Автор: Гасс Ирина Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Земляничка"р.п Посевная
Населённый пункт: Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Осуществление проектной деятельности в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Осуществление проектной деятельности в детском саду
В
связи
с
введением
ФГОС
одним
из
приоритетных
и
наиболее
эффективных
средств
обучения
и
воспитания
детей
становится
метод
проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов
деятельности и инновационных процессов.
Метод
учебных
проектов
-
это
педагогическая
технология,
стержнем
которой
является
самостоятельная
исследовательская,
познавательная,
игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой
ребенок
познает
себя
и
окружающий
мир,
воплощает
новые
знания
в
реальные продукты.
Проект
-
это
специально
организованный
взрослым
и
выполняемый
детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей.
Он
позволяет
развивать
познавательный
интерес
к
различным
областям
знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Участие
в
проекте
помогает
ребенку
почувствовать
свою
значимость,
ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению
позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность
проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее
дело,
проявить
индивидуальность,
завоевать
определенное
положение
в
группе.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется
исследовательский
поиск.
Обязательные
составляющие
проекта
-
детская
самостоятельность
(при
поддержке
педагога,
сотворчество
детей
и
взрослых.)
Преимущества
проектного
метода
воспитательно-образовательного
процесса:
является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе
лежит развитие познавательных навыков детей;
повышает качество образовательного процесса;
служит развитию творческого мышления.
способствует повышению компетентности педагогов.
В
практике
современных
дошкольных
учреждений
используются
следующие виды проектов:
Исследовательские
проекты
предполагают
проверку
предположения
(гипотезы)
с
использованием
научных
методов
познания
(наблюдения,
эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель,
основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может
осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и
уровнем развития.
Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных
представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных
фрагментов
сценария,
но
чаще
всего
становятся
исполнителями
заданных
взрослыми
ролей.
Творческие
проекты
предполагают
соответствующее оформление результатов в виде детского праздника,
детского дизайна.
Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли,
обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть
литературные
персонажи
или
выдуманные
герои,
имитирующие
отношения
в
определенных
проблемных
ситуациях.
Поскольку
в
основе
таких
проектов
лежит
сюжетно-ролевая
игра,
дети
охотно
включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли,
активно
участвуют
в
развитии
сюжета,
с
интересом
собирают
информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия
роли и достижения поставленных целей.
Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о
каком-либо
объекте
или
явлении.
Благодаря
присущим
детям
любознательности,
старшие
дошкольники
охотно
включаются
в
информационные проекты в том случае, если им интересна проблема,
лежащая в его основе.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой
на
достижение
значимого
результата,
а
результат
обязательно
ориентирован на социальные интересы самих участников.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
подборка
программно-методического
обеспечения
для
реализации
проекта;
пополнение предметно-пространственной среды;
подбор диагностического материала для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
анализ
педагогом
своих
профессиональных
возможностей
и
предполагаемых затруднений;
выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
формирование банка данных об уровне родительской
компетентности по данной теме.
III этап - практический:
коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
определение содержания работы;
реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями,
активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч.
проектно-игровую деятельность ребенка;
обобщение и распространение опыта работы;
защита проекта.
IV этап — заключительный:
анализ достижения целей и полученных результатов;
определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в
проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:
Глубоко
изучить
тему
проекта,
подготовить
п р ед м е т н о -
пространственную развивающую среду.
Создать
игровую
мотивацию,
опираясь
на
интересы
детей
и
их
эмоциональный отклик.
Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания
и с опорой на их личный опыт.
Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его
любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом
поддерживать детскую инициативу.
Тактично
рассматривать
все
предложенные
детьми
варианты
решения
проблемы:
ребенок
должен
иметь
право
на
ошибку
и
не
бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над
проектом.
В
ходе
работы
над
проектом
создавать
атмосферу
сотворчества
с
ребенком, используя индивидуальный подход.
Ориентировать
детей
на
использование
накопленных
наблюдений,
знаний, впечатлений на практике.
Ненавязчиво
вовлекать
родителей
в
совместную
работу
над
проектом.
На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми
участниками.
Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику
детского
сада
дает
пролонгированный
позитивный
эффект:
реализация
одного
проекта
влечет
за
собой
последующие
проекты.
Критерием
успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост
степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у
детей
возрастает
самоорганизация,
навыки
познавательной
творческой
деятельности.
Таким
образом,
освоение
педагогами
технологии
проектирования
позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать
в
ДОУ
условия
для
эффективной
воспитательно
-
образовательной
работы.