Автор: Ханьжин Тимофей Васильевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРТДЮ"
Населённый пункт: пгт Шерегеш, Кемеровская обл.
Наименование материала: "Учебно- методический материал"
Тема: Физкультминутки на занятиях в учреждениях дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование
Физкультминутки на занятиях в учреждениях дополнительного
образования.
Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия
и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения
возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной
информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает
постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у
детей
отклонений
в
состоянии
здоровья
–
нарушения
осанки,
зрения,
повышения
артериального
давления,
накопления
избыточного
веса,
увеличивается
риск
возникновения
заболеваний
сердечно-сосудистой
системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ. Вместе с тем в
период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие организма
ребенка,
который
чутко
реагирует
как
на
неблагоприятные,
ухудшающие
здоровье
факторы,
так
и
на
оздоравливающие
меры.
Так,
например,
систематическая
мышечная
деятельность
является
естественным
стимулятором,
активизирующим
работу
всех
физиологических
систем
организма, в том числе функций головного мозга. И, напротив, ограничение
двигательной активности сопровождается ослаблением мышечных усилий,
необходимых
для
поддержания
вертикальной
позы,
перемещения
в
пространстве
и
выполнения
физической
нагрузки.
Дефицит
мышечной
деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца, его
работа становится неэкономичной и менее стабильной.
Наблюдения
физиологов
доказывают,
что
занятия
физкультурой,
рациональные
физические
нагрузки
способствуют
профилактике
детского
травматизма.
Целенаправленное
обучение
школьников
специальным
физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение
для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных
клеток.
Физические
упражнения
являются
эффективным
средством
предупреждения
нарушений
осанки
–
сутулости,
асимметрии
плеч,
крыловидных
лопаток,
сколиозов,
вызываемых
слабостью
мышц
и
длительностью однообразных статических положений. Занятия физическими
упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным
профилактическим
средством
против
многих
заболеваний,
особенно
нарушений
сердечно-сосудистой
системы.
Двигательная
активность
мобилизует
жизненно
важные
качества
организма
–
выносливость,
силу,
гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для
преодоления
физических,
эмоциональных
и
умственных
напряжений,
с
которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное
воздействие
физических
упражнений
выражается
и
в
развитии
у
детей
жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
Рекомендации по организации и проведению физкультминуток:
1) Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут, в момент появления
у учащихся признаков утомления, обычно это происходит на 20-25 минуте
урока, у 6-леток – на 10-15 минуте.
2)
Сигналом
для
выполнения
физкультминутки
являются
признаки,
которые указывают на утомляемость учеников: снижение внимания, общий
шум,
покраснение
на
лице,
заторможенность
движений
(некоторые
дети
ложатся на парту, часто отвлекаются, не воспринимают объяснение учителя).
3)
В
комплекс
подбираются
физические
упражнения
в
т а к о й
последовательности:
потягивание,
движения
рук,
повороты
туловища,
подскоки на месте, ходьба на месте, дыхательные упражнения.
4) Комплекс включает 3-4 упражнения.
5) Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз.
6) Выполнение упражнений должно быть эмоциональное, в начальной
школе может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных
текстов в ритме движений.
7) Комплексы могут выполняться сидя, стоя, вслед за показом, вместе с
учителем или инструктором-физоргом.
8) Следует обязательно выполнять специальные упражнения для глаз с
целью профилактики близорукости.
9)
Упражнения
для
глаз
можно
выполнять
вместе
с
упражнениями
физкультминутки, фиксируя взгляд на кисти рук.
10)
Физкультминутки
следует
рекомендовать детям во время выполнения
домашних заданий, говорить об этом родителям.
Педагоги
дополнительного
образования,
зачастую
сталкиваются
с
ситуацией, когда ребенок приходит на занятия уже уставший, и хотя у него
есть желание заниматься, он быстро утомляется и, как правило, не доводит
начатое дело до конца. Это связано с тем, что занятия по декоративно-
прикладному
творчеству
и
рукоделию,
по
характеру
деятельности,
предполагают нагрузки на органы зрения, мышцы рук, ног, туловища.
Моя
задача,
как
педагога
–
организовать
занятия
так,
чтобы
каждый
обучающийся получал качественные знания без ущерба для здоровья.
Одно
из
обязательных
условий
организации
занятий
в
образовательном
учреждении
– использование здоровьесберегающих технологий, одним из
элементов которых являются физминутки.
Первые
признаки
утомления
служат
сигналом
к
выполнению
физкультминуток.
Физминутка – это минутка физических упражнений направленная на
снятие усталости.
Проводятся
на
начальном
этапе
утомления
(на
12-20
минуте,
в
зависимости от возраста обучающихся, вида деятельности и сложности
заданий).
Упражнения должны быть занимательны, разными по содержанию и
форме, интересны обучающимся, просты в своем выполнении.
Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты
Задачами физминуток являются:
Снятие утомления
Обеспечение активного отдыха
Повышение
внимания
и
активности
детей
на
последующем
этапе
занятий обучающихся
Оздоровительные
физкультминутки
–
это
часть
системы
использования
здоровьесберегающих
технологий
на
занятиях
декоративно-
прикладного
творчества.
Выделим некоторые комплексы упражнений физических минуток:
- Физминутки для снятия общего утомления
- Физминутки для кистей рук и мелкой моторики
- Физминутки для снятия зрительного утомления
Упражнения для формирования правильной осанки
У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо - налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
Так как на занятиях обучающиеся много работают руками, поэтому
некоторые из них могут ощущать дискомфорт в мышцах доминантной руки,
другие - утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости и
вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев.
«Гимнастика для глаз» (выполняется сидя в соответствии со словами
педагога)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
Ах, как долго мы плели.
Ах, как долго мы плели. Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В кабинете радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге
вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
Бабочка.
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них
по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Игра «Буратино».
Буратино своим любопытным носом рисует. Все упражнения
сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку
«Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.
Круг - Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по
часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого
верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз
одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Буратино.
Предложить
детям
закрыть
глаза
и
посмотреть
на
кончик
своего
носа.
Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что
их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за
кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 1 до 8, следят
за уменьшением носика
Упражнение для глаз
Сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо - вверх.
- глаза влево - вверх.
- глаза вправо - вниз, - глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.
1. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на
глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза
.