Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 12
Населённый пункт: город УРАЙ, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Выступление на Педагогическом совете
«Нравственно-патриотическое воспитание детей в контексте ФГОС ДО»
Вопросы нравственного и патриотического воспитания всегда имели большое значение в
воспитании детей и молодежи.
В современных условиях актуальность и значимость нравственно - патриотического
воспитания и воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из
приоритетных
государственных
задач
и
подчёркнута
в
специальной
программе
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
на
2011-
2015
гг.»,
утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г.
В
программе
под
нравственно-патриотическим
воспитанием понимается
процесс
содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных
чувств
(совести,
долга,
веры,
ответственности,
гражданственности,
патриотизма),
нравственного
облика
(терпения,
милосердия,
незлобивости),
нравственной
позиции
(способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к
преодолению
жизненных
испытаний),
нравственного
поведения
(готовности
служения
людям и Отечеству).
Программа
включает
целый
ряд
мероприятий,
направленных
на
эффективное
использование
традиционной
народной
культуры,
музейной
педагогики
с
целью
совершенствования нравственного и патриотического воспитания детей в ДОУ.
В
«Концепции
патриотического
воспитания
граждан
РФ»
отмечено:
патриотизм
–
любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на
ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном
возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а,
следовательно,
полноценную
личность,
без
уважения
к
истории
и
культуре
своего
Отечества, к его государственной символике.
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в
целостный
образовательный
процесс
на
основе
нравственных
и
социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества».
В основные принципы ФГОС ДО, заложены: «приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития
детей».
Задачи
и принципы,
ФГОС
ДО,
показывают,
что
нравственное
воспитание
подрастающего
поколения
является
приоритетным
направлением
образования
на
современном
этапе.
Это
доказывает
особую
значимость
и актуальность
духовно-
нравственного и патриотического воспитания как одно из важнейших звеньев системы
воспитательной работы в ДО.
К основным задачам патриотического воспитания в дошкольном возрасте относится:
-
формирование нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье,
станице, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего
народа;
- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах
наших
детей
семена
любви
к
родному
дому,
семье,
природе,
к
истории,
культуре
и
духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих
словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому
существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
Именно
в
старшем
дошкольном
возрасте
происходит
формирование
идейно-
патриотического мировоззрения через осознание, осмысление таких произносимых понятия
как
«отечество»,
«свобода»,
«моя
страна»,
«народ»,
«патриотизм»;
формирование
патриотических
настроений,
высоконравственных
качеств:
коллективизма,
гуманизма,
воспитанию воли и высоких нравственно-волевых качеств - героизма, отваги, мужества,
умения постоять за свою Родину, свой народ, формирования этических норм и правил
доброжелательного общения и поведения, привитию любви ко всей духовной жизни.
Отбор и систематизация знаний проводятся в соответствии с задачами воспитания, а
также с учетом возрастных возможностей детей и реализуется через такие формы как:
- организация предметно-пространственной среды по нравственному и патриотическому
воспитанию
(выставки
детских
работ,
макеты,
наглядный
и
дидактический
материал);
тематические
занятия,
мероприятия;
взаимодействие
с
родителями
(материалы
для
родительского уголка, участие в жизнедеятельности группы); взаимодействие с социумом
(библиотека, музей).
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает
ничего». У старших дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет,
любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
Очень важным, для воспитания патриотических чувств и исторические знания.
Получая
краеведческие
сведения
о
родном
городе,
края,
об
истории
его
возникновения,
о
его
достопримечательностях,
промышленности,
видах
транспорта,
городских
зданиях
и
учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках у детей воспитывается
чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа гордость за
свою малую родину, желание сделать её лучше.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город -
частица Родины. Чувство Родины…оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным
домом и ближайшим окружением.
Воспитание
любви
к
своему
Отечеству,
гордости
за
свою
страну
формируется
с
доброжелательного отношения к культуре других народов.
Знакомим детей с другими
городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Детская библиотека предлагает для ознакомления книги о войне, армии специально для
дошкольного и младшего школьного возраста, в них присутствуют описания душевной
доброты, стойкости и героизма.
Воспитание
нравственных
и
патриотических
чувств
у
детей
старшего
дошкольного
возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны
жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и мы привлекаем
родителей к активному участию в сборе материалов по родному краю.
Только
общими
усилиями
можно
воспитать
поколение
людей,
которые
станут
полноценными гражданами, патриотами своей страны.