Напоминание

"Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 6 кл)"


Автор: Манцыгина Элеонора Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №107"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 6 кл)"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: среднее образование





Назад




МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 107»

Программа внеурочной деятельности по

литературе (курс словесности в 6 классе)

Подготовила:

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Ростов-на-Дону

2017г.

0

Раздел «Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.»

6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вступление Древней Руси на путь мировой цивилизации выражается в

сложении письменности, в приобщении к мировой письменной культуре, в

возникновении и развитии самобытной письменной словесности во всех ее

видах и разновидностях. Поэтому так интересен курс «Древнерусская пись-

менная словесность Х – XIII вв.». ведь Х век – время принятия христианства,

которое сыграло большую роль в духовном движении русского народа.

Учащиеся знакомятся с изменением мировоззрения народа от культа

Природы и Предков к новым представлениям о происхождении Вселенной.

Программа 6 класса охватывает три века. Она знакомит учащихся с

древнерусской письменной культурой, представленной переводом Священно-

го писания, летописями, сказаниями, поучениями, молениями, житиями, а

также знакомит с типами документов этого времени, с образцами учительно-

го и торжественного красноречия с законами, с наукой.

Учащиеся должны уяснить, что литературное произведение живет во

времени – в прошлом, будущем и настоящем. В прошлом его истоки, в буду-

щем – традиции.

Среди наиболее важных источников литературы Древней Руси – Биб-

лия. Без ее знания невозможно понять всю русскую литературу, которая бук-

вально пронизана библейскими сюжетами и идеалами.

Знакомство

с

жанрами

древнерусской

литературы

позволяет

понять

сущность современных жанров, их особенности, что повышает филологиче-

ское образование учащихся.

Курс вызывает у учащихся познавательный интерес к родной культуре.

Так же, как и курс «Народной словесности», курс ведется факультативно.

Программа данного курса у Н. Н. Костанян рассчитана на 101 час, но с уче-

том специфики преподавания мы сократили его до 68 часов. Материал курса

изучается учащимися достаточно легко. Все тексты изучаются в переводе с

обращением к древнерусскому подлиннику. Существенно обогащается сло-

варный запас языка ребят, что позволяет сделать речь более выразительной.

Курс дает возможность понять значимость письменной словесности в

культуре народа, ведь письменные произведения отражают взгляды, нрав-

ственность, творческие возможности народа.

1

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию

программы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего об-

разования. Стандарт основного общего образования в области

«Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

2.

Обязательный минимум содержания основного общего образова-

ния по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

3.

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.

4.

Региональный компонент стандарта общего образования.

5.

Школьный компонент стандарта общего образования.

6.

Закон об образовании РФ.

7.

Учебный план МБОУ «Школа №107» на 2017-2018 учебный год.

2

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Кол-во часов

1

Введение в курс письменной словесности

9

2

Основные представления о Библии и библейских

книгах (Ветхий завет)

10

3

Новый завет

15

4

Древнерусская письменная словесность X-XIIIвеков

34

Количество часов по развитию речи

4

Общее количество часов

68

Количество часов в неделю

2

3

Часть I

ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ

(9 часов)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

1

Вводный урок.

Письменная словесность в ее видах

и разновидностях.

Литература к теме:

Рождественский

Ю.

В.

«Введение

в

общую филологию», М., 1979.

Знать: основные цели и задачи курса

письменной словесности, продолжаю-

щего курс устной народной словесно-

сти; что вступление Древней Руси на

путь мировой цивилизации выражает-

ся в сложении письменности, в приоб-

щении к мировой письменной культу-

ре, в возникновении и развитии само-

бытной

письменной

словесности

во

всех ее видах и разновидностях; крат-

кую

классификацию

видов

и

разно-

видностей письменной словесности.

Уметь: сопоставлять понятия «пись-

менная» и «устная» словесность; на-

ходить общие и отличительные черты

в каждом курсе; делать вывод о важ-

ности письменности для любого госу-

дарства.

2

3

Христианство на Руси (общие све-

дения).

Н. М. Карамзин о Владимире Свя-

том

(краткие

сведения

о

династии

Рюриковичей).

Литература к теме:

Карамзин Н. М. «История государства

Российского», т. I, М., «Наука», 1989,

стр. 144–163.

Карамзин Н. М. «Предания веков», т.

I, гл. IX, стр. 107;

«Евангелие от Матфея», гл. 27, 28;

Аверинцев С. С. «Троица» – «Мифы

народов мира», т. 2, стр. 527–528.

Знать:

историческую

и

культурную

жизнь Руси в Х веке к моменту приня-

тия христианства; роль в этой жизни

династии

Рюриковичей;

какую

роль

сыграло массовое крещение россиян в

духовном движении русского народа;

как изменилось мировоззрение народа

от культа Природы и Предков к новым

представлениям

о

происхождении

Вселенной, об истории рода человече-

ского; общее представление о христи-

анстве – религии, в основе которой ле-

жит

вера

в

Иисуса

Христа;

знать

смысл

Троицы

(три

лица

Божества:

Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух); дея-

ния Владимира Святого на основе све-

дений Н. М. Карамзина.

Уметь: использовать полученные све-

дения в монологических ответах; об-

4

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

основать

логическую

необходимость

перехода от многобожия любого круп-

ного государства, стремящегося к уси-

лению центральной власти и объеди-

нению земель.

4

Создание письменности на Руси.

Литература к теме:

Понырко

Н.

В.

«Повести

Древней

Руси», Л., 1983;

«Повесть временных лет», стр. 134–

135.

Знать:

время

создания

славянской

письменности и появления письмен-

ности на Руси; славянские азбуки –

кириллицу и глаголицу; связь старо-

болгарской

письменности

с

древне-

русской.

Ум е т ь : сопоставлять

кириллицу

с

современной азбукой; в этом измене-

нии видеть закономерность изменения

устной и письменной речи и делать

вывод, что язык – явление развиваю-

щееся.

5

Знакомство с жизнью и деятельно-

стью

славянских

просветителей

Кирилла и Мефодия.

«Житие Кирилла»

«Житие Мефодия»

( Ч т е н и е

и

к о м м е н т и р о в а н и е

«Житий»).

Литература к теме:

«Памятники

литературы

Древней

Руси. Начало русской литературы. XI

начало XII века». Под ред. Л. А.

Дмитриева, Д. С. Лихачева. М., «Ху-

дожественная литература», 1978 г.;

еженедельник «Семья», № 27, 1988 г.

Знать: что деятельность славянских,

просветителей

Кирилла

и

Мефодия

сыграла

большую

роль

не

только

в

развитии

славянской

письменности,

но и в духовном единении всей сла-

вянской литературы; что отличитель-

ной особенностью всех восточносла-

вянских (русской, украинской и бело-

русской) литератур является принад-

лежащая Кириллу и Мефодию мысль

о единстве человечества и ответствен-

ности каждого народа в общечелове-

ческом устроении к просвещении.

Уметь: на

основе

прочитанных

от-

рывков делать вывод о том, что цель

любого человека – служение своему

народу; использовать полученные зна-

ния в ответах-рассуж-дениях.

6

Сказание

черноризца

Храбра.

«О

письменах».

(Чтение и комментирование отрывков).

Литература к теме:

«Памятники

литературы

Древней

Руси. Начало русской литературы. XI

– начало XII века». М., «Художествен-

ная литература», 1978.

Знать: что древнерусские книжники

придавали

большое

значение

разви-

тию письменности на Руси.

Уметь: по прочитанным текстам пред-

ставить

духовный

облик

автора,

его

мировоззрение, понятие о нравствен-

ности.

5

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

7

Виды письменной словесности: ну-

мизматика, сфрагистика, эпиграфи-

ка, палеография.

Литература к теме:

Рождественский

Ю.

В.

«Введение

в

общую филологию», М., 1979.

Знать: классификацию видов и разно-

видностей

письменной

словесности

по Ю. В. Рождественскому; что в кур-

се

«Древнерусская

письменная

сло-

весность»

будут

изучаться

палеогра-

фические тексты во всех их разновид-

ностях; в чем состоит труд палеогра-

фа: определение характера рукописи,

ее происхождения по времени и месту

написания, изучение материала и ору-

дия письма и т. д.; что надписи на мо-

нетах, рисунки печатей тоже источни-

ки письменных сведений о культуре

данного общества.

Уметь: используя схему классифика-

ции видов словесности, давать крат-

кую характеристику каждому из них.

8

9

Функционирование

письменных

текстов в культуре.

Институты

функционирования

письменных текстов (почта – кан-

целярия – хранилище – школа).

Литература к теме:

Рождественский

Ю.

В.

«Введение

в

общую филологию», М., 1979.

Знать: что возникновение письменно-

сти создает возможность для закреп-

ления, накопления, хранения, отбора,

совершенствования и обмена культур-

ных текстов; что обеспечить обраще-

ние

письменной

речи

призваны

четыре института: почта, канцелярия,

хранилища

текстов

(библиотека,

ар-

хив, музей), школа; что с функциони-

рованием письменной речи растет ко-

личество грамотных людей.

Уметь: используя полученные знания

определять, в каком институте будет

функционировать

тот

или

иной

вид

(разновидность) словесности: (почта –

личные письма, документы, музей –

документы, рукописные книги и т. д.).

10

Библейские книги.

Литература к теме:

Дронов М. А. «О Библии и библей-

ском учении», «Литература в школе»,

№ 2, 1990, стр. 57;

Творогов О. В. «Литература Древней

Руси в сегодняшней школе», «Литера-

тура в школе», № 2, 1990, стр. 52.

З н ат ь : наиболее

распространенные

библейские книги; книги Нового заве-

та – Евангелия, Апостольские посла-

ния, Деяния, книги Ветхого завета –

Псалтири, Пятикнижие (книги Иисуса

Навина, Судей, четыре книги Царств,

книги Руфь и Иудифь)).

Уметь:

составлять

рабочий

словарь

новых слов, использовать полученные

6

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

знания в монологических ответах.

11

Библия. Общие сведения о Ветхом

завете и Новом завете.

Литература к теме:

Костанян Н. Н. «Библия на уроках ли-

тературы», «Литература в школе», №

2, 1990, стр. 124–128)

Дронов М. А. «О Библии и библей-

ском учении», «Литература в школе»,

№ 2, 1990, стр. 59–61.

Знать: основные понятия (библия, за-

вет, Евангелие); что Библия – один из

первых

текстов

(переводных),

пред-

ставляющих

этнологические

сочине-

ния,

этико-юридические,

историко-

политические

и

др.

сочинения;

что

Ветхий завет – это история испытаний

людей от Сотворения мира до прихода

Мессии Иисуса Христа (50 книг); что

Новый завет знакомит с (27 книг) жиз-

нью Христа; что Библия – это и рели-

гиозное учение, и этико-юридический

источник, и историческое, и литера-

турное произведение.

Уметь: использовать в ответах сведе-

ния о Ветхом и Новом завете, раскры-

вая значение этих слов, понятий.

Ветхий завет

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

12

Сотворение мира.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: как объясняет Библия происхо-

ждение мира и человека.

Уметь:

сопоставлять

легенды

о

происхождении мира у греков, инду-

сов, египтян, христианскую версию и

научную трактовку.

13

Жизнь первых людей в раю. Грехопа-

дение.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: как

объясняет

христианская

религия наличие пороков в человеке,

происхождение

добра

(Авель)

и

зла

(Каин) в людях; почему, по христи-

анской догме женщина – существо бо-

лее низкого порядка.

Уметь: видеть в библейских текстах

мысль о том, что Бог всемогущ, он

прощает и наказывает; опровергать и

подтверждать этот тезис примерами

из жизни.

14

Потоп. Ной и его сыновья. Радуга –

завет Бога с человеком. Вавилонская

Знать: легенду о том, как наказывают-

ся грешники и спасается праведник,

7

башня.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

как

объясняет

Библия

радугу

после

дождя, как ее объясняют законы физи-

ки; как объясняет Библия происхожде-

ние

трех

рас:

монголоидной

(от

Сима);

негроидной

(от

Хама);

евро-

пейской

(от

Иафета);

множества

разных языков.

Уметь: сопоставлять научные и рели-

гиозные взгляды на данные явления

(расы, языки, радуга, потоп, происхо-

ждение видов животных).

15

Авраам и его потомство.

Литература к теме:

см.

Библию,

«Книга

Бытия»,

любое

издание.

Знать: историю праведника Авраама,

не пожалевшего сына для Бога, полу-

чившего

обещание,

что

в

е го

потомстве

родится

Спаситель,

исто-

рию Иакова и Исава; откуда израиль-

ский

народ

получил

свое

название

(Израил – борющийся с богом).

Уметь: видеть в библейских историях

три

позиции

религиозно-этического

поведения верующего: его отношение

к Богу, к самому себе, к людям.

16

Моисей и его потомство. Десять за-

поведей.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: что по древнейшим традициям

Моисей – писатель первых книг Вет-

хого завета; что через Моисея были

даны 10 заповедей, до сих пор являю-

щиеся источником нравственного иде-

ала;

как

выведены

были

евреи

из

Египта.

Уметь:

сопоставлять

современные

представления о нравственности с за-

поведями Моисея; объяснять некото-

рые

библейские

сюжеты

с

научной

точки зрения (волны расступившегося

моря,

манна

небесная,

источник

из

камня).

17

«Скиния собрания».

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: какими были первые храмы,

посвященные

Богу,

их

устройство

(«Святая святых» и т. п.); какие жерт-

вы приносились Богу.

Уметь: сопоставлять некоторые язы-

ческие обряды с начальными религи-

озными (принесение жертв, зажжение

огня); видеть их принципиальное от-

личие.

8

18

Давид. Псалтирь.

(Чтение и комментирование псалмов).

Литература к теме:

Библия, любое издание.

З нать: историю

пастушка

Давида,

ставшего царем Израиля, победивше-

го Голиафа верой в Бога, слагавшего

псалмы в честь Бога, что псалом –

хвалебная песня Богу за его милости к

людям; создателя Псалтири – сборни-

ка песен.

Уметь: анализировать псалмы как ху-

дожественное произведение; при чте-

нии

вслух

нескольких

стихотворных

произведений определять псалам, его

основные признаки.

19

Соломон. «Притчи Соломоновы».

(Чтение и комментирование).

Храм Божий, построенный Соломо-

ном.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: содержание

историй,

связан-

ных с царем Соломоном, который был

известен своей мудростью; содержа-

ние поучительных историй – притч,

художественные особенности притчи

как литературного произведения; на-

значение и устройство Храма Божье-

го, его отличие от «Скинии собрания».

Уметь: делать, художественный ана-

лиз притч как литературных произве-

дений

(тема,

идея,

образы,

художе-

ственные средства); сочинять поучи-

тельный рассказ в виде притчи; срав-

нивать устройство и назначение «Ски-

нии собрания» и Храма Божьего.

20

Пророки Божьи: Илия, Исаия, Иере-

мия, Даниил, Иона, пророчества о

пришествии Мессии.

(Чтение

и

анализ

53

главы

«Книги

пророка Исаии»).

Литература к теме:

см. Библию, любое издание.

Знать: что обозначает понятие «про-

рок» – человек, устами которого бог

сообщает

людям

свои

откровения;

дела и книги, написанные пророками;

поучительные

истории,

связанные

с

жизнью пророков (например, история

Ионы, попавшего во чрево кита); как в

пророчествах

выразилась

основная

идея о пришествии Мессии; пророче-

ство Исаии (VII в. до Рождества Хри-

стова); о том, что Мессия будет царем,

пророком и первосвященником Израи-

ля.

Уметь: делать сравнительный анализ

различных пророчеств, отмечая их об-

щие и отличительные черты.

21

22

Развитие речи.

Сочинение:

Знать: особенности построения сочи-

нения повествовательного типа с эле-

9

«История еврейского народа от Сотво-

рения мира до прихода Мессии Иису-

са Христа в историях, притчах Ветхо-

го завета».

ментами рассуждения.

Уметь: использовать

сравнительный

анализ, художественные средства, ци-

таты из историй Ветхого завета в со-

чинении.

Новый завет

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

23

Рождение Иоанна Крестителя. Ро-

ждение Иисуса Христа.

Литература к теме:

см. «Книгу жизни», стр. 1–6;

Библию, любое издание;

«Евангелие от Матфея», любое изда-

ние.

Знать: место и время рождения Иоан-

на Крестителя, историю его отца Заха-

рии и предсказание о рождении Иису-

са!; Историю рождения Иисуса Хри-

ста и его жизни до 30 лет.

Уметь: сравнивать пророчества о ро-

ждении Иисуса Христа и сведения, со-

общенные Евангелием.

24

Крещение Иисуса Христа. Искуше-

ния Иисуса Христа.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 7–9;

«Евангелие от Матфея»;

«Библия», любое издание.

Знать: начало и первый год служения

Иисуса Христа.

Уметь: использовать полученные зна-

ния в ответах; сравнивать существую-

щий обряд крещения с обрядом кре-

щений Иоанна Крестителя, находить

общие черты (река – купель).

25

Двенадцать

учеников

Иисуса

Хри-

ста. Иисус проповедует народу.

Литература к теме: см. «Книгу жиз-

ни», стр. 10–13.

Знать: имена первых учеников Иису-

са; первые чудеса Иисуса (превраще-

ние воды в вино), начало проповедни-

ческой деятельности в Капернауме в

синагогах, дальнейшие деяния Иисуса

(исцеление людей, больных проказой,

параличом).

Уметь: излагать текст повествователь-

ного типа (на основе прочитанного).

26

27

Нагорная проповедь Иисуса Христа

нравственный

идеал

христи-

анской жизни.

(Чтение и комментирование).

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 19–23.

Знать: девять заповедей блаженства, в

которых заключено нравственное уче-

ние Спасителя и идеал христианской

жизни; притчи Иисуса.

Уметь: установить четкое соотноше-

ние новозаветного учения с десятью

заповедями пророка Моисея и основа-

ми

законодательства

в

современном

государстве.

28

Деяния Иисуса Христа. Въезд Иису- Знать: наиболее

известные

деяния

10

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

са в Иерусалим. Иисус говорит о бу-

дущем.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 33–56, стр. 57–72.

Иисуса

(исцеление

слуги

римского

офицера,

воскрешение

сына

вдовы,

усмирение

шторма,

исцеление

одер-

жимого, воскрешение девочки, исце-

ление слепых и немого); притчи Иису-

са о сеятеле, светильнике, о семени, о

сорняках,

о

рыболовной

сети;

пред-

сказания

Иисуса

о

конце

света;

об

огромных

страданиях

и

о

том,

что

Сын Человеческий придет спасти лю-

дей.

29

Тайная вечеря. Молитва в Гефсима-

нии.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 72–74.

Знать: предсказания Иисуса о преда-

тельстве Иуды во время вечери; отку-

да в христианской религии пошли по-

нятия «хлеб – тело Господа, вино – его

кровь»; смысл молитвы в Гефсимании

(«на все воля Божья»).

Уметь: используя полученные сведе-

ния, составлять план-конспект биогра-

фии Иисуса Христа.

30

Иисус

перед

Пилатом.

Распятие

Иисуса Христа.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 75–76.

Знать: как был осужден Иисус Хри-

стос,

каким

мучениям

подвергался,

как был распят на Голгофе и умер.

Уметь: составлять

рассказ

о

жизни

Иисуса согласно Евангелию.

31

Погребение,

воскресение

и

вознесе-

ние Иисуса. Обращение к ученикам.

Излияние святого духа на учеников.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 78–84.

Знать: как прошли последние сорок

дней после смерти Иисуса, как в про-

щальной беседе с учениками Христос

повелел идти и проповедовать им; как

на учеников, снизошел Святой Дух и

стали они владеть всеми языками и го-

ворить

о

великих

делах

на

родных

языках людей.

Уметь: используя

хронологическую

таблицу

жизни

Христа,

составить

рассказ о жизни и деятельности этой

личности; анализировать все изучен-

ное на предмет вымысла или правды.

32

Урок-зачет по содержанию Нового

завета.

Знать: основные

положения

Нового

завета.

Уметь: работать с картой, находить на

ней

конкретные

географиче ские

местности: Иерусалим, Иудея, Иери-

11

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

хон,

Вифлеем,

Назарет,

Гефсимания,

река Иордан, Ниневия, Египет, Рим,

Палестина и т. д.

33

Библия как ключевой текст русской

культуры.

Литература к теме:

Костанян Н. Н. «Библия на уроке ли-

тературы», «Литература в школе», №

2, 1990, стр. 126–127;

Рождественский

Ю.

В.

«Введение

в

общую филологию», М., 1979, стр. 85.

Знать: что мировоззрение, которое из-

ложено в Библии лежит в основе хри-

стианской культуры; что приобщение

к мировой письменной культуре для

Древней Руси связано с переписыва-

нием и переводом Библии; что Библия

является

литературным

памятником,

легшим

в

основу

всей

письменной

словесной

культуры;

что

в

Библии

есть

начала

многих

литературных

жанров.

Уметь: делать обобщение о роли Биб-

лии в культуре Древней Руси, ее ли-

тературе.

34

Устройство христианского храма и

христианские обряды.

(Урок проводится после экскурсии в

собор или церковь).

Знать: устройство храма; о том, как

проходит богослужение, кто его совер-

шает;

важнейшие

праздники

Право-

славной церкви; наиболее известные

обряды Православной церкви.

Ум е т ь : составить

рассказ-описание

одного из известных обрядов (креще-

ния, венчания и т. д.); используя ре-

продукции христианского храма и ка-

толического

костела,

отличать

раз-

личие

во

внешнем

и

внутреннем

устройстве; сравнивать христианский

храм

с

мусульманской

мечетью,

ин-

дусским храмом, отмечая их общность

(величие, размеры) и различие (архи-

тектура,

внутреннее

устройство,

скульптура, живопись в храмах).

Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.

(34 часа)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

35

36

«Повесть временных лет» – лето-

писный памятник, созданный мона-

Знать: что в основу «Повести...» по-

ложен

Начальный

летописный

свод

12

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

хом

Киево-Печерского

монастыря

Нестором около 1113 г.

(Чтение и комментирование).

Литература к теме:

Лихачев

Д.

С.

«Великое

наследие:

Классические произведения литерату-

ры Древней Руси», М., 1979.

Творогов О. В. «Литература Древней

Руси», М., 1981;

Понырко

Н.

В.

«Повести

Древней

Руси XI

– XII веков», Л., 1983, стр.

11–12, стр. 524.

(1093–1095 гг.), дополненный перевод-

ной

византийской

хроникой

Георгия

Амартола, договорами русских князей

с Византией, народными сказаниями и

собственными

рассказами

Нестора;

что «Повесть...» для своего времени

представляла своеобразную историче-

скую энциклопедию, из которой мож-

но было узнать о происхождении сла-

вянской

азбуки,

об

основах

христи-

анской

религии,

легенды

о

русских

князьях, исторические события; леген-

ду о происхождении и расселении сла-

вян, о пришествии варягов на Русь, о

вещем Олеге, о княгине Ольге, о Кие,

Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, о

крещении Руси.

Уметь: в

летописном

произведении

находить

особенности

литературного

произведения: единую идею, построе-

ние, художественную целостность.

37

38

Летописи как исторический источ-

ник для сочинений Н. М. Карамзина

и С. М. Соловьева.

Летописи как литературные произ-

ведения.

Литература к теме:

Карамзин Н. М. «История государства

Российского», т. 1, М., «Наука», 1989,

стр. 23–28;

Соловьев С. М. «Чтения и рассказы по

истории России», М., 1989.

З н а т ь : наиболее

известные

лето-

писные своды: Лаврентьевскую лето-

пись (1377 г), Радзивилловскую, Мо-

сковско-Академическую летописи (на-

чало XV в.), Ипатьевскую (XV,

XVI–

XVII

вв.),

сведения

из

которых

ис-

пользовались в сочинениях известных

историков; какие исторические факты

использовали Карамзин и Соловьев в

своих трудах и почему; почему лето-

писи являются литературными произ-

ведениями (не только бесстрастное из-

ложение фактов, но и поэтический ко-

лорит, единство замысла и т. д.).

Уметь: делать сравнительный анализ

прочитанных отрывков из летописи и

из работ историков; делать логический

вывод о ценности летописей как исто-

рических источников и литературных

произведений.

39

«Русская Правда» Ярослава Мудрого

– первый юридический документ.

Знать: деяния Ярослава Мудрого как

просветителя и первого русского зако-

13

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

40

Гражданское,

уголовное

и

наслед-

ственное

право,

представленное

в

«Русской Правде».

(Чтение и комментирование статей).

Литература к теме:

Тихомиров М. Н. «Пособие для изуче-

ния

«Русской

Правды»»

,

М.,

1953,

стр. 75–79;

Епифанов

П.

П.,

Епифанова

О.

П.

«Хрестоматия

по

истории

СССР

с

древнейших

времен

до

конца XVIII

в.»,

М.,

«Просвещение»,

1989,

стр.

19–34.

нодателя; время создания этого доку-

мента,

служившего

законодательным

руководством и отражавшего раннефе-

одальные отношения, что выражалось

в одинаковой плате за убийство людей

независимо

от

социального

положе-

ния, в праве на кровную месть и т. п.;

что «Правда Роська» была продолжена

«Правдой

Ярославичей»

и

«Русской

Правдой Пространной редакции»; как

изменялись законы с развитием фео-

дальных отношений.

Уметь: определять жанрово-стилевые

особенности

документа,

культурно-

историческую значимость документа,

его влияние на стиль жизни людей.

41

42

«Слово о законе и благодати» мит-

рополита Илариона.

(Чтение

и

комментирование

отрыв-

ков).

Литература к теме:

Понырко

Н.

В.

«Повести

Древней

Руси XI – XII веков», Л., 1983, стр. 8;

«Изборник. Повести Древней Руси»,

М.,

«Художественная

литература»,

1986, под ред. Л_ А. Дмитриева и Н.

В. Понырко.

Знать: особенности жанра древнерус-

ской словесности – слова; что «Сло-

во...» Илариона, – это богословский

трактат, излагающий и изъясняющий

христианское учение и сочинение че-

ловека, думающего о счастье родного

народа;

что

митрополит

Иларион

первый русский митрополит, постав-

ленный

Ярославом

Мудрым;

что

«Слово...»

говорит

о

месте

Руси

во

всемирной истории; что «Слово...» –

образец мирового ораторского искус-

ства.

Уметь: характеризовать «Слово...» как

литературное

произведение,

отмечая

его

последовательность,

логичность,

легкость переходов от темы к теме,

ритмическую организацию речи, раз-

нообразие образов.

(Эти особенности анализируются вме-

сте с учителем).

43

Митрополит

Иларион

«Молит-

ва», «Исповедание веры».

(Чтение отрывков).

Литература к теме:

«Памятники

литературы

Древней

Руси. Начало русской литературы. XI

Знать: особенности жанра древнерус-

ской словесности – молитвы; как в со-

чинениях Илариона выражается забо-

та

о

процветании

русского

народа,

просьба к Спасителю «умудрить бо-

ляр» и помочь всем людям земли Рус-

14

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

– начало XII века», М., «Художествен-

ная литература», 1978.

ской.

Уметь: давать

характеристики

уже

изученным жанрам.

44

Иаков

мних.

«Память

и

похвала

князю русскому Владимиру».

(Чтение отрывков).

Знать: основные мысли произведения

Иакова мниха, который, ставит вечный

вопрос – вера в чудо или вера в дела,

творимые

человеком;

почему

Иаков

славит Владимира.

Ум е т ь : сравнивать

идеал

христи-

анской

жизни,

выдвинутый

Иаковом

мнихом и его первоисточник – Нагор-

ную проповедь Христа; рассуждать на

тему актуальности этого идеала для

современного человека.

45

46

«Сказание о Борисе и Глебе».

(Чтение

и

комментирование

отрыв-

ков).

Литература к теме:

«Памятники

литературы

Древней

Руси. Начало литературы. XI – начало

XII

века»,

М.,

«Художественная

ли-

тература», 1978.

Сочинение

преподобного

Нестора.

«Чтение о Борисе и Глебе».

(Сравнительный анализ «Сказания...»

и «Чтения...»).

Знать: особенности жития как литера-

турного

жанра;

как

на

фоне

жития

Иисуса

Христа

воспринимается

ро-

ждение,

крещение,

деяния,

моление,

мученическая смерть первых русских

святых – Бориса и Глеба; особенности

«Сказания...», его высокую идейность,

торжество

христианского

идеала

смирения, непротивления злу во имя

единения

родной

земли;

служение

всего

произведения

патриотической

идее.

Уметь: при чтении жития Бориса и

Глеба отмечать места – выдержки из

Библии, уметь проводить ассоциатив-

ные параллели: Святополк – Каин, Бо-

рис и Глеб – Авель, Борис и Глеб –

Христос.

47

Древнерусские афоризмы

Знать: значение понятия «афоризм»,

что уже в XI веке на Руси существова-

ли сборники изречений («Стословец»

Геннадия, например); как шло выделе-

ние из литератрных текстов афориз-

мов;

наиболее

известные

афоризмы,

дошедшие до нашего времени.

Уметь: использовать при устных отве-

тах древнерусские афоризмы; состав-

лять их словарь.

48

Феодосий Печерский «Слово о тер- Знать: краткие сведения о жизни игу-

15

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

пении и любви, «Слово о терпении и

о любви, и о посте»

(Чтение отрывков).

Литература к теме:

ПЛДР-1, М., «Художественная литера-

тура», 1978.

мена

Киева

Печерского

монастыря

Феодосия; содержание его « Слово...»,

проповедующих все тот же нравствен-

ный христианский идеал.

Уметь: из уже известного «Слова о за-

коне

и

благодати»

и

«Слова

о

любви...» находить общие черты этого

жанра, делать анализ.

49

50

Владимир Мономах «Поучение».

(Чтение и комментирование).

Литература к теме:

ПЛДР, 1, М., «Художественная литера-

тура», 1978;

«Русская

литература XI

– XVIII вв.»,

М.,

«Художественная

литература»,

1988.

Владимир Мономах «Письмо к Олегу

Святославичу».

Литература к теме:

ПЛДР, 1, М., «Художественная литера-

тура», 1978.

Знать: время

создания

«Поучения»

(XII в.), обращенного к детям; особен-

ности

поучения

как

литературного

жанра; основную идею «Поучения» –

призыв к единству Русской земли, что

для

иллюстрации

своей

идеи

князь

пользуется

богословскими

примера-

ми; особенности жанра послания как

литературного жанра, имеющего, про-

поведнический

характер;

о

высокой

нравственности

Мономаха,

который

во

имя

единения

Руси

дает

личный

пример забвения обид.

Уметь: в образцах личной переписки

сосредоточить внимание на стиле об-

щения, речевом этикете человека того

времени.

51

Климент

Смолятич.

«Послание

к

Фоме».

(Чтение и анализ отрывков).

Литература к теме:

ПЛДР, 1, 2, 3, М., «Художественная

литература», 1978, 1980, 1981.

Знать: как в жанре послания автор ре-

ализует свои проповеднические идеи;

как отразились христианские воззре-

ния на личной переписке людей, на их

речевом этикете.

Уметь: использовать полученные све-

дения в ответах.

52

Кирилл Туровский. «Притча о чело-

веческой душе и теле».

(Чтение в сокращении).

Знать: как

просматривается

связь

с

Библией в каждом произведении нрав-

ственно-дидак-тической

литературы;

какие

особенности

имеет

жанр

притчи, почему русские книжники об-

ращались к этому библейскому жанру;

в чем суть жизни человека на земле в

рассуждениях Кирилла Туровского.

Уметь: делать сравнительный анализ

притч

Соломона,

Христа

и

Кирилла

Туровского.

16

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

53

Древнерусские княжеские уставы и

грамоты XI – XIII вв.

Литература к теме:

Качалкин А. Н. «Жанры русского до-

кумента

допетровской

эпохи»,

ч.

1,

М., 1988, стр. 3–4;

Тихомиров М. Н. «Пособие для изуче-

ния «Русской Правды», М., 1953, см.

«Устав Володимерь Всеволодича»;

Тихомиров М. Н. «Хрестоматия по ис-

тории СССР с древнейших времен до

конца XV в.», М., 1960, стр. 192–193,

см. «Церковный устав князя Владими-

ра Святославича»;

Епифанов

П.

П.,

Епифанова

О.

П.

«Хрестоматия

по

истории

СССР

с

древнейших

времен

до

конца XVIII

века», М., «Просвещение», 1989, стр.

53–55;

Янин В. Л. «Я послал тебе бересту...»,

М., 1965, стр. 38, 39, 45, 81.

Знать: как организует документ поли-

тическую,

хозяйственную,

культур-

ную и иные роды деятельности; содер-

жание наиболее известных уставов и

грамот: «Устава Володимерь Всеволо-

дича», «Церковного устава князя Вла-

димира

Святославича»,

«Договорной

грамоты Новгорода с великим князем

тверским

Ярославом

Ярославичем»,

новгородских берестяных грамот.

Уметь: при разборе документа охва-

тить следующие вопросы:

1) время и место создания;

2) автор, его социалистический статус;

3) цель;

4) кому адресован;

5) содержание;

6) композиция документа;

7) язык (лексика, синтаксис);

8) идеалы и нравственные представле-

ния того времени.

54

Моисей Новгородский. «Поучение о

присягах и клятвах».

Знать: особенности жанра поучения.

Уметь: делать сравнительный анализ

«Поучений...» разных авторов.

55

56

57

«Слово

о

полку

Игореве»

вели-

чайший

памятник

древнерусской

литературы.

Литература к теме:

Дмитриев Л. А. «К вопросу об авторе

«Слова

о

полку

Игореве»,

«Русская

литература», 1986, - 4.

Патриотический

пафос

«Слова...»,

призыв

к

единению,

к

подчинению

человека интересам единства Роди-

ны.

Литература к теме:

Лихачев

Д.

С.

«Великое

наследие:

Классические произведения литерату-

ры Древней Руси», М., 1979.

Художественные

образы

«Слова

о

полку Игореве».

Литература к теме:

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игоре-

Знать: содержание

гениального

па-

мятника

русской

литературы XII

в.,

его

художественные

особенности,

композиционное

строение;

как

в

«Слове...»

нашли

отражение

формы

народного

творчества,

славы

(Баян

поет

славу

Ярославу

и

Мстиславу),

плачи (плач русских жен, плач Яро-

славны); как перекликается «Слово...»

с летописями и другими произведени-

ями, осуждающими княжеские раздо-

ры.

Уметь: анализировать «Слово...» как

литературное

произведение:

тему,

идею, художественные образы, худо-

жественные средства; составить сло-

варь слов-архаизмов и афоризмов; ис-

пользовать сведения в ответах.

17

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

58

ве», «Историко-литературный очерк»,

М., 1982.

Монументальность

«Слова...»,

его

влияние на всю дальнейшую литера-

туру.

Литература к теме:

Беленький Г. И., Николаев П. А. «Рус-

ская

литература XI

– XVIII вв.», М.,

«Художественная

литература»,

1988,

стр. 6, 62–76, 433;

Понырко

Н.

В.

«Воинские

повести

Древней Руси», Л., Лениздат, 1985.

59

60

Киево-Печерский

патерик.

Симон.

«Послание к Поликарпу».

(Чтение и комментирование).

Симон «Слово о святых».

(Чтение и комментирование).

Литература к теме:

Творогов О. В., «Литература Древней

Руси», М., 1981;

Понырко

Н.

В.

«Повести

Древней

Руси XI

– XII веков», Л., 1983, стр.

18–20, текст 475, 567;

Лихачев

Д.

С.

«Земля

родная»,

М.,

1983.

Знать: значение слова «патерик» (от

патер – отец (греч.), русское название

«Отечник»; что Киево-Печерский па-

терик – сборник рассказов о Киево-

Печерском монастыре; краткое содер-

жание (Симон упрекает Поликарпа в

чрезмерном честолюбии, несовмести-

мости с иноческим идеалом, а в под-

тверждении

этого

присоединяет

де-

вять (разных) рассказов о подвигах пе-

черских иноков, ставших святыми (о

Евстратии Постнике, о Никоне-черно-

ризце,

об

Афанасии

Затворнике,

о

Еразме-Черно-ризце и др.); как жанре

посления, являющегося образцом лич-

ной переписки, проповедуется христи-

анский идеал, и жизнь святых связана

с жизнью Христа.

Уметь: делать сравнительный анализ

образцов личной переписки.

61

«Моление Даниила Заточника».

(Чтение

и

комментирование

отрыв-

ков).

Литература к теме:

«Памятники

литературы

Древней

Руси» XII век, М., 1980. Составление

и общая редакция Л. А. Дмитриева, Д.

С. Лихачева;

Понырко

Н.

В.

«Повести

Древней

Руси XI – XII вв.», Л., 1983, стр. 17,

420–428, 565.

Знать: особенности моления как жан-

ра;

особенности

композиционного

строения именно этого произведения,

несколько

необычного:

состоит

из

ритмически

организованных

строф,

которые

распадаются

на

афоризмы,

пословицы и рассуждения; особенно-

сти слова «Моления», его нарочитая

грубость, пародии на Священное пи-

сание и при этом – серьезная мольба к

богу о защите русских людей.

18

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

Уметь: находить в «Молении Даниила

Заточника»

особенности,

противоре-

чащие жанру моления, видеть в этом

поиск новых жанров в древнерусской

литературе.

62

«Хождение Богородицы по мукам».

(Чтение

и

комментирование

отрыв-

ков).

Литература к теме:

«Памятники

литературы

Древней

Руси. XIII в.», М., 1981.

Знать: содержание

«Хождения»

как

произведения нравственно-дидактиче-

ский литературы.

Уметь: составить план ответа исполь-

зуя словарь древнерусских слов.

63

64

Древнерусская наука.

(Чтение отрывков из «Физиолога».

Литература к теме:

«Памятники

литературы

Древней

Руси. Начало русской литературы. XI

– начало XII в.». Под редакцией Л. А.

Дмитриева и Д. С. Лихачева, М., «Ху-

дожественная литература», 1978.

Кирик

Новгородец

«Учение

о

чис-

лах».

Знать: что

научный

текст

особая

разновидность письменной словесно-

сти, имеющая свой принцип построе-

ния и свое содержание; что научные

сочинения того времени представляли

синтез науки и религиозного наставле-

ния; что в научных сочинениях соче-

тались

реальные

и

фантастические

представления; что даже математиче-

ские

и

астрономические

трактаты

о

летосчислении не были свободны от

христианских наставлений.

Уметь: сопоставлять отрывки из «Фи-

зиолога» и современных авторов, пи-

шущих

о

животных,

делая

вывод

о

том, как далеко ушла научная мысль

нашего времени.

65

Древнерусская история Х – XIII вв.

(обобщающий очерк исторических со-

бытий по произведениям древнерус-

ской литературы).

Знать: наиболее

важные

историче-

ские события, нашедшие отражение в

памятниках

древнерусской

литерату-

ры.

Уметь: работать над хронологической

историко-литератур-ной таблицей.

66

Православный катехизис по произ-

ведениям

древнерусской

литерату-

ры Х – XIII вв.

Знать: значение

слова

«катехизис»,

как

зарождались

православные

обы-

чаи, кто среди русских причислялся к

лику святых и за что.

67

Поэтика древнерусской литературы

Х – XIII вв. и образ русского Книж-

ника.

Знать: что основная идея всей литера-

туры Х – XIII вв.– нравственное очи-

щение и единение русских людей во

имя процветания Русской Земли; наи-

более известных книжников и образ,

19

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

который они создали в своих творени-

ях, их жизненную позицию, представ-

ления о нравственности.

68

Урок – обобщение.

Уметь: составить устный рассказ на

тему «Образ книжника».

Учебное пособие к данному курсу: Рогачевская Е.Б.

«Древнерусская литература», Москва «Школа-Пресс», 1993 г.

20

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА (литература)

1.

Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979.

2.

Карамзин Н. М. «История государства Российского», т. I, М., «Наука», 1989,

«Предания веков», т. I, гл. IX

3.

«Евангелие от Матфея», гл. 27, 28;

4.

Аверинцев С. С. «Троица» – «Мифы народов мира», т. 2, стр. 527–528.

5.

Понырко Н. В. «Повести Древней Руси», Л., 1983;

6.

«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – нача-

ло XII века». Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. М., «Художественная

литература», 1978 г.;

7.

Еженедельник «Семья», № 27, 1988 г.

8.

Дронов М. А. «О Библии и библейском учении», «Литература в школе», № 2,

1990, стр. 57;

9.

Творогов О. В. «Литература Древней Руси в сегодняшней школе», «Литература

в школе», № 2, 1990, стр. 52.

10.

Костанян Н. Н. «Библия на уроках литературы», «Литература в школе», № 2,

1990, стр. 124–128)

11.

Библия, любое издание.

12.

Лихачев Д. С. «Великое наследие: Классические произведения литературы

Древней Руси», М., 1979.

13.

Соловьев С. М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989.

14.

Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды»» , М., 1953, стр.

75–79;

15.

Епифанов П. П., Епифанова О. П. «Хрестоматия по истории СССР с древней-

ших времен до конца XVIII в.», М., «Просвещение», 1989, стр. 19–34.

16.

«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – нача-

ло XII века», М., «Художественная литература», 1978.

17.

Качалкин А. Н. «Жанры русского документа допетровской эпохи», ч. 1, М.,

1988, стр. 3–4;

18.

Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды», М., 1953, см.

«Устав Володимерь Всеволодича»;

19.

Тихомиров М. Н. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до кон-

ца XV в.», М., 1960, стр. 192–193, см. «Церковный устав князя Владимира Свя-

тославича»;

20.

Янин В. Л. «Я послал тебе бересту...», М., 1965, стр. 38, 39, 45, 81.

21



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!