Напоминание

"Осуществление проектной деятельности в детском саду"


Автор: Гасс Ирина Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Земляничка"р.п Посевная
Населённый пункт: Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Осуществление проектной деятельности в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Осуществление проектной деятельности в детском саду

В

связи

с

введением

ФГОС

одним

из

приоритетных

и

наиболее

эффективных

средств

обучения

и

воспитания

детей

становится

метод

проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов

деятельности и инновационных процессов.

Метод

учебных

проектов

-

это

педагогическая

технология,

стержнем

которой

является

самостоятельная

исследовательская,

познавательная,

игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой

ребенок

познает

себя

и

окружающий

мир,

воплощает

новые

знания

в

реальные продукты.

Проект

-

это

специально

организованный

взрослым

и

выполняемый

детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей.

Он

позволяет

развивать

познавательный

интерес

к

различным

областям

знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Участие

в

проекте

помогает

ребенку

почувствовать

свою

значимость,

ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению

позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность

проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее

дело,

проявить

индивидуальность,

завоевать

определенное

положение

в

группе.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется

исследовательский

поиск.

Обязательные

составляющие

проекта

-

детская

самостоятельность

(при

поддержке

педагога,

сотворчество

детей

и

взрослых.)

Преимущества

проектного

метода

воспитательно-образовательного

процесса:

является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе

лежит развитие познавательных навыков детей;

повышает качество образовательного процесса;

служит развитию творческого мышления.

способствует повышению компетентности педагогов.

В

практике

современных

дошкольных

учреждений

используются

следующие виды проектов:

Исследовательские

проекты

предполагают

проверку

предположения

(гипотезы)

с

использованием

научных

методов

познания

(наблюдения,

эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель,

основываясь на интересах детей или данных диагностики.

В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может

осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и

уровнем развития.

Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных

представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных

фрагментов

сценария,

но

чаще

всего

становятся

исполнителями

заданных

взрослыми

ролей.

Творческие

проекты

предполагают

соответствующее оформление результатов в виде детского праздника,

детского дизайна.

Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли,

обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть

литературные

персонажи

или

выдуманные

герои,

имитирующие

отношения

в

определенных

проблемных

ситуациях.

Поскольку

в

основе

таких

проектов

лежит

сюжетно-ролевая

игра,

дети

охотно

включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли,

активно

участвуют

в

развитии

сюжета,

с

интересом

собирают

информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия

роли и достижения поставленных целей.

Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о

каком-либо

объекте

или

явлении.

Благодаря

присущим

детям

любознательности,

старшие

дошкольники

охотно

включаются

в

информационные проекты в том случае, если им интересна проблема,

лежащая в его основе.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой

на

достижение

значимого

результата,

а

результат

обязательно

ориентирован на социальные интересы самих участников.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

подборка

программно-методического

обеспечения

для

реализации

проекта;

пополнение предметно-пространственной среды;

подбор диагностического материала для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

анализ

педагогом

своих

профессиональных

возможностей

и

предполагаемых затруднений;

выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

формирование банка данных об уровне родительской

компетентности по данной теме.

III этап - практический:

коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

определение содержания работы;

реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями,

активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч.

проектно-игровую деятельность ребенка;

обобщение и распространение опыта работы;

защита проекта.

IV этап — заключительный:

анализ достижения целей и полученных результатов;

определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в

проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:

Глубоко

изучить

тему

проекта,

подготовить

п р ед м е т н о -

пространственную развивающую среду.

Создать

игровую

мотивацию,

опираясь

на

интересы

детей

и

их

эмоциональный отклик.

Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания

и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его

любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом

поддерживать детскую инициативу.

Тактично

рассматривать

все

предложенные

детьми

варианты

решения

проблемы:

ребенок

должен

иметь

право

на

ошибку

и

не

бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над

проектом.

В

ходе

работы

над

проектом

создавать

атмосферу

сотворчества

с

ребенком, используя индивидуальный подход.

Ориентировать

детей

на

использование

накопленных

наблюдений,

знаний, впечатлений на практике.

Ненавязчиво

вовлекать

родителей

в

совместную

работу

над

проектом.

На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми

участниками.

Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику

детского

сада

дает

пролонгированный

позитивный

эффект:

реализация

одного

проекта

влечет

за

собой

последующие

проекты.

Критерием

успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост

степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у

детей

возрастает

самоорганизация,

навыки

познавательной

творческой

деятельности.

Таким

образом,

освоение

педагогами

технологии

проектирования

позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать

в

ДОУ

условия

для

эффективной

воспитательно

-

образовательной

работы.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!