Автор: Астахова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №210
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: презентация опыта
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Презентация на
тему:
«Патриотическое
воспитание
дошкольников»
Составила: воспитатель
Астахова Наталья
Анатольевна, МБДОУ детский
сад №210,
г. Ульяновск
Любовь к родному краю, родной культуре, родной
речи начинается с малого – с любви к своей семье,
своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в
любовь к Родине, её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству.
Лихачёв Д.С.
• Воспитание патриотизма – основа
современной системы образования. Решая
задачи патриотического воспитания
подрастающего поколения, педагогические
коллективы дошкольных образовательных
организаций используют разные формы
организации деятельности детей, создают
условия для активного включения в
образовательный процесс родителей
воспитанников.
Задачи:
• Воспитывать любовь и трепетное отношение к
ценностям семьи, детского сада, родного города.
• Способствовать формированию желания участвовать
в общественных мероприятиях, направленных на
благоустройство своего двора, территории группы,
улиц родного города.
• Учить заботливому отношению к родным и близким
людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Развивать интерес к традициям родного края,
соблюдать их и сохранять.
• Формировать трепетное отношение к природе, ее
ресурсам, экономно их расходовать.
• Знакомить с символикой российского государства, ее
значением для народа и страны в целом.
Принципы работы:
• планируя занятия в детском саду,
воспитатель учитывает основные
принципы работы с детьми:
непрерывности; доступности; научности;
целостности; системности;
преемственности; культурообразности;
стимулирования детской деятельности.
Структура:
• Работа по воспитанию патриотических
чувств у дошкольников может быть
разбита на тематические блоки для
удобства детского восприятия.
Вот эта улица, вот этот дом
• Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об
улицах города, на которых они живут.
•
• Задачи: Познакомить ребят с историей возникновения
названий улиц, предприятий, объектов социального
назначения, расположенных на них.
• Воспитатель раскрывает детям неизведанное на
улице, где они проживают, учит замечать, как
строится город, кто его строит, и как от этого улица
становится еще краше. Обращается внимание
малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети
приобщаются к благоустройству и озеленению
территории детского сада и своих домов.
Вместе дружная семья
•
Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи,
необходимости укрепления семейных связей.
•
Задачи: Развивать интерес к представителям старших
поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать
уважение к самым старшим родственникам, желание
заботиться о них. В ходе работы с детьми воспитатель
формирует представление о семейных корнях: родители,
дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей
семьи может превратиться в увлекательное занятие –
оформление родословного дерева, где будет фотография и
малыша. Педагог может оформить уголок «Делай, как мы»,
где найдется место фотографиям малышей с родителями в
походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно
оформленный стенд будет способствовать трансляции
позитивного родительства, профилактике раннего
неблагополучия.
Город, в котором я живу
•
Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать
его социальную значимость в развитии страны.
•
Задачи: Рассказать дошкольникам, что такое – продукция
предприятия города, на котором работают их близкие
родственники. Показать значимость производства на мировом
рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения,
памятниками старины, культовой архитектурой. Воспитатель
показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в
развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому
и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам
стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города,
учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах
войны и труда. Наша кладовая
•
Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств
родного края, учить бережно и экономно расходовать их. Задачи:
Развивать представление дошкольников о природных ресурсах
страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной
ориентации.
Ожидаемый результат:
•
2 младшая группа. Дошкольники знают всех членов семьи, помогают
старшим по дому. Знают, в каком городе живут, где находится их дом.
Ребята знакомы с объектами культурного назначения. Дети осознают, что
они россияне, что их страна самая большая и могучая.
•
Средняя группа. Ребята могут самостоятельно убирать свои игрушки.
Знают, где работают родители, что они делают на производстве. Знакомы
с профессиями в детском саду. Умеют бережно относиться к природным
ресурсам. Ориентируются в своем городе, могут рассказать о
местонахождении тех или иных объектов соцкультбыта.
•
Старший дошкольный возраст. Дети имеют свои обязанности в доме,
заботятся о старших членах семьи. Знают, какие крупные заводы
находятся в городе, что на них выпускают. Знакомы с профессиями
взрослых, всех членов семьи. Могут подсказать родителям, как сэкономить
тепло в доме, электричество, воду. Ребята знакомы с ветеранами войны и
труда, знают, какие праздники им посвящены. Рассказывают о корнях своей
семьи, ее традициях и своем участии в семейных праздниках. Знают
президента, символику РФ, герб своего города.
Формы и методы работы:
•
беседы с рассматриванием фотографий;
•
экскурсии на известные объекты;
•
игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»;
«Кто это делает?»;
•
КВН с участием родителей «Все ли мы знаем о своем городе?»,
•
викторины, круглый стол;
•
кинолекторий;
•
иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным
праздникам;
•
конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок
ветерану;
•
обмен традициями семьи;
•
туристические походы с семьей по местам боевой славы;
•
вылазки на природу;
•
кружок «Следопыты-малыши»;
•
создание музея «Никто не забыт».
Игры по воспитанию патриотизма у детей:
•
Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в
план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный
характер. Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников
классифицируются на: дидактические: «Чьи родители это делают»,
«Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
настольно-печатные «Экономим свет, тепло», «Распредели всем
поровну», «Стань лидером»; «Биржа»; подвижные: «Мы туристы»,
«Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
музыкальные: «Янка», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая»,
«Помоги бабушке распутать клубочек»; спортивные: «Зарница»,
«Россия, вперед!», «Олимпийские игры»; сюжетно-ролевые:
«Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника»,
«Библиотека», «Банк». Работа по привитию детям патриотического
духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей,
социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких
наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в
жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела
для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является
тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка,
процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите
своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не
замедлят порадовать вас своими достижениями.
Патриотическое воспитание в детском
саду находится в тесной взаимосвязи:
• с нравственным
• умственным
• экологическим
• трудовым
• эстетическим
• физическим воспитанием
Нравственно
-
патриотическое воспитание:
беседа с детьми на тему:
«День защитника отечества»
Нравственное воспитание
- изобразительная деятельность
(например, аппликация) должна быть использована для воспитания у
детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются
нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца,
сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу,
преодолевать трудности и т.п.
Воспитание патриотических чувств с
помощью художественной литературы
В детском саду учат детей
добру,
Зла не делать никому.
Отвагу, смелость
проявлять.
Младшим помогать,
старших почитать.
Свою семью любить и
уважать.
Традиций народных не
забывать.
Со всеми в мире в дружбе
жить.
Родиной своей дорожить!
Экологическое воспитание:
«Огород на подоконнике»
Цель экологического воспитания в
современном ДОУ – становление
начал экологической культуры у
детей, развитие экологического
сознания, мышления, экологической
культуры у взрослых, их
воспитывающих, формирование
ответственного отношения к
окружающей среде, которое
строится на базе экологического
сознания. Это предполагает
соблюдение нравственных и
правовых принципов
природопользования и пропаганду
идей его оптимизации, активную
деятельность по изучению и
охране природы своей местности.
Сама природа понимается не
только как внешняя по отношению
к человеку среда – она включает в
себя, человека.
Физическое воспитание:
Физическая культура может
внести свой вклад в решение
проблемы нравственно-
патриотического воспитания
дошкольников, так как
формирование физических
качеств, двигательных навыков
и умений тесно связано
с воспитанием нравственно-
волевых черт личности. Во
время занятий физкультурой
развиваются чувства
коллективизма и патриотизма,
упорство и настойчивость,
смелость и честность,
происходит становление
духовных и физических качеств
личности.
Воспитание уважения к труду разных профессий:
Развитие интереса к традициям родного края и
семьи:
Работа с родителями
Анкетирование родителей:
«Патриотическое воспитание дошкольников: быть
или не быть?»
Консультации для родителей:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у
дошкольников»
«Как приобщить детей к нравственно-
патриотическому воспитанию?»
В содержании федерального государственного
образовательного стандарта отмечается острая
необходимость активизации процесса воспитания
патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко
откликаются на все инициативы, умеют искренне
сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время
благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают
большие возможности для систематического и
последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций,
чувств, мышления, процессов социальной адаптации в
обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем
мире. Именно этот отрезок жизни человека является
наиболее благоприятным для эмоционально -
психологического воздействия на ребенка, так как его образы
очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти
надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в
воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа
формирования будущего гражданина.
Спасибо за внимание!