Напоминание

"Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 5 кл)"


Автор: Манцыгина Элеонора Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №107"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 5 кл)"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: среднее образование





Назад




МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 107»

Программа внеурочной деятельности по

литературе (курс словесности в 5 классе)

Подготовила:

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Ростов-на-Дону

2017г.

0

Раздел. « Народная словесность»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение народной словесности – это первый шаг в освоении культуры

народа в целом. Он дает возможность познакомить учащихся со складом

мышления человека Древней Руси, помогает подготовиться к восприятию

письменной словесности.

Этот курс предполагает знакомство и с культурами других народов,

сравнение образов, символики разных народов.

Интерес

школьника

нужно

направить

к

истокам

родного

языка

и

культуры.

Материал курса «Народной словесности» включает исторические, гео-

графические,

этнографические

сведения,

большой

поэтический

материал.

Эти сведения очень интересны для учащихся, поэтому курс пользуется повы-

шенным успехом у учеников и их родителей. Данные, полученные при тести-

ровании учащихся, наглядно подтвердили это.

В центре внимания оказываются верования, обычаи, мифы, обряды и

обрядовая поэзия, сказки, былины, театр. Все это направлено на возрождение

интереса и любви к родной культуре.

Курс Н. Н. Костанян рассчитан примерно на 75–80 часов. Но в нашей

школе нет возможности ведения данного курса как основного, поэтому он,

ведется как факультативный. А это вызвало необходимость несколько сокра-

тить курс. Данное примерное планирование рассчитывает материал курса на

68 часов.

Некоторые темы несколько сокращены, но с учетом того, что на уроках

литературы они тоже изучаются (сказки, былины), курс в целом сохраняет

свое содержание.

Многолетняя работа с курсом показала, что материал усваивается уча-

щимися легко, хотя определенные трудности все же существуют. Имеется

учебник по данному курсу, но материал требует проработки учащимися в тет-

ради, записи основных положений в виде плана. Это имеет и положительные

стороны, так как уже в 5 классе ребята учатся конспектированию.

Следует отметить, что на фоне курса «Народная словесность» возраста-

ет глубина восприятия русской классической литературы. Например, «Вечера

на хуторе близ Диканьки» воспринимаются на фоне уже известных учащимся

атрибутов народной жизни, веры в чертей, домовых, на фоне календарных

обрядов (купальская ночь) и т. д.

Курс «Народная словесность» создает почву для дальнейшего основа-

тельного изучения письменных памятников русской культуры.

1

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию

программы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего об-

разования. Стандарт основного общего образования в области

«Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

2.

Обязательный минимум содержания основного общего образова-

ния по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

3.

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.

4.

Региональный компонент стандарта общего образования.

5.

Школьный компонент стандарта общего образования.

6.

Закон об образовании РФ.

7.

Учебный план МБОУ «Школа №107» на 2017-2018 учебный год.

2

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Кол-во часов

1

О славянских племенах

12

2

Язычество древних славян

7

3

Мифы разных народов

7

4

Слово – язык – словесность

6

5

Календарные обряды и обрядовый фольклор

16

6

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор

9

7

Собственно славянские фольклорные жанры

11

Количество часов по развитию речи

9

Общее количество часов

68

Количество часов в неделю

2

3

Часть I

О СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕНАХ

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

1

2

3

Византийские

греко-римские

и

арабские историки о начале славян-

ских

племен.

Литература

к

теме:

«Хрестоматия

по

истории

СССР

с

древнейших

времен

до

конца XVIII

века». М., «Просвещение», 1989, стр.

10–11.

«Прокопий из Кесарии. Война с гота-

ми». М., 1950, стр. 297.

«Вестник

древней

истории».

М.

«Современник», 1990. Репринтное из-

дание по № 1, 1941 г., стр. 47–48.

З н а т ь : происхождение

славянских

племен,

места

расселения;

внешний

облик

славян

в

описания

Прокопия

Кесарийского,

Маврикия

Стратега;

образ жизни славян.

Уметь: работать с картой расселения

славянских племен.

4

Повесть временных лет о происхо-

ждении славян и их расселении по

земле.

Знать: краткие

сведения

об

авторе

«Повести временных лет», монахе Ки-

ево-Печерского

монастыря

Несторе;

его данные о происхождении славян-

ского племени и расселении славян по

земле.

5

Легенды о княгине Ольге, Кие, Щеке,

Хориве, о варяжских князьях Рюри-

ке, Труворе и Синеусе (в изложении

«Повести...» и «Никоновской лето-

писи»)

Древние

легенды

о

начале

Русской

земли, о нравах и образе жизни полян,

древлян, вятичей, северян и проч., о

приглашении

варяжских

князей

на

Русь; легенду о городе Киеве, о княги-

не Ольге.

6

Деление славян по племенам на три

группы в IX веке.

Причины деления славян на три груп-

пы: западные (чехи, морава, поляки),

южные

(сербы,

хорваты,

болгары),

восточные (украинцы, белорусы, рус-

ские).

Литература к теме:

Русская литература XI–XVIII вв.

М.

«Художественная

литература»,

1988, стр. 19, 21, 23, 25, 26.

«Повести временных лет» в переводе

Д. С. Лихачева.

Книга для чтения по истории СССР с

древнейших

времен

до

конца XVIII

века, М., «Просвещение», 1984, стр.

Уметь: давать краткую и разверную

характеристику славян, их обычаев,

образа жизин;

составлять простой план ответа.

4

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

7–12.

Хрестоматия по истории СССР с древ.

времен до конца XVIII в., М., «Про-

свещение», 1989, стр. 15–18.

7

Н. М. Карамзин и его «История го-

сударства Российского».

Изучение главы II «О славянах и дру-

гих

народах,

составивших

государ-

ство Российское»

Знать:

сведения

о

великом

русском

историографе Н. М. Карамзине и о его

«Истории

государства

Российского»;

происхождение,

расселение

славян-

ских племен (по Карамзину), сведения

о древнейших русских городах; назва-

ния

племен;

некоторые

географиче-

ские

названия

(Варяжское,

Русское,

Хвалынское море); причины междо-

усобных стычек славян.

8

Чтение и обсуждение сведений Н.

М. Карамзина о происхождении сла-

вян российских, о полянах, радими-

чах, вятичах и других племенах сла-

вянских, о древних городах русских,

о междоусобице славян российских.

Уметь: делать сравнительный анализ

сведений Карамзина и других источ-

ников;

находить

древние

города

на

современной карте страны.

9

Чтение,

обсуждение

и

конспекти-

рование

статьи

«О

физическом

и

нравственном

характере

славян

древних».

Природное сложение и свойства: хра-

брость, хищность, жестокость, добро-

душие, гостеприимство.

Литература к теме:

Н. М. Карамзин «История государства

Российского», М.: Наука, 1989, т. I, гл.

II, стр. 47, 49, 50, 52; гл. III, стр. 61–

78.

Знать: как описывает внешний облик

славян Карамзин; какими отличитель-

ными свойствами они обладали; како-

во было брачное устройство у славян;

каким было отношение к женам, де-

тям, старикам.

Ум е т ь : рисовать

устный

портрет

древнего славянина.

10

Нравы российских славян и их заня-

тия

(скотоводство,

земледелие,

торговля, искусство).

Литература к теме:

Карамзин Н. М., «Предания веков»,

М., 1988, т. 1, гл. 1–4.

Знать: нравы и обычаи разных сла-

вянских племен, их сходство и раз-

личие; чем питались и что надевали

славяне; как развивались скотоводство

и земледелие; с кем торговали славяне

и чем; какие виды искусств развива-

лись; как управлялись славянские пле-

мена.

Уметь: определять род занятий сла-

вян в зависимости от расселения.

11

Развитие речи

Знать: особенности построения тек-

5

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

12

Сочинение «Исторический портрет

древнего славянина»

стов описательного типа.

Уметь: использовать описание в сочи-

нении.

6

Часть II

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

(7 часов)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

13

Язычество – древняя форма религии Знать: что характерной особенностью

язычества является многобожие; что

определяет понятие «язычник».

Уметь: видеть

отражение

окружаю-

щего мира в древних формах религии.

14

Культ Природы у славян.

Чтение и обсуждение глав из книги А.

Н. Афанасьева «Древо жизни».

Знать:

как

объясняли

славяне

та-

инственную связь окружающих их яв-

лений; как верования славян отрази-

лись в сказках, загадках, где олицетво-

ряются силы природы.

Уметь:

излагать

текст

повествова-

тельного типа (на основе прочитанно-

го).

15

Языческие

боги,

упоминаемые

в

древнерусских памятниках.

(Игнатьевской

летописи,

«Слово

о

полку Игореве»).

Знать: как

деление

Вселенной

представлении славян) на три зоны:

небо, землю, подземный мир, нашло

отражение в разделении богов; имена

древнейших божеств (Сварога, Перу-

на, Стрибога и других).

Уметь: определять, каким божествам

должен был поклоняться славянин в

зависимости

от

места

расселения

и

рода занятий.

16

Облик языческих святилищ.

Знать: каков был внешний вид языче-

ских святилищ, их устройство; компо-

зицию языческих идолов (на примере

Збручского идола).

Уметь: рисовать

схему

языческого

святилища.

17

Культ Предков у древних славян.

Знать: как и почему язычники-славя-

не почитали души предков именуемые

«Род» и «Рожаницы».

7

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

Уметь: устно описывать ритуал жерт-

воприношения; сравнивать современ-

ное отношение к умершим предкам и

древнее почитание душ умерших.

18

19

Развитие речи

Подготовка и написание сочинения

по теме:

«Во что верил славянин язычник?»

Литература к теме:

Б. Рыбаков. «Язычество древних сла-

вян», М., 1981, стр. 56–74.

Н.

М.

Карамзин.

«История

государ-

ства

Российского»,

М.,

1989,

гл. III,

стр. 80–87.

А. Н. Афанасьев, «Древо жизни», М.,

1982, главы «Свет и тьма», «Небо и

Земля», «Вода».

П. И. Мельников (Печерский), «Миф

о солнце». «Литература в школе», №

5, 1989, стр. 83, 84.

Знать: особенности построения тек-

стов описательного типа с элементами

рассуждения.

Уметь: применять описание в сочине-

нии.

8

Часть III

МИФЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ

(7 часов)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

20

Египтяне о происхождении мира и

богов.

Знать: легенду об Исиде и Осирисе,

Сете и Горе; представления египтян о

Вселенной;

как

развивается

миф

о

солнце у египтян (высшее божество

Ра).

Ум е т ь : объяснять

происхождение

мира согласно египетской трактовке;

сравнивать египетскую мифологию со

славянской, находить общие и отличи-

тельные черты.

21

Греки и римляне о происхождении

мира и богов.

Знать: пантеон греческих богов и их

влияние на римскую мифологию; гре-

ческое представление о происхожде-

нии мира и богов; имена греческих и

римских богов.

Ум е т ь : сопоставлять

легенды

о

происхождении мира у разных наро-

дов, находить общие и отличительные

черты.

22

Индусы о происхождении мира и бо-

гов.

Знать:

легенду

о

великой

Матери

Кали и других богах.

Уметь: делать, сравнительный анализ

культа Кали и Умы – двух начал еди-

ного и славянского культа Рожаниц.

23

Чтение

и

обсуждение

мифов

о

разных

богах

в

греческой,

египет-

ской и индийской мифологиях.

Знать: особенности построения грече-

ских мифов, индийских сказаний; миф

об Уране и сыне его Кроне, миф о ти-

танах, легенду о боге Шиве.

Уметь: находить отличительные осо-

бенности мифа как жанра фольклора.

24

Рождение,

жизнь,

подвиги

верхов-

ных повелителей мира в различных

мифологиях.

(Чтение и анализ мифа о рождении

Зевса, о борьбе богов-олимпийцев с

титанами; чтение мифа о войне боги-

ни Кали с асурами (злыми демонами),

мифа о битве Сета с Гором).

Знать: как естественные физические

процессы Земли (землетрясения, на-

воднения, извержения) нашли отраже-

ние в мифах, рассказывающих о бит-

вах богов с их противниками – силами

зла (гекатонхейрами, асурами и др.).

Уметь: находить

в

мифах

религи-

озные,

научные

и

поэтические

эле-

9

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

менты.

25

Легенды

и

сказания

о

героях

в

разных мифологических традициях.

(Чтение и обсуждение мифа о Геракле

и его подвигах).

Знать: как в легендах о героях выра-

зилась мечта людей о совершенстве

Человека,

его

исключительности;

основные имена и подвиги греческих

героев Геракла, Тезея, Персея.

Уметь: сопоставлять

героев

разных

мифов с русскими былинными бога-

тырями; схожесть и различия в мифо-

логических

изображениях

чудовищ

(дракон Тифон и Чудо-Юдо, циклоп –

Лихо одноглазое и др.).

26

Развитие речи.

Сочинение по теме:

«Миф о Солнце у разных народов».

Литература к теме:

Н. А. Кун. «Легенды и мифы древней

Греции», Душанбе, 1988, стр. 3–9.

Э.

Маркин,

«Мифы

народов

мира»,

М., 1989, гл. V,

VII, стр. 84–86, стр.

89–90.

«Мифы

Древней

Индии»,

М.,

1975,

стр. 10–15.

Знать: как отражен культ Солнца у

разных народов, почему у всех наро-

дов

есть

бог

солнце

(Ра,

Гелиос,

Даждь бог).

Уметь: применять сравнения в описа-

нии и повествовании.

10

Часть IV

СЛОВО – ЯЗЫК – СЛОВЕСНОСТЬ

(6 часов)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

27

Слово – мысли, слово – язык. Словес-

ность как совокупность словесных

произведений народа во всех родах и

видах.

Знать: что народ имеет все главнейшие

нравственные основы своей националь-

ности в языке; что язык – древнейший

памятник доисторической жизни наро-

да; что слово связано с мыслью и язы-

ком, что язык развивается с развитием

народа;

определение

«словесности»,

принятое в данном курсе; что вера, зна-

ния, поэзия сливались воедино для чело

века в древности; что такое творчество

называется синкретическим.

Уметь: использовать изученную тер-

минологию в устной речи.

28

Фольклорные представления о свой-

ствах устного слова.

Фольклорные правила ведения диа-

лога, правила речевого этикета.

«Литература в школе», № 4, 1989.

Знать: типологические

особенности

фольклорных

произведений;

что

фольклорные произведения безличны

по сути, так как выражают мысли и

чувства, доступные общему понима-

нию; правила для Говорящего и для

Слушающего, требования к речи че-

ловека.

Уметь: применять изученные правила

при разборе монологов и диалогов в

изучаемых произведениях.

29

30

Различные

жанры

фольклора

рус-

ского народа.

Литература к теме:

Рождественский

Ю.

В.

«Лекции

по

общему языкознанию», М., 1990, стр.

63–64.

Знать:

жанры

фольклора:

мифы,

обрядовый

фольклор,

календарный,

бытовой,

пословицы,

поговорки,

за-

гадки; сказки, былины, легенды, те-

атр.

Уметь: определять

по

прочитанным

образцам жанр фольклора.

31

История

изучения

словесности

до

XIX века и в XIX веке, разные школы

изучения фольклора.

(Чтение и анализ басен Сумарокова,

сказок Пушкина, песен Кольцова).

Знать: какие влияния испытала сло-

весность в результате принятия хри-

стианства и петровских реформ; име-

на

русских

писателей,

доказавших

своим

творчеством,

что

русская

на-

родная поэзия жива; имена русских

ученых-славяно-ведов.

32

Изучение словесности в настоящее

время

этнографами,

археологами,

филологами.

Уметь: применять полученные сведе-

ния в монологических ответах.

11

Часть V

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

(15 часов)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

33

Введение.

Общие сведения о календаре в Рос-

сии

Знать: время

появления

славянских

календарей, славянские названия – ха-

рактеристики месяцам и дням, зимние

и весенне-летние праздники, некото-

рые приметы погоды.

34

Связь народных календарей с приме-

тами погоды.

(Чтение и обсуждение главы «народ-

ные праздники» из книги А. Н. Афа-

насьева «Древо жизни»).

Уметь: проследить по дням, насколь-

ко, верен народный календарь для на-

шего времени.

35

Возникновение

календарных

обря-

дов.

Календарные

обряды

символиче-

ское понимание жизни (природы и

человека).

Знать: что обряды – символические

действия,

имеющие

магиче ский

смысл; что каждый народ имеет свой

образ Мира.

Уметь: видеть общее и различное в

культуре

разных

народов,

выявлять

закономерности в познании мира на-

родами.

36

Зимние календарные обряды у рус-

ских.

(Изучение колядок и подблюдных пе-

сен).

Знать: центральные магические дей-

ства: колядование, гадание, поминове-

ние

предков,

принятие

ритуальной

еды, игры с ряжением, посиделки; ха-

рактер

обрядовой

песни:

величаль-

ные, корильные, заклинательные, ри-

туальные, игровые, лирические; худо-

жественные

средства

и

построение

обрядовых песен.

37

38

Зимние календарные обряды у рус-

ских.

(Изучение масленичных песен, весня-

нок).

Литература к теме:

В.

П.

Аникин

«Русский

фольклор»,

М., 1987, стр. 134–141.

Ю.

Г.

Круглов

«Русские

обрядовые

песни», М., 1982.

В. П. Аникин и Ю. Г. Круглов «Рус-

ское

народное

поэтическое

творче-

Уметь: анализировать

художествен-

ные особенности обрядовых песен; по

зачитанным отрывкам определять ха-

рактер обрядовой песни; читать наи-

зусть

и

петь

некоторые

обрядовые

песни; находить в обрядовых песнях

отголоски двоеверия.

12

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

ство», Л., 1983, стр. 81–94.

39

Зимние обряды у европейцев.

Литература к теме:

сб. «Календарные обычаи и обряды в

странах

зарубежной

Европы,

М.,

1983.

Знать: обряды европейцев, похожие

на русские обряды; магические дей-

ства европейских обрядов и их бли-

зость к русским действам.

Уметь: делать сравнительный анализ

европейских обрядовых песен с рус-

ским обрядовым фольклором.

40

Зимние

обряды

у

народов

Восточ-

ной Азии.

Литература к теме:

сб. «Календарные обычаи и обряды

народов

Восточной

Азии.

Новый

год», М., 1985 или М., 1989.

Знать: обряды

зимнего

цикла:

«от-

правка зимней одежды предкам», день

зимнего солнцестояния, обряд Вось-

мерки месяца ла, проводы на небо бо-

жества домашнего очага Цзаована; та-

лисманы, обладающие магической си-

лой.

Уметь: различать общее и особенное

в символике восточных народов и рус-

ских.

41

Весенне-летние

обряды

у

русских

(семицкие,

троицкие,

купальские

обряды).

(Чтение главы «Народные праздники

из книги Афанасьева «Древо жизни»).

Белов В. «Лад», М., 1982, стр. 21, 26.

Знать: обряды весенне-летнего цикла

(средокрестье, «чистый» четверг, пас-

ха с элементами двоеверия, завивание

березки в селик, празднование Ивана

Купалы).

Уметь: по описанию обряда опреде-

лять праздник весенне-летнего цикла.

42

Обрядовая поэзия у русских. (Чтение

и изучение семицко-троицких песен,

анализ купальских песен, работа над

их художественными особенностями).

Соколова В. К. «Весенние-летние ка-

лендарные

обряды

русских,

украин-

цев, белорусов». М., 1979, стр. 67–93,

95.

Белов В. «Лад», М., 1982, стр. 29, 30.

З нать: обрядовые

песни,

хоровые

переклички, хороводные песни, вью-

ношные песни, семицко-троиц-кие и

купальские песни, особенности их по-

строения;

художественные

средства

обрядовой поэзии.

Уметь: анализировать художественные

особенности обрядовых песен; по зачи-

танным отрывкам определять характер

обрядовой песни и праздник, когда со-

вершается этот обряд.

43

Осенние календарные обряды у рус-

ских (Отпевание Ярилы (Костромы)).

(Чтение и анализ жнивных песен).

Знать: какие ритуальные магические

действа совершает земледелец («заго-

варивание огурцов", «обегание гряд»,

«чествование

снопа»);

художествен-

ные особенности жнивных песен.

Ум е т ь : по

описанию

магического

действа и по обрядовой песне опреде-

13

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

лить календарный обряд.

44

Весенне-летние и осенние обряды у

европейцев.

Литература к теме:

Соколова В. К. «Весенне-летние ка-

лендарные

обряды

русских,

украин-

цев,

белорусов».

М.,

1979,

стр.

98–

110, стр. 113–118.

Сб. «Календарные обычаи и обряды в

странах

зарубежной

Европы».

М.,

1985, стр. 83, 110, 111, 137–140.

Знать: обряды европейцев, сходные с

русскими

календарными

обрядами,

ритуальные

действия,

имеющие

аграрный смысл, их общность и раз-

личия у разных народов Европы; как

весенне-летние

обряды

связаны

с

остатками языческих культов Солнца.

Уметь: находить общие и отличитель-

ные черты весенне-летних и осенних

календарных обрядов у европейских

народов и русских; объяснять, чем вы-

званы сходства и различия в обрядах.

45

Элементы

весенне-летних

и

осен-

них

обрядов

у

народов

Восточной

Азии.

Литература к теме:

сб. «Календарные обычаи и обряды

народов

Восточной

Азии.

Годичный

цикл». М., 1989, стр. 37–41, стр. 53–

58, 59, 85–89.

Знать: обряды праздников Холодной

пищи и Чистого света, Праздника под-

метания могил, обряды, связанные с

культом Солнца и Луны; магические

действа и ритуалы, их особенности у

народов Китая.

Уметь: различать общее и особенное

в

символике

обрядов

восточных

и

европейских народов.

46

Обобщающий урок по теме «Круг-

лый год в календарных обычаях и

обрядах».

Знать: календарные обычаи и обряды

разных народов зимнего, весенне-лет-

него и осеннего циклов.

Ум е т ь : составлять

сравнительную

хронологическую

таблицу

обрядов

русских, европейских и восточных на-

родов; отмечать в ней совпадение и

различие праздников, объяснять при-

чины

сходства

и

несоответствия

праздников

и

обрядов;

читать

наи-

зусть

некоторые

обрядовые

песни;

описывать наиболее интересные обря-

ды.

47

Обобщение по теме:

«Наиболее значимые символы в ка-

лендарных обычаях, обрядах и обря-

довой поэзии».

Знать: какую

роль

играют

Солнце,

Огонь, Земля, Вода в обрядах наро-

дов;

роль

растений,

пищи,

даров

и

жертв,

примет,

символических

дей-

ствий и слов.

Уметь: через символику определять,

как выражалась и сохранялась связь

Человека с Природой, его миссия по

14

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

отношению к Природе.

48

Развитие речи.

Сочинение по теме: «Живая приро-

да в календарных обычаях и обря-

дах».

Литература к теме:

Соколова В. К. «Весенне-летние ка-

лендарные

обряды

русских,

украин-

цев, белорусов», М., 1979.

Сб. «Календарные обычаи и обряды в

странах

зарубежной

Европы».

М.,

1973, «Зимние праздники». М., 1977,

«Весенние

праздники»,

М.,

1978,

«Летне-осенние праздники».

Знать: как связь Человека и Природы

отразилась и сохранилась в календар-

ных обычаях и обрядах.

Уметь: использовать

сравнительный

анализ, художественные средства рус-

ских обрядовых песен в сочинениях

повествовательного типа с элемента-

ми рассуждения.

15

Часть VI

СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ

И ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

(7 часов)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

49

Жизненный круг человека и роль се-

мьи в его жизни.

(Чтение и обсуждение глав «Жизнен-

ный круг» и «Семья» из книги В. Бе-

лова «Лад»).

Литература к теме:

Белов В. «Лад», М., 1982, стр. 115–

133, стр. 110–112.

Знать: как жизненный круг человека

(младенчество,

детство,

отрочество,

юность,

молодость,

зрелость,

ста-

рость) изменяет его меру ответствен-

ности перед окружающими его людь-

ми; какую роль играет семья в жизни

каждого человека.

Уметь: составлять устный рассказ о

своей семье, ее традициях, нравствен-

ных авторитетах.

50

Семейно-бытовые обряды и обрядо-

вый фольклор (общий обзор).

З н ат ь : основные

семейно-бытовые

обряды; какие важные моменты чело-

веческой жизни нашли отражение в

семейно-бытовых обрядах.

Ум е т ь : описывать

уже

виденные

обряды (свадьбу, похороны и др.); от-

личать их характерные особенности.

51

Родильные обряды.

Литература к теме:

Забылин М. «Русский народ, его обы-

чаи,

обряды,

предания,

суеверия

и

поэзия», М., 1989, стр. 532–536.

Аникин В. А. «Русское народное поэ-

тическое творчество», Лен. 1983, стр.

68.

Знать: как проходит обряд омовения,

трапезы, одаривания; какие атрибуты

обряда должны присутствовать обяза-

тельно.

Уметь: использовать описание обряда

в повествовательных текстах.

52

53

Свадебные

обряды.

Обрядовая

сва-

дебная поэзия.

(Чтение

и

обсуждение

свадебных

обрядовых песен).

Литература к теме:

сб.

«Русская

народная

поэзия».

О,

1984, стр. 237–238.

Толстой А. К. «Сватовство».

Забылин М. «Русский народ, его обы-

чаи,

обряды,

предания,

суеверия

и

поэзия», М., 1989.

Знать: что свадьба – это драматиче-

ское действо, состоящее из следую-

щих моментов: сватовство, смотрины,

сговор, рукобитье, богомолье, «девич-

ник-мальчишник», расплетение косы,

утро свадебного дня, сборы свадебно-

го поезда во дворе жениха, приезд же-

ниха, стол в доме невесты, венчание,

приезд в дом жениха, княжий стол,

послесвадебные

обряды;

художе-

ственные особенности свадебных пе-

16

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

Белов В. «Лад», М., 1982.

Терещенко А. «Быт русского народа»

(в 7 т.).

сб.

«Русские

народные

песни»,

М.,

1988, стр. 275–339.

сен и их характер (величальный, ко-

рильный, плач, причитание, заговор).

Уметь: анализировать

художествен-

ные

особенности

свадебных

песен,

определять их характер по прочитан-

ным отрывкам.

54

Развитие речи.

Сочинение на тему «Свадьба – одно

из

главных

событий

человеческой

жизни».

Знать: какую роль играла свадьба в

сознании человека (мысль о продол-

жении

рода,

непрерывности

бытия,

создание семьи и др.).

Уметь: использовать

рассуждение

в

сочинениях описательного и повест-

вовательного типа.

55

Похоронные обряды и поэзия.

(Чтение и разбор главы «Похороны»

из книги В. Белова «Лад»). Слушание

записи «Плач Ярославны».

Литература к теме:

Чистов

К.

«Причитания»,

Л.,

1960,

стр. 379.

Аникин В. П., Круглов Ю. Г. «Русское

народное

поэтическое

творчество»,

Л., 1983.

Сб.

«Русские

песенницы

наших

дней», М., 1988.

Велецкая Н. Н. «Языческая символика

славянских

архаических

ритуалов»,

М., 1978, стр. 37.

Белов В. «Лад», М., 1982.

Некрасов Н. «Мороз, Красный нос».

«Слово о полку Игореве» («Плач Яро-

славны»).

Знать: как в похоронных обрядах вы-

разилось

представление

человека

о

существовании двух миров, земного и

потустороннего,

представление

о

влиянии умерших предков на земную

жизнь.

Уметь: давать

художественный

ана-

лиз причитания и плачей, разбирать

их содержание, композицию, ритмику,

художественные образы.

56

Рекрутские обряды и поэзия.

(Чтение и разбор плачей по рекруту).

Знать: исторические сведения о ре-

крутской службе в России, о военных

поселениях,

о

правилах

набора

ре-

крут, о сроке рекрутской службы, как

отразилось важное событие (проводы

в армию) в обрядах народа.

57

Развитие речи.

Сочинение

по

теме:

«Жизненный

круг русского человека по семейно-

бытовым обрядам»

Уметь: использовать художественные

образы обрядовых песен в сочинении-

повествовании.

17

Часть VII

СОБСТВЕННО СЛОВЕСНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ

(11 часов)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

58

Введение.

О собственно словесных фольклор-

ных

жанрах.

Происхождение

ска-

зок,

загадок,

пословиц,

их

значи-

мость в культурной жизни народа.

Литература к теме:

Пропп В. Я. «Фольклор и действи-

тельность», М., 1976, стр. 38, 39.

Белов В. «Лад», М., 1982, глава «На-

чало всех начал».

Знать: определение «собственно сло-

весных жанров (сказок, загадок, посло-

виц, поговорок, преданий, бывальщин,

прибауток и др.); принципы классифи-

кации фольклорных жанров.

Уметь: применяя принципы классифи-

кации определять жанр прочитанного

текста, находить в известных сказках,

пословицах загадках основную идею,

заложенную

народом,

его

нравствен-

ные идеалы.

59

Русские народные сказки. Окружа-

ющий мир в народнвх сказках.

(Анализ и обсуждение самостоятель-

но прочитанных сказок).

Знать: каковы

атрибуты

сказочного

мира, что в этом мире происходит, ка-

ковы мотивы поведения героя сказки, к

чему стремится Человек и Природа в

мире сказок; в чем заключается поучи-

тельность и жизненность сказок; в ка-

ких образах народ воспринимает мир в

сказке; каково построение сказки, поэ-

тика

сказки,

правила

обращения

со

словом,

которые

используют

герои

сказки.

60

Русская волшебная сказка, ее эсте-

тическое

совершенство.

Отраже-

ние

нравственности

народа

в

сказке

61

Разные

типы

сказок

и

проблемы,

которые

в

них

решают

безымян-

ные авторы.

(Анализ языковых особенностей быто-

вых сказок и сказок о животных).

Литература к теме:

Пропп В. Я. «Морфология сказки»,

М., 1977.

«Русские

народные

сказки»,

любое

издание.

Уметь: определять тему, идею и тип

сказки;

выступить

в

роли

сказителя,

соблюдая правила речевого этикета; со-

чинять сказки по предложенному нача-

лу; использовать особенности сказок в

сочинениях повествовательного типа.

62

Загадка как исторический и этно-

логический

источник,

художе-

Знать: как

воплотился

предметный

мир в загадке; как можно составить по

18

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

ственные особенности и структу-

ра загадки. Сравнительный анализ

загадок мира.

Литература к теме:

Аникин В. П., Круглов Ю. Г. «Рус-

ское

народное

поэтическое

творче-

ство», Л., 1983, стр. 103.

Митрофанов В. В. «Русские народ-

ные загадки», Л., 1978, стр. 140–142.

загадкам

представление

об

историче-

ском определенном времени; что такое

«без лица в личине», почему «лицо»

скрыто в иносказании, намеке; принци-

пы

замещения,

выключения,

отрица-

тельного сравнения, противопоставле-

ния; основной поэтический прием за-

гадки – метафору (уподобление).

Уметь: находить общие и отличитель-

ные черты в загадках разных народов и

определять принципы построения зага-

док.

63

Пословицы. Пословичная риторика

и логика.

Литература к теме:

Пермяков

Г.

Л.

«От

поговорки

до

сказки», М., 1970.

Даль В. И. «Пословицы русского на-

рода», М., 1957.

Знать: что пословицы и поговорки яв-

ляются знаками ситуаций или отноше-

ний между вещами, как делится все су-

ществующее в природе на четыре груп-

пы (отношение к себе, к общественно-

му идеалу, к людям, к труду).

Уметь: подбирать пословицы к каждой

из логических групп.

64

Пословицы

как

первобытные

ис-

точники права, пословицы о нрав-

ственности.

Отражение

в

посло-

вицах философских воззрений наро-

да.

Знать: что некоторые законы впервые

были высказаны в виде народной муд-

рости в пословице; как в пословицах о

стихиях, о вере, о языке отразились вз-

гляды народа на некоторые конкретные

проблемы.

Уметь: подбирать пословицы, в кото-

рых отразился взгляд народа на власть,

на суд, на преступления и наказания,

на нравственные идеалы.

65

Русский героический эпос.

(Характеристика жанра былины).

(Чтение и анализ былин о старших

богатырях

«Рождение

богатыря»,

«Святогор и Микула Селянинович».

З н а т ь : определение

былины

как

фольклорного жанра; особенности по-

строения былин, их композицию, рит-

мику, художественные образы.

Уметь: отличать жанр былины от дру-

гих фольклорных жанров.

66

Чтение и разбор былин о старших

богатырях из цикла былин об Илье

Муромце.

Литература к теме:

«Библиотека

русского

фольклора»,

том 1, «Былины», М., 1988.

Пропп В. Я. «Фольклор и действи-

Знать: содержание и морфологию бы-

лин, географические названия, истори-

ческие

события

и

имена,

основные

черты богатырей, нравственные идеа-

лы.

Уметь: делать посильный анализ языка

былин,

находить

языковые

средства

19

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

тельность», М., 1976.

(метафоры, эпитеты, сравнения, гипер-

болы).

67

Народный театр.

(Разыгрывание обрядовых песен, чте-

ние по ролям вертепных пьес из цик-

ла «Театр Петрушки»).

Литература к теме:

«Фольклорный театр», М., 1988.

Знать: что

обрядовые

игры,

песни-

предшественники народных театраль-

ных представлений; структуру драма-

тической и комической пьесы; харак-

тер конфликта, стиль, язык в народной

пьесе; прибаутки балаганных зазывал.

Уметь: передавать характер разыгры-

ваемой

песни,

соблюдая

ритуальные

действия данного обряда.

68

Обобщающий

урок

по

курсу

«На-

родная словесность»

Повторить весь пройденный курс в це-

лом

и

сделать

некторые

важные

для

следующего курса выводы.

Ответить на вопросы о значимости на-

родной словесности в культуре народа

о поэтических вкусах русского народа,

об

особенностях

устной

словесной

культуры.

Учебное пособие к данному курсу:

Костанян Н.Н. «Русская народная словесность»

М., «Просвещение», 1994 г.

20

ЛИТЕРАТУРА

1.

«Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII

века». М., «Просвещение», 1989, стр. 10–11.

2.

«Прокопий из Кесарии. Война с готами». М., 1950, стр. 297.

3.

«Вестник древней истории». М. «Современник», 1990. Репринтное из-

дание по № 1, 1941 г., стр. 47–48.

4.

Русская

литература XI–XVIII

вв.

М.

«Художественная

литература»,

1988, стр. 19, 21, 23, 25, 26.

5.

«Повести временных лет» в переводе Д. С. Лихачева.

6.

Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца

XVIII века, М., «Просвещение», 1984, стр. 7–12.

7.

Б. Рыбаков. «Язычество древних славян», М., 1981, стр. 56–74.

8.

Н. М. Карамзин. «История государства Российского», М., 1989, гл. III,

стр. 80–87.

9.

А. Н. Афанасьев, «Древо жизни», М., 1982, главы «Свет и тьма», «Небо

и Земля», «Вода».

10.П. И. Мельников (Печерский), «Миф о солнце». «Литература в школе»,

№ 5, 1989, стр. 83, 84.

11.Н. А. Кун. «Легенды и мифы древней Греции», Душанбе, 1988, стр. 3–9.

12.Э. Маркин, «Мифы народов мира», М., 1989, гл. V, VII, стр. 84–86, стр.

89–90.

13.«Мифы Древней Индии», М., 1975, стр. 10–15.

14.Рождественский Ю. В. «Лекции по общему языкознанию», М., 1990,

стр. 63–64.

15.В. П. Аникин «Русский фольклор», М., 1987, стр. 134–141.

16.Ю. Г. Круглов «Русские обрядовые песни», М., 1982.

17.В. П. Аникин и Ю. Г. Круглов «Русское народное поэтическое творче-

ство», Л., 1983, стр. 81–94.

18.сб. «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый

год», М., 1985 или М., 1989.

19.сб. «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годич-

ный цикл». М., 1989, стр. 37–41, стр. 53–58, 59, 85–89.

20.Соколова В. К. «Весенне-летние календарные обряды русских, украин-

цев, белорусов», М., 1979.

21.Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и

поэзия», М., 1989, стр. 532–536.

22.Чистов К. «Причитания», Л., 1960, стр. 379.

23.Сб. «Русские песенницы наших дней», М., 1988.

24.Велецкая Н. Н. «Языческая символика славянских архаических ритуа-

лов», М., 1978, стр. 37.

21

25.Белов В. «Лад», М., 1982.

26.Некрасов Н. «Мороз, Красный нос». «Слово о полку Игореве» («Плач

Ярославны»).

27.Пропп В. Я. «Фольклор и действительность», М., 1976, стр. 38, 39.

28.Белов В. «Лад», М., 1982, глава «Начало всех начал».

29.Пермяков Г. Л. «От поговорки до сказки», М., 1970.

30.Даль В. И. «Пословицы русского народа», М., 1957.

22



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!