Автор: Федотова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 375" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: "Дары Фрёбеля" для детей второй младшей группы
Раздел: дошкольное образование
Образовательный проект «Дары Фрёбеля»
для детей второй младшей группы
Авторы: воспитатели: Федотова Ольга Васильевна, Мочалова Наталья
Александровна
педагог-психолог Доровских Светлана Евгеньевна.
Вид проекта: игровой.
Продолжительность: один год.
Участники: воспитатели, родители, дети младшей группы.
Образовательные
области: «познавательное
развитие»,
«социально-
коммуникативное
развитие»,
«речевое
развитие»,
«художественно
–
эстетическое развитие», «физическое развитие».
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного
развития
личности
ребенка.
Как
губка
впитывает
влагу,
так
ребенок
с
помощью
взрослого
познает
окружающий
мир.
И
чем
ярче
и
красочнее
взрослый
покажет
окружающий
мир
ребенку,
тем
богаче
и
ярче
будет
восприятие действительности ребенком.
Понятие
«сенсорика»
имеет
латинский
корень
–
«сенсус» (чувство,
чувствовать),
поэтому
сенсорное
воспитание
ребенка
подразумевает
воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка.
В ы д а ю щ и е с я
з а р у б е ж н ы е
у ч е н н ы е
в
о б л а с т и
дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также
известные
представители
отечественной
дошкольной педагогики
и
психологии (Е.
И.
Тихеева,
А.
В.
Запорожец,
А.
П.
Усова) справедливо
считали,
что сенсорное
развитие является
одной
из
основных
сторон
дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает
хаотичные
представления
ребенка,
полученные
при
взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-
познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.
видов памяти.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги
прошлых
веков.
Первым,
кто
рассмотрел
игру
как
важное
средство
в
воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века
Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая
забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день
наличие
огромного
выбора
развивающих
игр
зачастую
приводит
к
хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства
педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих
Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».
Большое
значение
в
системе
Фрёбеля
отводится
активности
самих
детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал,
что
дети
дошкольного
возраста
лучше
всего
усваивают
материал
в
практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской
любви
к
играм
и
занятиям
он
построил
всю
свою
систему.
Признавая
человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет
жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления
к
творческой
самостоятельности
и
придавал
играм
огромное
значение
в
развитии ребенка.
При
использовании
дидактического
материала
«Дары
Фребеля»,
у
детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика,
познавательно-исследовательские и сенсорные способности. Игровые наборы
и
дары
Фребеля
являются
составной
частью
развивающей
предметно-
пространственной
образовательной
среды.
Его
структура
и
содержание
разработаны
в
соответствии
с
принципом
реализации
ведущей
игровой
деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода
в развитии и воспитании ребенка. Работа с игровыми наборами создает
условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так
и
само стоятельной
игровой,
продуктивной
и
п о з н а ват е л ь н о -
исследовательской деятельности детей.
Цель:
закрепление представлений детей о форме, цвете и величине
предметов через использование игрового набора «Дары Фребеля».
Задачи:
1.
Развивать
умение
обследовать
форму
геометрических
фигур
(круг, квадрат, треугольник), используя зрение и осязание.
2.
Закреплять
знания
об
основных
цветах
(желтый,
красный,
зеленый, синий).
3.
Развивать умение ориентироваться в пространстве и различать
пространственные направления от себя: вверху – внизу, справа – слева.
Возраст детей: 3-4 года.
Срок реализации: октябрь – май.
Мониторинг проводится в октябре и мае.
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Дата рождения ______________________________________________
Критерии
Начало
года
Примечания
Конец
года
Примечания
Различает
круг,
квадрат,
треугольник,
предметы,
имеющие
углы
и
круглую
форму
Ум е е т
г р у п п и р о в а т ь
предметы но цвету, размеру,
форме
П о н и м а е т
с м ы с л
обозначения: вверху - внизу,
впереди
-
сзади,
слева
-справа,
на,
над
-
под,
верхняя - нижняя.
Итог
1
балл
-
ребенок
не
может
выполнить
все
параметры
оценки,
помощь взрослого не принимает;
2
балла -
ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые
параметры оценки;
3
балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной
помощью взрослого;
4
балла
-
ребенок
выполняет
самостоятельно
и
с
частичной
помощью взрослого все параметры оценки;
5
баллов
-
ребенок
выполняет
все
параметры
оценки
самостоятельно.
Обеспечение: дары №№ 1, 7, 8, 9, 10.
Ожидаемые результаты:
дети
умеют
различать
основные
цвета,
различают
основные
геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), могут ориентироваться
в пространстве, не путая понятия «внизу», «вверху», стараются различать
«справа», «слева».
Продукт проекта:
показ
итогового
занятия
по
сенсорному
развитию
на
методической неделе в апреле;
пополнение сенсорной зоны новым оборудованием;
презентация для родителей;
фотовыставка «Учимся, играя».
Литература:
1.
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических
пособий
по
работе
с
игровым
набором
«Дары
Фрёбеля».
«Использование
игрового
набора
«Дары
Фрёбеля»
в
дошкольном
образовании в соответствии с ФГОС ДО».