Напоминание

"Дары Фрёбеля" для детей второй младшей группы


Автор: Федотова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 375" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: "Дары Фрёбеля" для детей второй младшей группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательный проект «Дары Фрёбеля»

для детей второй младшей группы

Авторы: воспитатели: Федотова Ольга Васильевна, Мочалова Наталья

Александровна

педагог-психолог Доровских Светлана Евгеньевна.

Вид проекта: игровой.

Продолжительность: один год.

Участники: воспитатели, родители, дети младшей группы.

Образовательные

области: «познавательное

развитие»,

«социально-

коммуникативное

развитие»,

«речевое

развитие»,

«художественно

эстетическое развитие», «физическое развитие».

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного

развития

личности

ребенка.

Как

губка

впитывает

влагу,

так

ребенок

с

помощью

взрослого

познает

окружающий

мир.

И

чем

ярче

и

красочнее

взрослый

покажет

окружающий

мир

ребенку,

тем

богаче

и

ярче

будет

восприятие действительности ребенком.

Понятие

«сенсорика»

имеет

латинский

корень

«сенсус» (чувство,

чувствовать),

поэтому

сенсорное

воспитание

ребенка

подразумевает

воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка.

В ы д а ю щ и е с я

з а р у б е ж н ы е

у ч е н н ы е

в

о б л а с т и

дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также

известные

представители

отечественной

дошкольной педагогики

и

психологии (Е.

И.

Тихеева,

А.

В.

Запорожец,

А.

П.

Усова) справедливо

считали,

что сенсорное

развитие является

одной

из

основных

сторон

дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает

хаотичные

представления

ребенка,

полученные

при

взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-

познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.

видов памяти.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги

прошлых

веков.

Первым,

кто

рассмотрел

игру

как

важное

средство

в

воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века

Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая

забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день

наличие

огромного

выбора

развивающих

игр

зачастую

приводит

к

хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства

педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих

Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».

Большое

значение

в

системе

Фрёбеля

отводится

активности

самих

детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал,

что

дети

дошкольного

возраста

лучше

всего

усваивают

материал

в

практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской

любви

к

играм

и

занятиям

он

построил

всю

свою

систему.

Признавая

человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет

жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления

к

творческой

самостоятельности

и

придавал

играм

огромное

значение

в

развитии ребенка.

При

использовании

дидактического

материала

«Дары

Фребеля»,

у

детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика,

познавательно-исследовательские и сенсорные способности. Игровые наборы

и

дары

Фребеля

являются

составной

частью

развивающей

предметно-

пространственной

образовательной

среды.

Его

структура

и

содержание

разработаны

в

соответствии

с

принципом

реализации

ведущей

игровой

деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода

в развитии и воспитании ребенка. Работа с игровыми наборами создает

условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так

и

само стоятельной

игровой,

продуктивной

и

п о з н а ват е л ь н о -

исследовательской деятельности детей.

Цель:

закрепление представлений детей о форме, цвете и величине

предметов через использование игрового набора «Дары Фребеля».

Задачи:

1.

Развивать

умение

обследовать

форму

геометрических

фигур

(круг, квадрат, треугольник), используя зрение и осязание.

2.

Закреплять

знания

об

основных

цветах

(желтый,

красный,

зеленый, синий).

3.

Развивать умение ориентироваться в пространстве и различать

пространственные направления от себя: вверху – внизу, справа – слева.

Возраст детей: 3-4 года.

Срок реализации: октябрь – май.

Мониторинг проводится в октябре и мае.

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Дата рождения ______________________________________________

Критерии

Начало

года

Примечания

Конец

года

Примечания

Различает

круг,

квадрат,

треугольник,

предметы,

имеющие

углы

и

круглую

форму

Ум е е т

г р у п п и р о в а т ь

предметы но цвету, размеру,

форме

П о н и м а е т

с м ы с л

обозначения: вверху - внизу,

впереди

-

сзади,

слева

-справа,

на,

над

-

под,

верхняя - нижняя.

Итог

1

балл

-

ребенок

не

может

выполнить

все

параметры

оценки,

помощь взрослого не принимает;

2

балла -

ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые

параметры оценки;

3

балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной

помощью взрослого;

4

балла

-

ребенок

выполняет

самостоятельно

и

с

частичной

помощью взрослого все параметры оценки;

5

баллов

-

ребенок

выполняет

все

параметры

оценки

самостоятельно.

Обеспечение: дары №№ 1, 7, 8, 9, 10.

Ожидаемые результаты:

дети

умеют

различать

основные

цвета,

различают

основные

геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), могут ориентироваться

в пространстве, не путая понятия «внизу», «вверху», стараются различать

«справа», «слева».

Продукт проекта:

показ

итогового

занятия

по

сенсорному

развитию

на

методической неделе в апреле;

пополнение сенсорной зоны новым оборудованием;

презентация для родителей;

фотовыставка «Учимся, играя».

Литература:

1.

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

методических

пособий

по

работе

с

игровым

набором

«Дары

Фрёбеля».

«Использование

игрового

набора

«Дары

Фрёбеля»

в

дошкольном

образовании в соответствии с ФГОС ДО».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!