Напоминание

"Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 8 кл)"


Автор: Манцыгина Элеонора Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №107"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа внеурочной деятельности по литературе (курс словесности в 8 кл)"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: среднее образование





Назад




МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 107»

Программа внеурочной деятельности по ли-

тературе (курс словесности в 8 классе)

Подготовила:

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Ростов-на-Дону

2017г.

0

РАЗДЕЛ. «Древнерусская письменная словесность XVI – XVII

вв.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс словесности «Древнерусская письменная словесность XVI – XVII

вв.» рассчитан на 68 часов и логически продолжает курс «Устная и письмен-

ная словесность» Н. Костанян. Курс 8 класса обращает особое6 внимание на

жесткую централизацию культуры и литературы.

XVI век – время окончательного укрепления централизованного Рус-

ского государства. Учащиеся наблюдают за появлением идеологических па-

мятников письменности, которые обосновывали и возвеличивали роль Моск-

вы как духовного центра всего христианского мира.

В программе курса учащиеся продолжают следить за развитием свет-

ской повести, независимой публицистики, книжного стихотворства.

Развитие жанров, нарушение традиций древней письменности, влияние

фольклора и устной речи на язык произведений – все это особенно важно для

филологического образования учащихся.

Обращаясь к литературе XVII века и эпохе Смутного времени, ученики

наблюдают, как социальный и государственный кризис отразился в литера-

турных произведениях, как росла всесословная активность, как возрастала

роль устного и «писаного» слова. Особенно важно знакомство учащихся с

принципом динамизма (принципом постоянных изменений в русской литера-

туре).

Особенно интересна литература второй половины XVII века. Это «бун-

ташный» век и «ьуеиагеая» культура. Раскол православной Руси приводит к

распаду культуры на несколько течений.

Первое появление двух враждебных партий – грекофильской и западни-

ческой, отражение их борьбы в литературе – вот наиболее интересные темы

для учащихся, особенно в параллелях современного мира (каков же путь раз-

вития России? На запад, или на восток?)

Для литературы этого периода характерно не только расширение круга

писателей, но и создание профессиональной писательской общины.

Представление

ребят

об

особенностях

развития

русской

культуры

расширяет и появление оппозиционной литературы низов общества: демокра-

тической сатиры, смеховой литературы.

Учащиеся обращают внимание на роль барокко в развитии самобыт-

ной, русской культуры. Это была интереснейшая эпоха зарождения, сосуще-

ствования и борьбы разных литературных школ русской и западноевропей-

ской ориентации.

1

Курс подготавливает учащихся к восприятию литературы XVIII века –

века великих преобразований, эпохи «дворцых переворотов» – времени Фон-

визина, Радищева, Державна, Крылова.

2

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию

программы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего об-

разования. Стандарт основного общего образования в области

«Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

2.

Обязательный минимум содержания основного общего образова-

ния по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

3.

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.

4.

Региональный компонент стандарта общего образования.

5.

Школьный компонент стандарта общего образования.

6.

Закон об образовании РФ.

7.

Учебный план МБОУ «Школа №107» на 2017-2018 учебный год.

3

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Кол-во часов

1

Литература XVIв.в. (общий обзор)

5

Повести

15

Публицистика

9

2

Литература первой половины XVII века

1

Публицистика Смутного времени

3

Исторические произведения о Смуте

4

Житийно-биографические повести

1

Книжное стихотворство

4

Местные литературные очаги (Сибирь, Дон)

3

3

Литература второй половины XVII века

1

Переводной рыцарский роман и авантюрная по-

весть

7

Переводная и оригинальная новелла

5

Историческая беллетристика

3

Демократическая сатира и смеховая литература

3

Барокко в русской литературе XVII века

3

Возникновение русского театра

1

Количество часов по развитию речи

8

Общее количество часов

68

Количество часов в неделю

2

4

ДРЕВНЕРУССКАЯ ПИСЬМЕННАЯ СЛОВЕСНОСТЬ XVI – XVII ВВ.

(8 класс)

Литература XVI века (общий обзор)

I РАЗДЕЛ

5 часов

Основные идеологические явления XVI века.

XVI век – время окончательного укрепления централизованного, Русского го-

сударства.

Развитие

русской

архитектуры,

живописи,

книгопечатания.

Жесткая централизация культуры и литературы. Появление идеологических

памятников письменности. (1 час).

«Послание о Мономаховом венце» и «Сказание о князьях Владимирских»

(1 час).

Легенда о происхождении правящей на Руси династии, от римского импера-

тора, ее важнейшая роль в развитии официальной идеологии Русского само-

державного государства.

Теория «Москвы – третьего Рима» старца Филофея (1 час)

Развитие русской публицистики, ее протест против латинского (католиоличе-

ского) мира. Возвеличивание роли Москвы как духовного центра всего хри-

стианского мира.

«Великие Минеи Четии» (1 час)

Грандиозность воплощения – двенадцатитомный свод жития всех святых и вся

сумма памятников, которые допускались к чтению на Руси (жития, патристика,

церковно-палемическая литература, церковные уставы и др.).

«Домострой» (1 час)

Литературное изложение системы норм домашней жизни: поклонение церкви

и царской власти, «мирское строение» (отношение внутри семьи), «домовное

5

строение» (хозяйство).

Историческое повествование (4 часа)

Развитие жанра исторического повествования в XVI веке, появление новых

жанровых

особенностей.

Появление

общерусских

единых

летописей

как

следствие централизации власти.

Рассказы о Псковском взятии (1 час)

Присоединение Пскова как важнейшее событие в процессе объединения рус-

ских земель. Отражение разных политических взглядов летописцев-москви-

чей и псковичей в литературе.

Рассказ о смерти Василия III (1 час)

Рассказ о последних днях великого князя. Утверждение преемственности

царской власти.

Рассказ о болезни Ивана Грозного (1 час)

Использование художественного вымысла в политических целях (стремление

очернить неугодных лиц) – свидетельство растущей идеологической роли ли-

тературных произведений.

«Степенная книга» и «Казанская история» (1 час)

Создание официально-публицистических памятников, с целью прославления

царствующей династии. Сочетание художественного и публицистического вы-

мысла. Смешение различных литературных влияний, возникновение стиля

«второго монументализма» древнерусской литературы.

Повести (1 час)

Распространение светской повести в письменности XVI в. Особенности их

характера – дидактические, поучительные. «Неполезные повести» и повести

«зело полезны», их отличие.

«Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» (1 час)

6

Жанр исторической повести. Единство тематики. Прославление мужества и

ума псковичей. Художественные приемы повести.

Публицистика (9 часов)

Распространение нового вида литературы – сочинений на острые вопросы

политической жизни.

Иосиф Волоцкий (1 час)

Борьба с еретическими течениями, отражение спора в литературных произве-

дениях. «Книга на новгородских еретиков» – политическое и обличительное

«писание», построенное на принципе систематического разбора вопросов.

Вассиан Патрикеев и нестяжатели (1 час)

Независимая публицистика. Насмешка и ирония – сильнейший художествен-

ный прием полемики.

Максим Грек (1 час)

«Нестяжательские» идеи сочинений Грека. Влияние греческих и итальянских

гуманистов Возрождения на язык сочинений Грека.

Иван Пересветов (1 час)

Нарушение традиций древней письменности в сочинениях «воинника» Ивана

Пересветова. Влияние фольклора и устной речи на язык произведений.

Иван Грозный (4 часа)

Роль Ивана Грозного в русской литературе. Проявление пиранских черт ха-

рактера Грозного в его творчестве. «Скоморошеские» вкусы Грозного.

«Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» (1 час)

Своеобразие построения и языка послания.

«Послание Василию Грязному» (1 час)

7

Скоморошеский»

стиль

послания,

грубоватый

юмор

Ивана

Грозного,

склонность к резкой насмешке.

Дипломатические послания Ивана Грозного (1 час)

Особенности посланий как жанра. Черты Ивана IV как государя и как писате-

ля. Язык посланий.

Переписка Ивана Грозного с А. М. Курбским (1 час)

Публицистический характер переписки. Политическая полемика и литератур-

ная – о границах «ученого» и «варварского» в литературе.

А. М. Курбский (1 час)

Личность Курбского как политика и писателя. Безукоризненное владение ри-

торическим стилем.

История о великом князе Московском (1 час)

Критика Ивана Грозного как человека, уничтожившего «боярские и дворян-

ские роды». Использование сцен и наблюдений из живой действительности.

Развитие речи

Образ автора как средство раскрытия тематики произведений XVI века (2

часа)

II РАЗДЕЛ

Литература первой половины XVII века (общий обзор) (1 час)

XVII век и эпоха Смутного времени. Отражение глубокого социального и го-

сударственного кризиса в литературных произведениях. Рост всесословной

активности, возрастание роли устного и «писаного» слова. Художественное

переосмысление деловых жанров – одно из литературных открытий первой

половины XVII века. Расширение круга писателей. Утверждение принципа

постоянных изменений в русской литературе (принцип динамизма).

8

Публицистика Смутного времени (3 часа)

Две группы публицистических произведений: непосредственные отклики на

события, выполняющие агитационную задачу (публицистика до 1613 года),

тексты написанные после Смуты, философским, исторически и художествен-

но осмысляющие «лихие лета».

Развитие малых жанров. Появление в жанровом репертуаре «видений» ново-

го типа.

«Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия (1 час)

Каноническая сюжетная схема «видений». Влияние сюжетного стереотипа на

местные памятники. Использование бытовых деталей создающих иллюзию

достоверности. Важная роль видений эпохи Смуты в политической борьбе.

Приобретение жанром «видений» новых функций.

«Новая повесть о преславном Российском царстве» (1 час)

Изменение роли традиционных видов деловой письменности (грамот и «от-

писок». Объединение в этих жанрах делового стиля и риторики. Агитацион-

ная задача «Новой повести».

Образ автора. Пафос лирических монологов. Создание комического эффекта

с помощью рифмованной речи – средство обличения недругов.

«Плач о пленении и конечном разорении Московского государства (1 час)

Основные мотивы «Плача» – печаль, сетование, скорбь о былом могуществе

и величии России, призывы к покаянию и молитве.

Развитие жанра плача в эпоху Смутного времени.

Исторические произведения о Смуте (4 часа)

«Сказание» Авраамия Палицына (1 час)

Личность писателя. Яркие картины страшных народных страданий.

«Временник» Ивана Тимофеева (1 час)

9

История России от Ивана Грозного до Михаила Романова. Автор как мемуа-

рист.

«Словеса дней и царей...» И. А. Хворостина (1 час)

Судьба автора. Мотивы самооправдания в произведении.

«Повесть о некоем мнисе...» С. И. Шаховского (1 час)

Личность и судьба писателя. Усиление индивидуального начала в историче-

ских

произведениях.

Закрепление

нового

литературного

принципа

контрастность характера человека, его изменчивость.

Развитие речи

Отражение причин Смуты и поведения ее деятелей в произведениях это-

го бурного времени (2 часа)

Житийно-биографические повести (1 час)

«Повесть об Ульянии Осоргиной»

Появление первых опытов биографии частного человека. Деформация жанра

жития. Противоречие житийных стереотипов с авторским замыслом и сюжет-

ным движением. Мысль автора о «спасении» в миру, в семье, в родственной

любви.

Книжное стихотворство (4 часа)

Две формы художественной речи в новой русской литературе – проза и стих.

Гимнография и внебогослужебная лирика. Отделение стихов от церковных

обрядов. Оформление их в самостоятельный жанр. Начало истории русской

поэзии западноевропейского типа.

«Послание дворянина к дворянику» (1 час)

Использование раешного стиха для создания комического эффекта, снимаю-

щего серьезность повествования.

Евстратий (1 час)

10

Силлабический стих с перекрестной рифмой (змеиный стих). Сложение жан-

ра изобразительной эпиграммы (оформление текста в виде рисунка – креста,

звезды, бокала, лучей и т. д.).

Ориентация на опыт поэзии Украины и Польши.

Стихи И. А. Хворостинина (1 час)

«Относительный силлабизм» И. Хворостинина – путь, по которому пошла

русская поэзия первой половины XVII века. «Двоестрочное согласие» – прин-

цип парной рифмы.

Стихотворство «приказной школы» (1 час)

Обособление «высокого», серьезного стихотворства («двоестрочные согла-

сия») от «низового», «подлого», простонародного стихотворства (раешник).

«Приказная школа» как литературная группа. Ее литературно-эстетические

принципы: умение пользоваться «витийным» языком, владение техникой сти-

хотворства, элементами литературной игры (писание эпистолий акростихом).

Местные литературные очаги (Сибирь, Дон) (3 часа)

Изменение «географии» русской литературы

Включение в литературное движение окраин государства.

Синодик казакам Ермака (1 час)

Присоединение Синодика к «Чину православия». Торжество православия –

основная идея Синодика.

«Историческая» повесть о взятии Азова (1 час)

Сочетание документализма (сборы в поход, подкопы под стены, штурм, судьба

пленных) и эмоционального восприятия событий автором повести.

«Поэтическая» повесть об Азовском осадном сидении (1 час)

Художественная специфика памятника. Особенности поэтики: художественное

11

переосмысление канцелярских жанров и использование фольклора. Авторские

ремарки как художественный прием. Использование контраста для эмоцио-

нального напряжения. Своеобразие авторских решений.

Развитие речи

Отражение героизма донских казаков в повестях об Азовских сидений

(2 часа)

III РАЗДЕЛ

Литература второй половины XVII в. (общий обзор) (1 час)

«Бунташный» век и «бунташная» культура. Распад культуры на несколько

течений – следствие раскола православной Руси. Социальный протест движе-

ния «боголюбцев». Реформы Никона их влияние на русское общество. Появ-

ление

двух

враждебных

партий

грекофильской

и

западнической

(«ла-

тинствующей»). Отражение их борьбы в литературе. Создание профессио-

нальной писательской общины. Внедрение стиля «барокко» на русскую поч-

ву.

Развитие беллетристики. Появление переводных жанров – рыцарского романа

и новеллы.

Появление оппозиционной литературы низов общества.

Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть (7 часов)

Распространение развлекательной литературы. Два типа повествования в ры-

царском романе. Общие и различные элементы обоих типов (изображение

любви земной и идеально-мистической, наличие рыцарского кодекса, описа-

ния приключений и битв).

«Повесть о Бове королевиче» (1 ч)

Французский роман на русской почве.

Сближение повести с русской богатырской сказкой. Сохранение основных

сюжетных узлов, изложенных в тональности русского эпоса.

Популярность «Бовы» на Руси.

12

«Повесть о Брунцвике» (1 час)

Чешский памятник на русской почве. Подвиги князя в фантастических зем-

лях. Таинственный мир «незнаемых» земель.

Демократизм повести.

«Повесть о Петре Златых Ключей» (1 час)

Рыцарский дух повести. Любовь рыцаря к даме и их верность в долгой разлу-

ке.

«Куртуазные» черты русской версии.

«Повесть о Савве Грудцыне» (2 часа)

Фаустовская тема (тема продажи души дьяволу за мирские наслаждения и

блага) на русском материале.

Разработка жанра религиозной легенды в повести (обязательность компози-

ции: прегрешение, покаяние, спасение; художественная свобода выбора ге-

роя, времени, места).

Фольклорные элементы в повести (влияние волшебной сказки).

Бесовская тема – тема двойников.

Цельность характера главного героя.

Взгляды автора на новые веяния русской жизни.

«Повесть о Горе-Злочастии» (2 часа)

Народные песни о Горе и книжные «покаянные» стихи – источник «Пове-

сти».

Связь двух тем – темы судьбы человека вообще и темы судьбы русского чело-

века «бунташного» века.

Воплощение легенды о грехопадении людей в русский сюжет.

Гуманистическая концепция повести.

Переводная и оригинальная новелла (5 часов)

«Фацеции» (1 час)

13

Сборник новелл и «малых жанров» (шутки, меткое словцо, анекдот).

«Фацеции» – веселое, занимательное чтение. Жанр исторического анекдота.

Однотемность «малых» форм.

Неожиданность сюжетных ходов.

Особенности новеллы как городского жанра.

«Повесть о Шемякином суде» (2 часа)

Три сюжетных эпизода – три законченных анекдота.

Мастерство колидийной интриги.

Сатира на древнерусское судопроизводство.

«Повесть о Фроле Скобееве» (2 часа)

Отражение в языке повести эпохи реформ Петра I.

Особенности плутовской новеллы.

Композиция повести. Прием контраста.

«Повесть...» – первое в русской литературе произведение, в котором высказы-

вания персонажей на форме и языку отделены от авторских.

Историческая беллетристика (3 часа)

Признание права на художественный вымысл. Отход от нормативных предпи-

саний средневекового историзма.

«Повесть о зачале Москвы» (1 час)

Тема строительной жертвы в повести.

Летописные источники произведенния.

Романтический фон «Повести...»

«Сказание об убиении Даниила Суздальского» (1 час)

Отказ от идеи божественного предначертания и господство стихии чистого

вымысла.

Появление вымышленных имен.

14

Обособление сюжета от летописного источника.

«Повесть о Тверском Отроче монастыре» (1 час)

Любовная драма – основа сюжета.

Обращение к русской обрядовой поэзии.

Тема любви – судьбы в «Повести..».

Демократическая сатира и смеховая литература (3 часа)

«Повесть о Ерше Ершовиче» (1 час)

Дух социального протеста в повести.

Сатира на феодальные порядки и церковь.

Тесная связь с фольклором.

«Сказание о попе Саве» (1 час)

Сатира на церковную жизнь.

Раешный стих как средство наибольшей выразительности, средство создания

смехового «антимира».

«Повесть о Фоме и Ереме» и «Сказание о куре и лисице» (1 час)

Карикатура на контраст в «Повести...». Законы абсурда в смеховой литерату-

ре.

Пародия на обиходные жанры.

Анонимность демократической смеховой литературы.

Жизнь и творчество протопопа Аввакума (2 часа)

Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа.

«Житие...» Аввакума – образец автобиографической прозы.

Реформа агиографической схемы – объединение автора и героя в одном лице.

Язык сочинения Аввакума, его сила и красочность.

Барокко в русской литературе XVII века (3 часа)

Барокко – причудливый синтез средневековая и Ренессанса.

15

Барокко в России, его особая роль в развитии русской культуры. Эпоха заро-

ждения, сосуществования и борьбы разных литературных школ русской и

западноевропейской ориентации.

Симеон Полоцкий (1 час)

Создание регулярной силлабической поэзии.

Наследие Симеона Полоцкого.

Развитие жанров «декламации», «диалога» и «приветствия».

Взгляды Симеона на поэта и Слово (поэт – «второй бог», Слово строит мир).

Сильвестр Медведев и Карион Истомин (1 час)

Новый тип писателя-профессионала. Работа над стихотворными жанрами

(панегирики, эпитафии, героические поэмы, медитативная лирика).

Возникновение русского театра (1 час)

Создание придворного театра при царе Алексее Михайловиче.

Исторические сюжеты – основа всех пьес первого русского театра.

Развитие речи

Разнообразие жанров русской литературы XVI – XVII вв. (2 часа)

Учебное пособие к данному курсу: Рогачевская Е.Б.

«Древнерусская литература», Москва «Школа-Пресс», 1993 г.

16

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА (ЛИТЕРАТУРА)

I РАЗДЕЛ

1. Казакова Н. А. «Очерки по истории русской общественной мысли. Первая

треть XVI века», Л., 1970.

2. Гальдберг А. Л. «Три «послания Филофея» (Опыт текстологического ана-

лиза), Л., 1974.

3. Клосс Б. М. «Древнерусское искусство», М., 1972.

4. «Русские повести XV – XVI вв.», М.-Л., 1958.

5. Лихачев Д. С. «Послания Ивана Грозного». «Русская литература», 1972, №

4.

6. Еремин И. П. «Литература Древней Руси. (Иосиф Волоцкий как писатель).

Этюды и характеристики. М.-Л., 1966.

7. Казакова Н. А. «Вассиан Патрикеев и его сочинения», М.-Л., 1960.

II РАЗДЕЛ

1. Емонская А. С., Орлов О. В., Сидорова Ю. Н. и др. «История русской ли-

тературы XVII – XVIII вв.», М., 1969.

2. Лихачев Д. С. «Развитие русской литературы Х – XVII вв.», Л., 1973.

3. Панченко А. М. «Русская стихотворная культура XVII века», Л., 1973.

4. Адрианова-Перетц В. П. «Русская демократическая сатира XVII века», М.-

Л., 1954, М., 1977.

5. Робинсон А. Н. «Воинские повести Древней Руси», М., 1985.

III РАЗДЕЛ

1. Кузьмина В. Д. «Рыцарский роман на Руси», М., 1964.

2. Демкова Н. С. «Житие протопопа Аввакума (творческая история произве-

дения), Л., 1974.

3. Лихачев Д. С. «Великое наследие», М., 1975.

17

4. «Ранняя русская драматургия XVII – первой половины XVIII в. Первые

пьесы русского театра», М., 1972. (Подготовка и комментарии М. И. Кудряв-

цева).

5. Еремин И. П. «Литература Древней Руси. Этюды и характеристики (Поэти-

ческий стиль Симеона Полоцкого), М.-Л., 1966.

18



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!