Автор: Манцыгина Элеонора Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №107"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 6 кл)"
Раздел: среднее образование
МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»
МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 107»
Программа внеурочной деятельности по
литературе (курс словесности в 6 классе)
Подготовила:
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов-на-Дону
2017г.
0
Раздел «Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.»
6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вступление Древней Руси на путь мировой цивилизации выражается в
сложении письменности, в приобщении к мировой письменной культуре, в
возникновении и развитии самобытной письменной словесности во всех ее
видах и разновидностях. Поэтому так интересен курс «Древнерусская пись-
менная словесность Х – XIII вв.». ведь Х век – время принятия христианства,
которое сыграло большую роль в духовном движении русского народа.
Учащиеся знакомятся с изменением мировоззрения народа от культа
Природы и Предков к новым представлениям о происхождении Вселенной.
Программа 6 класса охватывает три века. Она знакомит учащихся с
древнерусской письменной культурой, представленной переводом Священно-
го писания, летописями, сказаниями, поучениями, молениями, житиями, а
также знакомит с типами документов этого времени, с образцами учительно-
го и торжественного красноречия с законами, с наукой.
Учащиеся должны уяснить, что литературное произведение живет во
времени – в прошлом, будущем и настоящем. В прошлом его истоки, в буду-
щем – традиции.
Среди наиболее важных источников литературы Древней Руси – Биб-
лия. Без ее знания невозможно понять всю русскую литературу, которая бук-
вально пронизана библейскими сюжетами и идеалами.
Знакомство
с
жанрами
древнерусской
литературы
позволяет
понять
сущность современных жанров, их особенности, что повышает филологиче-
ское образование учащихся.
Курс вызывает у учащихся познавательный интерес к родной культуре.
Так же, как и курс «Народной словесности», курс ведется факультативно.
Программа данного курса у Н. Н. Костанян рассчитана на 101 час, но с уче-
том специфики преподавания мы сократили его до 68 часов. Материал курса
изучается учащимися достаточно легко. Все тексты изучаются в переводе с
обращением к древнерусскому подлиннику. Существенно обогащается сло-
варный запас языка ребят, что позволяет сделать речь более выразительной.
Курс дает возможность понять значимость письменной словесности в
культуре народа, ведь письменные произведения отражают взгляды, нрав-
ственность, творческие возможности народа.
1
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию
программы
1.
Федеральный компонент государственного стандарта общего об-
разования. Стандарт основного общего образования в области
«Филологии». Вестник образования. 2004. №12.
2.
Обязательный минимум содержания основного общего образова-
ния по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
3.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.
4.
Региональный компонент стандарта общего образования.
5.
Школьный компонент стандарта общего образования.
6.
Закон об образовании РФ.
7.
Учебный план МБОУ «Школа №107» на 2017-2018 учебный год.
2
СТРУКТУРА КУРСА
№
Модуль (глава)
Кол-во часов
1
Введение в курс письменной словесности
9
2
Основные представления о Библии и библейских
книгах (Ветхий завет)
10
3
Новый завет
15
4
Древнерусская письменная словесность X-XIIIвеков
34
Количество часов по развитию речи
4
Общее количество часов
68
Количество часов в неделю
2
3
Часть I
ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
(9 часов)
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
1
Вводный урок.
Письменная словесность в ее видах
и разновидностях.
Литература к теме:
Рождественский
Ю.
В.
«Введение
в
общую филологию», М., 1979.
Знать: основные цели и задачи курса
письменной словесности, продолжаю-
щего курс устной народной словесно-
сти; что вступление Древней Руси на
путь мировой цивилизации выражает-
ся в сложении письменности, в приоб-
щении к мировой письменной культу-
ре, в возникновении и развитии само-
бытной
письменной
словесности
во
всех ее видах и разновидностях; крат-
кую
классификацию
видов
и
разно-
видностей письменной словесности.
Уметь: сопоставлять понятия «пись-
менная» и «устная» словесность; на-
ходить общие и отличительные черты
в каждом курсе; делать вывод о важ-
ности письменности для любого госу-
дарства.
2
3
Христианство на Руси (общие све-
дения).
Н. М. Карамзин о Владимире Свя-
том
(краткие
сведения
о
династии
Рюриковичей).
Литература к теме:
Карамзин Н. М. «История государства
Российского», т. I, М., «Наука», 1989,
стр. 144–163.
Карамзин Н. М. «Предания веков», т.
I, гл. IX, стр. 107;
«Евангелие от Матфея», гл. 27, 28;
Аверинцев С. С. «Троица» – «Мифы
народов мира», т. 2, стр. 527–528.
Знать:
историческую
и
культурную
жизнь Руси в Х веке к моменту приня-
тия христианства; роль в этой жизни
династии
Рюриковичей;
какую
роль
сыграло массовое крещение россиян в
духовном движении русского народа;
как изменилось мировоззрение народа
от культа Природы и Предков к новым
представлениям
о
происхождении
Вселенной, об истории рода человече-
ского; общее представление о христи-
анстве – религии, в основе которой ле-
жит
вера
в
Иисуса
Христа;
знать
смысл
Троицы
(три
лица
Божества:
Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух); дея-
ния Владимира Святого на основе све-
дений Н. М. Карамзина.
Уметь: использовать полученные све-
дения в монологических ответах; об-
4
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
основать
логическую
необходимость
перехода от многобожия любого круп-
ного государства, стремящегося к уси-
лению центральной власти и объеди-
нению земель.
4
Создание письменности на Руси.
Литература к теме:
Понырко
Н.
В.
«Повести
Древней
Руси», Л., 1983;
«Повесть временных лет», стр. 134–
135.
Знать:
время
создания
славянской
письменности и появления письмен-
ности на Руси; славянские азбуки –
кириллицу и глаголицу; связь старо-
болгарской
письменности
с
древне-
русской.
Ум е т ь : сопоставлять
кириллицу
с
современной азбукой; в этом измене-
нии видеть закономерность изменения
устной и письменной речи и делать
вывод, что язык – явление развиваю-
щееся.
5
Знакомство с жизнью и деятельно-
стью
славянских
просветителей
Кирилла и Мефодия.
«Житие Кирилла»
«Житие Мефодия»
( Ч т е н и е
и
к о м м е н т и р о в а н и е
«Житий»).
Литература к теме:
«Памятники
литературы
Древней
Руси. Начало русской литературы. XI
–
начало XII века». Под ред. Л. А.
Дмитриева, Д. С. Лихачева. М., «Ху-
дожественная литература», 1978 г.;
еженедельник «Семья», № 27, 1988 г.
Знать: что деятельность славянских,
просветителей
Кирилла
и
Мефодия
сыграла
большую
роль
не
только
в
развитии
славянской
письменности,
но и в духовном единении всей сла-
вянской литературы; что отличитель-
ной особенностью всех восточносла-
вянских (русской, украинской и бело-
русской) литератур является принад-
лежащая Кириллу и Мефодию мысль
о единстве человечества и ответствен-
ности каждого народа в общечелове-
ческом устроении к просвещении.
Уметь: на
основе
прочитанных
от-
рывков делать вывод о том, что цель
любого человека – служение своему
народу; использовать полученные зна-
ния в ответах-рассуж-дениях.
6
Сказание
черноризца
Храбра.
«О
письменах».
(Чтение и комментирование отрывков).
Литература к теме:
«Памятники
литературы
Древней
Руси. Начало русской литературы. XI
– начало XII века». М., «Художествен-
ная литература», 1978.
Знать: что древнерусские книжники
придавали
большое
значение
разви-
тию письменности на Руси.
Уметь: по прочитанным текстам пред-
ставить
духовный
облик
автора,
его
мировоззрение, понятие о нравствен-
ности.
5
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
7
Виды письменной словесности: ну-
мизматика, сфрагистика, эпиграфи-
ка, палеография.
Литература к теме:
Рождественский
Ю.
В.
«Введение
в
общую филологию», М., 1979.
Знать: классификацию видов и разно-
видностей
письменной
словесности
по Ю. В. Рождественскому; что в кур-
се
«Древнерусская
письменная
сло-
весность»
будут
изучаться
палеогра-
фические тексты во всех их разновид-
ностях; в чем состоит труд палеогра-
фа: определение характера рукописи,
ее происхождения по времени и месту
написания, изучение материала и ору-
дия письма и т. д.; что надписи на мо-
нетах, рисунки печатей тоже источни-
ки письменных сведений о культуре
данного общества.
Уметь: используя схему классифика-
ции видов словесности, давать крат-
кую характеристику каждому из них.
8
9
Функционирование
письменных
текстов в культуре.
Институты
функционирования
письменных текстов (почта – кан-
целярия – хранилище – школа).
Литература к теме:
Рождественский
Ю.
В.
«Введение
в
общую филологию», М., 1979.
Знать: что возникновение письменно-
сти создает возможность для закреп-
ления, накопления, хранения, отбора,
совершенствования и обмена культур-
ных текстов; что обеспечить обраще-
ние
письменной
речи
призваны
четыре института: почта, канцелярия,
хранилища
текстов
(библиотека,
ар-
хив, музей), школа; что с функциони-
рованием письменной речи растет ко-
личество грамотных людей.
Уметь: используя полученные знания
определять, в каком институте будет
функционировать
тот
или
иной
вид
(разновидность) словесности: (почта –
личные письма, документы, музей –
документы, рукописные книги и т. д.).
10
Библейские книги.
Литература к теме:
Дронов М. А. «О Библии и библей-
ском учении», «Литература в школе»,
№ 2, 1990, стр. 57;
Творогов О. В. «Литература Древней
Руси в сегодняшней школе», «Литера-
тура в школе», № 2, 1990, стр. 52.
З н ат ь : наиболее
распространенные
библейские книги; книги Нового заве-
та – Евангелия, Апостольские посла-
ния, Деяния, книги Ветхого завета –
Псалтири, Пятикнижие (книги Иисуса
Навина, Судей, четыре книги Царств,
книги Руфь и Иудифь)).
Уметь:
составлять
рабочий
словарь
новых слов, использовать полученные
6
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
знания в монологических ответах.
11
Библия. Общие сведения о Ветхом
завете и Новом завете.
Литература к теме:
Костанян Н. Н. «Библия на уроках ли-
тературы», «Литература в школе», №
2, 1990, стр. 124–128)
Дронов М. А. «О Библии и библей-
ском учении», «Литература в школе»,
№ 2, 1990, стр. 59–61.
Знать: основные понятия (библия, за-
вет, Евангелие); что Библия – один из
первых
текстов
(переводных),
пред-
ставляющих
этнологические
сочине-
ния,
этико-юридические,
историко-
политические
и
др.
сочинения;
что
Ветхий завет – это история испытаний
людей от Сотворения мира до прихода
Мессии Иисуса Христа (50 книг); что
Новый завет знакомит с (27 книг) жиз-
нью Христа; что Библия – это и рели-
гиозное учение, и этико-юридический
источник, и историческое, и литера-
турное произведение.
Уметь: использовать в ответах сведе-
ния о Ветхом и Новом завете, раскры-
вая значение этих слов, понятий.
Ветхий завет
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
12
Сотворение мира.
Литература к теме:
Библия, любое издание.
Знать: как объясняет Библия происхо-
ждение мира и человека.
Уметь:
сопоставлять
легенды
о
происхождении мира у греков, инду-
сов, египтян, христианскую версию и
научную трактовку.
13
Жизнь первых людей в раю. Грехопа-
дение.
Литература к теме:
Библия, любое издание.
Знать: как
объясняет
христианская
религия наличие пороков в человеке,
происхождение
добра
(Авель)
и
зла
(Каин) в людях; почему, по христи-
анской догме женщина – существо бо-
лее низкого порядка.
Уметь: видеть в библейских текстах
мысль о том, что Бог всемогущ, он
прощает и наказывает; опровергать и
подтверждать этот тезис примерами
из жизни.
14
Потоп. Ной и его сыновья. Радуга –
завет Бога с человеком. Вавилонская
Знать: легенду о том, как наказывают-
ся грешники и спасается праведник,
7
башня.
Литература к теме:
Библия, любое издание.
как
объясняет
Библия
радугу
после
дождя, как ее объясняют законы физи-
ки; как объясняет Библия происхожде-
ние
трех
рас:
монголоидной
(от
Сима);
негроидной
(от
Хама);
евро-
пейской
(от
Иафета);
множества
разных языков.
Уметь: сопоставлять научные и рели-
гиозные взгляды на данные явления
(расы, языки, радуга, потоп, происхо-
ждение видов животных).
15
Авраам и его потомство.
Литература к теме:
см.
Библию,
«Книга
Бытия»,
любое
издание.
Знать: историю праведника Авраама,
не пожалевшего сына для Бога, полу-
чившего
обещание,
что
в
е го
потомстве
родится
Спаситель,
исто-
рию Иакова и Исава; откуда израиль-
ский
народ
получил
свое
название
(Израил – борющийся с богом).
Уметь: видеть в библейских историях
три
позиции
религиозно-этического
поведения верующего: его отношение
к Богу, к самому себе, к людям.
16
Моисей и его потомство. Десять за-
поведей.
Литература к теме:
Библия, любое издание.
Знать: что по древнейшим традициям
Моисей – писатель первых книг Вет-
хого завета; что через Моисея были
даны 10 заповедей, до сих пор являю-
щиеся источником нравственного иде-
ала;
как
выведены
были
евреи
из
Египта.
Уметь:
сопоставлять
современные
представления о нравственности с за-
поведями Моисея; объяснять некото-
рые
библейские
сюжеты
с
научной
точки зрения (волны расступившегося
моря,
манна
небесная,
источник
из
камня).
17
«Скиния собрания».
Литература к теме:
Библия, любое издание.
Знать: какими были первые храмы,
посвященные
Богу,
их
устройство
(«Святая святых» и т. п.); какие жерт-
вы приносились Богу.
Уметь: сопоставлять некоторые язы-
ческие обряды с начальными религи-
озными (принесение жертв, зажжение
огня); видеть их принципиальное от-
личие.
8
18
Давид. Псалтирь.
(Чтение и комментирование псалмов).
Литература к теме:
Библия, любое издание.
З нать: историю
пастушка
Давида,
ставшего царем Израиля, победивше-
го Голиафа верой в Бога, слагавшего
псалмы в честь Бога, что псалом –
хвалебная песня Богу за его милости к
людям; создателя Псалтири – сборни-
ка песен.
Уметь: анализировать псалмы как ху-
дожественное произведение; при чте-
нии
вслух
нескольких
стихотворных
произведений определять псалам, его
основные признаки.
19
Соломон. «Притчи Соломоновы».
(Чтение и комментирование).
Храм Божий, построенный Соломо-
ном.
Литература к теме:
Библия, любое издание.
Знать: содержание
историй,
связан-
ных с царем Соломоном, который был
известен своей мудростью; содержа-
ние поучительных историй – притч,
художественные особенности притчи
как литературного произведения; на-
значение и устройство Храма Божье-
го, его отличие от «Скинии собрания».
Уметь: делать, художественный ана-
лиз притч как литературных произве-
дений
(тема,
идея,
образы,
художе-
ственные средства); сочинять поучи-
тельный рассказ в виде притчи; срав-
нивать устройство и назначение «Ски-
нии собрания» и Храма Божьего.
20
Пророки Божьи: Илия, Исаия, Иере-
мия, Даниил, Иона, пророчества о
пришествии Мессии.
(Чтение
и
анализ
53
главы
«Книги
пророка Исаии»).
Литература к теме:
см. Библию, любое издание.
Знать: что обозначает понятие «про-
рок» – человек, устами которого бог
сообщает
людям
свои
откровения;
дела и книги, написанные пророками;
поучительные
истории,
связанные
с
жизнью пророков (например, история
Ионы, попавшего во чрево кита); как в
пророчествах
выразилась
основная
идея о пришествии Мессии; пророче-
ство Исаии (VII в. до Рождества Хри-
стова); о том, что Мессия будет царем,
пророком и первосвященником Израи-
ля.
Уметь: делать сравнительный анализ
различных пророчеств, отмечая их об-
щие и отличительные черты.
21
22
Развитие речи.
Сочинение:
Знать: особенности построения сочи-
нения повествовательного типа с эле-
9
«История еврейского народа от Сотво-
рения мира до прихода Мессии Иису-
са Христа в историях, притчах Ветхо-
го завета».
ментами рассуждения.
Уметь: использовать
сравнительный
анализ, художественные средства, ци-
таты из историй Ветхого завета в со-
чинении.
Новый завет
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
23
Рождение Иоанна Крестителя. Ро-
ждение Иисуса Христа.
Литература к теме:
см. «Книгу жизни», стр. 1–6;
Библию, любое издание;
«Евангелие от Матфея», любое изда-
ние.
Знать: место и время рождения Иоан-
на Крестителя, историю его отца Заха-
рии и предсказание о рождении Иису-
са!; Историю рождения Иисуса Хри-
ста и его жизни до 30 лет.
Уметь: сравнивать пророчества о ро-
ждении Иисуса Христа и сведения, со-
общенные Евангелием.
24
Крещение Иисуса Христа. Искуше-
ния Иисуса Христа.
Литература к теме:
«Книга жизни», стр. 7–9;
«Евангелие от Матфея»;
«Библия», любое издание.
Знать: начало и первый год служения
Иисуса Христа.
Уметь: использовать полученные зна-
ния в ответах; сравнивать существую-
щий обряд крещения с обрядом кре-
щений Иоанна Крестителя, находить
общие черты (река – купель).
25
Двенадцать
учеников
Иисуса
Хри-
ста. Иисус проповедует народу.
Литература к теме: см. «Книгу жиз-
ни», стр. 10–13.
Знать: имена первых учеников Иису-
са; первые чудеса Иисуса (превраще-
ние воды в вино), начало проповедни-
ческой деятельности в Капернауме в
синагогах, дальнейшие деяния Иисуса
(исцеление людей, больных проказой,
параличом).
Уметь: излагать текст повествователь-
ного типа (на основе прочитанного).
26
27
Нагорная проповедь Иисуса Христа
–
нравственный
идеал
христи-
анской жизни.
(Чтение и комментирование).
Литература к теме:
«Книга жизни», стр. 19–23.
Знать: девять заповедей блаженства, в
которых заключено нравственное уче-
ние Спасителя и идеал христианской
жизни; притчи Иисуса.
Уметь: установить четкое соотноше-
ние новозаветного учения с десятью
заповедями пророка Моисея и основа-
ми
законодательства
в
современном
государстве.
28
Деяния Иисуса Христа. Въезд Иису- Знать: наиболее
известные
деяния
10
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
са в Иерусалим. Иисус говорит о бу-
дущем.
Литература к теме:
«Книга жизни», стр. 33–56, стр. 57–72.
Иисуса
(исцеление
слуги
римского
офицера,
воскрешение
сына
вдовы,
усмирение
шторма,
исцеление
одер-
жимого, воскрешение девочки, исце-
ление слепых и немого); притчи Иису-
са о сеятеле, светильнике, о семени, о
сорняках,
о
рыболовной
сети;
пред-
сказания
Иисуса
о
конце
света;
об
огромных
страданиях
и
о
том,
что
Сын Человеческий придет спасти лю-
дей.
29
Тайная вечеря. Молитва в Гефсима-
нии.
Литература к теме:
«Книга жизни», стр. 72–74.
Знать: предсказания Иисуса о преда-
тельстве Иуды во время вечери; отку-
да в христианской религии пошли по-
нятия «хлеб – тело Господа, вино – его
кровь»; смысл молитвы в Гефсимании
(«на все воля Божья»).
Уметь: используя полученные сведе-
ния, составлять план-конспект биогра-
фии Иисуса Христа.
30
Иисус
перед
Пилатом.
Распятие
Иисуса Христа.
Литература к теме:
«Книга жизни», стр. 75–76.
Знать: как был осужден Иисус Хри-
стос,
каким
мучениям
подвергался,
как был распят на Голгофе и умер.
Уметь: составлять
рассказ
о
жизни
Иисуса согласно Евангелию.
31
Погребение,
воскресение
и
вознесе-
ние Иисуса. Обращение к ученикам.
Излияние святого духа на учеников.
Литература к теме:
«Книга жизни», стр. 78–84.
Знать: как прошли последние сорок
дней после смерти Иисуса, как в про-
щальной беседе с учениками Христос
повелел идти и проповедовать им; как
на учеников, снизошел Святой Дух и
стали они владеть всеми языками и го-
ворить
о
великих
делах
на
родных
языках людей.
Уметь: используя
хронологическую
таблицу
жизни
Христа,
составить
рассказ о жизни и деятельности этой
личности; анализировать все изучен-
ное на предмет вымысла или правды.
32
Урок-зачет по содержанию Нового
завета.
Знать: основные
положения
Нового
завета.
Уметь: работать с картой, находить на
ней
конкретные
географиче ские
местности: Иерусалим, Иудея, Иери-
11
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
хон,
Вифлеем,
Назарет,
Гефсимания,
река Иордан, Ниневия, Египет, Рим,
Палестина и т. д.
33
Библия как ключевой текст русской
культуры.
Литература к теме:
Костанян Н. Н. «Библия на уроке ли-
тературы», «Литература в школе», №
2, 1990, стр. 126–127;
Рождественский
Ю.
В.
«Введение
в
общую филологию», М., 1979, стр. 85.
Знать: что мировоззрение, которое из-
ложено в Библии лежит в основе хри-
стианской культуры; что приобщение
к мировой письменной культуре для
Древней Руси связано с переписыва-
нием и переводом Библии; что Библия
является
литературным
памятником,
легшим
в
основу
всей
письменной
словесной
культуры;
что
в
Библии
есть
начала
многих
литературных
жанров.
Уметь: делать обобщение о роли Биб-
лии в культуре Древней Руси, ее ли-
тературе.
34
Устройство христианского храма и
христианские обряды.
(Урок проводится после экскурсии в
собор или церковь).
Знать: устройство храма; о том, как
проходит богослужение, кто его совер-
шает;
важнейшие
праздники
Право-
славной церкви; наиболее известные
обряды Православной церкви.
Ум е т ь : составить
рассказ-описание
одного из известных обрядов (креще-
ния, венчания и т. д.); используя ре-
продукции христианского храма и ка-
толического
костела,
отличать
раз-
личие
во
внешнем
и
внутреннем
устройстве; сравнивать христианский
храм
с
мусульманской
мечетью,
ин-
дусским храмом, отмечая их общность
(величие, размеры) и различие (архи-
тектура,
внутреннее
устройство,
скульптура, живопись в храмах).
Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.
(34 часа)
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
35
36
«Повесть временных лет» – лето-
писный памятник, созданный мона-
Знать: что в основу «Повести...» по-
ложен
Начальный
летописный
свод
12
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
хом
Киево-Печерского
монастыря
Нестором около 1113 г.
(Чтение и комментирование).
Литература к теме:
Лихачев
Д.
С.
«Великое
наследие:
Классические произведения литерату-
ры Древней Руси», М., 1979.
Творогов О. В. «Литература Древней
Руси», М., 1981;
Понырко
Н.
В.
«Повести
Древней
Руси XI
– XII веков», Л., 1983, стр.
11–12, стр. 524.
(1093–1095 гг.), дополненный перевод-
ной
византийской
хроникой
Георгия
Амартола, договорами русских князей
с Византией, народными сказаниями и
собственными
рассказами
Нестора;
что «Повесть...» для своего времени
представляла своеобразную историче-
скую энциклопедию, из которой мож-
но было узнать о происхождении сла-
вянской
азбуки,
об
основах
христи-
анской
религии,
легенды
о
русских
князьях, исторические события; леген-
ду о происхождении и расселении сла-
вян, о пришествии варягов на Русь, о
вещем Олеге, о княгине Ольге, о Кие,
Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, о
крещении Руси.
Уметь: в
летописном
произведении
находить
особенности
литературного
произведения: единую идею, построе-
ние, художественную целостность.
37
38
Летописи как исторический источ-
ник для сочинений Н. М. Карамзина
и С. М. Соловьева.
Летописи как литературные произ-
ведения.
Литература к теме:
Карамзин Н. М. «История государства
Российского», т. 1, М., «Наука», 1989,
стр. 23–28;
Соловьев С. М. «Чтения и рассказы по
истории России», М., 1989.
З н а т ь : наиболее
известные
лето-
писные своды: Лаврентьевскую лето-
пись (1377 г), Радзивилловскую, Мо-
сковско-Академическую летописи (на-
чало XV в.), Ипатьевскую (XV,
XVI–
XVII
вв.),
сведения
из
которых
ис-
пользовались в сочинениях известных
историков; какие исторические факты
использовали Карамзин и Соловьев в
своих трудах и почему; почему лето-
писи являются литературными произ-
ведениями (не только бесстрастное из-
ложение фактов, но и поэтический ко-
лорит, единство замысла и т. д.).
Уметь: делать сравнительный анализ
прочитанных отрывков из летописи и
из работ историков; делать логический
вывод о ценности летописей как исто-
рических источников и литературных
произведений.
39
«Русская Правда» Ярослава Мудрого
– первый юридический документ.
Знать: деяния Ярослава Мудрого как
просветителя и первого русского зако-
13
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
40
Гражданское,
уголовное
и
наслед-
ственное
право,
представленное
в
«Русской Правде».
(Чтение и комментирование статей).
Литература к теме:
Тихомиров М. Н. «Пособие для изуче-
ния
«Русской
Правды»»
,
М.,
1953,
стр. 75–79;
Епифанов
П.
П.,
Епифанова
О.
П.
«Хрестоматия
по
истории
СССР
с
древнейших
времен
до
конца XVIII
в.»,
М.,
«Просвещение»,
1989,
стр.
19–34.
нодателя; время создания этого доку-
мента,
служившего
законодательным
руководством и отражавшего раннефе-
одальные отношения, что выражалось
в одинаковой плате за убийство людей
независимо
от
социального
положе-
ния, в праве на кровную месть и т. п.;
что «Правда Роська» была продолжена
«Правдой
Ярославичей»
и
«Русской
Правдой Пространной редакции»; как
изменялись законы с развитием фео-
дальных отношений.
Уметь: определять жанрово-стилевые
особенности
документа,
культурно-
историческую значимость документа,
его влияние на стиль жизни людей.
41
42
«Слово о законе и благодати» мит-
рополита Илариона.
(Чтение
и
комментирование
отрыв-
ков).
Литература к теме:
Понырко
Н.
В.
«Повести
Древней
Руси XI – XII веков», Л., 1983, стр. 8;
«Изборник. Повести Древней Руси»,
М.,
«Художественная
литература»,
1986, под ред. Л_ А. Дмитриева и Н.
В. Понырко.
Знать: особенности жанра древнерус-
ской словесности – слова; что «Сло-
во...» Илариона, – это богословский
трактат, излагающий и изъясняющий
христианское учение и сочинение че-
ловека, думающего о счастье родного
народа;
что
митрополит
Иларион
–
первый русский митрополит, постав-
ленный
Ярославом
Мудрым;
что
«Слово...»
говорит
о
месте
Руси
во
всемирной истории; что «Слово...» –
образец мирового ораторского искус-
ства.
Уметь: характеризовать «Слово...» как
литературное
произведение,
отмечая
его
последовательность,
логичность,
легкость переходов от темы к теме,
ритмическую организацию речи, раз-
нообразие образов.
(Эти особенности анализируются вме-
сте с учителем).
43
Митрополит
Иларион
–
«Молит-
ва», «Исповедание веры».
(Чтение отрывков).
Литература к теме:
«Памятники
литературы
Древней
Руси. Начало русской литературы. XI
Знать: особенности жанра древнерус-
ской словесности – молитвы; как в со-
чинениях Илариона выражается забо-
та
о
процветании
русского
народа,
просьба к Спасителю «умудрить бо-
ляр» и помочь всем людям земли Рус-
14
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
– начало XII века», М., «Художествен-
ная литература», 1978.
ской.
Уметь: давать
характеристики
уже
изученным жанрам.
44
Иаков
мних.
«Память
и
похвала
князю русскому Владимиру».
(Чтение отрывков).
Знать: основные мысли произведения
Иакова мниха, который, ставит вечный
вопрос – вера в чудо или вера в дела,
творимые
человеком;
почему
Иаков
славит Владимира.
Ум е т ь : сравнивать
идеал
христи-
анской
жизни,
выдвинутый
Иаковом
мнихом и его первоисточник – Нагор-
ную проповедь Христа; рассуждать на
тему актуальности этого идеала для
современного человека.
45
46
«Сказание о Борисе и Глебе».
(Чтение
и
комментирование
отрыв-
ков).
Литература к теме:
«Памятники
литературы
Древней
Руси. Начало литературы. XI – начало
XII
века»,
М.,
«Художественная
ли-
тература», 1978.
Сочинение
преподобного
Нестора.
«Чтение о Борисе и Глебе».
(Сравнительный анализ «Сказания...»
и «Чтения...»).
Знать: особенности жития как литера-
турного
жанра;
как
на
фоне
жития
Иисуса
Христа
воспринимается
ро-
ждение,
крещение,
деяния,
моление,
мученическая смерть первых русских
святых – Бориса и Глеба; особенности
«Сказания...», его высокую идейность,
торжество
христианского
идеала
–
смирения, непротивления злу во имя
единения
родной
земли;
служение
всего
произведения
патриотической
идее.
Уметь: при чтении жития Бориса и
Глеба отмечать места – выдержки из
Библии, уметь проводить ассоциатив-
ные параллели: Святополк – Каин, Бо-
рис и Глеб – Авель, Борис и Глеб –
Христос.
47
Древнерусские афоризмы
Знать: значение понятия «афоризм»,
что уже в XI веке на Руси существова-
ли сборники изречений («Стословец»
Геннадия, например); как шло выделе-
ние из литератрных текстов афориз-
мов;
наиболее
известные
афоризмы,
дошедшие до нашего времени.
Уметь: использовать при устных отве-
тах древнерусские афоризмы; состав-
лять их словарь.
48
Феодосий Печерский «Слово о тер- Знать: краткие сведения о жизни игу-
15
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
пении и любви, «Слово о терпении и
о любви, и о посте»
(Чтение отрывков).
Литература к теме:
ПЛДР-1, М., «Художественная литера-
тура», 1978.
мена
Киева
Печерского
монастыря
Феодосия; содержание его « Слово...»,
проповедующих все тот же нравствен-
ный христианский идеал.
Уметь: из уже известного «Слова о за-
коне
и
благодати»
и
«Слова
о
любви...» находить общие черты этого
жанра, делать анализ.
49
50
Владимир Мономах «Поучение».
(Чтение и комментирование).
Литература к теме:
ПЛДР, 1, М., «Художественная литера-
тура», 1978;
«Русская
литература XI
– XVIII вв.»,
М.,
«Художественная
литература»,
1988.
Владимир Мономах «Письмо к Олегу
Святославичу».
Литература к теме:
ПЛДР, 1, М., «Художественная литера-
тура», 1978.
Знать: время
создания
«Поучения»
(XII в.), обращенного к детям; особен-
ности
поучения
как
литературного
жанра; основную идею «Поучения» –
призыв к единству Русской земли, что
для
иллюстрации
своей
идеи
князь
пользуется
богословскими
примера-
ми; особенности жанра послания как
литературного жанра, имеющего, про-
поведнический
характер;
о
высокой
нравственности
Мономаха,
который
во
имя
единения
Руси
дает
личный
пример забвения обид.
Уметь: в образцах личной переписки
сосредоточить внимание на стиле об-
щения, речевом этикете человека того
времени.
51
Климент
Смолятич.
«Послание
к
Фоме».
(Чтение и анализ отрывков).
Литература к теме:
ПЛДР, 1, 2, 3, М., «Художественная
литература», 1978, 1980, 1981.
Знать: как в жанре послания автор ре-
ализует свои проповеднические идеи;
как отразились христианские воззре-
ния на личной переписке людей, на их
речевом этикете.
Уметь: использовать полученные све-
дения в ответах.
52
Кирилл Туровский. «Притча о чело-
веческой душе и теле».
(Чтение в сокращении).
Знать: как
просматривается
связь
с
Библией в каждом произведении нрав-
ственно-дидак-тической
литературы;
какие
особенности
имеет
жанр
притчи, почему русские книжники об-
ращались к этому библейскому жанру;
в чем суть жизни человека на земле в
рассуждениях Кирилла Туровского.
Уметь: делать сравнительный анализ
притч
Соломона,
Христа
и
Кирилла
Туровского.
16
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
53
Древнерусские княжеские уставы и
грамоты XI – XIII вв.
Литература к теме:
Качалкин А. Н. «Жанры русского до-
кумента
допетровской
эпохи»,
ч.
1,
М., 1988, стр. 3–4;
Тихомиров М. Н. «Пособие для изуче-
ния «Русской Правды», М., 1953, см.
«Устав Володимерь Всеволодича»;
Тихомиров М. Н. «Хрестоматия по ис-
тории СССР с древнейших времен до
конца XV в.», М., 1960, стр. 192–193,
см. «Церковный устав князя Владими-
ра Святославича»;
Епифанов
П.
П.,
Епифанова
О.
П.
«Хрестоматия
по
истории
СССР
с
древнейших
времен
до
конца XVIII
века», М., «Просвещение», 1989, стр.
53–55;
Янин В. Л. «Я послал тебе бересту...»,
М., 1965, стр. 38, 39, 45, 81.
Знать: как организует документ поли-
тическую,
хозяйственную,
культур-
ную и иные роды деятельности; содер-
жание наиболее известных уставов и
грамот: «Устава Володимерь Всеволо-
дича», «Церковного устава князя Вла-
димира
Святославича»,
«Договорной
грамоты Новгорода с великим князем
тверским
Ярославом
Ярославичем»,
новгородских берестяных грамот.
Уметь: при разборе документа охва-
тить следующие вопросы:
1) время и место создания;
2) автор, его социалистический статус;
3) цель;
4) кому адресован;
5) содержание;
6) композиция документа;
7) язык (лексика, синтаксис);
8) идеалы и нравственные представле-
ния того времени.
54
Моисей Новгородский. «Поучение о
присягах и клятвах».
Знать: особенности жанра поучения.
Уметь: делать сравнительный анализ
«Поучений...» разных авторов.
55
56
57
«Слово
о
полку
Игореве»
–
вели-
чайший
памятник
древнерусской
литературы.
Литература к теме:
Дмитриев Л. А. «К вопросу об авторе
«Слова
о
полку
Игореве»,
«Русская
литература», 1986, - 4.
Патриотический
пафос
«Слова...»,
призыв
к
единению,
к
подчинению
человека интересам единства Роди-
ны.
Литература к теме:
Лихачев
Д.
С.
«Великое
наследие:
Классические произведения литерату-
ры Древней Руси», М., 1979.
Художественные
образы
«Слова
о
полку Игореве».
Литература к теме:
Лихачев Д. С. «Слово о полку Игоре-
Знать: содержание
гениального
па-
мятника
русской
литературы XII
в.,
его
художественные
особенности,
композиционное
строение;
как
в
«Слове...»
нашли
отражение
формы
народного
творчества,
славы
(Баян
поет
славу
Ярославу
и
Мстиславу),
плачи (плач русских жен, плач Яро-
славны); как перекликается «Слово...»
с летописями и другими произведени-
ями, осуждающими княжеские раздо-
ры.
Уметь: анализировать «Слово...» как
литературное
произведение:
тему,
идею, художественные образы, худо-
жественные средства; составить сло-
варь слов-архаизмов и афоризмов; ис-
пользовать сведения в ответах.
17
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
58
ве», «Историко-литературный очерк»,
М., 1982.
Монументальность
«Слова...»,
его
влияние на всю дальнейшую литера-
туру.
Литература к теме:
Беленький Г. И., Николаев П. А. «Рус-
ская
литература XI
– XVIII вв.», М.,
«Художественная
литература»,
1988,
стр. 6, 62–76, 433;
Понырко
Н.
В.
«Воинские
повести
Древней Руси», Л., Лениздат, 1985.
59
60
Киево-Печерский
патерик.
Симон.
«Послание к Поликарпу».
(Чтение и комментирование).
Симон «Слово о святых».
(Чтение и комментирование).
Литература к теме:
Творогов О. В., «Литература Древней
Руси», М., 1981;
Понырко
Н.
В.
«Повести
Древней
Руси XI
– XII веков», Л., 1983, стр.
18–20, текст 475, 567;
Лихачев
Д.
С.
«Земля
родная»,
М.,
1983.
Знать: значение слова «патерик» (от
патер – отец (греч.), русское название
«Отечник»; что Киево-Печерский па-
терик – сборник рассказов о Киево-
Печерском монастыре; краткое содер-
жание (Симон упрекает Поликарпа в
чрезмерном честолюбии, несовмести-
мости с иноческим идеалом, а в под-
тверждении
этого
присоединяет
де-
вять (разных) рассказов о подвигах пе-
черских иноков, ставших святыми (о
Евстратии Постнике, о Никоне-черно-
ризце,
об
Афанасии
Затворнике,
о
Еразме-Черно-ризце и др.); как жанре
посления, являющегося образцом лич-
ной переписки, проповедуется христи-
анский идеал, и жизнь святых связана
с жизнью Христа.
Уметь: делать сравнительный анализ
образцов личной переписки.
61
«Моление Даниила Заточника».
(Чтение
и
комментирование
отрыв-
ков).
Литература к теме:
«Памятники
литературы
Древней
Руси» XII век, М., 1980. Составление
и общая редакция Л. А. Дмитриева, Д.
С. Лихачева;
Понырко
Н.
В.
«Повести
Древней
Руси XI – XII вв.», Л., 1983, стр. 17,
420–428, 565.
Знать: особенности моления как жан-
ра;
особенности
композиционного
строения именно этого произведения,
несколько
необычного:
состоит
из
ритмически
организованных
строф,
которые
распадаются
на
афоризмы,
пословицы и рассуждения; особенно-
сти слова «Моления», его нарочитая
грубость, пародии на Священное пи-
сание и при этом – серьезная мольба к
богу о защите русских людей.
18
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
Уметь: находить в «Молении Даниила
Заточника»
особенности,
противоре-
чащие жанру моления, видеть в этом
поиск новых жанров в древнерусской
литературе.
62
«Хождение Богородицы по мукам».
(Чтение
и
комментирование
отрыв-
ков).
Литература к теме:
«Памятники
литературы
Древней
Руси. XIII в.», М., 1981.
Знать: содержание
«Хождения»
как
произведения нравственно-дидактиче-
ский литературы.
Уметь: составить план ответа исполь-
зуя словарь древнерусских слов.
63
64
Древнерусская наука.
(Чтение отрывков из «Физиолога».
Литература к теме:
«Памятники
литературы
Древней
Руси. Начало русской литературы. XI
– начало XII в.». Под редакцией Л. А.
Дмитриева и Д. С. Лихачева, М., «Ху-
дожественная литература», 1978.
Кирик
Новгородец
«Учение
о
чис-
лах».
Знать: что
научный
текст
–
особая
разновидность письменной словесно-
сти, имеющая свой принцип построе-
ния и свое содержание; что научные
сочинения того времени представляли
синтез науки и религиозного наставле-
ния; что в научных сочинениях соче-
тались
реальные
и
фантастические
представления; что даже математиче-
ские
и
астрономические
трактаты
о
летосчислении не были свободны от
христианских наставлений.
Уметь: сопоставлять отрывки из «Фи-
зиолога» и современных авторов, пи-
шущих
о
животных,
делая
вывод
о
том, как далеко ушла научная мысль
нашего времени.
65
Древнерусская история Х – XIII вв.
(обобщающий очерк исторических со-
бытий по произведениям древнерус-
ской литературы).
Знать: наиболее
важные
историче-
ские события, нашедшие отражение в
памятниках
древнерусской
литерату-
ры.
Уметь: работать над хронологической
историко-литератур-ной таблицей.
66
Православный катехизис по произ-
ведениям
древнерусской
литерату-
ры Х – XIII вв.
Знать: значение
слова
«катехизис»,
как
зарождались
православные
обы-
чаи, кто среди русских причислялся к
лику святых и за что.
67
Поэтика древнерусской литературы
Х – XIII вв. и образ русского Книж-
ника.
Знать: что основная идея всей литера-
туры Х – XIII вв.– нравственное очи-
щение и единение русских людей во
имя процветания Русской Земли; наи-
более известных книжников и образ,
19
№
урока
Тема урока
В результате изучения темы
учащиеся должны
который они создали в своих творени-
ях, их жизненную позицию, представ-
ления о нравственности.
68
Урок – обобщение.
Уметь: составить устный рассказ на
тему «Образ книжника».
Учебное пособие к данному курсу: Рогачевская Е.Б.
«Древнерусская литература», Москва «Школа-Пресс», 1993 г.
20
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КУРСА (литература)
1.
Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979.
2.
Карамзин Н. М. «История государства Российского», т. I, М., «Наука», 1989,
«Предания веков», т. I, гл. IX
3.
«Евангелие от Матфея», гл. 27, 28;
4.
Аверинцев С. С. «Троица» – «Мифы народов мира», т. 2, стр. 527–528.
5.
Понырко Н. В. «Повести Древней Руси», Л., 1983;
6.
«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – нача-
ло XII века». Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. М., «Художественная
литература», 1978 г.;
7.
Еженедельник «Семья», № 27, 1988 г.
8.
Дронов М. А. «О Библии и библейском учении», «Литература в школе», № 2,
1990, стр. 57;
9.
Творогов О. В. «Литература Древней Руси в сегодняшней школе», «Литература
в школе», № 2, 1990, стр. 52.
10.
Костанян Н. Н. «Библия на уроках литературы», «Литература в школе», № 2,
1990, стр. 124–128)
11.
Библия, любое издание.
12.
Лихачев Д. С. «Великое наследие: Классические произведения литературы
Древней Руси», М., 1979.
13.
Соловьев С. М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989.
14.
Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды»» , М., 1953, стр.
75–79;
15.
Епифанов П. П., Епифанова О. П. «Хрестоматия по истории СССР с древней-
ших времен до конца XVIII в.», М., «Просвещение», 1989, стр. 19–34.
16.
«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – нача-
ло XII века», М., «Художественная литература», 1978.
17.
Качалкин А. Н. «Жанры русского документа допетровской эпохи», ч. 1, М.,
1988, стр. 3–4;
18.
Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды», М., 1953, см.
«Устав Володимерь Всеволодича»;
19.
Тихомиров М. Н. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до кон-
ца XV в.», М., 1960, стр. 192–193, см. «Церковный устав князя Владимира Свя-
тославича»;
20.
Янин В. Л. «Я послал тебе бересту...», М., 1965, стр. 38, 39, 45, 81.
21