Автор: Родюкова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 40" дошкольное отделение
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Наименование материала: Описание опыта работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности "
Раздел: дошкольное образование
Описание
опыта
работы
Родюковой
Натальи
Александровны
по
теме
:
«Развитие
творческих
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
продуктивной
деятельности
»
Содержание
1.
Паспорт проекта
3
2.
Пояснительная записка
5
3
Актуальность и построение проблемы
7
4
Цели и задачи проекта
10
5
Ожидаемый результат
11
6
Ресурсное обеспечение
11
7
Механизм реализации
11
8
Содержание проекта
12
9
Результаты работы
18
10
Заключение
25
11
Список использованной литературы
27
12
Приложение 1 «Технологические карты, схемы»
13
Приложение 2 «Мониторинг»
14
Приложение 3 «Творческие работы детей»
Паспорт проекта
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством продуктивной деятельности »
Наименование
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством продуктивной деятельности »
проекта
Руководитель
проекта
Родюкова Наталья Александровна
Организация
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
комбинированного вида № 9 «Малахитовая
шкатулка»
Целевые группы
Дети, родители, педагоги.
Срок
выполнения
проекта
2008 - 2010
Вид проекта
творческий
Цель проекта
Развитие творческого воображения, способностей детей
старшего дошкольного возраста посредством
продуктивной деятельности через использование
природно – бросового материала
Задачи
Гипотеза
Образовательные:
- учить формулировать замысел и удерживать его на всем
протяжении деятельности; оценивать свою работу, отмечая
при
этом
их
качество,
содержание,
эстетическую
привлекательность, соответствие действительности;
- формировать практические навыки работы с бумагой и
другими материалами, скоординированность руки и глаза;
овладевать
соответствующими
техническими
умениями:
точностью движений,
регуляцией их силы, амплитуды,
скорости,
ритмичности;
навыки
графического
и
пластического изображения предметов;
-совершенствовать чувство композиции, цветовосприятия
и
зрительно-
-
двигательную
координацию,
осваивать
средства выразительности: цвет, форму, композицию;
Развивающие:
- развивать творческий потенциал детей,
- творческие способности,
- развивать творческое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, интерес к творческой
деятельности, создание особой творческой атмосферы
- воспитывать наблюдательность, эстетическое восприятие,
эмоции, художественный вкус.
Творческие способности детей будут эффективно
развиваться при условии, если будет разработана система
работы с детьми по продуктивной (конструктивной)
деятельности с использованием разнообразного
художественного материала.
Предмет
Участники
проекта
Совокупность методов и приемов, средств для развития
творческих способностей детей дошкольного возраста.
* Дети.
* Педагоги.
* Руководитель ИЗО.
* Родители
Пояснительная записка
Формирование личности ребенка может быть эффективным лишь в
том
случае,
если
в
этом
процессе
будут актуализированы
творческие
возможности
ребенка
в
различных
видах
деятельности.
Важнейшей
предпосылкой
успешности
в
продуктивной
деятельности
выступает
скоординированность
руки
и
глаза,
овладение
соответствующими
техническими
умениями,
например,
точностью
движений,
регуляцией
их
силы,
амплитуды,
скорости,
ритмичности.
В
процессе
продуктивной
деятельности ребенок учится также формулировать замысел и удерживать его
на
всем
протяжении
деятельности.
Ребенок
начинает
осваивать
средства
выразительности,
например,
цвет,
форму,
композицию,
учится
оценивать
свою
работу,
отмечая
при
этом
их
качество,
содержание,
эстетическую
привлекательность,
соответствие
действительности.
У
него
формируются
образные
представления
о
предметах
и
их
свойствах,
умение
видеть
их
типичные и индивидуальные признаки, т.е. аппликация, конструирование
выступает
своеобразным
способом
познания
действительно сти.
Продуктивная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий
характер по мере овладения способами изображения. Ребенка необходимо
познакомить с самыми нетрадиционными в художественно – продуктивной
деятельности технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета
и
линии,
каждая
может
служить
как
способом
создания
отдельного
произведения, так и оригинальной частью шедевра. Пусть каждый выберет
технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания
при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует
предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А
чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно
больше
разных
способов
самовыражения.
Ведь
любая
нетрадиционная
технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и
т.п. Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно
раньше,
создавая
предпосылку
для
“самостоятельного
вхождения”
и
определяя
фазы
этого
пути:
от
простого
к
сложному,
от
конкретного
к
общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техническими
умениями
и
нетрадиционными
способами
конструктивной
деятельности,
будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших
его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания
выразительных образов.
В
работе
используются
элементы технологии
Т.С.
Камаровой,
З.А.
Боготеевой,
Г.Г.
Григорьевой,
М.А.
Гусаковой,
В.М.
Кошелевой,
Т.Г
Казаковой
направленные
на
развитие
познавательной
активности,
самостоятельности
инициативы
дошкольников,
а
также
формирование
художественного
вкуса,
интереса
к
творческой
деятельности,
навыков
графического и пластического изображения предметов.
Новизна проекта – введение в совместную
продуктивную деятельность
детей дошкольного возраста использование природно–бросового материала,
который не рекомендован основной общеобразовательной программой
Т.Н. Дороновой
«Радуга», поэтому этот дополнительный раздел
вносит
существенный вклад в систему знаний ребенка о разнообразном природном,
бросовом материале, в умении передавать свое эмоциональное состояние в
творческой деятельности; овладение детьми моральных понятий.
Динамика
занятий
планируется
педагогом
от
прямого
обучения
детей
к
выбору,
к
внесению
ребенком
дополнений,
обогащающих
содержание
работы.
Для
обогащения
содержания
работы
детям
предоставляются
различные
средства:
коробочки,
баночки,
пластмассовые
бутылочки,
проволока,
пробки,
кусочки
ткани,
поролон,
шишки,
камешки,
ракушки,
семена, цветная бумага, клей, картон, пластилин, глина, песок и т.д.
Развитие творческих умений через продуктивный вид деятельности
осуществляется
педагогом
в
кружковой
работе
«Волшебный
сундучок».
Кружковая деятельность построена в форме индивидуальных и коллективных
работ. Используя на занятиях разнообразный материал, дети проявляют свои
технические
навыки
и
умения.
Выполнение
совместных
работ
с
использованием природно – бросового материала помогают воспитывать в
детях умение работать сообща, выслушивать мнения других, находить пути
воплощения замысла.
Межпрофессиональное
общение
воспитатель
осуществляет
с
воспитателем
по
изобразительной
деятельности,
музыкальными
руководителями, коллегами – воспитателями.
Углубленная
работа,
проводимая
воспитателем,
способствует
появлению
у
детей
устойчивого
интереса
к
изобразительному
искусству,
конструированию, ручному труду. Дети более глубоко чувствуют красоту
окружающей нас природы, предметного мира. У них появляется желание
отображать
свои
впечатления
в
работах.
Словарь
детей
обогащается
специальными
словами,
такими
как
«искусство»,
«фон»,
«композиция»,
«бросовый
материал»
и
другие.
Дети
способны
обсуждать
технику
выполнения работы. Таким образом заложить высокой базисный потенциал
ребенка – дошкольника.
Актуальность и постановка проблемы.
Один из важнейших компонентов формирования нового человека -
развитие воображения, творчества детей. И особое значение в этом плане
имеют различные виды художественной деятельности, которым овладевают
дети под руководством педагогов в ДОУ.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших
и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных
специальностей. Изучение этой проблемы
насущно в связи
с тем, что
главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к
творческому созиданию.
Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с
детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует,
как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий
(Л.С. Выготский, Н. А. Ветлугина). Кроме того, некоторые исследователи
указывают на необходимость органической связи обучения и творчества.
Творческая
деятельность
- одна из
содержательных
форм
психической
активности
человека,
в нашем случае детей старшего
дошкольного возраста. Творческий процесс – особая
форма
перехода от
известного к неизвестному, новому. Деятельность детей, ведомая взрослым,
должна быть направлена на решение необычных задач. Чем разнообразнее,
вариативнее
будут
действия
старших
дошкольников,
тем
гибче,
самостоятельнее их деятельность.
Творчество и творческое мышление тесно взаимосвязаны. Творчество
- это
активная целенаправленная
деятельность, в результате
которой
возникает что – то новое, оригинальное.
Исследователи
(Л.С.
Выготский,
О.М.
Дьяченко)
подчеркивают:
мышление и воображение
- равно необходимые
компоненты творчества.
Поэтому
продуктивное
обучение
творчеству
возможно
только
при
одновременной активизации этих процессов. Творческая фантазия не может
быть продуктивной без определенного запаса информации, без её анализа
и синтеза. Так, О. М. Дьяченко отмечает «развитие творчества зависит и от
овладения
средствами
воображения,
которые
приводят
к
возрастанию
оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».
Наиболее эффективное
средство
для развития
творчества детей
-
продуктивная деятельность в детском саду.
В
процессе
продуктивной
деятельности
ребенок
испытывает
разнообразные чувства, приобретает
различные знания;
уточняются и
углубляются его представления об окружающем мире. Занятие продуктивной
деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка, развитию
его
творчества.
Таким
образом,
проблема
развития
творчества
в
продуктивной деятельности детей является в настоящее время актуальной и
до конца не решенной. Её решение имеет не только научное, но и серьезное
практическое значение, так как
поможет найти
целесообразные
формы
сочетания художественных и образных средств в руководстве развитием
творчества
дошкольников. Этим определяется
актуальность
данной
работы. Актуальность проблемы сделала необходимым поиск вида
детской художественной
деятельности,
оптимальной
с точки зрения
формирования
творчества.
Таким
видом
деятельности,
чрезвычайно
благоприятным
для
развития
творчества,
является
продуктивная
деятельность детей дошкольного возраста.
Так,
З.
А.
Богатеева
рассматривает
продуктивную
деятельность
(аппликацию), как вид декоративно – прикладного искусства, как средство
эстетического
развития
дошкольников, средство развития школьников,
средство развития творчества детей
(4,с.8
). В связи с кардинальными
изменениями, происходящими в настоящее время в системе дошкольного
образования выдвигает новые требования, среди которых главным является
развитие
творческих
способностей.
Происходит
переориентировка
направленности образования от узко прагматических задач формирования
знаний, умений, навыков к развитию творческих способностей, разработке
путей такого развития на всех возрастных этапах. В этом плане особую
актуальность представляет проблема развития творческих способностей в
период дошкольного детства, которым является, как пишет психолог Л.Ф.
Обухова, периодом усиленного развития ребенка. Она также отмечает, что это
период
парадоксов
и
противоречий,
без
которых
невозможен
процесс
развития
творчества
ребенка.
Также
одними
из
причин
является
и
увеличение обязательных тем по изобразительной деятельности (рисование)
уменьшилось количество занятий аппликацией, конструированием, к тому
же не своевременное включение в создание работы обучение вырезыванию
ножницами (вводится на пятом году жизни), приводит к тому, что
дети
шестого года жизни практически не умеют пользоваться достаточно
свободно ножницами. Отсутствие технических умений снижает возможность
творческой деятельности, уменьшает интерес детей к этому виду занятий.
В
основной
общеобразовательной
программе
Т.Н.
Дороновой
«Радуга»
отсутствует
в
специально
–
организованной
деятельности
отсутствуют
занятия
по
аппликации,
конструированию,
лепке.
Данная
продуктивная
деятельность осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, а
далее
переходит
в
самостоятельную
деятельность
детей.
Возникает
проблема:
каковы условия успешного использования продуктивных видов
деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Развитие
творческого
воображения,
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
продуктивной
деятельности
через
использование природно – бросового материала
Задачи:
Образовательные:
-
учить
обосновывать замысел и удерживать его на всем протяжении
деятельности;
оценивать
свою
работу,
отмечая
при
этом
их
качество,
содержание,
эстетиче скую
привлекательно сть,
с о о т в е т с т в и е
действительности;
-
формировать
практические
навыки
работы
с
бумагой
и
другими
материалами,
скоординированность
руки
и
глаза;
овладевать
соответствующими
техническими
умениями:
точностью
движений,
регуляцией
их
силы,
амплитуды,
скорости,
ритмичности;
навыки
графического и пластического изображения предметов;
-совершенствовать чувство композиции, цветовосприятия и зрительно- -
двигательную
координацию,
осваивать
средства
выразительности:
цвет,
форму, композицию;
Развивающие:
- развивать творческий потенциал детей,
- творческие способности,
- развивать творческое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, интерес к творческой деятельности,
создание особой творческой атмосферы
-
воспитывать
наблюдательность,
эстетическое
восприятие,
эмоции,
художественный вкус.
Ожидаемый результат:
-
Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость
творчества.
-
Умения детей использовать в работе разнообразные
нетрадиционные
способы изготовления продукта деятельности.
-
Развитие
у
детей
мелкой
моторики
рук,
творческого
воображения,
композиционных
умений
цветовосприятия
и
зрительно-двигательной
координации.
-
Сформированность практических навыков работы с бумагой и другими
материалами.
Ресурсное обеспечение проекта:
1.Уголок изодеятельности в группе.
2. Достаточное количество бросового, природного материала.
3. Клей, кисточки, ножницы, стеки, жгут, проволока.
4. Схемы, Образцы - технологии изготовления поделки
Механизм реализации проекта:
1 этап вводный – 2008 – 2009 учебный год
2 этап заключительный 2009- 2010 учебный год
Система работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в процессе продуктивной деятельности
Содержание проекта
Модель реализации проекта
Схема 1
Содержание работы с детьми
Сентябрь.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Лепка декоративная,
Аппликация из
Объемная
Коллаж с
использованием
Содержание деятельности
Дети
Родители
Педагоги
Игры-занятия в
кружке
Волшебный
сундучок”.
Диагностика с
целью
отслеживания
результатов
практических
навыков работы с
бумагой и
другими
материалами
Посещение
детьми
познавательных
занятий и
выставок по
прикладному
искусству
Участие в
городских
выставках
детского
творчества.
Творческие
отчеты -
организация
выставки работ
кружка
“Волшебный
сундучок”.
Помощь в
оборудовании и
оснащении
материалом
изобразительно
го уголка в
группе
Анкетирование
родителей
Совместная
работа детей и
родителей по
намеченной
тематике ДОУ
Участие в
Неделе Семьи
“Город мастеров
Педагогическая
мастерская
(обмен
творческими
находками)
Организация
предметно-
развивающей
среды,
связанной с
художественно-
эстетическим
развитием детей
Оформление
библиотечки
юного творца
Картотека схем,
таблиц,
технологически
х карт по
изготовлению
поделок
рельефная. «Листья
танцуют и
превращаются в
деревья»
Вызвать у детей
желание делать
лепные картины.
Познакомить с
техникой рельефной
лепки. Предложить
на выбор приемы
декоративного
лепного образа
рельефные налепы,
прорезание стекой.
Развивать чувство
формы и
композиции. Ст 46. 1
осенних листьев.
«Осенние
картины».
Учить детей
создавать
сюжетные
композиции из
природного
материала –
засушенных
листьев лепестков,
семян; развивать
чувство цвета и
композиции.
Воспитывать
интерес и
бережное
отношение к
природе, вызвать
желание сохранять
ее красоту в
аранжировках и
флористических
композициях.
Ст.56. 1
аппликация.
«Золотые
подсолнухи»
Учить детей
создавать красивый
образ подсолнуха из
разных материалов.
Продолжать
формировать
аппликативные
умения . Развивать
творческое
воображение.
Воспитывать
художественный
вкус.
бросового материала
«Лес, точно терем
расписной»
Учить детей
создавать образы
разных деревьев,
кустов и составлять
коллективную
композицию ,
подбирая красивые
цветосочетания.
Побуждать к поиску
оригинальных
способов создания
кроны деревьев
используя бросовый
материал.
Формировать
композиционные
умения (размещать
вырезанные
элементы, ярусами
начиная с заднего
плана).ст 50. 2
Октябрь.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Поделки.
«Осенний карнавал»
изготовление
сказочных героев,
животных из
всевозможных даров
природы. Учить
украшать, дополнять
поделки природным
и бросовым
материалом.
Развивать
воображение.
Воспитывать
инициативность.
Лепка из бумажной
массы.
«Кто в лесу живет»
Познакомить детей с
новой техникой
создания объемных
образов – папье –
маше. Учить лепить
животных передавая
характерные
особенности
строения и окраски.
Показать
возможность
сочетания разных
материалов для
создания мелких
деталей ст 128.1
«Мишка косолапый»
Учить изображать
фигуру медведя
способом
пластилинографии,
передавая строение
тела животного,
пропорции и
характерные детали.
Научить
использовать стеку
для придания
шерсти необходимой
структуры
(мохнатость).
Закреплять умение
аккуратного
соединения частей в
единое целое путем
примазывания. Для
оформления
Изготовление
животных из
коробок разной
величины и
фактуры.
«Живые коробочки»
Закрепить умение
обклеивать коробку
бумагой или тканью,
вырезать детали и
элементы из цветной
бумаги или
бросового
материала,
оформлять поделку.
Воспитывать
уважение к
результатам труда.
композиции учить
использовать
природный
материал. с58.6
Ноябрь.
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Лепка декоративная по
мотивам народной
пластики «Нарядный
индюк»
Продолжать
знакомство детей с
дымковской игрушкой
как видом НДПИ,
учить лепить индюка
из конусов и дисков,
создать условия для
творчества по мотивам
Дымковской игрушки;
воспитывать интерес к
народной культуре
Объемная игрушка.
«Живые яблочки на
ветке»
Закрепление детей о
зимующих птицах.
Научить приему
изготовления
«пушистого
шарика» из
гофрированной
бумаги. Научить
изображать
снегирей,
передавать
особенности
внешнего вида.
Развивать
композиционные
навыки, творчество.
Воспитывать
инициативность.
Объемная
аппликация.
Совушка – сова
– большая
голова»
Расширять
представление
детей о лесной
птице –сове.
Учить создавать
композицию из
отдельных
деталей,
используя
имеющиеся
умения и навыки
работы с
пластилином .
Развивать
творческое
воображение.
«Петя – Петушок,
золотой гребешок»
Учить создавать
выразительный образ
петушка из пластилина и
разных материалов.
Показать варианты
сочетания
художественных
материалов.
Развивать способности к
формообразованию
композиции. Вызвать
интерес к
экспериментированию в
художественном
творчестве.
Декабрь.
1 занятие.
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Изготовление
елочных игрушек по
готовым выкройкам,
выпускаемым
промышленностью.
Учить работать с
выкройкой.
М о д е л и р о в а н и е
и з
к о н у с о в .
«Снегурочка» Учить вырезать
шубку для
Снегурочки разной формы из
снежинок.
Придумывать
элементы
украшения
по
собственному
замыслу
из
различных материалов.
Аппликация.
« В е т о ч к а
е л и »
Выполнение
аппликации путём
приёма
«вырезания
из
книжки».
Подбирать
цветовую
гамму,
соблюдать гармонию
цвета.
Украшение
веточки
ели
«новогодними
игрушками»,
мишурой.
Январь
1 занятие
2 занятие.
3 занятие
4 занятие
Моделирование из
Объемная
Моделирование
«Модницы» Учить
конусов и
цилиндров.
«Маленькие
человечки»
Закрепить умение
вырезать детали и
приклеивать их к
сдаланному конусу
или цилиндру,
предовать поделке
определенный образ,
украшая ее разными
мелкими деталями.
аппликация.
«Наши любимые
игрушки»
Учить детей в
работе в новой
технике создание
изображения с
помощью
скрученных полос
бумаги. Продолжать
учить сочетать
различные приемы
выполнения
аппликации для
создания красивой,
гармоничной
композиции,
применяя ранее
полученные знания,
использовать
бросовый и
природный материал
для придания
объекту
завершенности.
Развивать
творческие
способности.
объемных поделок
из яичной скорлупы
«Нарядные игрушки
– мобили»
Учить детей
создавать объемные
игрушки из яичной
скорлупы (птицы,
гномики, цыплята и
т.д) произвольно
сочетая природные и
бытовые материалы.
Продолжать учить
рисовать на
объемной
форме.ст171.2
создавать кукол из
пластиковых
бутылок, оформляя
наряд, волосы
подручным
материалом.
Февраль
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Аппликация
сюжетная. «Мой
дом»
Учить детей
вырезать дома из
бумаги сложенной
гармошкой или
дважды пополам.
Совершенствовать
технику вырезания
ножницами на глаз
по прямой (стены
домов), по косой
(крыши) и по сгибам
(окошки). Развивать
композиционные
умения – при
Лепка из соленого
теста
«Машины на улицах
города»
Учить детей
создавать различный
транспорт
«Наш город»
Изготовление
макета из бросового
материала.
Учить детей делать
объемные макеты
домов, машин
находить
интересные,
необычные
конструктивные
решения, видеть
новое,
нетрадиционное
предназначение
привычных вещей.
Учить мыслить
самостоятельно.
Развивать
Объемная поделка.
«Это я и мой друг»
создании панорамы
города ритмично
располагатьдома
рядами, начиная
сверху и частично
перекрывая
изображения.
творческое
воображение детей
Март.
1 занятие.
2 занятие.
3 занятие
4 занятие
Занятие
«Цветные зонтики»
Задачи:
учить
д е т е й
с о з д а в а т ь
аппликативные
к о м п о з и ц и и
н а
основе
пейзажных
рисунков,
закрепить
умение
закруглять
у г о л к и
д л я
получения
купола
зонтика,
показать
варианты
оформления
края,
п о з н а к о м и т ь
с
н о в ы м
п р и е м о м
оформления
а п п л и к а ц и и
–
раздвижение.
Объемная
аппликация из
бумаги и бросового
материала. «Моя
мама лучше всех».
Учить составлять
портрет из
отдельных частей
(овал – лицо,
полоски или комки
мятой бумаги, –
прическа)
познакомить с
новым способом
вырезания овала из
бумаги, сложенной
вдвое (по
самостоятельно
нарисованному
контуру.) Развивать
цветовое восприятие
(подбирать цвет
бумаги в
соответствии с
цветом волос и глаз)
«Украшение для
мамы»
Изготовление
«ювелирных
изделий» из
природного
материала для
украшения портрета.
«Рамка»
Учить создавать
рамки для
фотографий из
бросового материала
и оформлять их
используя
природный и
бытовой материал.
Апрель.
1 занятие.
2 занятие
3 занятие
4 неделя
Беседа о
Солнечной
системе, о
Вселенной, о
звездах. Чтение
стихотворений и
рассказов о
космосе .
Рассматривание
иллюстрированны
х изданий по
Аппликация из
цветной бумаги,
ткани и фольги.
«Звезды и кометы»
Учить детей
вырезать
пятилучевые
звезды: складывать
квадратный лист по
схеме и делать
срезы (более тупые
Лепка рельефная из
соленого теста.
«В далеком космосе»
Продолжать освоение
техники рельефной
лепки: предложить
детям создать
рельефную картину,
включающую разные
космические объекты
(солнце, планеты,
звезды, кометы)
Изготовление
объемных игрушек.
«Наш космический
корабль»
Учить детей делать
объемные игрушки,
находить интересные,
необычные
конструктивные
решения, видеть
новое,
астрономии для
детей. Экскурсия в
планетарий.
или острые.)
Вызвать интерес к
созданию образа
кометы состоящей
из «головы» -
звезды, и «хвоста» ,
составленного из
полос рваной,
мятой бумаги,
скрученной фольги
или ткани.
Развивать
внимание, чувство
формы.
Инициировать
самостоятельный
поиск средств и
приемов изображения.
Ст 182. 2
нетрадиционное
предназначение
привычных вещей.
Учить мыслить
самостоятельно.
Развивать творческое
воображение детей ст
36.3
Май.
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
«Ландыш серебристый»
Совершенствовать
навыки детей в технике
бумагопластики.
Учить
и с п о л ь з о в ат ь
возможности
бросового
и
м а т е р и а л а
д л я
п р и д а н и я
о б ъ е к т у
з а в е р ш е н н о с т и
и
выразительности.
Настенная открытка
«Весенний букет»
Учить
выполнять
цветы
на
о снове
представлений
о
в н е ш н е м
в и д е
растений
(венчик,
стебель,
ли с т ья ).
Закрепить
умение
скручивать
полоски
бумаги, придавая им
овальную
форму.
Составлять
к о м п о з и ц и ю
в
рамке.
Разв иват ь
мелкую
моторику
рук.
Воспитывать
бережное
о т н о ш е н и е
к
природе. ст 6.5
Оригами.
«Нарядные
бабочки»
Закрепить умения
детей
создавать
аппликативные
композиции
на
основе пейзажных
рисунков.
Научить
изготавливать
бабочек,
используя
прием
оригами. Показать
варианты
оформления
крыльев
бабочек,
используя прием –
раздвижение.
Создавать
к о м б и н а ц и и
и з
природного
м а т е р и а л а
п о
собственному
з а м ы с л у
д е т е й .
Использовать
разнообразные
м а т е р и а л ы
д л я
творческого
воплощения идеи.
Результативность работы с детьми.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа,
каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства
со стороны взрослого.
Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
На данном этапе я предлагаю детям определенную тему, но тема может
быть
определена
и
самим
ребенком.
При
этом
стараюсь
выбирать
темы
непосредственно связанные с жизнью, для того, чтобы ребенок мог отчетливо
представлять, что он будет изображать. Для осуществления замысла у него
должны сложиться разнообразные впечатления о мире.
Представления
о
предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. В развитии
творчества
ребенка
важным
условием
является
развитие
восприятия,
формирование
разнообразного
сенсорного
опыта.
Такие
знания
и
представления
об
окружающем
мире
я
формирую
целенаправленно,
организуя
специальные
наблюдения,
рассматривая
предметы
во
время
проведения дидактических и других игр, направляя восприятие ребенка на те
или
иные
свойства
и
качества
объектов
(явлений).
Процесс
восприятия
должен
включать
анализ
–
выделение
свойств
предметов;
их
форму,
величину,
строение,
качества
объектов,
поэтому
я
учу
детей
сравнивать
предметы, обращаю их
внимание на сходство и различие предметов, учу
употреблять одни предметы другим по сходству; объединять их, например,
по признаку формы (мячик, колечко, середина цветка – круглые).
Особое
внимание
обращаю
на
контурную
линию
предметов.
Детям
предлагаю
проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении
легче
вырезывать.
Сенсорному
анализу
помогает
образное
словесное
пояснение
например,
при
анализе
контура
петуха
следует
начинать
со
спинки; спинка у петуха дугой, шея высокая, овальное туловище, округлый
высокий
хвост.
При
вырезывания
дети
шепотом
(
или
про
себя)
проговаривают последовательность действий.
Обращая
внимание
детей
на
изобразительные
и
выразительные
характеристики предметов, побуждаю их одновременно думать о способах
вырезывания, об этапах работы в целом. Стараюсь больше активизировать
детей, развивать из самостоятельность.
Таким образом, на этом этапе творчество проявляется в умении
ребенка
самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей
работы, выбирая доступные средства передачи изображения.
Второй этап – процесс создания детьми поделки.
На
этом
этапе
я
обучаю
детей
способам
изображения,
выразительным
средствам, которые специфичны для аппликации, конструирования.
К использованию образцов в старшем дошкольном возрасте стараюсь
прибегать лишь в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный
результат новой, сложной работы.
Демонстрировать приемы вырезания, соединения,
на каждом
занятии не
следует, я стараюсь чаще опираться на опыт самих детей, использую схемы,
технологические карты (приложение 1). Лишь в тех случаях, когда вводится
новый прием вырезания, соединения частей, деталей показываю этапы и
способы работы. Например, при обучении вырезанию одинаковых предметов
из бумаги, сложенной гармошкой, показываю, как нужно сложить бумагу,
как
вырезать
какую
-
либо
знакомую
форму,
и
после
этого
получается
несколько
одинаковых
фигур.Труднее
всего
дети
усваивают
вырезание
симметричных форм, так как им сложно представить конечный результат. В
таком случае использование показа приемов работы, бесспорно. Обучая детей
этому приему, использую тренировочные действия, а в некоторых случаях
«прорисовку» пальцем линии контура на листе бумаги, сложенном пополам.
Постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети
переходят к
сознательному
использованию
этого
приема.
Во
время
обследования
предмета симметричной формы акцентирую внимание детей на обведении
половины его контура, закрывая другую половину листом бумаги. К показу
приемов
работы
необходимо
обращаться
не
только
с
введением
нового
приема работы с ножницами, но и с ведением нового способа изображения.
Детям старшего дошкольного возраста, необходимо должен чаще задавать
вопросы не только, как вырезать предмет той или иной формы, соединить
детали
из
разнообразного
материала,
но
и
получить
выразительную
поделку: найти удачную композицию, передать несложное движение путем
изменения положения отдельных частей, подобрать подходящий материал.
Нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, форму,
бросовый и природный материал, а для этого не ограничивать их в выборе и
подготовке материалов.
Одной
из
частых
ошибок
является
недооценка
возможностей
детей
и
стремление
воспитателя
все
сделать
самостоятельно:
приготовить
все
и
разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что – то не так. А ведь,
включаясь в посильную подготовку, дети уже мысленно входят в творческую
работу.
Развитию
творческих
способностей,
активности,
воображения
способствуют
разнообразие
предоставляемых
материалов,
отход
от
традиционного
и
привычного,
поиск
новых
решений.
Например,
для
аппликации мы с детьми используем не только готовую цветную бумагу.
Очень
интересные
работы
получаются
из
бумаги,
которую
дети
сами
раскрашивают
раскрашивают
восковыми
мелками
при
положении
мелка
плашмя по отношению к листу. Детям нравятся создавать композиции из
нарисованных и вырезанных ими изображений. Необходимо разнообразить
занятия: создавать изображения методом вырезания и наклеивания, способам
обрывания, склеивания, соединения и т.д. (Особенно выразительно можно
передать облака, снег на земле, одуванчики (и многое другое).
Поделка
может быть плоскостной и объемной (в этом случае вырезанные изделия или
его
части
наклеиваются
на
картину
не
полностью),
тогда
изображение
получается более выразительным живым, особенно интересны созданные
композиции с цветами, бабочками, стрекозами. Используя аппликацию дети
создают настольно печатные игры. В качестве материалов предлагаю детям
использовать обвертки от конфет, обои, плакаты, цветные страницы журналов
и даже газет. Целесообразно развивать взаимопомощь детей на занятиях.
Стараюсь рассаживать детей с учетом их навыков, чтобы ребенок, хорошо
владеющий навыками вырезания, помог рядом сидящему советом и показом
(в таких случаях необходимо давать бумагу для тренировочных действий). В
индивидуальной работе
вместо
прямых указаний
использую советы,
высказываю
пожелания,
задаю
косвенные
вопросы,
стимулирующие
самостоятельность ребенка.
Третий
этап
–
анализ
результатов – связан с двумя
предыдущими,
является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ
созданных детьми работ должны
осуществляться при их максимальной
активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности. По
окончании
занятия
все
поделки,
выставляются
на
специальном
стенде.
Каждый
ребенок
сможет
посмотреть
работы
товарищей,
понять
разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить.
Дети
выбирают изображения, которые им больше всего понравились, и
объясняют свой выбор.
Просмотр и разбор нужно организовывать, не
допуская
шаблона,
иначе
это
будет
скучно
и
не
вызовет
интереса,
положительного
эмоционального
отклика.
Развернутый
анализ
не
обязателен
на
каждом
занятии.
Все
определяется
особенностями
и
назначением
создаваемых
поделок
–
так,
при
изготовлении
елочных
украшений,
в конце занятия мы их
повесили на елку, любовались ими,
радовались, что новогоднее дерево стало
таким нарядным. Если ребята
создавали коллективную композицию, то я обращала внимание
на то, что
можно сделать, чтобы она стала еще интереснее. При просмотре и анализе
детских работ необходимо отметить каждого ребенка. Важно помнить какие
усилия вложил в работу тот или иной ребенок, даже незначительные находки
и
композиционные
решения
это
уже
проявление
задатков
творческих
способностей. Часто благодаря успехам в творческой деятельности ребенок
начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремится к
содержательному общению.
Детские
поделки
мы
использовали
в
оформлении
детского
сада,
в
изготовлении
различных
поделок
для
игр
и
развлечений.
В
заготовке
элементов для занятий.
Совершенствование работы по развитию художественного творчества
старшего
дошкольного
возраста
предполагает
поиск
новых
путей
во
взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышение педагогической
культуры
родителей. Любая педагогическая деятельность будет успешна
только в том случае, если родители являются активными
участниками и
помощниками. Поэтому в своей работе, прежде всего, направляю внимание
на
необходимости
повышения
их
роли
в
развитии
художественного
творчества
детей
в
период
дошкольного
возраста.
Иногда
родители,
восхищаясь
продуктами
детской
деятельности,
считают,
что
главное
–
оберегать «внутренний мир» ребенка и давать ему возможность без всякого
вмешательства со стороны взрослого со стороны взрослых выражать свои
мысли и
чувства. Такое отношение
к детскому творчеству ошибочно.
Необходимо правильное педагогическое руководство этой деятельностью с
учетом тех желаний и замыслов, которые возникают у ребенка. Взрослым не
стоит
навязывать
свое
видение,
свои
вкусы.
Совместное
изготовление
поделок, украшений к семейным праздникам развивают у детей устойчивый
интерес
к
изобразительной
деятельности,
формирует
их
склонности
и
способности.
Чтобы
выявить
успешность
работы
по
данной
теме,
мной
было
проведено
обследование
детей
(приложение
2
)
по
следующим
направлениям
:
- Навыки графического изображения;
- Навыки пластического изображения;
- умение детей создавать композиции;
- навыки обработки материала;
- владение детей техникой работы с бумагой;
- техникой работы с природным материалом;
Результаты следующие:
Старшая группа 2008-2009 уч.год
Начало года Конец года
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод,
что
у
дошкольников
на
25%
повысились
навыки
графического
и
пластического
изображения
предметов.
У
детей
сформированы
умения
дифференцировать, называть и изображать геометрические фигуры разной
конфигурации.
В
процессе
вырезания
дети
достаточно
точно
передают
особенности
этих
фигур,
используют
их
при
изображении
очертаний
знакомых
предметов.
При
вырезании
предметов
сложной
формы,
самостоятельно расчленяют предмет на составные детали, определяют их
форму, соотношение по величине.
Поэтапная система работы способствовала развитию композиционных
умений
и
навыков:
дети
умеют
устанавливать
соотношение
частей
по
величине
и
объединять
части
в
целое,
выделяют
строение,
положение
предмета в пространстве, ориентируются на листе бумаги. Каждый ребенок
практически освоил понятие о ритме, симметрии, гармонии, их композиции
ст али
но сить
многоплановый
характер.
Это
с п о с о б с т в о в а л о
совершенствованию глазомерной функции, умению оценивать и исправлять
путем анализа допущенные ошибки, (до закрепления фигур на плоскости);
свободному
владению
пространственным
ориентиром.
Дети
овладели
правильными
словесными
обозначениями
направлений
(слева,
справа,
в
середине, по углам и т.д), что является необходимым условием подготовки к
школьному обучению.
Систематическое, целенаправленное проведение занятий, организация
самостоятельной художественной деятельности способствовало тому, что у
дошкольников на 45% повысились умения детей, связанные с обработкой
материала
(складывание,
вырезание,
наклеивание,
присоединение,
соединение,
оформление),
применением
инструментов
(ножницы,
клей,
кисточка, стеки, проволока,
и т.д). Дети научились работать аккуратно,
планомерно, стали стремиться к достижению положительного результата,
преодолению
трудностей
прилагая
к
этому
волевые
усилия.
У
них
сформирована
культура
труда
(заранее
готовят
необходимые
материалы,
приводят
рабочее
место
в
порядок,
планируют
последовательность
выполнения
заданий,
после
занятия
самостоятельно
убирают
материал
и
инструменты).
Координация
движения
рук
стала
более
развитой,
сформировались такие качества, как точность, быстрота, плавность. Дети
используют
разносторонние
полученные
умения
в
других
видах
изодеятельности (рисовании, лепке, конструировании).
Дети освоили и познакомились с различными видами аппликаций:
сюжетной, предметной, объемной, овладели умением создавать аппликации,
используя
приемы
симметричного
вырезания,
особенно
понравился
им
способ «обрывания», овладели техникой работы с природным материалом,
полученные знания и навыки дети стали использовать в самостоятельной
деятельности.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
занимаясь
продуктивными
видами деятельности, дети совершенствуют уровень сенсорной культуры,
способность к зрительному анализу, уровень формирования изобразительных
способностей, художественный вкус и уровень развития изобразительного
творчества.
Уровень удовлетворенности родительской общественности составил
100%
Заключение
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу,
можно
сделать
вывод,
что источником детского
творчества
являются как
внутренние самозарождающиеся силы ребенка, так и
окружающая жизнь
искусство.
Художественное
творчество
является,
во-
первых, результатом
развития
в
ходе целенаправленной
воспитательно-
образовательной
работы
и,
во-вторых,
проявляет ся
в
п р о ц е с с е соответствующей
художественной деятельности, в данном случае в аппликации.
Для
полноценного
эстетического
развития
и
формирования
художественно-творческих
способностей
у
детей
необходимы
следующие
условия:
1.
Если
у
детей
будут
сформированы
умения:
видоизменять,
преобразовывать, комбинировать имеющиеся у них представления
и создавать на этой основе относительно новые образы;
- использовать соответствующие выразительно-изобразительные
средства для воплощения замысла.
2. Социальная значимость деятельности и ее продукта т.е. продукт
деятельности ребенка должен быть востребован. Рекомендуется широко
использовать
детские
рисунки,
аппликации,
поделки
в
украшении
помещения
детского
сада,
создание
элементов
декорации
и
деталей
костюмов
для
игр-
драматизаций,
инсценировок;
систематически
организовывать выставки детских работ;
3. Необходимо включать в педагогический процесс разнообразные
игры,
игровые
приемы
и
ситуации.
Такие
методы
максимально
способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации
обучения,
овладения
деятельностью
и
развитию
творческих
способностей у детей. Во всем должна присутствовать вариативность.
Необходимо
разнообразить
формы,
средства
и
методы
обучения,
материалы для работы, предоставляемые детям.
4.
Воспитатель
должен
демонстрировать
доверие
к
ребенку,
исключить
излишнюю
опеку.
Все
это
будет
способствовать
максимальной активизации личного опыта, навыков и умений детей.
5. Необходимо использовать региональный подход к отбору содержанию
изобразительной, музыкальной, художественно- речевой, игровой и других
форм
художественной
деятельности.
Предпочтение
нужно
отдавать
ближайшему
окружению
ребенка,
как
природному,
так
и
созданному
человеком;
учитывать
местные
традиции,
характерного
для
региона
народного искусства.
6.Вовлекать
детей в
процесс
изготовления
поделок
не
только
на
занятиях, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми создавать
для этого все условия. В детском саду необходимо создавать художественную
эстетическую среду.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод, ч т о продуктивная
деятельность представляет собой
вполне
доступную и привлекательную
для дошкольников художественную деятельность. Приобщение детей к этому
виду деятельности развивает у них систему сложных умений графического и
пластического
изображения
предметов,
в
силуэтной
форме,
образно,
творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с
окружающим м и р о м , во
время
чтения
художественной
литературы,
рассматривания иллюстраций картин, скульптур, произведений народного
декоративно-прикладного искусства.
Список использованной литературы
1.
Воробьева
Д.И.
Гармония:
Интегрированная
программа
интеллектуально-художественного,
творческого
развития
личности
дошкольников.- СПб., 1996.
2.
Воробьева Д.И. Программа Гармония.-СПб., 1996.
3.
Григорьева
Г.Г.
Игровые
приемы
в
обучении
дошкольников
изобразительной деятельности.-М., 1995.
4.
Доронова Т.Н., Гербова В.В. Программа Радуга.-М., 1994.
5.
Казакова
Т.Г.
Развивать
интере с
к
и з о б р а з и т е л ь н о й
деятельности//Дошкольное воспитание.-1985. №1.
6.
Комарова
Т.С.
О
развитии
способностей
к
изобразительной
деятельности.//Дошкольное воспитание.-1990. №6.
7.
Комарова
Т.С.
Развитие
способностей
к
изобразительной
деятельности.//Дошкольное воспитание.-1999. №6.
8.
Неменский
Б.
Изобразительное
искусство
и
художественный
труд.- М., 1991.
9.
Платонов К.К. Проблемы способностей.-М., 1972.
10.
Полуянов Ю.А. Дети творят.-М., 1988.
11.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.
Васильевой.-М., 1985.
12.
Психология дошкольника. Хрестоматия./Сост. Г.А. Урунтаева.-М.,
1997.
13.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в
детском саду.-М., 1982.
14.
Самостоятельная
художественная
деятельность
дошкольников./
Под ред. Н.А. Ветлугиной.-М., 1980.