Автор: Кляп Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №133
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: доклад
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие
Раздел: дошкольное образование
Нравственно-патриотическое воспитание как
педагогическое понятие
Как
известно,
личность
человека
формируется
и
развивается
под
влиянием
многочисленных
факторов,
объективных
и
субъективных,
природных
и
общественных,
внутренних
и
внешних,
независимых
и
зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно
определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он
выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Прежде
чем
перейти
к
проблеме
нравственно-патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста,
необходимо
более
подробно
остановиться
на
понятии
«воспитание»,
как
центральной
категории
осмысления воспитательного процесса, профессиональной педагогической
деятельности по воспитанию детей и всей науки педагогики в целом.
Исходное значение понятия «воспитание» обусловлено корневой частью
слова:
«воспитание»
-
это
вскармливание,
питание
ребенка,
не
приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении.
Воспитание
-
это
целенаправленная
деятельность,
осуществляемая
в
системе образования, ориентированная на создание условий для развития
духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание
им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и
профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации
личности.
Воспитание в образовательном смысле - это специально организованная
целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и
самопознания
ребенка,
формированию
нравственной
позиции
и
ее
закреплению в поведении.
Воспитание
-
это
всегда
организованная
деятельность
ребенка,
вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой,
тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием.
Воспитание
-
это
система
профессиональной
деятельности
педагога
(педагогов),
содействующая
максимальному
развитию
личности
ребенка,
вхождению ребенка в контексте современной культуры, становлению его как
субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека .
Независимо от формулировки понятия, многие авторы едины во мнении,
что воспитание характеризуется следующими важными признаками:
1) целенаправленность,
то
есть
наличие
общего
образца,
социально-
культурного ориентира;
2) соответствие
хода
процесса
социально-культурным
ценностям
как
достижениям исторического развития человечества;
3) присутствие определенной системы организуемых влияний;
4) создание
условий
для
усвоения
ребенком
определенных
норм
взаимоотношений;
5) освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.
Воспитание неразрывно связано как с обучением, так и со становлением
личности, поскольку данные процессы направлены на человека как единое
целое.
На
практике
трудно
выделить
сферы
исключительного
влияния
воспитательного воздействия на развитие человека: на его эмоции, волю,
характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Еще
Платон
писал:
«...самым
важным
в
обучении
мы
признаем
надлежащее
воспитание»,
что
наглядно
демонстрирует
неразрывную
связь
указанных
процессов.
На
всем
протяжении
развития
педагогической
мысли
воспитание
находилось
в
фокусе
внимания
ученых
и
практиков.
И
в
наше
время
воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного
явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической
науки
и
ее
ведущей
доктрины.
В
качестве
предмета
воспитания
рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное
влияние,
управляя
своим
психологическим
состоянием,
поведением
и
активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от
позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и
стать
в
будущем)
зависит
выбор
воспитательной
цели
и
способов
ее
достижения.
Цели
воспитания
-
системообразующий
элемент
воспитательной
системы,
а
все
остальное
-
это
средства,
содержание,
формы,
методы,
деятельность.
Принято считать, что педагогические цели делятся на две группы:
- идеальные;
-
актуальные
-
конкретизируются
в
задачах
формирования
индивидуальности и развития личности (реальные и измеряемые).
Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные
задачи воспитания учащихся:
- формирование гуманистического мировоззрения;
- формирование потребностей и мотивов нравственного поведения;
-
создание
условий
для
реализации
мотивов
и
стимулирования
нравственного поведения учащихся.
Содержание
образования
-
это
ответ
на
вопрос
«чему
учить?»
и,
соответственно, оно представляется в большинстве случаев как «элементы
социального опыта, накопленного человечеством».
Содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений,
навыков,
качеств
и
черт
личности,
устойчивых
привычек
поведения,
которыми
должны
овладеть
учащиеся
в
соответствии
с
поставленными
целями и задачами» или вообще как «часть общественного опыта поколений,
которая
отбирается
в
соответствии
с
поставленными
целями
развития
человека и в виде информации передается ему».
Современные
взгляды
на
воспитание
предполагают
внесение
иных
смыслов
в
привычные
категории,
а
также
введение
новых.
Содержание
процесса воспитания соотносится здесь с человеком, его духовным бытием,
смыслом
жизни,
с
индивидуальными
жизненными
ориентирами
воспитанников.
Все
это
призвано
сделать
содержание
воспитательного
процесса человеческим, оно не может быть представлено в виде обязательной
программы
для
изучения.
Содержание
воспитательного
процесса
должно
вовлекать в ситуацию мысли и показывать «что человек может делать из себя
сам» (И. Кант).
Исходя из определения основных целей и содержания воспитания, мы не
можем
не
заметить,
что
и
цели
и
задачи
воспитания
базируются
на
нравственном
аспекте
формирования
личности
человека.
Вечность
и
актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения
бесспорны.
На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения
и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного
воспитания.
По-разному
интерпретировался
и
сам
термин
«нравственное
воспитание»,
иногда
подменяемый
понятиями
«моральное
воспитание»,
«духовное воспитание». В последние годы все чаще и чаще используется
словосочетание
«социальное
воспитание»
и
практически
не
встречается
«воспитание
нравственное».
Между
тем
этот
термин
имеет
совершенно
определенное содержание. Значение понятия «социальное воспитание» шире:
социально все, что касается человека, живущего в обществе себе подобных.
От
эпохи
к
эпохе
менялись
воззрения,
взгляды,
идеи
на
проблемы
нравственного воспитания. В античности нравственное воспитание детей, по
мнению
Аристотелю,
основывалось
на
«упражнении
в
нравственных
поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно
быть
крайностей,
а
наоборот,
они
должны
быть
продуманными
и
умеренными»
Наставления
Я.А.
Коменского
в
области
нравственного
воспитания
имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего
возраста «стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность,
вежливость, почитание старших»
К.Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и
трудом,
акцентировал
внимание
на
формировании
чувства
патриотизма,
любви к своему народу.
В
настоящее
время
единого
подхода
к
определению
«нравственного
воспитания» не существует. По мнению Р.С. Буре - нравственное воспитание
- это «целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и
поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в
значимости нравственных норм»
С . А .
Ко з л о ва
о п р ед е л я е т
н р а в с т в е н н о е
в о с п и т а н и е
к а к
«целенаправленный
процесс
приобщения
детей
к
ценностям
конкретного
общества»
Ядро
нравственности
составляют
нормы
и
правила
поведения.
Они
проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными
взаимоотношениями.
Любовь
к
Родине,
добросовестный
труд
на
благо
общества, коллективизм, взаимопомощь, другие нормы нравственности - это
неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка
к
культуре
своего
народа,
поскольку
раскрытие
личности
в
ребенке
полностью возможно только через включение его в культуру собственного
народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина
начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье
начинает
«расти»
будущий
гражданин
своей
страны.
Одна
из
задач
нравственного воспитания - воспитание патриотических чувств, включающая
в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной
стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия
человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с
момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к
окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего
народа. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа: мама поет ему
народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и
обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания.
Патриотизм,
применительно
к
старшему
дошкольнику,
определяется
исследователями
как
потребность
участвовать
во
всех
делах
на
благо
окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как
сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя
частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в
широком
смысле,
ставит
своей
целью
различными
педагогическими
средствами
пробудить
у
детей
интерес
к
окружающему
миру,
любовь
к
Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического
воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.
По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной
традиции В.И. Даля, «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его».
В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель
усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник».
Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и
любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь
бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но на наш взгляд,
только
она
создает
Человека
с
большой
буквы.
В
такой
постановке
патриотическое
воспитание
важно
не
только
для
успешного
развития
общества
и
государства,
но,
прежде
всего,
для
самого
человека,
как
необходимая составная часть развитой личности.
Проблема
патриотического
воспитания
одна
из
сложнейших
в
педагогике.
Сложность
ее
связана,
прежде
всего,
с
самим
понятием
патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в
определенный
период
времени
и
которое
определяет
методы,
средства,
формы работы с детьми. Стоит отметить, что патриотическое воспитание
востребовано всегда.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом
детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное
качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается.
Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в
дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному
воспитанию
дошкольников
является
базой
для
формирования
любви
к
Родине.
В исследованиях, проведенных учеными В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой,
А.А.Анциферовой,
Н.Ф.Виноградовой,
В.Г.Пушминой
и
др.,
воспитание
патриотизма рассматривалось как одна из сторон нравственного воспитания в
процессе формирования у детей общественных представлений. В их работах
большое
внимание
уделялось
формированию
положительного
отношения
детей
к
различным
явлениям
нашей
социальной
действительности
и
отмечалось, что именно в этой области нравственного воспитания наиболее
отчетливо
выступает
взаимосвязь
нравственного
и
интеллектуального
компонентов
личности.
Наиболее
полно
такое
взаимодействие
чувств
и
сознания
было
отражено
в
концепции
патриотического
воспитания
С.А.Козловой.
Она
основывается
на
интегрированности
патриотического
чувства, объединяющего в единое целое все стороны развития личности:
нравственную,
трудовую,
умственную,
эстетическую
и
физическую.
Это
позволяет говорить о патриотизме как о сложном нравственном качестве,
включающем в себя совокупность чувств и сознания во всех формах его
проявления. С.А.Козлова показала, что в основе патриотического воспитания
лежит механизм нравственного воспитания. Поэтому можно предположить,
что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через
эмоции, особенно на ранних этапах развития ребенка.
Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых
сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста;
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;
-
отсутствие
концепции,
теоретических
и
методических
разработок
(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь
к отдельным аспектам проблемы).
В современной России нравственно-патриотическое воспитание детей
является
одной
из
основных
задач
дошкольного
образования.
Для
формирования
чувства
нравственности
и
патриотизма
очень
важно
обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о
стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время существует достаточное
количество
методической
литературы
по
данному
вопросу.
Проблема
патриотизма отражена в современных программах воспитания и обучения
дошкольников:
«Истоки»,
«Детство»,
«Из
детства
-
в
отрочество»,
«Наследие».
Современная
концепция
патриотического
воспитания
в
контексте
всестороннего
развития
личности
отражена
в
программе
«Я
-
Человек». В этих методиках зачастую освещаются лишь отдельные стороны
нравственно-патриотического
воспитания
детей,
и
отсутствует
единая
система подхода к воспитательному процессу в этом направлении. Можно
предположить,
что
это
обусловлено
многогранностью
понятий
нравственности и патриотизма в современном обществе: это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности
с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей
страны.