Напоминание

Постановка рефлексии у студентов педагогического колледжа как механизм саморазвития личности


Автор: Федорова Маргарита Гаврильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Постановка рефлексии у студентов педагогического колледжа как механизм саморазвития личности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Постановка рефлексии у студентов педагогического колледжа как

механизм саморазвития личности

Федорова М.Г., преподаватель

ГБПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева»

Современная образовательная ситуация задает все более высокий уровень

профессиональной

компетентности

педагога

как

субъекта

педагогической

деятельности, как творческой личности, владеющей новейшими достижениями

наук о человеке и инновационными психолого-педагогическими технологиями,

обладающей

сформированной

профессионально-педагогической

культурой.

Одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры

является рефлексивная культура педагога.

Рефлексия - относительно новое в науке понятие, имеет довольно много

определений. Говоря о рефлексии как о профессионально значимом качестве

педагога,

следует

понимать

под

ней

способность

сознания

учителя

быть

сосредоточенным

не

на

предмете

собственной

деятельности,

а

на

самой

деятельности. Рефлексия

как

процесс — это

осмысление

собственной

деятельности;

это

обращение

назад,

внутрь деятельности

с

целью

ее

дальнейшего целенаправленного совершенствования. Именно в ходе рефлексии

могут открыться невидимые ранее причины и обстоятельства. Рефлексия —

глубоко

личностное

качество.

Ее

часто

рассматривают

как

способность

человека

выходить

за

пределы

собственного

«Я»,

осмысливать,

изучать,

анализировать что-либо посредством сравнения образа своего «Я» с какими-

либо событиями, личностями.

Педагогическая деятельность без рефлексии бесплодна, но и проста. Ведь

это очень просто — не задумываться о том, что делаешь. И все-таки именно

рефлексия

единственная

конструктивная

альтернатива

механизмам

компенсации

в

любой

проблемной

ситуации.

В

стабильном

мире

можно

обойтись без рефлексии, одной лишь адаптацией. В динамичном — нельзя.

Ученые говорят о «неврозе превышенных адаптационных возможностей», когда

человек, пытаясь приспособиться к меняющимся условиям среды, попросту не

поспевает за изменениями. Вот и еще один аргумент в пользу рефлексивного

пути развития учителя и против адаптивного пути. Развитие рефлексии —

основного

инструмента,

позволяющего

человеку

ориентироваться

в

динамичном мире, становится одной из важнейших целей образования.

Наш

педагогический колледж

за

последние

десять

лет

организации

и

проведения

экспериментальной

деятельности

призван

обе спечивать

открытость, свободу и вариативность образовательного процесса, диалоговое

взаимодействие преподавателей и студентов и готовить специалиста нового

типа, способного действовать в современных условиях общества.

Во время учебы

студент входит в новую социокультурную общность.

Введение студента в культуру самообразовывания себя – длительный процесс.

Но т.к. основные этапы социальной зрелости и активного процесса развития

самосознания

человека

связаны

именно

с

юношеским

возрастом,

возраст

студента

определен

как

сензитивный

период

для

саморазвития

личности

студента. Поэтому этот возраст имеет неоценимое значение в становлении

человека как личности. С этим же возрастом связывается и развитие такого

важнейшего

качества,

характеризующего

уровень

интеллектуальной,

личностной и социальной зрелости, как способность к рефлексии. Учитывая,

что

именно

с

этим

качеством

связаны

все

последующие

новообразования

личности и специфика всех ее проявлений в дальнейшей жизнедеятельности,

есть

основания

полагать,

что

именно

это

качество

рефлексивность

и

становится

ключевым

в

развитии

студента

как

творческой

личности

и

индивидуально сти.

Все

выше сказанное

увязывается

и

с

тем ой

экспериментальной работы нашего колледжа.

На

этапе

вхождения

в

новое

образовательное

пространство

студент

первокурсник

знакомится

с

рефлексией.

С

этого

момента

начинается

ее

усвоение студентами, далее идет этап освоения рефлексии с тем, чтобы со

временем она превратилась в стиль жизни человека.

Остановлюсь

на

результатах

отслеживания

постановки

рефлексии

у

студентов. Это - 2-3 курсы отделения «Преподавание в начальных классах», на

которых велось отслеживание. Анализ обработан начиная с адаптационного

периода 2014 г. и заканчивая преддипломной практикой 2017 г. с охватом 92

студента на материалах 4х-позиционной методики рефлексии.

В

результате

анализа

выявлены

4

вида

рефлексии

внешняя,

содержательная, личностная и эмоциональная.

Виды рефлексии

3 ПвНК-13 (22 чел.)

2 ПвНК-14 (50 чел.)

1 ПвНК-15 (20 чел.)

вход

про-

меж.

выход

вход

про-

меж.

выход

вход

про-

меж.

Внешняя

(описательная)

40,7%

32,3%

24,3%

24%

19%

14%

32,4%

30,6%

Внутренняя

(содержательная)

7,5%

12,2%

19,6%

12%

14%

21%

9,3%

13,5%

Личностная

10,2%

19,3%

26,5%

22%

24%

30%

13,1%

18,2%

Эмоциональная

41,6%

36,2%

29,6%

42%

37%

24%

45,2%

37,7%

Таблица 1

Если взять 1 срез – входной на адаптационной неделе, то преобладает

эмоциональная и внешняя (описательная) рефлексия; это касается все годы

поступления

студентов.

В

ходе

учебного

процесса

студенты

осваивают

рефлексию, которая в нашем случае выходит на содержательную и личностную

(диаграмма 1).

3

Диаграмма 1

Возьмем 3 курс ПвНК-14 (диаграмма 2).

Внешняя и эмоциональная рефлексия:

при входе составляют 40,7 %, и 41,6% соответственно;

промежуточный срез

на 2

курсе (по итогам двух педпрактик –

летней и пробных уроков) – 32,3 % и 36,2%;

на выходе (6 семестр – по итогам преддипломной практики) - 24,3 %

и 29,6% - наблюдается снижение внешней рефлексии.

Внутренняя и личностная рефлексия:

при входе -7,5 % и 10,2%,

на промежуточном срезе – 12,2 % и 19,3;

на выходе – 19,6 % и 26,5%, т.е. наблюдается возрастание.

4

Далее проследим, насколько идет возрастание постановки рефлексии. Тут

можно увидеть следующее:

Виды

рефлексии

3 ПвНК-13

2 ПвНК-14

1 ПвНК-15

вход

выход

вход

выход

вход

выход

Внешняя

40,7%

-16,4

24%

-10

32,4%

Содержательная

7,5%

+12,1

12%

+9

9,3%

Личностная

10,2%

+16,3

22%

+8

13,1%

Эмоциональная

41,6%

-12

42%

-18

45,2%

Таблица 2

2 ПвНК-15:

Внутренняя рефлексия – на промежуточном срезе показывает нарастание

на 2%, а на выходе – на 7%.

Личностная – на 2%, на выходе – на 4%.

1 ПвНК-16 (входная и промежуточная диагностика):

Внутренняя – на 4,2%;

Личностная – на 5,1%.

Таким образом, во внешней и эмоциональной рефлексии на всех курсах

происходит спад, а во внутренней и личностной – возрастание, что говорит о

5

принятии

студентами

установок

для

выхода

на

рефлексивный

режим

и

готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Постановку и развитие рефлексии также можно наглядно проследить на

таком графике:

График 1

Уместно отметить отношение студентов к постановке рефлексии, которое

выявлено при устной непосредственной беседе со отдельными студентами в

группах. Отношения, конечно, разные. Среди них есть те, которые говорят, что

не

понимают

что

такое

рефлексия

и

зачем

она

нужна

(«ведь

просто

и

анализировать»);

но

их

единицы.

Основной

контингент

проявляет

неопределенное отношение:

«не знаю; не понимаю; мне трудно; пытаюсь

рефлексировать; не получается; не умею» и т.д. Но, все таки, в каждой группе

есть студенты с позитивным отношением, которые не всегда, но исходя из

ситуации иногда «оказывается, рефлексируют», эти студенты говорят примерно

так: «был какой – то случай (ситуация, проблема); задумались, что это такое;

почему это произошло; нужно что – то предпринимать», т.е. позже понимают,

что это была рефлексия, и они отмечают возможности использования рефлексии

в различных жизненных ситуациях.

Этим можно подтвердить то, что как

6

механизм

решения

каких-либо

проблем,

как

способ

действия,

как

метод

социального обучения рефлексию можно использовать в повседневной жизни и

превратить ее в привычку. При этом рефлексия выступает также и как механизм

саморазвития

личности

-

личность

выступает

как

субъект

свободной

деятельности построения себя, своего способа жизни, способов деятельности.

рефлексивное отношение к себе, к своей деятельности позволяет ему осознать

свои цели и развивать свои творческие способности.

Каковы дальнейшие пути решения постановки рефлексии? Решение можно

увидеть в следующем:

- выход в рефлексивную позицию, прежде всего, каждого преподавателя,

т.е. каждый преподаватель должен быть компетентным в постановке рефлексии;

-

переход из традиционного в развивающее пространство, вступление в

диалоговое взаимодействие.

И напоследок хочется сказать - нелегко становиться человеком думающим,

созидающим, ответственным; на это уходит время. Но, поверьте, в этом сегодня

мы еще раз убедились, этот труд оправдает всю оставшуюся жизнь.

7



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!