Автор: Белянская Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОКУ" Оватинская СОШ"
Населённый пункт: Республика Калмыкия,посёлок Овата
Наименование материала: статья
Тема: Приём педагогической техники "ЗАДАЙ ВОПРОС"
Раздел: среднее образование
Приём педагогической техники "ЗАДАЙ ВОПРОС"
С
чего
начинается
осмысление
учеником
учебного
материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это
мне нужно…?» и т.п.
«Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это
своеобразная микротеория, определённая система знания, которая одной
частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое
знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то,
ч т о
м ы
х о т и м
у з н а т ь » .
(Л.Я. Аверьянов. Социология: искусство задавать вопросы. М. 1998).
Формулируя
вопрос,
ученик
совершает
акт «торможения»,
определяя
уровень
своего
знания
и
примерные
ориентиры
«незнания».Можно
спровоцировать
ситуацию,
когда
ученики
самостоятельно
формулирует
вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже
наполовину полученный ответ.
Можно
применить
и
следующий
алгоритм,
например,
во
время
самостоятельной
работы
над
текстом
ученики
получают
задание
составить
вопросы,
которые
начинались
бы со
слов
«Что…?»,
«Когда…?»,
«Где…»,
«Почему…»т.д.
Мы с ребятами ограничиваем число вопросов и время на их составление.
Замечу, не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы.
Это очень важно.
Они бегло просматривают текст, чаще всего это документ, знакомятся с
ним. И делают это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги,
отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим
самым
мы
закрепляем
только
что
изученный
материал.
Записи
ведём
при
помощи пометок на полях (ещё один приём): «!» – важно, «?»-не понятно, «+»
новое для меня, «-» - уже знал.
Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее,
чем вызубренный по учебнику ответ.
Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто. И не каждому учителю
это сразу удаётся. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик
очерчивает
тот
круг
знаний,
который
у
него
имеется,
и
тот
круг
неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он
хотел бы узнать.
Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по
его
анализу.
Совместно
мы
приходим
к
выводу
о
том,
что
«стоимость»,
важность
вопросов
может
быть
разной.
Таким
образом,
необходимо
обязательное ранжирование вопросов.
1.Вопросы,
направленные
на репродукцию знаний, требующие точного
воспроизведения информации, событий, фактов. Начинаются со слов «Кто…?»,
«Что…?», «Когда…?»,«Сколько…?»
2.Вопросы,
направленные
на репродукцию
процесса(так
называемые
«процессуальные
знания»).
Начинаются
со
слов «Как…?»
Каким
образом…?»
3.Вопросы на выяснение причинно-следственных связей. Начинаются со
слов «Почему…?», «В чем причины…?»
4.Вопросы,
требующие анализа,
синтеза новых знаний, начинаются со
слов« Ч т о
о б щ е г о … ? »,« В
ч ё м
о с о б е н н о с т и … ? »,«Сравните…»,
«Докажите…».
Приём «толстые»
и
«тонкие»
вопросы используется
на
любой
фазе
урока,
для
самостоятельно
учебной
и
домашней
работы.
Систематическое
применение данного приема учит грамотно задавать вопросы и осознавать их
уровень
сложности.
Вопросы
и
ответы
могут
оформляться
в
таблицу
или
задаваться устно.
«Толстые» вопросы
(на сравнение, анализ,
синтез, оценку)
«Тонкие» вопросы
(простые, односложные, требующие простого
ответа на уровне воспроизведения)
Объясните, почему…?
Почему вы
считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что
будет, если…?
На что похоже…?
Когда? Что?
Когда? Может…?
Будет…? Мог ли…?
Было ли…? Согласны ли вы…?
Верно ли…?
«Взаимоопрос».
Может использоваться на разных фазах занятия. Он
направлен
на
то,
что
учащемся
легче
отвечать
своему
однокласснику,
чем
учителю. Снимается зажатость и страх перед ошибкой. Работа идет в парах, и
обучающиеся
спрашивают
друг
друга
то,
что
требуется
преподавателем,
фиксируя
правильные
и
неправильные
ответы.
Данный
прием
весьма
эффективен
при
работе
со
«слабыми»
учащимися,
он
позволяет
закрепить
изученный
материал
и
выявить
пробелы
у
каждого
ученика.
По-другому
выполняется «парная работа» – два человека читают текст, останавливаясь
после каждого абзаца и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.
При проверке домашнего задания очень удобен прием, где необходимо
сформулировать
вопрос к учебному материалу. «Предложи…» «Назови…»
«Придумай…» «Почему…» «Объясни…» «Поделись…».
Одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с
которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные
з н а н и я
н а
п р а к т и к е
к
ш и р о к о м у
к р у г у
п р о б л е м .
Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы
в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических
ситуациях,
демонстрирует
правильное
применение
метода
или
процедуры.
И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”
направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет
скрытые
(неявные)
предположения,
проводит
различия
между
фактами
и
следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из
разных
областей,
обращает
внимание
на соответствие
вывода
имеющимся
данным.
Конечно же, необходимо по-разному оценивать труд учеников по
составлению вопросов
С
5-7-ми
классами
мы
«играем»
в
игру
«Древо
познания».В
ней
учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке даётся
задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на 5 листочках 5
разных вопросов к нему. После урока листочки сдаются. Наиболее интересные
вопросы будут оценены и прикреплены к «древу познания». А на следующем
уроке, при проверке знаний, вызываемые ученики снимают любой листок,
читают вопрос и отвечают на него.
С 8 и 9-м классом мы пытаемся вести «Двойной дневник». Страница
тетради делится пополам. На одной половине выписывается цитата из текста,
вызвавшая воспоминания, протест, ассоциации, на другой половине помещается
собственный комментарий, поясняющий, что заставило записать именно эту
цитату, какие мысли она вызвала, какие вопросы.
В своей работе использую приём «Ромашка». На шести лепестках -
шесть вопросов, каждый из которых содержит определённый тип вопроса.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-
то
факты,
вспомнить
и
воспроизвести
определенную
информацию:
"Что?",
"Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То
есть
ты
говоришь,
что…?",
"Если
я
правильно
понял,
то
…?",
"Я
могу
ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является
предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно
того,
что
он
только
что
сказал.
Иногда
их
задают
с
целью
получения
информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со
слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.
"
Следовательно,
данный
тип
вопроса
"срабатывает"
тогда,
когда
в
ответе
присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу
"бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...",
"Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе
после...?".
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев
оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-
то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к
поступку главного героя?" и т.д.
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление
взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что
можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как
бы вы поступили на месте героя рассказа?"
Понимание
как
объяснение
самому
себе,
начинается
с
вопроса
(или
нескольких вопросов), который (или которые), ученик задает сам себе. Таким
образом, ученик с помощью учителя превращает поставленную перед ним
учебную
цель
в
череду учебных
задач,
ко т о р ы е
о н
ж е
с е б е
и
создает. Формулирование вопросов является всего лишь одним из видов таких
задач.
«Спросить – значит понять».