Напоминание

"Организация научно-учебной, исследовательской и проектной деятельности обучающихся в процессе построения современного урока как требование федеральных государственных образовательных стандартов"


Автор: Друзева Анастасия Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация научно-учебной, исследовательской и проектной деятельности обучающихся в процессе построения современного урока как требование федеральных государственных образовательных стандартов"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация научно-учебной, исследовательской и проектной

деятельности обучающихся в процессе построения современного урока

как требование федеральных государственных образовательных

стандартов

Друзева Анастасия Николаевна,

учитель математики МАОУ«Лицей №1»,

г. Тула

«Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не

думал никто»

Альберт Сент-Дьёрди (американский биохимик, 1893 - 1986)

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой

мобильностью,

для

молодого

поколения

появляется

большое

количество

возможностей.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст.

11)

устанавливает,

что

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты,

являются

основой

объективной

оценки

соответствия

установленным

требованиям

образовательной

деятельности

и

подготовки

обучающихся,

освоивших

образовательные

программы

соответствующего

уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения

образования и формы обучения.

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 мая

2012

г.

N

413

"Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего

образования",

Стандарт

устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной

образовательной программы: метапредметные результаты освоения основной

образовательной

программы

должны

отражать

владение

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности,

навыками

разрешения

проблем;

спо собно сть

и

готовно сть

к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания.

1

декабря

2016

года

Президент

РФ

Владимир

Путин

обратился

к

Федеральному Собранию с ежегодным Посланием.

Согласно Посланию

«В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны

учиться

самостоятельно

мыслить,

работать

индивидуально

и в команде,

решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их,

чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни.

Важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы».

Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются

новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок

остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы

реализовать

требования,

предъявляемые

федеральными

государственными

образовательными стандартами, урок должен стать новым и современным.

Я

работаю

в

5-6

классах

по

новым

образовательным

стандартам

основного общего образования, УМК «Математика» Н. Я. Виленкина.

Из

практики

моей

работы.

Мотивацию

к

учебной

деятельности

осуществляю через включение учащихся в поисковую и исследовательскую

деятельность. Таким образом, создаю условия для возникновения внутренней

потребности в изучении материала.

Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит

не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку

проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема

урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что

тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.

Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при

этом границы собственного знания и незнания.

Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих

действий по решению учебной задачи. Учащиеся самостоятельно выполняют

задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая

с эталоном, учатся

давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

На этапе подведения итогов обучаю детей оценивать свою готовность,

обнаруживать

незнания,

находить

причины

затруднений,

определять

результат своей деятельности.

На своих уроках математики я предлагаю творческие, практико-

ориентированные

мини-проекты

для

индивидуального

и

группового

выполнения,

а

также

для

домашнего

задания,

например:

кроссворды,

диаграммы, задачи, рисунки по координатам, создание моделей фигур.

Например,

при

изучении

тем

5–6

классов «Прямая.

Луч.

Отрезок»,

«Среднее арифметическое», «Длина окружности», «Диаграммы» и многих

других

учащиеся

путем

выполнения

практических

приемов

измерений,

сравнений,

вычислений

самостоятельно

приходят

к

выводам

по

данным

темам. Так, урок «Длина окружности» является наглядным примером урока-

исследования. На уроке используются предметы круглой формы. С помощью

нити учащиеся измеряют по контуру длину окружности и находят отношение

длины окружности к радиусу. Результаты заносят в таблицу и делают вывод:

полученные отношения являются постоянным числом. После вычислений

ученики

обозначают

все

величины

буквами

и

получают

формулу

длины

окружности.

На уроке по теме «Среднее арифметическое» интересными являются

задания,

имеющие

практическую

направленность.

Для

ребят-спортсменов

была создана проблемная ситуация на примере вычисления среднего балла на

спортивных

соревнованиях,

в

которых

каждый

из

них

неоднократно

участвовал. Ребята самостоятельно сделали выводы о среднем значении и

сформулировали правило вычисления среднего арифметического. Также на

уроке было предложено задание на нахождение среднего роста учеников

класса по рядам, а затем нахождение среднего роста учеников всего класса.

Кроме уроков-исследований существуют также мини-исследования. В

них присутствуют лишь некоторые исследовательские элементы. Выполнение

задания занимает иногда несколько минут. Вот примеры совсем небольших

проблем-вопросов: «Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли

дать ему другое название, также связанное с его свойствами?», «Как можно

объяснить название «развернутый угол»?

Важной

частью

развития

исследовательских

умений

в

домашнем

задании является самостоятельное составление задач, нахождение нескольких

способов

решения

одной

задачи

и

задания

по исследованию

жизненных

ситуаций.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от

этапов

работы

над

проектом.

Однако

на

всех

этапах

учитель

должен

выступает как помощник: не передавать знания, а обеспечивать деятельность

учащихся. При реализации проектов я выступаю как консультант, который

должен

удержаться

от

подсказок

даже

в

том

случае,

когда

видит,

что

учащиеся «делают что-то не то».

Не указываю в оценочной форме на

недостатки

или

ошибки

в

действиях

учащегося,

несостоятельность

промежуточных

результатов.

Провоцирую

вопросы,

размышления,

самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.

На

каждом

этапе

предоставляю

учащимся

максимальную

самостоятельность

выбора

форм

представления

результатов

проекта,

поддерживаю такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть

свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают

затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, не вмешиваюсь в

творческий

исследовательский

процесс

без

их

согласия.

В

то

же

время

следует

помнить,

что

пускать

все

на

самотек,

допускать

стихийную

самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому,

что

каждый

из

участников

проекта

как

бы

«пропускает

через

себя»

полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он

должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

Варианты вопросов:

Какие

данные

и

выводы

целесообразно

обобщить

и

вынести

на

презентацию?

Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?

В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы?

В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?

Какие

формы

презентации

вы

считаете

наиболее

приемлемыми,

и

учитывая

содержание,

цель

проекта,

возраст

и

уровень

знаний

предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?

Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы

презентации?

Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет

выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками

мероприятия? Кто и за что будет отвечать?

Проект

ценен

тем,

что

в

ходе

его

выполнения,

обучающиеся

учатся

самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке

информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать

выводы

и

заключения.

У

учащихся

формируется

научно-

теоретическое,

нестандартное

мышление,

развивается

способность

к

рефлексии.

Исследовательская

и

проектная

деятельность

позволяет

обучающимся

перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В условиях реализации ФГОС проектная и исследовательская форма

работы с обучающимися должна быть приоритетной. Главный результат -

формирование

и

воспитание

личности,

владеющей

проектной

и

исследовательской технологией на уровне компетентности.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!