Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие


Автор: Кляп Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №133
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: доклад
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно-патриотическое воспитание как

педагогическое понятие

Как

известно,

личность

человека

формируется

и

развивается

под

влиянием

многочисленных

факторов,

объективных

и

субъективных,

природных

и

общественных,

внутренних

и

внешних,

независимых

и

зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно

определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он

выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Прежде

чем

перейти

к

проблеме

нравственно-патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста,

необходимо

более

подробно

остановиться

на

понятии

«воспитание»,

как

центральной

категории

осмысления воспитательного процесса, профессиональной педагогической

деятельности по воспитанию детей и всей науки педагогики в целом.

Исходное значение понятия «воспитание» обусловлено корневой частью

слова:

«воспитание»

-

это

вскармливание,

питание

ребенка,

не

приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении.

Воспитание

-

это

целенаправленная

деятельность,

осуществляемая

в

системе образования, ориентированная на создание условий для развития

духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание

им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и

профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации

личности.

Воспитание в образовательном смысле - это специально организованная

целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и

самопознания

ребенка,

формированию

нравственной

позиции

и

ее

закреплению в поведении.

Воспитание

-

это

всегда

организованная

деятельность

ребенка,

вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой,

тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием.

Воспитание

-

это

система

профессиональной

деятельности

педагога

(педагогов),

содействующая

максимальному

развитию

личности

ребенка,

вхождению ребенка в контексте современной культуры, становлению его как

субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека .

Независимо от формулировки понятия, многие авторы едины во мнении,

что воспитание характеризуется следующими важными признаками:

1) целенаправленность,

то

есть

наличие

общего

образца,

социально-

культурного ориентира;

2) соответствие

хода

процесса

социально-культурным

ценностям

как

достижениям исторического развития человечества;

3) присутствие определенной системы организуемых влияний;

4) создание

условий

для

усвоения

ребенком

определенных

норм

взаимоотношений;

5) освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.

Воспитание неразрывно связано как с обучением, так и со становлением

личности, поскольку данные процессы направлены на человека как единое

целое.

На

практике

трудно

выделить

сферы

исключительного

влияния

воспитательного воздействия на развитие человека: на его эмоции, волю,

характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Еще

Платон

писал:

«...самым

важным

в

обучении

мы

признаем

надлежащее

воспитание»,

что

наглядно

демонстрирует

неразрывную

связь

указанных

процессов.

На

всем

протяжении

развития

педагогической

мысли

воспитание

находилось

в

фокусе

внимания

ученых

и

практиков.

И

в

наше

время

воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного

явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической

науки

и

ее

ведущей

доктрины.

В

качестве

предмета

воспитания

рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное

влияние,

управляя

своим

психологическим

состоянием,

поведением

и

активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от

позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и

стать

в

будущем)

зависит

выбор

воспитательной

цели

и

способов

ее

достижения.

Цели

воспитания

-

системообразующий

элемент

воспитательной

системы,

а

все

остальное

-

это

средства,

содержание,

формы,

методы,

деятельность.

Принято считать, что педагогические цели делятся на две группы:

- идеальные;

-

актуальные

-

конкретизируются

в

задачах

формирования

индивидуальности и развития личности (реальные и измеряемые).

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные

задачи воспитания учащихся:

- формирование гуманистического мировоззрения;

- формирование потребностей и мотивов нравственного поведения;

-

создание

условий

для

реализации

мотивов

и

стимулирования

нравственного поведения учащихся.

Содержание

образования

-

это

ответ

на

вопрос

«чему

учить?»

и,

соответственно, оно представляется в большинстве случаев как «элементы

социального опыта, накопленного человечеством».

Содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений,

навыков,

качеств

и

черт

личности,

устойчивых

привычек

поведения,

которыми

должны

овладеть

учащиеся

в

соответствии

с

поставленными

целями и задачами» или вообще как «часть общественного опыта поколений,

которая

отбирается

в

соответствии

с

поставленными

целями

развития

человека и в виде информации передается ему».

Современные

взгляды

на

воспитание

предполагают

внесение

иных

смыслов

в

привычные

категории,

а

также

введение

новых.

Содержание

процесса воспитания соотносится здесь с человеком, его духовным бытием,

смыслом

жизни,

с

индивидуальными

жизненными

ориентирами

воспитанников.

Все

это

призвано

сделать

содержание

воспитательного

процесса человеческим, оно не может быть представлено в виде обязательной

программы

для

изучения.

Содержание

воспитательного

процесса

должно

вовлекать в ситуацию мысли и показывать «что человек может делать из себя

сам» (И. Кант).

Исходя из определения основных целей и содержания воспитания, мы не

можем

не

заметить,

что

и

цели

и

задачи

воспитания

базируются

на

нравственном

аспекте

формирования

личности

человека.

Вечность

и

актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения

бесспорны.

На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения

и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного

воспитания.

По-разному

интерпретировался

и

сам

термин

«нравственное

воспитание»,

иногда

подменяемый

понятиями

«моральное

воспитание»,

«духовное воспитание». В последние годы все чаще и чаще используется

словосочетание

«социальное

воспитание»

и

практически

не

встречается

«воспитание

нравственное».

Между

тем

этот

термин

имеет

совершенно

определенное содержание. Значение понятия «социальное воспитание» шире:

социально все, что касается человека, живущего в обществе себе подобных.

От

эпохи

к

эпохе

менялись

воззрения,

взгляды,

идеи

на

проблемы

нравственного воспитания. В античности нравственное воспитание детей, по

мнению

Аристотелю,

основывалось

на

«упражнении

в

нравственных

поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно

быть

крайностей,

а

наоборот,

они

должны

быть

продуманными

и

умеренными»

Наставления

Я.А.

Коменского

в

области

нравственного

воспитания

имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего

возраста «стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность,

вежливость, почитание старших»

К.Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и

трудом,

акцентировал

внимание

на

формировании

чувства

патриотизма,

любви к своему народу.

В

настоящее

время

единого

подхода

к

определению

«нравственного

воспитания» не существует. По мнению Р.С. Буре - нравственное воспитание

- это «целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и

поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в

значимости нравственных норм»

С . А .

Ко з л о ва

о п р ед е л я е т

н р а в с т в е н н о е

в о с п и т а н и е

к а к

«целенаправленный

процесс

приобщения

детей

к

ценностям

конкретного

общества»

Ядро

нравственности

составляют

нормы

и

правила

поведения.

Они

проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными

взаимоотношениями.

Любовь

к

Родине,

добросовестный

труд

на

благо

общества, коллективизм, взаимопомощь, другие нормы нравственности - это

неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка

к

культуре

своего

народа,

поскольку

раскрытие

личности

в

ребенке

полностью возможно только через включение его в культуру собственного

народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина

начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье

начинает

«расти»

будущий

гражданин

своей

страны.

Одна

из

задач

нравственного воспитания - воспитание патриотических чувств, включающая

в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной

стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия

человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с

момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к

окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего

народа. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа: мама поет ему

народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и

обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания.

Патриотизм,

применительно

к

старшему

дошкольнику,

определяется

исследователями

как

потребность

участвовать

во

всех

делах

на

благо

окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как

сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя

частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в

широком

смысле,

ставит

своей

целью

различными

педагогическими

средствами

пробудить

у

детей

интерес

к

окружающему

миру,

любовь

к

Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического

воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной

традиции В.И. Даля, «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его».

В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель

усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник».

Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и

любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь

бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но на наш взгляд,

только

она

создает

Человека

с

большой

буквы.

В

такой

постановке

патриотическое

воспитание

важно

не

только

для

успешного

развития

общества

и

государства,

но,

прежде

всего,

для

самого

человека,

как

необходимая составная часть развитой личности.

Проблема

патриотического

воспитания

одна

из

сложнейших

в

педагогике.

Сложность

ее

связана,

прежде

всего,

с

самим

понятием

патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в

определенный

период

времени

и

которое

определяет

методы,

средства,

формы работы с детьми. Стоит отметить, что патриотическое воспитание

востребовано всегда.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом

детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное

качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается.

Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в

дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному

воспитанию

дошкольников

является

базой

для

формирования

любви

к

Родине.

В исследованиях, проведенных учеными В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой,

А.А.Анциферовой,

Н.Ф.Виноградовой,

В.Г.Пушминой

и

др.,

воспитание

патриотизма рассматривалось как одна из сторон нравственного воспитания в

процессе формирования у детей общественных представлений. В их работах

большое

внимание

уделялось

формированию

положительного

отношения

детей

к

различным

явлениям

нашей

социальной

действительности

и

отмечалось, что именно в этой области нравственного воспитания наиболее

отчетливо

выступает

взаимосвязь

нравственного

и

интеллектуального

компонентов

личности.

Наиболее

полно

такое

взаимодействие

чувств

и

сознания

было

отражено

в

концепции

патриотического

воспитания

С.А.Козловой.

Она

основывается

на

интегрированности

патриотического

чувства, объединяющего в единое целое все стороны развития личности:

нравственную,

трудовую,

умственную,

эстетическую

и

физическую.

Это

позволяет говорить о патриотизме как о сложном нравственном качестве,

включающем в себя совокупность чувств и сознания во всех формах его

проявления. С.А.Козлова показала, что в основе патриотического воспитания

лежит механизм нравственного воспитания. Поэтому можно предположить,

что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через

эмоции, особенно на ранних этапах развития ребенка.

Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых

сложных направлений по ряду причин:

- особенности дошкольного возраста;

- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;

-

отсутствие

концепции,

теоретических

и

методических

разработок

(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь

к отдельным аспектам проблемы).

В современной России нравственно-патриотическое воспитание детей

является

одной

из

основных

задач

дошкольного

образования.

Для

формирования

чувства

нравственности

и

патриотизма

очень

важно

обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о

стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время существует достаточное

количество

методической

литературы

по

данному

вопросу.

Проблема

патриотизма отражена в современных программах воспитания и обучения

дошкольников:

«Истоки»,

«Детство»,

«Из

детства

-

в

отрочество»,

«Наследие».

Современная

концепция

патриотического

воспитания

в

контексте

всестороннего

развития

личности

отражена

в

программе

«Я

-

Человек». В этих методиках зачастую освещаются лишь отдельные стороны

нравственно-патриотического

воспитания

детей,

и

отсутствует

единая

система подхода к воспитательному процессу в этом направлении. Можно

предположить,

что

это

обусловлено

многогранностью

понятий

нравственности и патриотизма в современном обществе: это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности

с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей

страны.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!