Напоминание

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ


Автор: Мамышева Елена Сергеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




20

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

«Это мой мир»

21

Организация работы

Занятие проводится 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.

Программа рассчитана на детей ОВЗ.

Возраст детей, посещающих занятия, от 4 до 6 лет.

Занятия представляют собой последовательность сменяющих друг друга различных

упражнений и игр.

Цикл занятий включает в себя диагностические занятия и коррекционно-

развивающие.

Диагностические занятия направлены на оценку уровня развития ребенка, определение

спектра его возможностей, установление контакта со специалистом, а так же на выявление

предпочтений ребенка. Диагностика реализуется посредством наблюдения за ребенком.

Коррекционные занятия направлены на решение следующих задач: развитие коммуникативных навыков и

формирование навыков самообслуживания и бытового ориентирования; развитие игровой деятельности;

развитие познавательной и речевой активности ребенка; развитие тактильной чувствительности и мелкой

моторики; развитие эмоционально- волевой сферы и самоконтроля; а так же общее развитие личности

ребенка.

Структура занятий

Месяц

недели

Виды и формы

деятельности

Содержание занятия

Сентябрь

1

мелкая моторика

Занятие «Цветные

башенки» (диагностическое

занятие)

2

занятия по развитию

когнитивных процессов

Занятие «Магнитная дорожка»

(диагностическое занятие)

3

песочная терапия

Занятие «Знакомство с

песочницей»

(диагностическое занятие)

4

социализация

Занятие

«Свободная игра»

(диагностическое занятие)

Октябрь

1

бытовое ориентирование и

развитие

навыков самообслуживания

Занятие

«Идем в магазин»

(диагностическое занятие)

2

социализация

Занятие «Больница»

3

мелкая моторика

Занятие «Башенки»

4

занятия по развитию

когнитивных

процессов

Занятие

«Соберем картинку»

Ноябрь

1

песочная терапия

Занятие

«Строим дом»

2

бытовое ориентирование и

развитие

навыков самообслуживания

Занятие «Варим суп»

3

социализация

Занятие

«Детская площадка»

4

мелкая моторика

Занятие «Форма и цвет»

22

Декабрь

1

занятия по развитию

когнитивных

процессов

Занятие «Матрешка»

2

песочная терапия

Занятие «Новый год»

3

бытовое ориентирование и

развитие

навыков самообслуживания

Занятие

«Утро мишки»

4

социализация

мелкая мотороика

Занятие «Строим дом»

Новогодние украшения

Аппликация «Елочка»

Январь

2

КАНИКУЛЯРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

3

мелкая моторика

Занятие «Звездочка»

4

занятия по развитию

когнитивных

процессов

Занятие

«Подружки-матрешки»

Февраль

1

песочная терапия

Занятие «Маски»

2

бытовое ориентирование и

развитие

навыков самообслуживания

Занятие

«Мишка завтракает»

3

социализация

Занятие «Семья»

4

мелкая моторика

Занятие «Дорисуй фигуры»

Март

1

занятия по развитию

когнитивных

процессов

Занятие «Ящик форм»

2

песочная терапия

Занятие

«Кладоискатели»

3

бытовое ориентирование и

развитие

навыков самообслуживания

Занятие

«Мишка обедает»

4

социализация

Занятие

«Свободная игра»

(диагностическое занятие)

Апрель

1

мелкая моторика

Занятие

«Разноцветные полоски»

2

занятия по развитию

когнитивных

процессов

Занятие «Волшебный

мешочек»

3

песочная терапия

Занятие «Песочная картина»

(диагностческое)

23

4

бытовое ориентирование и

развитие

навыков самообслуживания

Занятие

«Мишка ужинает»

Май

1

мелкая моторика

Занятие

«Свободная тема

конструирования»

(диагностическое)

2

занятия по развитию

когнитивных

процессов

Занятие «Замочки»

3

Свободный выбор

Свободный выбор

4

Свободный выбор

Свободный выбор

1.

Содержание занятий, входящих в блок «Мелкая моторика»

Занятие 1. «Цветные башенки» (диагностическое)

Материалы: конструктор цветной – крупные детали.

Содержание занятия: ребенку дается задание построить башни основных цветов (красную,

зеленую, синюю).

Занятие 2. «Башенки»

Материалы: конструктор цветной – крупные детали.

Содержание занятия: ребенок вместе со специалистом и / или(родителем) строит желтую

башню из 5 кубиков и синюю из 7. Далее ведущий проговаривает, что желтая башня ниже

синей, а синяя выше, чем желтая. Ребенок получает инструкцию построить башню

зеленого цвета, которая должна быть выше синей, и красную башню, которая ниже синей

башни.

Занятие 3. «Форма и цвет»

Цель: формирование понятия цвет и форма, развитие мелкой моторики

Содержание занятия: педагог знакомит ребенка с различными цветами и формами, предлагает

использовать их в рисунке.

Занятие 4. «Звездочка»

Цель: ориентация на листе бумаги, понятие цвет, развитие мелкой моторики

Материал: рисунок с фигурами (расположенными в разных углах листа)

Содержание занятия: ребенку дается задание закрасить звезду в правом верхнем углу

(красным цветом), затем в левом нижнем углу (зеленым цветом), в правом нижнем углу

(синим цветом), звезду, расположенную в центре (желтым цветом), в левом верхнем углу

(фиолетовым).

Занятие 5. «Дорисуй фигуры»

Цель: закрепление изучения цвета, развитие мелкой моторики

Материал: карандаши, лист бумаги с изображением геометрических

фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).Ребенку

предлагается дорисовать их и назвать.

Занятие 6. «Разноцветные полоски»

Материалы: конструктор цветной – крупные детали.

Содержание занятия: ребенок вместе со специалистом выкладывает на демонстрационной

плате желтую полоску из 5 блоков и синюю из 7. Далее ведущий проговаривает, что

желтая полоска короче синей, а синяя длиннее, чем желтая. Необходимо выложить

полоску зеленого цвета, которая должна быть длиннее синей, и красную, которая короче

синей полосы.

24

Занятие 7. «Свободная тема конструирования»(диагностическое)

Материалы: конструктор цветной – крупные детали.

Ход упражнения: Отслеживание динамики развития мелкой моторики.

2. Содержание занятий, посвященных когнитивному развитию

Развивающие игры способствуют сенсорному развитию ребенка – развитию его

восприятия, формированию представлений свойствах, предметов и различных

явлений окружающего мира. Известно, что игровая деятельности является ведущей в

дошкольном возрасте, при различных отношениях в развитии ребенка нуждается в

специальной стимуляции. Следует помнить и о том, что дети предпочитают

практические действия с реальными игрушками и предметами.

Занятие 1. «Магнитная дорожка» (диагностическое)

Материал: магнитная доска, магниты.

Содержание занятия: знакомим ребенка со свойством магнита, затем ему предлагается

выложить дорожку одного цвета (красную, синюю, желтую или зеленую) из магнитов на

доске.

Занятие 2. «Соберем картинку»

Материал: разрезные картинки (животные). Содержание занятия: ребенок вместе со

специалистом собирает части изображения в целое, специалист задает наводящие

вопросы, акцентирует внимание на тех или иных деталях, если ребенку тяжело

предугадать что именно они собирают.

Занятие 3. «Матрешка»

Материал: матрешка

Содержание занятия: Детям предлагается разобрать и затем сложить матрешку.

Занятие 4. «Ящик форм».

Цель: Развитие зрительного восприятия и наглядно-действенного мышления (операция

соотнесения по форме). Материал: Дидактическая игрушка «Ящик форм» с простыми

формами.

Содержание занятия: Психолог показывает ребенку «Ящик форм», говорит, что это

«домик, в котором живут фигурки». Затем высыпает фигурки на стол, определяет с

ребенком, как они называются (круг, квадрат, треугольник, ромб, овал, крест). Затем

психолог предлагает ребенку «помочь фигуркам вернуться в домик» и обращает внимание

детей на то, что «для каждой фигурки есть своя дверца». Ребенок выполняет задание

сначала с помощью психолога, затем самостоятельно.

Занятие 5. «Волшебный мешочек».

Цель: Развитие тактильного восприятия и межмодальных взаимодействий.

Материал: 2 набора предметов (карандаш, ключ, яблоко, ложка и др.), мешочек.

Содержание занятия: Психолог раскладывает на столе один набор предметов, второй

помещает в мешочек. Ребенок называет предметы, ощупывает их. Психолог предлагает

ребенку опустить руку в мешочек и нащупать любой предмет. Затем ребенок, не глядя на

выбранный им предмет, находит такой же предмет на столе.

Занятие 6. «Замочки».

Цель: Развитие зрительной памяти и мелкой моторики.

Материал: Домик с дверцами, которые закрыты на разные замочки, небольшие игрушки.

Содержание занятия: Психолог заранее размещает за каждой дверцей по одной игрушке.

В начале занятия психолог объясняет ребенку, что за каждой дверцей спрятана игрушка.

Чтобы узнать, какая игрушка спрятана за дверцей, надо открыть замочек. Ребенок по

очереди открывает замочки на дверцах и находит спрятанные игрушки. После того, как

все игрушки найдены, психолог расставляет их наверху домика и предлагает детям

вспомнить, за какой дверцей, какая игрушка была спрятана.

25

3. Содержание занятий по песочной терапии

Занятие 1. «Знакомство с песочницей»

Материал: песочница, игрушки.

Содержание занятия: Диагностическое занятие по песочной терапии. Знакомство

ребенка с песочницей, с её формами, цветом, с возможностями её использования.

Занятие 2. «Строим дом»

Материал: песочница, деревянный конструктор.

Содержание занятия: выбираем из игрушек персонажа, для которого строим дом.

Обращаем внимание на выбор персонажа (женского или мужского рода, животное или

человек, размер, расположение на песочной картине).

Занятие 3. «Новый год»

Материал: песочница, игрушки.

Содержание занятия: Отмечаем Новый год. Выбор места для праздника, приглашенных

гостей, организация пространства для праздника (с помощью игрушек).

Занятие 4. «Маски»

Материал: песочница, карточки с изображением эмоций «радость»,

«грусть», «недовольство».

Содержание занятий: психолог показывает ребенку карточки, обсуждает с ними какие

эмоции и чувства показаны на этих карточках. После этого ребенок изображает на песке

свое настроение в данный момент.

Занятие 5. «Кладоискатели»

Материал: песочница, сито, лопатки, цветные камушки.

Содержание занятий: психолог заранее прячет в песок цветные камушки. Дети

насыпают с помощью лопатки песок в сито и просеивают его в поисках «клада». В

конце занятия дети показывают друг другу найденные камушки.

Занятие 6. «Песочная картина»

Материал: песочница, игрушки.

Заключительное занятие по песочной терапии. Диагностика изменений характера

использования персонажей, построения песочной картины.

Занятие 7 «Свободное занятие»

Материал: песочница, игрушки.

Содержание занятий: Ребенок играет самостоятельно, под наблюдением специалиста.

4.Содержание занятий по блоку «Социализация»

Занятия в блоке «Социализация» основываются на том, что игра – это не только

естественное средство самовыражения у детей, но и способ моделирования социальной

ситуации мира взрослых.

В процессе игры личность ребенка развивается и совершенствуется: развивается

мотивационно-потребностная сфера, возникает иерархия мотивов, в которой социальные

мотивы принимают более важное значение, для ребенка, чем личные. Преодолевается

познавательный эгоцентризм. За счет широкого спектра возможностей ролевой

идентификации ребенок начинает лучше ориентироваться во взаимоотношениях между

людьми, развивается его самосознание, самооценка становится более адекватной. В игре

развивается произвольность за счет воспроизведения типичных социальных ситуаций, в

которых ребенок вынужден подчинять собственные желания и эмоции, действуя в

соответствии с социальными нормами. В результате чего происходит гармонизация и

развитие всех психических функций ребенка.

Занятие 1. «Свободная игра»(диагностическое)

Диагностической занятие. Обнаружение способности каждого ребенка к моделированию

социальной ситуации.

Занятие 2. «Больница»

Материалы: Врачебные инструменты, пациенты.

Содержание занятия: Играем в доктора. Пациент заболел, выбираем лекарства и «лечим»

персонажа.

Занятие 3. «Детская площадка»

Материалы: Игрушки.

Содержание занятия: Выбираем персонажа, который будет знакомиться с другими

персонажами. Ситуация на детской площадке, знакомство.

Занятие 4. «Строим дом»

Материалы: Конструктор - большие детали.

Содержание занятия: Построение большого дома, при участии психолога и / или родителя –

ребенок проектировщик.

Занятие 5. «Семья»

Материалы: Игрушки.

Содержание занятия: использование персонажей, создание семьи: выбор мамы, папы,

ребенка (возможно использование животных).

Занятие 6. «Свободная игра»

Диагностическое занятие. Обнаружение динамики в способностях организации и

разворачивания сюжетно-игровых действий.

5.

Содержание занятий, направленных на развитие навыков

самообслуживания и бытового ориентирования средствами игровой

деятельности

Для детей с важным является развитие навыков бытового ориентирования и

самообслуживания: ребенок должен научиться правильно пользовать окружающие

предметы. Занятия направлены на то, чтобы ребенок понял и освоил смысл простых

действий, увидел их результат, почувствовал свою умелость, что позволит ему

почувствовать себя компетентным, самостоятельным, повысить его уверенность в себе.

Для решения этой задачи необходимо приучать его к самообслуживанию: показывать, как

правильно одеваться, причесываться, держать ложку и чашку, побуждать к

самостоятельным действиям. В результате в ходе обычных бытовых процедур и

специально организованных игр дети могут постепенно овладеть необходимым

минимумом действий.

Занятие 1. «Идем в магазин»

Материалы: пластмассовые продукты, игрушечная касса.

Содержание занятия: Идем в магазин за продуктами. Составление списка необходимых

продуктов, ознакомление с ассортиментом в «магазине».

Занятие 2. «Варим суп»

Материалы: пластмассовые продукты, игрушечная посуда.

Содержание занятия: Приготовление супа. Выбираем продукты для супа, складываем в

кастрюлю.

Занятие 3. «Утро Мишки»

Материалы: медведь или иная игрушка, игрушечное мыло, полотенце, зубная

щетка, расческа Содержание занятия: Умываем мишку, помогаем ему чистить

зубы, расчесываем.

Занятие 4. «Мишка завтракает»

Материалы: картинки с изображением готовых бюд, игрушка медвеь или иная.

Содержание занятия: Упражнение начинается с обсуждения: в какое время люди

завтракают, что они едят на завтрак и т.д. Выбираем карточки с продуктами для завтрака,

затем кормим игрушку завтраком.

Занятие 5. «Мишка обедает»

Материалы: картинки с изображением готовых блюд, игрушка медведь или иная.

Содержание занятия: Упражнение начинается с обсуждения: в какое время люди обедают,

что они едят на обед. Выбираем готовые блюда для обеда, затем кормим игрушку обедом.

Занятие 6. «Мишка ужинает»

Материалы: картинки с изображением готовых блюд, игрушка медведь или иная.

Содержание занятия: Упражнение начинается с обсуждения: в какое время люди

ужинают, что они едят на ужин. Выбираем готовые блюда для ужина,

затем кормим игрушку ужином.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!