Напоминание

"Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 7 кл)"


Автор: Манцыгина Элеонора Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №107"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 7 кл)"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: среднее образование





Назад




МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 107»

Программа внеурочной деятельности по

литературе (курс словесности в 7 классе)

Подготовила:

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Ростов-на-Дону

2017г.

0

Раздел «Древнерусская письменная словесность XIV – XV

вв.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс словесности, раздел «Древнерусская письменная словесность

XIV – XV вв.» рассчитан на 68 часов и является логическим продолже-

нием курса «Устная и письменная словесность» Н. Н. Костанян.

Этот курс охватывает очень важный период в истории и культуре

нашего Отечества – период освобождения Руси от власти Орды, подъем

национального самосознания, приведший к культурному расцвету в кон-

це XIV века.

В программе курса реализуются задачи общефилологического про-

свещения учащихся.

Учащиеся

должны

оценить

значение

культурного

наследства

и

древнерусской

литературы XIV

– XV вв., так как в древнерусской ли-

тературе находятся истоки высокой, гражданственности и идейности

русской литературы нового и новейшего времени. Древняя русская ли-

тература передала свою высокую идейность, свой огромный художе-

ственный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной си-

стемы. В литературе XIV – XV века есть произведения, которыми рус-

ский народ может гордиться.

Учащиеся

знакомятся

не

только

с

содержанием

литературных

произведений, но и со своеобразным характером их бытования (отсут-

ствие устойчивого текста, переписывание). Весь русская литература это-

го периода как и вся литература XI

– XVII вв., развивалась в своеоб-

разных условиях. Она была целиком рукописной. Даже книгопечатание

не изменило характер и способы распространения литературных произ-

ведений. Они, как и раньше, распространялись путем переписки. Поэто-

му внимание учащихся обращается на то, что при переписывании писцы

вносили свои поправки, сокращали или расширяли текст. В результате –

отсутствие устойчивого текста. Некоторые из древних сочинений чита-

лись и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исче-

зали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав дру-

гих произведений, так как чувство авторской собственности еще не раз-

вилось. Поэтому важно обратить внимание учащихся, что в этом отно-

шении есть нечто сходное между бытованием древнерусских литератур-

ных произведений и фольклорных.

Облегчает наблюдение за развитием русской литературы тесная

связь литературы с историческим процессом – своеобразный историзм

древнерусской литературы. Учащиеся должны понять, что произведения

литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историче-

скому событию, историческому лицу. Это повести о битвах, о княжеских

1

преступлениях, о хождениях в святую землю и о реально существовав-

ших людях: чаще всего о святых и о князьях-полководцах. Есть повести,

об иконах и о построении церквей, но нет произведений на вымышлен-

ные сюжеты.

Литература сопровождает русскую историю, следуя за ней по пя-

там. Отсюда – гражданственность и патриотизм, сохранившиеся до на-

ших дней.

Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью,

пыталась ответить на основные вопросы жизни, звала к ее преобразова-

ниям, обладала высокими идеалами.

В курсе письменности XIV – XV вв. рассматривается сравнительно

короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются пове-

сти о вторжении монголо-татар на Русь. Литература сжимается до одной

темы, в которой черты монументально-исторического стиля приобрета-

ют трагический отпечаток. Это начало XIV века.

Следующий период, конец XIV и первая половина XV в. – это век

Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возро-

ждением Русской земли после Куликовой битвы (это период экспрес-

сивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе,

период возрождения летописания, исторического повествования и пане-

гирической агиографии.

Особенно интересна литература второй половины XV века, когда

получают распространение памятники переводной светской литературы,

когда внутренняя политика и преобразования общества занимают все

больше внимания писателей, и в литературе развивается публицистика.

Курс должен помочь учащимся представить самобытную древне-

русскую литературу, продолжить знакомство с жанрами древнерусской

словесности: молением, словом, житием, посланием, поучением.

Все изучаемые тексты читаются учащимися в переводе с обраще-

нием к древнерусскому подлиннику. Такое обращение позволяет обога-

щать запас слов, делать выразительнее речь учащихся.

По мере возможности желательно обращаться к иллюстрациям,

диафильмам, слайдам.

2

Нормативные документы, обеспечивающие реализа-

цию программы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования. Стандарт основного общего образования в об-

ласти «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

2.

Обязательный минимум содержания основного общего об-

разования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

3.

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, ли-

цеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.

4.

Региональный компонент стандарта общего образования.

5.

Школьный компонент стандарта общего образования.

6.

Закон об образовании РФ.

7.

Учебный план МБОУ «Школа №107» на 2017-2018 учебный

год.

3

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Кол-во часов

1

Литература начала XIV-третьей четверти XIVвв.

1

Летописание

4

Агиография

4

Переводные повести

3

Послания

3

2

Литература конца XIV-первой половины XVIвв.

2

Летописание

5

Агиография

6

Памятники панегирической литературы

3

Легендарные сказания

2

Памятники Куликовского цикла

10

Повести о набегах монголо-татар на Русь

2

3

Литература второй половины XVIвв.

1

Историческое повествование

4

Агиография

2

Переводные повести

3

Оригинальные повести

13

Количество часов по развитию речи

7

Общее количество часов

68

Количество часов в неделю

2

4

«Древнерусская письменная словесность XIV – XV вв.»

I раздел

урока

Тема урока

Количе-

ство

часов

1

Литература начала XIV – третьей четверти XIV вв.

(общий обзор).

Возрождение

в XIV

веке

книгописной

деятельности,

подорванной

монголо-татарским

игом;

восстановление

культурных связей русских земель с иными странами;

возрождение летописных жанров, «хождений», «житий»

1

Летописание

№ урока

Тема урока

Количе-

ство

часов

2

Тверское летописание

1

3

Псковское летописание

1

4

Летописание Москвы

1

5

«Повесть о Шевкале».

Выражение

народного

протеста

против

монголо-

татарского гнета, нежелание трудового народа ми-

риться с господством Орды. Трагедия тверичей, под-

нявших

восстание

против

ханского

баскака

Чол-

Хана. Отклик трагедии в устном народном творче-

стве.

1

Агиография

№ урока

Тема урока

Количе-

ство

часов

6

«Повесть о Довмонте».

Утверждение

феодального

идеала

в

героических

житиях. Воинская героика и ратная доблесть пско-

вичей. Устно-эпическая, героическо-песенная осно-

ва эпизодов «Повести...»

1

«Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском».

«Повесть...»

как

образец

княжеских

житий,

где

1

5

князь-страдалец за православную веру, за Русскую

землю.

Осуждение

междоусобной

войны

мо-

сковских и тверских князей в борьбе за власть.

8, 9

«Житие митрополита Петра».

Политические причины создания «Жития...». Утвер-

ждение святости и богоизбранности Москвы, кото-

рая должна была стать центром всех русских зе-

мель. Развитие темы идеально христианского героя.

Канонизация святого как средство укрепления кня-

жеской власти. Художественные особенности такого

рода житий.

2

Переводные повести

№ урока

Тема урока

Количе-

ство

часов

10

«Сказание об Индийском царстве».

Отражение мечты об идеальном царстве, где нет ну-

жды и войн. Фантастические и реальные образы

«Сказания...». Сказочный характер повествования.

1

11

«Повесть о Макарии Римском».

Тема поисков «земного рая» в средневековой ли-

тературе.

1

12

«Слово о 12 снах царя Шахашии».

Апокалиптические картины будущей судьбы мира.

Отражение тяжелых времен в картинах «злого вре-

мени».

1

Послания

№ урока

Тема урока

Количе-

ство

часов

13

«Послание архиепископа новгородского Василия

ко владыке тверскому Феодору о рае».

Мечты

древнерусского

писателя

о

справедливой,

благополучной жизни на земле. Философские раз-

мышления о реальности «земного рая».

1

14

15

Рр. Сочинение «Нравственный идеал в литерату-

ре начала XIV века».

2

6

II РАЗДЕЛ

16

17

Литература конца XIV – первой половины XV вв.

(общий обзор).

Отражение важнейших исторических событий (Ку-

ликовская битва, набеги монголо-татар, объедине-

ние земель вокруг Москвы, вспышка феодальной

войны) в литературных памятниках эпохи.

Новое «открытие человека» в литературе того пери-

ода оценка внутренних качеств человека независи-

мо от его сословия.

2

Летописание

№ урока

Тема урока

Количе-

ство

часов

18

Лаврентьевская

летопись.

Идеологические

и

политические причины создания копии свода 1305 г.

1

19

Московский летописный свод.

Летописный свод Киприана – первый общерусский

свод. Использование всех летописей русских кня-

жеств для усиления промосковской тенденции в но-

вых летописных произведениях.

1

20

Тверское летописание.

Попытка усилить роль Твери в русской истории.

1

21

Новгородское летописание.

Претензии на общерусское значение Новгорода. От-

ражение идеологической борьбы Москвы с Новго-

родской боярской республикой.

1

22

«Летописец Еллинский и Римский».

Отражение интереса русских читателей к всемир-

ной истории в памятниках хронографического жан-

ра.

Повествовательный характер хронографов. Стрем-

ление к нравоучительности в сказочно-фантастиче-

ских или нравственно-поучительных новеллах.

1

Агиография

№ урока

Тема урока

Кол-во

7

часов

23

24

Киприан «Житие митрополита Петра».

Личность митрополита Киприана.

Литература

как

средство

политической

борьбы.

«Житие...», как образец панегирической литерату-

ры, имеющий публицистический характер.

2

25

26

Епифаний

Премудрый

«Житие

Стефана

Пермского».

Личность Епифания Премудрого.

Создание представления о святом как о человеке со-

вершенно иного духовного типа. Появление тща-

тельно отработанной литературной системы (выбор

поэтических средств, вычурность языка, компози-

ционное строение).

2

27

28

Пахомий Логофет.

«Житие Кирилла Белозерского».

Личность

агиографа.

Установление

канонов

для

описания жизни святого.

2

Памятники панегирической литературы

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

29

30

«Слово о житии великого князя Дмитрия Ивано-

вича».

«Слово...» как агиографический памятник экспрес-

сивно-эмоционального стиля.

Похвальные тирады Дмитрию Донскому и фило-

софские размышления автора о величии князя. Роль

библейских персонажей в возвеличивании личности

Дмитрия.

2

31

Инок Фома «Слово похвальное тверскому князю

Борису Александровичу».

1

Легендарные сказания

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

32

33

«Сказания об Иоанне Новгородском».

Особенности жанра. Сочетание жития и повести.

Личность Иоанна Новгородского.

Спасение Новгорода от суздальцев. Роль описания

2

8

крестного хода и молений Иоанна.

Путешествие на бесе в Иерусалим. Влияние сказоч-

ного фольклора Древней Руси на легендарные ска-

зания.

Отражение

черт

новгородского

быта,

проявление

местного колорита.

Памятники Куликовского цикла

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

34

35

36

37

«Задонщина».

Возрождение традиций «Слова о полку Игореве».

Жанр повести (документально-историческая ле-

тописная первоначальная повесть). Композиция

«Задонщины». Эпичность и лиризм в изображении

Русской земли и судеб русских людей.

Патриотический пафос произведения.

Поэтическое искусство автора «Задонщины».

Связь

«Задонщины»

с

устным

народным

творче-

ством.

38

39

Летописная повесть о Куликовской битве.

Две редакции повести: краткая и пространная.

Хронология событий в повестиё

Авторские рассуждения о событиях, излагаемых в

повести.

Образы русских князей и их «нечестивых» против-

ников.

Прославление русского православия.

2

40

41

Сказание о Мамаевом побоище.

«Сказание...»

основной

исторический

источник

сведений о событиях 1380 года.

Политические причины написания «Сказания...» по-

сле нашествия Едигея.

Композиция «Сказания...»

Литературно-публицистические

приемы

автора

«Сказания...»

Легендарно-эпические моменты произведения (бой

Пересвета).

Идеализация русских князей.

Поэтическое мастерство автора.

2

42

Рр. Сочинение «Отражение победы русских над

2

9

43

монголо-татарами

в

литературных

памятни-

ках.

Создание образа защитника Отечества»

Повести о набегах монголо-татар на Русь.

44

«Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву».

Отражение роли народа в происходящих событиях.

Личность автора «Повести...»

Художественные приемы автора.

1

45

«Повесть о Темир Аксаке»

Рассказ о походе Тимура на Русь.

Легендарно-эпические источники «Повести...»

Противопоставление

законности

власти

русских

князей, незаконности властителей Орды.

Возвеличивание политической и общерусской роли

Москвы.

Прославление православных святынь, их сила над

«нечестивым» правителем.

1

III раздел

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

46

Литература второй половины XV века (обзор).

Судьба литературы в период образования единого

Русского государства, ее роль в создании Предвоз-

рождения в русской культуре XV века.

Рост числа произведений светской художественной

литературы.

Появление памятников оригинальной русской бел-

летристики.

1

Историческое повествование

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

47

Летописные своды XV века.

Основная идея сводов – отказ от братоубийственной

борьбы и объединение против внешнего врага.

1

48

Летописные рассказы о победе над Новгородом.

Различное отражение исторических событий в мо-

1

10

сковском и новгородском летописании.

49

«Русский хронограф».

Изложение всемирной истории от сотворения мира

1453 года (год падения Византийской империи).

1

50

Нестор-Искандер «Повесть о Царьграде».

Влияние русских «воинских повестей» на жанр и

композицию «Повести...».

Автор как современник и участник событий.

1

Агиография

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

51

«Житие Михаила Клопского».

Необычность героя – святого-юродивого.

Особенности этого нетрадиционного жития.

Связь с устными легендами о жизни святого,

сходство со сказкой-новеллой.

1

52

«Повесть о Петре Ордынском».

Близость «Повести...» к фольклорным традициям.

Сюжетная занимательность, юмор, бытовые мотивы

– особенности жития – повести, сближающие его со

светскими повестями.

1

Переводные повести

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

53

Сербская «Александрия».

Роман как произведение беллетристики, не имевшее

делового и культового значения.

Идея тщетности земного величия.

Библейские мотивы в «Александрии».

Личность и судьба Александра Македонского.

1

54

«Троянские сказания».

Античные традиции «Троянских сказаний».

Интерес русского читателя к античной истории и

мифологии.

1

55

«Сказание о Соломоне и Китоврасе».

Сочетание библейских и мифологических персона-

жей в «Сказании...».

Близость «Сказания...» к устному народному твор-

честву.

1

11

Оригинальные повести

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

56

«Сказание о Вавилоне».

«Сказание...» – памятник переходного жанра: от ле-

генды к сюжетному повествованию.

1

57

58

59

«Повесть о Дракуле».

Историческая основа «Повести...».

«Повесть...»

как

оригинальная

обработка

«бродя-

чих» сюжетов.

Композиция «Повести...».

Мотив «испытания» – основной мотив произведе-

ния.

Образ главного героя, его жестокость и «злонра-

вие», сочетание изощренной жестокости с остро-

умием.

3

60

61

62

«Повесть о Басарге».

Сюжетное построение «Повести...».

Сказочные приемы, разгадывание загадок, преобла-

дание занимательности повествования над назида-

тельностью.

Появление вымышленных героев в литературе XV

века.

Образы героев, утверждающих православную веру.

3

63

64

65

Афанасий Никитин.

«Хождение за три моря».

Личный характер «Хождения...».

Автобиографичность и лиричность повести.

Отличие «Хождения...» от традиционных «хожде-

ний».

Тема тоски по родине, невозможность соблюдать

свои обычаи на чужбине.

Проблема веротерпимости.

Мастерство в изображении быта и обычаев «Гунду-

стана» (Индии).

3

66

67

Рр. Сочинение «Отличительные черты церков-

ной и светской литературы».

2

68

Обобщающий урок «Поэтика древнерусской ли-

тературы XIV – XV века».

Летописание и агиография – основные жанры ли-

тературы.

12

Политическое и публицистическое значение летопи-

си.

Появление исторических повестей. Стремление со-

единить воинско-героические, исторические, публи-

цистические элементы с остросюжетным изложени-

ем.

Появление интереса к духовному миру человека.

Художественные средства древней литературы. Об-

раз автора в произведениях древнерусской письмен-

ности.

Учебное пособие для данного курса: Рогачевская Е.Б.

«Древнерусская литература», Москва, «Школа-Пресс», 1993 г.

13

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА (список рекомендуемой литературы)

1. Кусков В. В. «История древнерусской литературы», 4-е изд., М., 1982.

2. «История русской литературы», (под ред. Д. С. Лихачева и Г. П. Мако-

гоненко), Л., 1980, т. 1.

3. Творогов О. В. «Литература Древней Руси», М., 1981.

4. Д. С. Лихачев «История русской литературы XI – XVII веков», М.,

«Просвещение», 1985.

5. Адрианова-Перетц В. П. «Древнерусская литература и фольклор», Л.,

1974, стр. 48–52.

6. Розов Н. Н. «Книга в России в XV веке», Л., 1981.

7. Творогов О. В. «Древнерусские хронографы», Л., 1975, гл. 1, 5.

8. Прохоров Г. М. «Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы», Л.,

1978.

9. Кирпичников А. Н. «Куликовская битва», Л., 1980.

10. Давыдова Н. В. «Евангелие и древнерусская литература», М., 1992.

11. «Памятники литературы Древней Руси» (ПЛДР, 4, 5), М., 1981, 1982.

ПЛДР, 6, М., 1984.

14



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!