Напоминание

История Костюма


Автор: Батыргереева Зульфия Идрисовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: Республика Дагестан город Хасавюрт
Наименование материала: методическая разработка
Тема: История Костюма
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

г. Хасавюрт

Конспект урока

по технологии

в 8 классе

История

костюма

Учитель технологии:

Батыргереева Зульфия Идрисовна

Тема урока: История костюма.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с историей развития костюма на разных

этапах развития общества, обобщить знания по разделу «Работа с тканью.

Развивающие: развивать исполнительские умения, внимание, применять

имеющиеся знания на практике, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: воспитать эстетический вкус, чувство прекрасного,

аккуратность, дисциплинированность.

Задачи урока: дать основные понятия об истории возникновения и развития костюма,

основных направлениях моды в различные века; обобщить знания по разделу «Работа с

тканью»

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

Словесный – рассказ.

Наглядный – демонстрация иллюстраций исторической одежды.

Учет и контроль знаний.

Творческие задания.

Взаимоконтроль.

Практическая работа.

Тип урока:

Комбинированный – обобщение и систематизация знаний, сообщение новых знаний.

Материально-техническое оснащение:

1.

Интерактивная доска.

2.

Презентация по обобщению знаний.

3.

Презентация по истории костюма.

4.

Лекало бумажной куклы.

5.

Цветная бумага.

6.

Ножницы.

7.

Раздаточный материал.

8.

Тестовые задания.

Ход урока:

I.

Организационная часть:

1.

Приветствие.

2.

Контроль посещаемости.

3.

Проверка готовности к уроку.

4.

Сообщение целей и задач урока.

5.

Деление класса на группы.

II.

Обобщение и систематизация знаний:

Сегодня мы с вами завершим раздел программы «Работа с тканью» темой

«История костюма», но прежде повторим все, что прошли. Повторение наше

будет в виде путешествия в «Страну мастериц».

На пути к ней вы вспомните все,

чему научились на уроках по технологии обработки ткани. В предстоящем

путешествии нам поможет карта (Слайд). По ходу путешествия вы должны будете

заполнить листы, которые лежат перед вами.

Первая остановка «Храбрый портняжка».

В доме храброго портняжки на столе у него должны лежать различные

инструменты. Какие именно, узнаем, отгадав загадки.

Бежит свинка,

Золотая спинка,

Носочек стальной,

А хвостик льняной. (Иголка с ниткой)

Инструмент бывалый —

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет. (Ножницы)

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход

Остановишь — горе,

Продырявит море. (Утюг)

Работая, храбрый портняжка использует различные ткани. А что вы знаете

о тканях?

Вопросы:

1. Из чего ткут ткань?

2. На экране дано схематичное изображение структуры ткани (слайд___) .

Что означает позиция 1 на данном изображении? (Кромка.) Позиция 2? (Нить

основы.) Позиция 3? (Нить утка.)

3. Назовите этапы изготовления ткани. (Подготовка нитей к ткачеству,

ткачество, отделка ткани).

4. Что относится к отделке ткани? (опаливание, мерсеризация,

расшлихтовка, беление, отваривание, печатание, аппретирование,

каландрование, ширение…)

Наше путешествие продолжается

Остановка: “Мастер Самоделкин”.

В его доме есть разные машины и, конечно, швейные. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы

изучили швейную машину.

Вопросы;

1. При помощи какого устройства швейная машина приводится в движение? (При помощи

привода.)

2. Какие приводы вы знаете? (Ручной, ножной, электрический.)

3. Какой уход требуется швейным машинам? (Чистка и смазка)

Задание : Каков порядок чистки и смазки машины?

Поставьте цифры около предложений.

Смазка под платформой __________

Смазка головки швейной машины __________

Чистка челночного устройства __________

Смазка челночного устройства __________

Чистка головки швейной машины__________

Чистка под платформой _________

Смазка рукава швейной машины___________

Чистка рукава швейной машины___________

Впереди у нас остановка “Дом Белошвейки”.

Белошвейками в старину называли мастериц, которые шили красивое белье. Посмотрим,

кто из вас мог бы посоревноваться с белошвейкой.

Задание:. На экране - карточка с условным изображением машинных швов (слайд___).

Каким номером обозначен шов:

вподгибку с открытым срезом (5);

стачной вразутюжку (1);

вподгибку с закрытым срезом (4);

стачной в заутюжку (2);

стачной (3)?

И, наконец, остановка «Ателье Дюймовочки».

Задание: На экране воротники разных видов (слайд___).

Какими номерами обозначены воротники:

плосколежащие______________

воротники-стойки______________

отложные воротники_____________

фантазийные _________________

Задание: Какой из изображенных карманов мы в этом году научились обрабатывать? Как

он называется?

III.

Работа над новым материалом:

1.Вступительное слово учителя.

Что такое мода? Одни ответят: “Мода это пустая прихоть, увлечение бездельников”. Для

других мода это профессия, ежедневная творческая работа. Третьи скажут, что данный

вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь. А что скажете вы? Давайте

попробуем все-таки выяснить, что такое мода, как давно она существует, и как к ней

следует относиться. Давайте совершим экскурсию в историю и узнаем, как развивалась

мода в разные эпохи.

Одежда возникла на самых ранних этапах развития человеческого общества, одеждой

первобытного человека служила шкура убитых им животных или листья растений.

2. Словесно-иллюстративный рассказ подготовленных детей.

Первая ученица. Большинство книг, посвященных истории костюма, начинается с

описания одежд Древнего Египта, Древней Греции. Греческие одежды демонстрируют

естественность и гармонию. По сути это просто кусок ткани, застегнутый на плече и

гибкими пластичными складками струящейся вниз до щиколотки или до колена. Тонкое

полотно, из которого делались эти хитоны, как бы обрисовывали линии тела, а мягкий

пояс, не стягивая талии, способствовал свободе движений. Женский хитон украшался

вышивкой.

Вторая ученица. Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который

обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при

помощи кушака или пояса. Несколько позже этот примитивный костюм-передник был

заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска

материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым

краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян

туникой.

Третья ученица. С развитием человеческого общества костюм усложняется.

Появляется

понятие «туалет» – совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов,

дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.).

Первые сведения об одежде времен Древней Руси относятся к периоду между VII–XII

столетиями . Женщины того времени носили длинную холщовую рубаху-сорочицу

широкого прямого покроя, подпоясанную по бедрам и расшитую по краям.

Четвертая ученица. Готический стиль — стиль средневековой Европы XII—XIII вв.—

заключался

в

подчеркивании

вертикальных

линий

в

одежде.

Платье

средневековых

женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные

рукава,

юбку,

собранную

в

складки

обычно

только

с

одной

стороны.

Причем

юбка

расширялась

книзу

и

переходила

в

длинный

шлейф.

Дополняли

этот

наряд

конусообразный головной убор (высотой 70 см), который напоминал башни готического

собора, и остроносая обувь.

Для ренессанса характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности

фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женственного

силуэта, обнажаются шея и руки.

В XVI в. образцом для подражания начинает служить испанский костюм. Мягкость

силуэта исчезает, формы одежды создаются за счет всевозможных средств. Так, короткие

штаны мужчин набивались ватой, паклей, соломой; женские платья туго натягивались на

металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Удобством

эта одежда не отличалась.

Пятая

ученица. Одежда

стиля барокко (XVII—XVIII

вв.)

характеризовалась

сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий

стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.

Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля

барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными. Основой становится

искусственность: волосы пудрят до потери их естественного цвета, покрывают белилами и

румянами. Мужчины и женщины приобретают кукольный облик

Первая ученица. Классицизм (конец XVIII в.) в одежде характеризуется строгостью

линий, четкостью пропорций, простотой форм. Рукав теряет объем, становится короче,

низ платья украшается кружевом, оборками, платье имеет шлейф, рукав фонарик,

элементом у женщины является шаль, прически становится высокими, сложными. У

мужчин появляется фрак с жилеткой, со светлыми панталонами, верхняя одежда – сюртук,

высокие шляпы с узкими полями.

Вторая

ученица. Стиль ампир (XIX в.) освободил женское тело от корсета. Платье

легкое, прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало

талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры.

Романтизм (XIX в.). Вновь в платье появляется кринолин — бедра увеличиваются до

небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.

Третья ученица. Стиль модерн (конец XIX — начало XX в.) характеризует

стремительное изменение форм платья — от легкого, полуприлегающего к тяжелому,

плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю

часть торса. Платья имели узкий лиф с тонкой талией, юбка – клеш, рукав узкий в низу,

укороченная линия плеча.

Учитель: Таким образом, одежда всегда отражала суть времени и образа жизни людей.

Так, что же такое стиль?

Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, утверждающий её

культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру.

А что же такое мода?

Мода – это то, что в определенное время пользуется наибольшей популярностью и

признанием большинства.

И, как сказала Коко Шанель, мода проходит, а стиль остается. Но слово стиль имеет

еще одно значение.

Стиль – это манера одеваться. Характер одежды зависит от ее стиля.

В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и

романтический.

Четвертая ученица: Классический стиль (деловому, элегантному) стилю относятся

вещи, которые мало подвержены капризам моды, которая вносит лишь небольшие

изменения в покрой, отделку одежды, чуть уже или шире плечо, лацкан, плотнее или

свободнее изделие по линии талии . К этому стилю можно отнести жакет, кардиган

(удлиненный жакет без воротника), жилет, блейзер (женский жакет, выполненный по

образцу мужского пиджака классического стиля), брюки со складкой спереди, платья

рубашечного покроя.

Пятая ученица: Одежда спортивного стиля удобна, комфортна, наиболее

распространена в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для

работы, так и для активного отдыха. К ней, относя куртки, комбинезоны, джинсовая

одежда .

Романтический стиль (или фантазийный) представляет одежда нарядная,

экстравагантная, подчеркивающая женственность и обаятельность . Этому стилю присущи

различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Здесь могут быть

использованы и элементы национального (фольклорного) костюма. Одежда тонко

дополняется бижутерией. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в

этом стиле шьются нарядные платья, блузки.

Учитель: Но существуют еще и такие стили в одежде, как авангард, фольклорный.

Авангард – нечто крайнее в моде. Авангардная одежда поражает своей необычностью как

максимальное выражение моды и опережение ее по времени. Модели часто создаются в

единственном экземпляре, они не подлежат длительному использованию.

Фольклорный (этнический, народный, национальный) стиль предполагает создание

образа, ассоциирующегося с народным костюмом, либо оформление одежды с

использованием элементов деталей народного костюма.

Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений,

но очень важно научится одеваться в соответствии с ее назначением.

Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе

выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в

джинсовую одежду. В тоже время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в

веселую атмосферу дискотеки, а повседневная одежда – в праздничную обстановку.

Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей,

интересы. Ведь говорят: « Встречают по одежки», а вдруг у вас не будет возможности

доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму».

3. Изучение стилей в современной одежде.

1) Практическая работа

Задание: по журналам мод определить стили в современной одежде.

2) Беседа с учащимися по вопросам:

– В одежду какого стиля вы сейчас одеты?

– Одежду какого стиля нельзя надевать на дискотеку?

IV.

Подведение итогов:

1. Слово учителя.

Быть красивой - врождённое стремление каждой девушки. Повышенный интерес к

своему внешнему облику в ранней юности естествен, а переживания по этому поводу

принимают достаточно острую форму. В определённой степени от этого зависят

самоощущёние, самоутверждение личности, многие аспекты становления характера.

А.П.Чехов говорил, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и - лицо, и одежда, и

душа, и мысли», он должен быть красив не только в чувствах и мыслях, но и внешне.

Известный журналист и целитель В.Травинка так пишет: «Гоняясь за самым модным и

сверх модным люди запамятовали для чего нужна одежда, каковы её функции, какова её

роль в улучшении нашего самочувствия. Сегодня мы предлагаем взглянуть на себя

повнимательнее, и не только в зеркало, где отражается внешний облик, а больше в глубину

себя, чтобы понять, насколько мы далеко ушли от полезного даже в таком вопросе как

одежда и обувь».

Надо не забывать ещё одно правило: Не может быть красиво то, что может

нанести ущерб твоему здоровью. Знаете ли вы, что тесные джинсы влияют на некоторые

формы бесплодия, потому что постоянно пережимаются сосуды, отчего нарушается

кровообращение, и т.д. Можно привести пример девушки, которая постоянно ходила в

узких туфлях на высоком каблуке и попала к врачу-ортопеду. Думаю, что вы не забудете

это правило.

Я надеюсь, что наша встреча убедила вас в том, что одежда – это очень интересная и

увлекательная тема для изучения. Одежда может быть одновременно простой и сложной,

примитивной и вычурной, удивительно прекрасной и строгой.

Словом, такой же, как наша жизнь. И от нас с вами во многом зависит, как будем жить и

выглядеть. И хотя мода действительно переменчива и капризна, истина же постоянна:

“Провожают по уму”.

2. Выставление оценок.

V.

Задание на дом: Каждая команда получает бумажную куклу. Задание:

нарисовать одежду определенного стиля (классического, спортивного,

романтического, авангардного или фольклорного).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!