Напоминание

"Формирование лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня".


Автор: Кузовкова Елена Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГОРОДА ОРЛА" (МБУ "ГОЦППМСП")
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование лексики детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи III уровня».

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию детей с

особыми

образовательными

потребностями

и

совершенствованию

содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного

воздействия. Одним из условий осуществления этого процесса является учёт

возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей

с

различными

отклонениями

в

развитии.

Среди

детей

с

особыми

образовательными потребностями большую группу составляют дети с общим

недоразвитием речи (ОНР). Такие дети имеют скудный словарный запас,

дефекты

произношения,

аграмматизмы,

расхождении объема

активного

и пассивного

словаря, н е т о ч н о е

п о т р е б л е н и и

с л о в , трудности

актуализации словаря,

что,

в

свою

очередь,

препятствует

формированию

связной речи, затрудняет развитие письменной речи, нарушая полноценную

подготовку к

о б у ч е н и ю в ш

к

о

л

е

.

Систематическая и своевременная логопедическая помощь позволяет

преодолеть общее недоразвитие речи. Именно поэтому, необходимо знать

особенности

развития

детей

с

общим

недоразвитием

речи

и

как

эти

особенности

влияют

на

развитие

речи

детей.

Актуальность

работы

обусловлена

необходимостью

поиска

эффективных

путей

формирования

лексики у детей с общим недоразвитием речи, а так же важно определить

методы коррекционной работы, позволяющие улучшить качество речи.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова считают, что развитие словаря тесно

связано,

с

развитием

мышления

и

других

психических

процессов

и

с

развитием

всех

компонентов

речи:

фонетико-фонематического

и

грамматического

сторя

речи.

Предпосылки

развития

речи

определяются

двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная

деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим

миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым фактором

развития

речи

и

обогащения

словаря,

выступает

речевая

деятельность

взрослых

и

их

общение

с

ребенком.

Развитие

лексики

во

многом

определяется

и

социальной

средой,

в

котором

воспитывается

ребенок.

Возрастные

нормы

словарного

запаса

детей

одного

и

того

же

возраста

значительно колеблются в зависимости от социального уровня семьи, так как

словарь усваивается ребенком в процессе общения. Если в норме ребенок

научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и

предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок

с

речевой

патологией

имеет

ограниченные

возможности

овладения

грамматическими

категориями

и

формами

на

основе

непосредственного

подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он

нуждается

в

специальных

условиях

обучения,

где

большое

внимание

отводится формированию лексической стороны речи.

В научной литературе неоднократно исследовалась проблема развития

лексической

системы

у

детей

с

речевой

патологией

(В.П.

Глухов,

Н.С.

Жукова, И.Ю. Кондратенко, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова,

Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В

исследованиях

выделены

особенности

развития

лексики

детей

данной

категории.

Разработаны

методические

рекомендации,

способствующие

формированию лексики у детей с нарушениями речи.

Рассмотрим III уровень речевого развития. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

характеризуют третий уровень речевого развития как наличие развернутой

фразовой

речи

с

элементами

лексико-грамматического

и

фонетико-

фонематического недоразвития при относительно благополучном понимании

речи.

Для

речи

таких

детей

характерно

то,

что

один

звук

заменяет

одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической

группы, нестойкие замены - звук в разных словах произносится по-разному, а

так же смешение звуков - изолированно ребенок произносит звуки верно, а в

словах и предложениях их взаимозаменяет.

Р.Е.

Левина

характеризует

лексику

детей

третьего

уровня

ОНР

как

неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов на фоне

сравнительно

развернутой

речи.

В

активном

словаре

таких

детей

преобладают

существительные

и

глаголы,

употребляется

мало

слов,

характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а

также способы действий. Для этих детей характерно неточное понимание и

употребление

обобщающих

понятий,

слов

с

абстрактным

и

переносным

значением,

незнание

названий

слов,

выходящих

за

рамки

повседневного

бытового общения. Бытовой словарь детей в количественном отношении

значительно

беднее,

чем

у

их

сверстников

с

нормальной

речью.

С

наибольшей очевидностью это проявляется при изучении активного словаря.

Некоторые слова, хотя и знакомые детям, оказываются еще недостаточно

закрепленными в речи вследствие редкого их употребления, поэтому при

построении предложений дети стараются обходить их, тем самым испытывая

большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их

сверстники. Ошибки в предложениях не носят постоянного характера: одна и

та

же

грамматическая

форма

или

категория

в

разных

ситуациях

может

использоваться и правильно, и неправильно.

Таким

образом,

тщательное

изучение

состояния

всех

сторон

речи

позволяет

выявить

выраженную

картину

недоразвития

каждого

из

компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Своевременная

и

систематическая

логопедическая

помощь

позволяет

преодолеть общее недоразвитие речи. Именно поэтому, необходимо знать

особенности

развития

детей

с

общим

недоразвитием

речи

и

как

эти

особенности влияют на развитие речи детей, а так же важно определить

методы коррекционной работы, позволяющие улучшить качество речи, в том

числе и лексики, у таких детей.

С

учетом

этих

факторов

формирование

лексики

проводится

по

следующим направлениям:

- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об

окружающей действительности, формирование познавательной деятельности

( мышления, восприятия, памяти, внимания);

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова в единстве основных его

компонентов;

- организация семантических полей, лексической системы;

- активизация словаря, совершенствование процессов слова, перевода слова

из пассивного в активный словарь.

Целенаправленное развитие словаря имеет важнейшее значение в общей

системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи. Это

определяется, прежде всего, ведущей связной речи в обучении детей как

старшего дошкольного и школьного возраста.

Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в

наибольшей

мере

способствует

проведение

с

ними

целенаправленной

логопедической

работы

в

виде

комплекса

специально

подобранных

дидактических игр и словесных упражнений.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования

наглядных

моделей

в

коррекционно-развивающем

обучении

детей

с

речевыми

нарушениями

(В.М.

Акименко,

И.Ю.

Кондратенко).

Ученые

утверждают,

что

использование

моделей

позволяет

повысить

качество

воспитания и обучения детей с речевой патологией. Научные исследования

подтверждают,

что

именно

наглядные

модели

являются

той

формой

выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного

возраста (Л.А. Венгер, Л.М. Фридман и др.).

Для

увеличения

объема

лексических

средств

языка

используют

упражнения, направленные на уточнение основных признаков различения

предметов, понимание их обобщенного значения (цвет, размер, форма, вкус).

Применение

различных

дидактических

упражнений,

в

ходе

регулярных

занятий оказывают положительное влияние на выполнение всех заданий.

Что свидетельствует о наиболее лучшем уровне сформированности словаря.

В

ходе

логопедических

игр

применение

игровых

и

дидактических

упражнений, чередование разнообразных методических приемов, настольных

игр, интересных игровых фрагментов помогает осмысленно усваивать новый

материал и расширять активный словарь ребенка.

В

процессе

усвоения

предметного

словаря

детей

подводят

к

практическому

знакомству

с

элементарными

формами

словообразования.

Приучая детей вслушиваться в звучание частей слова, имеющих лексическое

значение,

учитывают

значение

в

образовании

слова

каждой

из

морфем.

Отдельные

занятия

посвящают

закреплению

навыков

понимания

и

практического

употребления

в

самостоятельной

речи

существительных

с

суффиксами. Понимание различных оттенков значений слов способствует

расширению словарного запаса.

Для увеличения объема лексических средств

языка

используют

упражнения,

направленные

на

уточнение

основных

признаков различения предметов, понимание их обобщенного значения (цвет,

размер, форма, вкус).

В ходе полученных результатов исследования позволяет сделать вывод

о том, что применение различных дидактических упражнений оказывают

положительное влияние на выполнение всех заданий. Это свидетельствует о

наиболее лучшем уровне сформированности словаря.

Нарушения лексики является ведущим дефектом в структуре ОНР, так

как

у

детей

позднее

формирование

речи,

скудный

запас

слов.

Поэтому

формирование лексики – одна из главных задач коррекционной работы с

детьми, страдающими общими недоразвитием речи.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!