Автор: Ходунова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литература
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №1 им.Н.К.Крупской"
Населённый пункт: Магаданская область, город Магадан
Наименование материала: Эссе
Тема: "Педагог в пространстве будущего"
Раздел: среднее образование
Эссе «Педагог в пространстве будущего»
Не надо бояться густого тумана,
Не надо бояться пустого кармана.
Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных, ни грязных подонков!
Не надо бояться тяжёлой задачи,
а надо бояться дешёвой удачи.
Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!
Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!
Е. Евтушенко
1.Вместо вступления «Не надо бояться густого тумана…»
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или
предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно
окрашенным эмоциональным процессом. Это определение такого знакомого чувства
для каждого без исключения. Чувства, ……………………….
Чего боится человек? Потери, физической боли, темноты, одиночества - перечислять
можно бесконечно долго.
А чего боимся мы, педагоги? Вспоминаю то время, когда я переступила порог школы в
новой для себя роли учителя. Страхов очень много. Как меня примут в коллективе (и в
учительском, и в детском)? Смогу ли я справиться с нагрузкой, которую ощущаешь,
только по - настоящему окунувшись в работу?
Со временем многие страхи забылись, но появлялись новые.
Как помочь слабоуспевающим детям и не «упустить» одаренных, как сделать свой
урок успешным и результативным? ФГОС и профстндарт педагога только добавляли
тревоги. Какие приёмы использовать, чтобы достичь личностных и метапредметных
результатов? А говоря о профстандарте, вообще у каждого второго возник вопрос:
«Соответствую ли я? Какой же учитель нужен в будущем?»
2.Случай из жизни «Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!»
На уроке русского языка в пятом классе изучаем орфограмму «ы-и после ц».
Разбираем слова, где после «ц» всегда пишется «и»: глобализаЦИЯ, автоматизаЦИЯ,
экологизаЦИЯ. Смотрим значение трудных для пятиклашек слов в толковом словаре.
Задаю стандартный вопрос: «Слышал ли кто-нибудь подобные слова, если да, то где?»
Дети в один голос говорят, что в новостях часто звучат такие слова.
Я каждый раз удивляюсь, когда некоторые мои коллеги-учителя говорят: «Не смотрю
новости и живу спокойно!» Но ведь новости это не только война в Сирии и конфликт
на Украине! Это современная экономическая и политическая обстановка, это выводы о
том, кто нужен России сейчас и будущем. Современному педагогу просто необходимо
уметь ориентироваться в информационном пространстве. Нужно уметь отличать
правду от лжи. Учитель - навигатор, помогающий ориентироваться в информационном
потоке.
3. Интернет - великий и ужасный «Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных…»
В фильме «Москва слезам не верит» как-то пугающе звучали слова Рудольфа о том,
что телевидение заменит всё: кино, театр, книги, газеты. Отчасти герой известного
всей стране фильма оказался прав. В наше время даже у телевидения есть конкурент.
Это интернет. Сегодня всё больше разговоров о том, что интернет вполне способен
заменить учителя. Мы и ученики так много времени проводим на его просторах: ищем
информацию, готовимся к урокам, проходим дистанционные курсы, участвуем в
конкурсах и олимпиадах. В общем, одни плюсы. И страшными, лично для меня, были
слова одного из моих учеников, который не пришел на дополнительное занятие,
сказав, что урок по данной теме он может посмотреть в интернете. Но ведь интернет
совсем не учит выбирать и отбирать информацию, а лишь является её источником. И
без того, кто поможет найти действительно нужное, не обойтись. Для этого нужно
самому хорошо владеть современными технологиями, многое знать, быть
открывателем для детей, помогать видеть в обычном важное и учить выбирать главное.
( мысль о том, что учитель во все времена должен провести урок, даже если нет
ничего:света и т.д)???
4. Вместо заключения «Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!»
Много рассуждают о том, что учитель сейчас не авторитет для ученика, а вот раньше…
Мне кажется, не имеет место быть никаких «раньше». Во все времена главный
принцип воспитания - собственный пример. Дети очень тонко чувствуют фальшь.
Нельзя научить ребёнка уважению, если сам ведёшь себя неуважительно по
отношению к нему. Нельзя привить любовь к чтению, когда сам читал ничтожно мало.
Нельзя научить быть смелым, когда сам постоянно уходишь от трудностей. Личность
педагога - ориентир вне времени для ученика.
Следуя словам Е. Евтушенко, можно сказать, что самое главное качество для педагога
будущего – способность преодолеть свои страхи. Страх пробовать что-то новое,
работать с разными информационными источниками, быть на равных с учеником,
уметь говорить правду, пусть горькую и неприятную, но правду. Не бояться изменений,
которые с постоянной частотой «обрушиваются» на учителя. Не бояться быть
объективным и честным. Это универсальный набор качеств учителя прошлого,
настоящего и будущего. Это универсальный набор качеств человека.