не

должна

переходить

определенных

границ.

Она

не

должна

мешать

правильному звуковедению, нарушать основы вокальной техники с одной

стороны,

и

нарушать

общее

творческое

состояние,

требующее

хорошего

контроля своих действий, правдивости переживаний— с другой.

На активность эмоциональных переживаний влияют: индивидуальные

особенности нервной системы певца, а также степень подготовленности к

выступлению,

знание

репертуара,

здоровье

голоса,

величина

и

квалифицированность слушательской аудитории, чувство ответственности,

срепетированность

с

дирижером,

концертмейстером

и

многие

другие

моменты.

Однако

основное

значение

имеют,

конечно,

индивидуальные

особенности

нервной

системы

ученика,

связанные

как

с

типом

нервной

деятельности, так и с волевыми качествами, с характером. Даже в сложных

ситуациях ответственных выступлений при ряде неблагоприятных моментов

(болезнь

голоса,

ответственность,

несрепетированность

и

др.)

ученики

с

сильной,

уравновешенной

нервной

системой

и

волевым

характером

не

испытывают

отрицательных

эмоций.

Наоборот,

чувство

уверенности

в

благополучном исходе выступления, бодрость не покидают артиста. Другие

учащиеся, со слабой или неуравновешенной нервной системой, легко робеют,

огорчаются при неудаче, впадают в состояние уныния, их быстро покидает

вера в успех.

Состояние

внутреннего

покоя

и

уверенности

обычно

приходит

с

большим опытом, хотя для начинающих исполнителей важно знать, что хотя

бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в

исполнительском

мастерстве.

Невозможно

выйти

на

сцену,

переживая

бытовые неурядицы и волнения. Посторонние мысли не просто мешают

сосредоточиться

на

исполняемом

произведении,

а

закрепощают

самого

исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Но чаще, конечно,

зажатость исполнителя возникает, к сожалению, не из-за банальных бытовых

проблем. Источником зажима могут являться более глубокие переживания,

спрятанные в далёкие тайники души.

Умению работать над вокальным произведением, доводить его

исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего

возраста в детских музыкальных школах на отделениях сольного пения, где

учащиеся приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические

навыки,

развивают

творческое

воображение,

воспитывают

у

себя

эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы

над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста

и

умению

донести

до

слушателя

задуманное

композитором

и

поэтом,

проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.

При начальном «черновом» исполнении произведения от начала до

конца, уже чувствуя форму и, пытаясь показать динамическую и смысловую

кульминации, «вырисовывается» образ, появляется понимание целостности

произведения и его динамического развития.

Динамика – одно из важных выразтельных средств музыки,

определяется содержанием и характером музыки.

Динамические оттенки. Мелодическое движение неразрывно связано со

сменой степени громкости звучания. Различные степени громкости звучания

в

музыке

называются

динамическими

оттенками.

Они

имеют

громадное

выразительное значение.

Смена степени громкости звучания при исполнении вокального

произведения,

т.е.

применение

динамических

оттенков,

придаёт

любой

музыке своеобразие и красоту.

Определение динамических и смысловых кульминаций внутри фраз,

стремление к ним с использованием изменений силы громкости звучания

(крещендо, диминуэндо) при пении приёмом выравнивания гласных, ведёт к

лучшему результату достижения кантиленности звуковедения, а так же к

осмыслению

динамического

развития

мелодии,

и

к

выполнению

динамических оттенков.

Содержание и характер вокального произведения предопределяют его

звуковое

и

динамическое

оформление,

способствующие

созданию

художественного образа этого произведения.

Задача педагога по вокалу состоит в том, чтобы, не спугнуть своего

подопечного,

а

напротив,

создать

условия

для

нахождения

путей

совершенствования

развития

музыкальных

эмоций

,

обеспечить

формирование

и

усвоение

знаний

учащегося

о

развитии

эмоциональной

отзывчивости путем восприятия музыки. Эта задача требует и от педагога по

вокалу недюжинных способностей психолога и великого терпения. Умение

раскрывать образную сторону произведений должно оставаться на таком же

высоком уровне, как и техническое владение вокалом.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!