Автор: Манцыгина Элеонора Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №107"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 7 кл)"
Раздел: среднее образование
МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»
МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 107»
Программа внеурочной деятельности по
литературе (курс словесности в 7 классе)
Подготовила:
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов-на-Дону
2017г.
0
Раздел «Древнерусская письменная словесность XIV – XV
вв.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс словесности, раздел «Древнерусская письменная словесность
XIV – XV вв.» рассчитан на 68 часов и является логическим продолже-
нием курса «Устная и письменная словесность» Н. Н. Костанян.
Этот курс охватывает очень важный период в истории и культуре
нашего Отечества – период освобождения Руси от власти Орды, подъем
национального самосознания, приведший к культурному расцвету в кон-
це XIV века.
В программе курса реализуются задачи общефилологического про-
свещения учащихся.
Учащиеся
должны
оценить
значение
культурного
наследства
и
древнерусской
литературы XIV
– XV вв., так как в древнерусской ли-
тературе находятся истоки высокой, гражданственности и идейности
русской литературы нового и новейшего времени. Древняя русская ли-
тература передала свою высокую идейность, свой огромный художе-
ственный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной си-
стемы. В литературе XIV – XV века есть произведения, которыми рус-
ский народ может гордиться.
Учащиеся
знакомятся
не
только
с
содержанием
литературных
произведений, но и со своеобразным характером их бытования (отсут-
ствие устойчивого текста, переписывание). Весь русская литература это-
го периода как и вся литература XI
– XVII вв., развивалась в своеоб-
разных условиях. Она была целиком рукописной. Даже книгопечатание
не изменило характер и способы распространения литературных произ-
ведений. Они, как и раньше, распространялись путем переписки. Поэто-
му внимание учащихся обращается на то, что при переписывании писцы
вносили свои поправки, сокращали или расширяли текст. В результате –
отсутствие устойчивого текста. Некоторые из древних сочинений чита-
лись и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исче-
зали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав дру-
гих произведений, так как чувство авторской собственности еще не раз-
вилось. Поэтому важно обратить внимание учащихся, что в этом отно-
шении есть нечто сходное между бытованием древнерусских литератур-
ных произведений и фольклорных.
Облегчает наблюдение за развитием русской литературы тесная
связь литературы с историческим процессом – своеобразный историзм
древнерусской литературы. Учащиеся должны понять, что произведения
литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историче-
скому событию, историческому лицу. Это повести о битвах, о княжеских
1
преступлениях, о хождениях в святую землю и о реально существовав-
ших людях: чаще всего о святых и о князьях-полководцах. Есть повести,
об иконах и о построении церквей, но нет произведений на вымышлен-
ные сюжеты.
Литература сопровождает русскую историю, следуя за ней по пя-
там. Отсюда – гражданственность и патриотизм, сохранившиеся до на-
ших дней.
Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью,
пыталась ответить на основные вопросы жизни, звала к ее преобразова-
ниям, обладала высокими идеалами.
В курсе письменности XIV – XV вв. рассматривается сравнительно
короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются пове-
сти о вторжении монголо-татар на Русь. Литература сжимается до одной
темы, в которой черты монументально-исторического стиля приобрета-
ют трагический отпечаток. Это начало XIV века.
Следующий период, конец XIV и первая половина XV в. – это век
Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возро-
ждением Русской земли после Куликовой битвы (это период экспрес-
сивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе,
период возрождения летописания, исторического повествования и пане-
гирической агиографии.
Особенно интересна литература второй половины XV века, когда
получают распространение памятники переводной светской литературы,
когда внутренняя политика и преобразования общества занимают все
больше внимания писателей, и в литературе развивается публицистика.
Курс должен помочь учащимся представить самобытную древне-
русскую литературу, продолжить знакомство с жанрами древнерусской
словесности: молением, словом, житием, посланием, поучением.
Все изучаемые тексты читаются учащимися в переводе с обраще-
нием к древнерусскому подлиннику. Такое обращение позволяет обога-
щать запас слов, делать выразительнее речь учащихся.
По мере возможности желательно обращаться к иллюстрациям,
диафильмам, слайдам.
2
Нормативные документы, обеспечивающие реализа-
цию программы
1.
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. Стандарт основного общего образования в об-
ласти «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.
2.
Обязательный минимум содержания основного общего об-
разования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
3.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, ли-
цеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.
4.
Региональный компонент стандарта общего образования.
5.
Школьный компонент стандарта общего образования.
6.
Закон об образовании РФ.
7.
Учебный план МБОУ «Школа №107» на 2017-2018 учебный
год.
3
СТРУКТУРА КУРСА
№
Модуль (глава)
Кол-во часов
1
Литература начала XIV-третьей четверти XIVвв.
1
Летописание
4
Агиография
4
Переводные повести
3
Послания
3
2
Литература конца XIV-первой половины XVIвв.
2
Летописание
5
Агиография
6
Памятники панегирической литературы
3
Легендарные сказания
2
Памятники Куликовского цикла
10
Повести о набегах монголо-татар на Русь
2
3
Литература второй половины XVIвв.
1
Историческое повествование
4
Агиография
2
Переводные повести
3
Оригинальные повести
13
Количество часов по развитию речи
7
Общее количество часов
68
Количество часов в неделю
2
4
«Древнерусская письменная словесность XIV – XV вв.»
I раздел
№
урока
Тема урока
Количе-
ство
часов
1
Литература начала XIV – третьей четверти XIV вв.
(общий обзор).
Возрождение
в XIV
веке
книгописной
деятельности,
подорванной
монголо-татарским
игом;
восстановление
культурных связей русских земель с иными странами;
возрождение летописных жанров, «хождений», «житий»
1
Летописание
№ урока
Тема урока
Количе-
ство
часов
2
Тверское летописание
1
3
Псковское летописание
1
4
Летописание Москвы
1
5
«Повесть о Шевкале».
Выражение
народного
протеста
против
монголо-
татарского гнета, нежелание трудового народа ми-
риться с господством Орды. Трагедия тверичей, под-
нявших
восстание
против
ханского
баскака
Чол-
Хана. Отклик трагедии в устном народном творче-
стве.
1
Агиография
№ урока
Тема урока
Количе-
ство
часов
6
«Повесть о Довмонте».
Утверждение
феодального
идеала
в
героических
житиях. Воинская героика и ратная доблесть пско-
вичей. Устно-эпическая, героическо-песенная осно-
ва эпизодов «Повести...»
1
«Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском».
«Повесть...»
как
образец
княжеских
житий,
где
1
5
князь-страдалец за православную веру, за Русскую
землю.
Осуждение
междоусобной
войны
мо-
сковских и тверских князей в борьбе за власть.
8, 9
«Житие митрополита Петра».
Политические причины создания «Жития...». Утвер-
ждение святости и богоизбранности Москвы, кото-
рая должна была стать центром всех русских зе-
мель. Развитие темы идеально христианского героя.
Канонизация святого как средство укрепления кня-
жеской власти. Художественные особенности такого
рода житий.
2
Переводные повести
№ урока
Тема урока
Количе-
ство
часов
10
«Сказание об Индийском царстве».
Отражение мечты об идеальном царстве, где нет ну-
жды и войн. Фантастические и реальные образы
«Сказания...». Сказочный характер повествования.
1
11
«Повесть о Макарии Римском».
Тема поисков «земного рая» в средневековой ли-
тературе.
1
12
«Слово о 12 снах царя Шахашии».
Апокалиптические картины будущей судьбы мира.
Отражение тяжелых времен в картинах «злого вре-
мени».
1
Послания
№ урока
Тема урока
Количе-
ство
часов
13
«Послание архиепископа новгородского Василия
ко владыке тверскому Феодору о рае».
Мечты
древнерусского
писателя
о
справедливой,
благополучной жизни на земле. Философские раз-
мышления о реальности «земного рая».
1
14
15
Рр. Сочинение «Нравственный идеал в литерату-
ре начала XIV века».
2
6
II РАЗДЕЛ
16
17
Литература конца XIV – первой половины XV вв.
(общий обзор).
Отражение важнейших исторических событий (Ку-
ликовская битва, набеги монголо-татар, объедине-
ние земель вокруг Москвы, вспышка феодальной
войны) в литературных памятниках эпохи.
Новое «открытие человека» в литературе того пери-
ода оценка внутренних качеств человека независи-
мо от его сословия.
2
Летописание
№ урока
Тема урока
Количе-
ство
часов
18
Лаврентьевская
летопись.
Идеологические
и
политические причины создания копии свода 1305 г.
1
19
Московский летописный свод.
Летописный свод Киприана – первый общерусский
свод. Использование всех летописей русских кня-
жеств для усиления промосковской тенденции в но-
вых летописных произведениях.
1
20
Тверское летописание.
Попытка усилить роль Твери в русской истории.
1
21
Новгородское летописание.
Претензии на общерусское значение Новгорода. От-
ражение идеологической борьбы Москвы с Новго-
родской боярской республикой.
1
22
«Летописец Еллинский и Римский».
Отражение интереса русских читателей к всемир-
ной истории в памятниках хронографического жан-
ра.
Повествовательный характер хронографов. Стрем-
ление к нравоучительности в сказочно-фантастиче-
ских или нравственно-поучительных новеллах.
1
Агиография
№ урока
Тема урока
Кол-во
7
часов
23
24
Киприан «Житие митрополита Петра».
Личность митрополита Киприана.
Литература
как
средство
политической
борьбы.
«Житие...», как образец панегирической литерату-
ры, имеющий публицистический характер.
2
25
26
Епифаний
Премудрый
«Житие
Стефана
Пермского».
Личность Епифания Премудрого.
Создание представления о святом как о человеке со-
вершенно иного духовного типа. Появление тща-
тельно отработанной литературной системы (выбор
поэтических средств, вычурность языка, компози-
ционное строение).
2
27
28
Пахомий Логофет.
«Житие Кирилла Белозерского».
Личность
агиографа.
Установление
канонов
для
описания жизни святого.
2
Памятники панегирической литературы
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
29
30
«Слово о житии великого князя Дмитрия Ивано-
вича».
«Слово...» как агиографический памятник экспрес-
сивно-эмоционального стиля.
Похвальные тирады Дмитрию Донскому и фило-
софские размышления автора о величии князя. Роль
библейских персонажей в возвеличивании личности
Дмитрия.
2
31
Инок Фома «Слово похвальное тверскому князю
Борису Александровичу».
1
Легендарные сказания
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
32
33
«Сказания об Иоанне Новгородском».
Особенности жанра. Сочетание жития и повести.
Личность Иоанна Новгородского.
Спасение Новгорода от суздальцев. Роль описания
2
8
крестного хода и молений Иоанна.
Путешествие на бесе в Иерусалим. Влияние сказоч-
ного фольклора Древней Руси на легендарные ска-
зания.
Отражение
черт
новгородского
быта,
проявление
местного колорита.
Памятники Куликовского цикла
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
34
35
36
37
«Задонщина».
Возрождение традиций «Слова о полку Игореве».
Жанр повести (документально-историческая ле-
тописная первоначальная повесть). Композиция
«Задонщины». Эпичность и лиризм в изображении
Русской земли и судеб русских людей.
Патриотический пафос произведения.
Поэтическое искусство автора «Задонщины».
Связь
«Задонщины»
с
устным
народным
творче-
ством.
38
39
Летописная повесть о Куликовской битве.
Две редакции повести: краткая и пространная.
Хронология событий в повестиё
Авторские рассуждения о событиях, излагаемых в
повести.
Образы русских князей и их «нечестивых» против-
ников.
Прославление русского православия.
2
40
41
Сказание о Мамаевом побоище.
«Сказание...»
–
основной
исторический
источник
сведений о событиях 1380 года.
Политические причины написания «Сказания...» по-
сле нашествия Едигея.
Композиция «Сказания...»
Литературно-публицистические
приемы
автора
«Сказания...»
Легендарно-эпические моменты произведения (бой
Пересвета).
Идеализация русских князей.
Поэтическое мастерство автора.
2
42
Рр. Сочинение «Отражение победы русских над
2
9
43
монголо-татарами
в
литературных
памятни-
ках.
Создание образа защитника Отечества»
Повести о набегах монголо-татар на Русь.
44
«Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву».
Отражение роли народа в происходящих событиях.
Личность автора «Повести...»
Художественные приемы автора.
1
45
«Повесть о Темир Аксаке»
Рассказ о походе Тимура на Русь.
Легендарно-эпические источники «Повести...»
Противопоставление
законности
власти
русских
князей, незаконности властителей Орды.
Возвеличивание политической и общерусской роли
Москвы.
Прославление православных святынь, их сила над
«нечестивым» правителем.
1
III раздел
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
46
Литература второй половины XV века (обзор).
Судьба литературы в период образования единого
Русского государства, ее роль в создании Предвоз-
рождения в русской культуре XV века.
Рост числа произведений светской художественной
литературы.
Появление памятников оригинальной русской бел-
летристики.
1
Историческое повествование
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
47
Летописные своды XV века.
Основная идея сводов – отказ от братоубийственной
борьбы и объединение против внешнего врага.
1
48
Летописные рассказы о победе над Новгородом.
Различное отражение исторических событий в мо-
1
10
сковском и новгородском летописании.
49
«Русский хронограф».
Изложение всемирной истории от сотворения мира
1453 года (год падения Византийской империи).
1
50
Нестор-Искандер «Повесть о Царьграде».
Влияние русских «воинских повестей» на жанр и
композицию «Повести...».
Автор как современник и участник событий.
1
Агиография
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
51
«Житие Михаила Клопского».
Необычность героя – святого-юродивого.
Особенности этого нетрадиционного жития.
Связь с устными легендами о жизни святого,
сходство со сказкой-новеллой.
1
52
«Повесть о Петре Ордынском».
Близость «Повести...» к фольклорным традициям.
Сюжетная занимательность, юмор, бытовые мотивы
– особенности жития – повести, сближающие его со
светскими повестями.
1
Переводные повести
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
53
Сербская «Александрия».
Роман как произведение беллетристики, не имевшее
делового и культового значения.
Идея тщетности земного величия.
Библейские мотивы в «Александрии».
Личность и судьба Александра Македонского.
1
54
«Троянские сказания».
Античные традиции «Троянских сказаний».
Интерес русского читателя к античной истории и
мифологии.
1
55
«Сказание о Соломоне и Китоврасе».
Сочетание библейских и мифологических персона-
жей в «Сказании...».
Близость «Сказания...» к устному народному твор-
честву.
1
11
Оригинальные повести
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
56
«Сказание о Вавилоне».
«Сказание...» – памятник переходного жанра: от ле-
генды к сюжетному повествованию.
1
57
58
59
«Повесть о Дракуле».
Историческая основа «Повести...».
«Повесть...»
как
оригинальная
обработка
«бродя-
чих» сюжетов.
Композиция «Повести...».
Мотив «испытания» – основной мотив произведе-
ния.
Образ главного героя, его жестокость и «злонра-
вие», сочетание изощренной жестокости с остро-
умием.
3
60
61
62
«Повесть о Басарге».
Сюжетное построение «Повести...».
Сказочные приемы, разгадывание загадок, преобла-
дание занимательности повествования над назида-
тельностью.
Появление вымышленных героев в литературе XV
века.
Образы героев, утверждающих православную веру.
3
63
64
65
Афанасий Никитин.
«Хождение за три моря».
Личный характер «Хождения...».
Автобиографичность и лиричность повести.
Отличие «Хождения...» от традиционных «хожде-
ний».
Тема тоски по родине, невозможность соблюдать
свои обычаи на чужбине.
Проблема веротерпимости.
Мастерство в изображении быта и обычаев «Гунду-
стана» (Индии).
3
66
67
Рр. Сочинение «Отличительные черты церков-
ной и светской литературы».
2
68
Обобщающий урок «Поэтика древнерусской ли-
тературы XIV – XV века».
Летописание и агиография – основные жанры ли-
тературы.
12
Политическое и публицистическое значение летопи-
си.
Появление исторических повестей. Стремление со-
единить воинско-героические, исторические, публи-
цистические элементы с остросюжетным изложени-
ем.
Появление интереса к духовному миру человека.
Художественные средства древней литературы. Об-
раз автора в произведениях древнерусской письмен-
ности.
Учебное пособие для данного курса: Рогачевская Е.Б.
«Древнерусская литература», Москва, «Школа-Пресс», 1993 г.
13
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КУРСА (список рекомендуемой литературы)
1. Кусков В. В. «История древнерусской литературы», 4-е изд., М., 1982.
2. «История русской литературы», (под ред. Д. С. Лихачева и Г. П. Мако-
гоненко), Л., 1980, т. 1.
3. Творогов О. В. «Литература Древней Руси», М., 1981.
4. Д. С. Лихачев «История русской литературы XI – XVII веков», М.,
«Просвещение», 1985.
5. Адрианова-Перетц В. П. «Древнерусская литература и фольклор», Л.,
1974, стр. 48–52.
6. Розов Н. Н. «Книга в России в XV веке», Л., 1981.
7. Творогов О. В. «Древнерусские хронографы», Л., 1975, гл. 1, 5.
8. Прохоров Г. М. «Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы», Л.,
1978.
9. Кирпичников А. Н. «Куликовская битва», Л., 1980.
10. Давыдова Н. В. «Евангелие и древнерусская литература», М., 1992.
11. «Памятники литературы Древней Руси» (ПЛДР, 4, 5), М., 1981, 1982.
ПЛДР, 6, М., 1984.
14