Автор: Юшкова Татьяна Александровна
Должность: пдо
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Контакт"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательных способностей обучающихся средствами театрального искусства"
Раздел: дополнительное образование
Т.А Юшкова,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДЮЦ «Контакт», г.Екатеринбург
Развитие познавательных способностей обучающихся средствами
театрального искусства
Каждые родители стремятся развить в ребенке воображение, восприятие мира,
память
и
внимание.
Эти
познавательные
способности
актуально
развивать
в
театральном
искусстве,
так
как
это
самый
распространенный
вид
детского
творчества. Он близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе и близко
связано с игрой. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем
и
выражает
свое
собственное
отношение
к
добру
и
злу.
А
сейчас
разберемся что такое познавательные способности.
Познавательные
способности
подразделяются
на
две
большие
группы:
сенсорные способности и интеллектуальные способности
.
Какие
же
существуют
основные
показатели
сформированности
познавательных способностей? Выделим важнейшие из психических механизмов,
лежащих в основе любой эффективной познавательной деятельности : внимание
(особенно
произвольное),
различные
виды
памяти
(зрительная,
слуховая,
кинетическая), воображение, мышление [1].
В
младшем
школьном
возрасте
развиваются
основные
познавательные
процессы.
В
чем
состоят
наиболее
важные
изменения,
которые
за
период
младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью,
воображением, речью и мышлением ребенка [2]?
Воображение
до
семилетнего
возраста
у
детей
можно
обнаружить
лишь
репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не
воспринимаемых
в
данный
момент
времени,
причем
эти
образы
в
основном
статичные. Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых
элементов
появляются
у
детей
после
7-8-летнего
возраста,
и
развитие
этих
образов связано, вероятно, с началом обучения в школе [2].
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях —
произвольности и осмысленности.
Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес,
преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями
или
образами-воспоминаниями
и
т.д.
Но,
в
отличие
от
дошкольников,
они
способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный.
С
каждым
годом
все
в
большей
мере
обучение
строится
с
опорой
на
произвольную память [1].
Память детей младшего школьного возраста является хорошей, и это в первую
очередь
касается
механической
памяти,
которая
за
первые
три-четыре
года
обучение в студии прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем
развитии опосредствованная, логическая память (или смысловая память), так как
в
большинстве
случаев
ребенок,
будучи
занят
учением,
трудом,
игрой
и
общением, вполне обходится механической памятью [1].
Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте идет через осмысливание
учебного материала. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его,
он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа
является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая
память оказываются неразрывно связанными [2].
Познавательные
способности
не
могут
развиваться,
в
полной
силе,
если
у
ребенка не развивать внимание.
По
сравнению
с
дошкольниками
младшие
школьники
гораздо
более
внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных
действиях, в учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка
[1].
Однако у младших школьников все еще преобладает непроизвольное внимание.
Для
них
внешние
впечатления
—
сильный
отвлекающий
фактор,
им
трудно
сосредоточиться на непонятном сложном материале [1].
Театральное искусство способствует развитию познавательных способностей.
Рассмотрим на примере объединение «театральная школа».
Для развития воображения используются тренинги. Возьмем на первый взгляд
очень простое упражнение «Гладим животное». Нужно изобразить, что ребята
гладят животное или берут его на руки. Главным образам работают руки, а
основная задача всей группы угадать животное. Всё просто, но если разобраться,
ребенку нужно представить образ животного, с которым будет работать, а для
этого
необходимо
вспомнить
не
только
визуальный
образ,
но
и
тактильные
ощущения. В этом тренинге ребенок работает самостоятельно, включая и развивая
своё воображение, но также в ходе работы большую роль играет коллектив, так
как анализирует весь процесс, помогая и подсказывая и включая своё внимание.
Развитие внимания нам поможет множество тренингов, рассмотрим на
упражнение
«Светофор».
Преподаватель
берет
три
цветных
круга:
красный,
желтый, зеленый. Ребята двигаются, заполняя всё пространство помещения, но в
дополнение, если ведущий показывает зеленый цвет, следует идти и мяукать, если
желтый - застыть, красный – идти на месте. Если ведущий не показывает ничего,
то участникам следует просто двигаться по залу. Вначале надо поставить более
простую задачу, заполнить
пространство и двигаться в разброс, а главное не
столкнуться.
А
для
более
маленьких
можно
использовать
простую
игру
«Обезьянки». Подложите ребенку копировать все ваши движения, как это делают
обезьянки. И показывайте их: поднимайте руки, хлопайте, приседайте и так далее.
Движение
чередуйте
и
постепенно
скорость
смены
движения
увеличивается.
Главная задача, что бы ребенок успел повторить все их.
В объединение «Театральная школа» используются упражнения для развития
памяти. Есть тренинги в игровой и в музыкальной форме. На занятиях ребята учат
наизусть детские песни, они развивают слуховую память, так же отрывки из
любимых произведений и стихи, а ещё используются упражнения «Запомни и
повтори». Педагог называет в любом порядке предметы или сказочных героев, а
ребята должны запомнить и повторить, не пропуская не одного предмета. Так же
можно усложнить задачу, ребята сидят в полукруге, первый человек начинает
сказку,
произносит
предложение,
следующий
озвучивает
предложение
предыдущего и добавляет своё, в этом тренинге должны принять участие все
ребята повторяя сказку с начала и завершают на крайнем человеке логическим
концом и многие другие упражнения.
Обучение
в
театральной
студии
ведет
к
развитию
познавательных
способностей в игровой и понятной форме для детей, реализации главной цели –
раскрыть творческое «Я» ребенка, способствовать социально – эмоциональной
адаптации ребенка в меняющемся мире.
Литература:
1. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника : монография / Н.Н. Поддьяков. –
Москва: Педагогика, 1977. – 272 с.
2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций, Ростов-на-
Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с
.