Напоминание

Физкультминутки на занятиях в учреждениях дополнительного образования.


Автор: Ханьжин Тимофей Васильевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРТДЮ"
Населённый пункт: пгт Шерегеш, Кемеровская обл.
Наименование материала: "Учебно- методический материал"
Тема: Физкультминутки на занятиях в учреждениях дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Физкультминутки на занятиях в учреждениях дополнительного

образования.

Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия

и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения

возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной

информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает

постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у

детей

отклонений

в

состоянии

здоровья

нарушения

осанки,

зрения,

повышения

артериального

давления,

накопления

избыточного

веса,

увеличивается

риск

возникновения

заболеваний

сердечно-сосудистой

системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ. Вместе с тем в

период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие организма

ребенка,

который

чутко

реагирует

как

на

неблагоприятные,

ухудшающие

здоровье

факторы,

так

и

на

оздоравливающие

меры.

Так,

например,

систематическая

мышечная

деятельность

является

естественным

стимулятором,

активизирующим

работу

всех

физиологических

систем

организма, в том числе функций головного мозга. И, напротив, ограничение

двигательной активности сопровождается ослаблением мышечных усилий,

необходимых

для

поддержания

вертикальной

позы,

перемещения

в

пространстве

и

выполнения

физической

нагрузки.

Дефицит

мышечной

деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца, его

работа становится неэкономичной и менее стабильной.

Наблюдения

физиологов

доказывают,

что

занятия

физкультурой,

рациональные

физические

нагрузки

способствуют

профилактике

детского

травматизма.

Целенаправленное

обучение

школьников

специальным

физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение

для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных

клеток.

Физические

упражнения

являются

эффективным

средством

предупреждения

нарушений

осанки

сутулости,

асимметрии

плеч,

крыловидных

лопаток,

сколиозов,

вызываемых

слабостью

мышц

и

длительностью однообразных статических положений. Занятия физическими

упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным

профилактическим

средством

против

многих

заболеваний,

особенно

нарушений

сердечно-сосудистой

системы.

Двигательная

активность

мобилизует

жизненно

важные

качества

организма

выносливость,

силу,

гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для

преодоления

физических,

эмоциональных

и

умственных

напряжений,

с

которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное

воздействие

физических

упражнений

выражается

и

в

развитии

у

детей

жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

Рекомендации по организации и проведению физкультминуток:

1) Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут, в момент появления

у учащихся признаков утомления, обычно это происходит на 20-25 минуте

урока, у 6-леток – на 10-15 минуте.

2)

Сигналом

для

выполнения

физкультминутки

являются

признаки,

которые указывают на утомляемость учеников: снижение внимания, общий

шум,

покраснение

на

лице,

заторможенность

движений

(некоторые

дети

ложатся на парту, часто отвлекаются, не воспринимают объяснение учителя).

3)

В

комплекс

подбираются

физические

упражнения

в

т а к о й

последовательности:

потягивание,

движения

рук,

повороты

туловища,

подскоки на месте, ходьба на месте, дыхательные упражнения.

4) Комплекс включает 3-4 упражнения.

5) Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз.

6) Выполнение упражнений должно быть эмоциональное, в начальной

школе может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных

текстов в ритме движений.

7) Комплексы могут выполняться сидя, стоя, вслед за показом, вместе с

учителем или инструктором-физоргом.

8) Следует обязательно выполнять специальные упражнения для глаз с

целью профилактики близорукости.

9)

Упражнения

для

глаз

можно

выполнять

вместе

с

упражнениями

физкультминутки, фиксируя взгляд на кисти рук.

10)

Физкультминутки

следует

рекомендовать детям во время выполнения

домашних заданий, говорить об этом родителям.

Педагоги

дополнительного

образования,

зачастую

сталкиваются

с

ситуацией, когда ребенок приходит на занятия уже уставший, и хотя у него

есть желание заниматься, он быстро утомляется и, как правило, не доводит

начатое дело до конца. Это связано с тем, что занятия по декоративно-

прикладному

творчеству

и

рукоделию,

по

характеру

деятельности,

предполагают нагрузки на органы зрения, мышцы рук, ног, туловища.

Моя

задача,

как

педагога

организовать

занятия

так,

чтобы

каждый

обучающийся получал качественные знания без ущерба для здоровья.

Одно

из

обязательных

условий

организации

занятий

в

образовательном

учреждении

– использование здоровьесберегающих технологий, одним из

элементов которых являются физминутки.

Первые

признаки

утомления

служат

сигналом

к

выполнению

физкультминуток.

Физминутка – это минутка физических упражнений направленная на

снятие усталости.

Проводятся

на

начальном

этапе

утомления

(на

12-20

минуте,

в

зависимости от возраста обучающихся, вида деятельности и сложности

заданий).

Упражнения должны быть занимательны, разными по содержанию и

форме, интересны обучающимся, просты в своем выполнении.

Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты

Задачами физминуток являются:

Снятие утомления

Обеспечение активного отдыха

Повышение

внимания

и

активности

детей

на

последующем

этапе

занятий обучающихся

Оздоровительные

физкультминутки

это

часть

системы

использования

здоровьесберегающих

технологий

на

занятиях

декоративно-

прикладного

творчества.

Выделим некоторые комплексы упражнений физических минуток:

- Физминутки для снятия общего утомления

- Физминутки для кистей рук и мелкой моторики

- Физминутки для снятия зрительного утомления

Упражнения для формирования правильной осанки

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо - налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Так как на занятиях обучающиеся много работают руками, поэтому

некоторые из них могут ощущать дискомфорт в мышцах доминантной руки,

другие - утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости и

вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев.

«Гимнастика для глаз» (выполняется сидя в соответствии со словами

педагога)

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

Ах, как долго мы плели.

Ах, как долго мы плели. Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В кабинете радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге

вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Бабочка.

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них

по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Игра «Буратино».

Буратино своим любопытным носом рисует. Все упражнения

сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку

«Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.

Круг - Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по

часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого

верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз

одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Буратино.

Предложить

детям

закрыть

глаза

и

посмотреть

на

кончик

своего

носа.

Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что

их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за

кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 1 до 8, следят

за уменьшением носика

Упражнение для глаз

Сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

- глаза вправо - вверх.

- глаза влево - вверх.

- глаза вправо - вниз, - глаза влево - вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.

1. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на

глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза

.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!