Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Астахова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №210
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: презентация опыта
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Презентация на

тему:

«Патриотическое

воспитание

дошкольников»

Составила: воспитатель

Астахова Наталья

Анатольевна, МБДОУ детский

сад №210,

г. Ульяновск

Любовь к родному краю, родной культуре, родной

речи начинается с малого – с любви к своей семье,

своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в

любовь к Родине, её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству.

Лихачёв Д.С.

Воспитание патриотизма – основа

современной системы образования. Решая

задачи патриотического воспитания

подрастающего поколения, педагогические

коллективы дошкольных образовательных

организаций используют разные формы

организации деятельности детей, создают

условия для активного включения в

образовательный процесс родителей

воспитанников.

Задачи:

• Воспитывать любовь и трепетное отношение к

ценностям семьи, детского сада, родного города.

• Способствовать формированию желания участвовать

в общественных мероприятиях, направленных на

благоустройство своего двора, территории группы,

улиц родного города.

• Учить заботливому отношению к родным и близким

людям, младшим сверстникам и старшему поколению.

• Воспитывать уважение к труду разных профессий.

• Развивать интерес к традициям родного края,

соблюдать их и сохранять.

• Формировать трепетное отношение к природе, ее

ресурсам, экономно их расходовать.

• Знакомить с символикой российского государства, ее

значением для народа и страны в целом.

Принципы работы:

• планируя занятия в детском саду,

воспитатель учитывает основные

принципы работы с детьми:

непрерывности; доступности; научности;

целостности; системности;

преемственности; культурообразности;

стимулирования детской деятельности.

Структура:

• Работа по воспитанию патриотических

чувств у дошкольников может быть

разбита на тематические блоки для

удобства детского восприятия.

Вот эта улица, вот этот дом

Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об

улицах города, на которых они живут.

Задачи: Познакомить ребят с историей возникновения

названий улиц, предприятий, объектов социального

назначения, расположенных на них.

• Воспитатель раскрывает детям неизведанное на

улице, где они проживают, учит замечать, как

строится город, кто его строит, и как от этого улица

становится еще краше. Обращается внимание

малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети

приобщаются к благоустройству и озеленению

территории детского сада и своих домов.

Вместе дружная семья

Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи,

необходимости укрепления семейных связей.

Задачи: Развивать интерес к представителям старших

поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать

уважение к самым старшим родственникам, желание

заботиться о них. В ходе работы с детьми воспитатель

формирует представление о семейных корнях: родители,

дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей

семьи может превратиться в увлекательное занятие –

оформление родословного дерева, где будет фотография и

малыша. Педагог может оформить уголок «Делай, как мы»,

где найдется место фотографиям малышей с родителями в

походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно

оформленный стенд будет способствовать трансляции

позитивного родительства, профилактике раннего

неблагополучия.

Город, в котором я живу

Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать

его социальную значимость в развитии страны.

Задачи: Рассказать дошкольникам, что такое – продукция

предприятия города, на котором работают их близкие

родственники. Показать значимость производства на мировом

рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения,

памятниками старины, культовой архитектурой. Воспитатель

показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в

развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому

и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам

стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города,

учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах

войны и труда. Наша кладовая

Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств

родного края, учить бережно и экономно расходовать их. Задачи:

Развивать представление дошкольников о природных ресурсах

страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной

ориентации.

Ожидаемый результат:

2 младшая группа. Дошкольники знают всех членов семьи, помогают

старшим по дому. Знают, в каком городе живут, где находится их дом.

Ребята знакомы с объектами культурного назначения. Дети осознают, что

они россияне, что их страна самая большая и могучая.

Средняя группа. Ребята могут самостоятельно убирать свои игрушки.

Знают, где работают родители, что они делают на производстве. Знакомы

с профессиями в детском саду. Умеют бережно относиться к природным

ресурсам. Ориентируются в своем городе, могут рассказать о

местонахождении тех или иных объектов соцкультбыта.

Старший дошкольный возраст. Дети имеют свои обязанности в доме,

заботятся о старших членах семьи. Знают, какие крупные заводы

находятся в городе, что на них выпускают. Знакомы с профессиями

взрослых, всех членов семьи. Могут подсказать родителям, как сэкономить

тепло в доме, электричество, воду. Ребята знакомы с ветеранами войны и

труда, знают, какие праздники им посвящены. Рассказывают о корнях своей

семьи, ее традициях и своем участии в семейных праздниках. Знают

президента, символику РФ, герб своего города.

Формы и методы работы:

беседы с рассматриванием фотографий;

экскурсии на известные объекты;

игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»;

«Кто это делает?»;

КВН с участием родителей «Все ли мы знаем о своем городе?»,

викторины, круглый стол;

кинолекторий;

иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным

праздникам;

конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок

ветерану;

обмен традициями семьи;

туристические походы с семьей по местам боевой славы;

вылазки на природу;

кружок «Следопыты-малыши»;

создание музея «Никто не забыт».

Игры по воспитанию патриотизма у детей:

Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в

план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный

характер. Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников

классифицируются на: дидактические: «Чьи родители это делают»,

«Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;

настольно-печатные «Экономим свет, тепло», «Распредели всем

поровну», «Стань лидером»; «Биржа»; подвижные: «Мы туристы»,

«Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;

музыкальные: «Янка», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая»,

«Помоги бабушке распутать клубочек»; спортивные: «Зарница»,

«Россия, вперед!», «Олимпийские игры»; сюжетно-ролевые:

«Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника»,

«Библиотека», «Банк». Работа по привитию детям патриотического

духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей,

социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких

наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в

жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела

для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является

тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка,

процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите

своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не

замедлят порадовать вас своими достижениями.

Патриотическое воспитание в детском

саду находится в тесной взаимосвязи:

• с нравственным

• умственным

• экологическим

• трудовым

• эстетическим

• физическим воспитанием

Нравственно

-

патриотическое воспитание:

беседа с детьми на тему:

«День защитника отечества»

Нравственное воспитание

- изобразительная деятельность

(например, аппликация) должна быть использована для воспитания у

детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются

нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца,

сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу,

преодолевать трудности и т.п.

Воспитание патриотических чувств с

помощью художественной литературы

В детском саду учат детей

добру,

Зла не делать никому.

Отвагу, смелость

проявлять.

Младшим помогать,

старших почитать.

Свою семью любить и

уважать.

Традиций народных не

забывать.

Со всеми в мире в дружбе

жить.

Родиной своей дорожить!

Экологическое воспитание:

«Огород на подоконнике»

Цель экологического воспитания в

современном ДОУ – становление

начал экологической культуры у

детей, развитие экологического

сознания, мышления, экологической

культуры у взрослых, их

воспитывающих, формирование

ответственного отношения к

окружающей среде, которое

строится на базе экологического

сознания. Это предполагает

соблюдение нравственных и

правовых принципов

природопользования и пропаганду

идей его оптимизации, активную

деятельность по изучению и

охране природы своей местности.

Сама природа понимается не

только как внешняя по отношению

к человеку среда – она включает в

себя, человека.

Физическое воспитание:

Физическая культура может

внести свой вклад в решение

проблемы нравственно-

патриотического воспитания

дошкольников, так как

формирование физических

качеств, двигательных навыков

и умений тесно связано

с воспитанием нравственно-

волевых черт личности. Во

время занятий физкультурой

развиваются чувства

коллективизма и патриотизма,

упорство и настойчивость,

смелость и честность,

происходит становление

духовных и физических качеств

личности.

Воспитание уважения к труду разных профессий:

Развитие интереса к традициям родного края и

семьи:

Работа с родителями

Анкетирование родителей:

«Патриотическое воспитание дошкольников: быть

или не быть?»

Консультации для родителей:

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у

дошкольников»

«Как приобщить детей к нравственно-

патриотическому воспитанию?»

В содержании федерального государственного

образовательного стандарта отмечается острая

необходимость активизации процесса воспитания

патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень

любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко

откликаются на все инициативы, умеют искренне

сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время

благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают

большие возможности для систематического и

последовательного нравственного воспитания детей.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций,

чувств, мышления, процессов социальной адаптации в

обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем

мире. Именно этот отрезок жизни человека является

наиболее благоприятным для эмоционально -

психологического воздействия на ребенка, так как его образы

очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти

надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в

воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа

формирования будущего гражданина.

Спасибо за внимание!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!