Автор: Плаксина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: г.Чебоксары республика Чувашия
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Звуковая культура речи: звук [у]"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27» г.Чебоксары
Конспект занятия по развитию речи в
младшей группе
«Звуковая культура речи: звук [у]»
Разработан:
Плаксиной О. А.
Воспитателем
Младшей группы
«Смешарики»
г.Чебоксары-2017г.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
«Звуковая культура речи: звук [у]»
Цель : Формирование у детей звуковой культуры речи.
Задачи:
1. Образовательные:
-Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук У
и звукоподражательные слова с этим звуком.
- Продолжать отрабатывать чёткое произношение звуков а, у.
- Активизировать в речи детей обобщающие слова .
2. Развивающие:
-Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать интересы детей, логическое мышление, внимание.
3. Воспитательные:
- Воспитывать чувства ответственности, самостоятельности.
- Воспитывать желание быть вежливым.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова :
волк,филин,паровозик,Буратино,петух,малыш,арбуз,утенок.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Предварительная работа: беседа о буквах, чтение азбуки для малышей,
разучивание артикуляционного упражнения «Стрелочка», дидактические
игры, заучивание физкультминутки.
Методические приемы:
Показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы
воспитателя и ответы детей, объяснение, чтение физкультминутки,
артикуляционного упражнения , предоставлять детям возможность
договаривать слова и фразы при чтении физкультминуток и
артикуляционных упражнений.
Материал:
Паровозик , буква «У», «Волшебный кубик» с картинками: волк, филин,
петух, малыш, утка ; картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок,
арбуз.)
Методика проведения:
Воспитатель рассаживает детей и просит вспомнить ,что у всех есть домик , в
котором живет Язычок .
Воспитатель: Ребята, а у всех есть язычок?
Воспитатель: Да!
Артикуляционное упражнение «Стрелочка»
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
Воспитатель: Молодцы, у всех ребят красивый и веселый язычок.
Ребята, посмотрите внимательно, кто это к нам пришел?
Дети: Буква «У»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости приехал звук «У». А как вы думаете, на
чем приехал наш гость. Послушайте «У-у-у-у».
Дети: На паровозе .
Воспитатель: Ребята. а вы видели настоящий паровоз ,который тянет составы
с грузами ? Такой паровоз гудит громко и протяжно .Примерно так: «У-у-у-у»
А чтобы у вас получилась песня паровоза ,надо вытянуть губы трубочкой
(показывает) и протяжно произнести : «У-у-у-у»
Как гудит паровоз? Попробуем с вами изобразить громкий гудок паровоза :
«У-у-у-у», а сейчас паровоз отъехал далеко и гудит тише ,голосок у него
тоненький : «У-у-у-у» , а сейчас мы его почти не слышим: «У-у-у-у» .
Воспитатель: Замечательно у вас получилось, но звук «у» к нам приехал не
просто так, он приехал с нами поиграть в волшебный кубик. Вы хотите
поиграть со звуком «у»?
Дети: Да!
Игра «Волшебный кубик»
Воспитатель: "Крутись, вертись, на бочок ложись". Показывает детям
картинку с изображением волка. Дети вспоминают, как воет волк: "У-у-у-у ".
Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован
малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа. ", если на картинке – филин,
нужно проговорить: "Уф-уф- уф" и т. д.
Физкультминутка
Паровоз
Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают
движения вперед-назад)
Воспитатель: Ой, ребята, мы совсем забыли про нашего гостя, а он нас ждёт,
потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание. Игра «Собери
картинку».
На столе лежат картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок, арбуз,)
Дети самостоятельно собирают. Затем воспитатель дает целую картинку
каждому, для сравнения.
-У всех получилось так же, как на картинке? Молодцы, ребята.
.-Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука
начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука у, но в слове арбуз звук
«У» стоит в конце слова, а в слове Буратино в середине слова, вот какой
интересный звук. Давайте ещё раз все вместе произнесем слова улитка,
Буратино, арбуз.
Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры» (пер.
Л.Яхнина)
Кукушка кукует :
-Ку-Ку! Ку-Ку
Голубь воркует :
-Гу-Гу!Гу-Гу»
Петух зорюет:
-Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит в ночи :
-Угу!
А рыба молчит –
Ни гу-гу.
Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:
-Кукушка кукует.а голубь?.....(Воркует)
-Петух зорюет?..
-Филин кричит?.....
Педагог читает детям песенку еще раз и предлагает детям проговаривать
звукоподражательные слова .
Итог занятия :
Вот как мы с вами замечательно поиграли: научились делать гимнастику для
язычка. Язычок наш выучил звук « У », научились собирать картинки,
правильно проговаривать звуки и слова.
Ребята,понравилось вам занятие? Чем мы с вами занимались сегодня на
занятии ? Чью песенку мы пели? Кто приходил к нам в гости?