Напоминание

"Формирование инициативности у детей. История вопроса."


Автор: Зелинская Марина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 77 "Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование инициативности у детей. История вопроса."
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Зелинская Марина Григорьевна

ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ у детей.

История вопроса.

аспирант 1 курса

Д. Локк,

И. Кант,

Я.А. Коменский,

К.Д. Ушинский

М.И. Вайсфельд,

П.Ф. Каптерев,

П.Ф. Лесгафт,

Н.К. Крупская,

А.С. Макаренко,

С.Т. Шацкий,

В современных исследованиях инициативность рассматривается

как

психологический

(А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн) и

педагогический

(Л.И. Новикова, И.Э. Плотниек и др.)

феномен.

настаивавшие на совершенствовании практики воспитания и считавшие

инициативность важной составляющей нравственно-волевых качеств.

Актуальность развития инициативы отмечали в своих трудах

:

ученые и педагоги-практики начала XX века

ИНИЦИАТИВНОСТЬ может быть определена как

интегрированное

качество

личности,

являющееся

формой социальной активности и детерминированное

волевым усилием. (Д.Б. Богоявленской, А.К. Абульха-

новой-Славской, А.И. Высоцкого )

Изучение

ИНИЦИАТИВНОСТИ

проводилось

в

аспекте

влияния содержания деятельности учащихся на личность, ее

мотивацию, определяющую направленность и эффективность

проявления инициативности.

(СМ. Вейт, Е.И. Дудкина, СМ. Кача¬лова, Т.Ф. Игнатенко,

СЛ. Петухов, Е.А. Погонина, А.Э. Пятинин, Н.В. Тучак, Е.А.

Федотова и др.).

ИНИЦИАТИВНОСТЬ определяется

к а к

с п о с о б н о с т ь

в ы с к а з ы в а т ь

прогрессивные,

творческие

идеи

в

процессе

активной деятельности,

как мера активного участия личности в ней,

способность к оригинальным действиям.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ рассматривается

как нравственное качество личности и как ее

свойство,

как

совокупность

усилий

и

действий

личности,

направленных

на

претворение

в

ж и з н ь

н о в а т о р с к и х

п р е д л о ж е н и й ,

н а

удовлетворение интересов и потребностей, яв

ляющихся основой зарождения инициативности.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ можно

рассматривать

на

межпредметном

уровне,

та к

к а к

к

э т о м у

явлению

и

понятию

обращаются

ученые

из

различных

научных

областей

философии,

социологии, психологии, педагогики и др.

древнегреческая философия

«ПОРИЗМ» -

новая идея как непредвиденное следствие, промежуточный

результат, возникший вне связи с целью данной конкретной деятельности.

(легенда о принцах Серендипа)

«Чтобы

изобретать,

нужно

думать около» (

П. Вайнцвайг

)

«Развивайте латеральное (боковое)

мышление» (Государев Н.А. )

термин

«ИНИЦИАТИВА»

употребляет

в

своих

работах

Д.

Локк,

который

подчеркивал, что для успеха «джентльмену»-предпринимателю очень важно

проявить

«собственную

инициативу».

Личную

заинтересованность

он

представлял как главный мотив инициативы

Начало исследованиям признаков инициативы в педагогике положил Я.А.

Коменский - «постижение всестороннего познания вещей, овладения ими и

использования их можно не иначе, как только через посредство нового... ».

Главная

задача

воспитания

в

приучении

ребенка

к

беспрестанной

и

разнообразной

деятельности

и

самодеятельности, которые должны лечь в основу развития

его сил и способностей (И.Г. Песталоцци)

«Руководство к образованию немецких учителей»,

А. Дистервег немецкий

педагог.

сформулировал

ряд

дидактических

правил,

выдвинул

единство

трех

принципов:

приро-досообразности,

культуросообразности,

самодеятельности

как стремление развивать деловую детскую творческую активность.

К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость развития и поддержки ори

гинальности

как

стремления

проявить

личный

почин

в

своей

деятельности .

М.

Вайсфельд

в

работе

«Слабость

инициативы»

обозначал

ИНИЦИАТИВУ

как

«способность

к

новым

шагам»:

«Мы совершаем новые шаги, представляющие из себя

отклонения от инерции жизни, лишь потому, что у нас есть

для

этого

особый

рулевой,

то

есть

инициативный

импульс,

и

тут

нелишне

будет

прибавить,

ч то

инициатива обусловливает именно новые шаги, новые

формы поведения, а не новые мысли. Ведь можно иметь

в голове много мыслей и все же не осуществлять ни

одной

из

них,

раз

нет

инициативы

в

обл ас т и

действования» .

(предприимчивость, энергичность, решимость, «способность к совершению

нового жизненного шага, толчок к действованию, импульс»)

в 1905 г. С.Т. Шацкий основал первый детский клуб для детей

9-14 лет, в котором всячески поощрялась самодеятельность,

саморазвитие, инициатива.

Детям

свойственна

самодеятельность,

которая

ознаменована

процесс ом

п р е о д о л е н и я

трудностей, препятствий - рождение подлинной

инициативы.

«Мы

должны

инициативу

детей

подхватывать,

помогать ребятам в их творческой работе» (Н.К.

Крупская)

А.С.

Макаренко

в

своих

педагогиче ских

сочинениях

называл

определяющую

черту

инициативности — готовность к совершению

действий по соб­ственному почину:

«мы требуем от нашего гражданина чтобы он

каждую минуту своей жизни был готов выполнить

свой долг, не ожидая распоряжения или приказа,

чтобы

он

владел

инициативой

и

творческой

волей».

По его мнению, ИНИЦИАТИВА возникает тогда,

«когда есть задача, ответственность за ее выпол

нение, когда есть требование коллектива».

Начинать

воспитание

инициативности

А.С,

Макаренко

считал

необходимым

с

раннего

детства, умело используя игру как основной вид

деятельности.

В

«Лекциях

для

родителей»

он

писал, что инициатива — это продукт активной

деятельности.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ

-

как

волевое

свойство

личности

трудах

психологов А.И. Высоцкого, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова, и др.)

- и как черты характера (А.Г. Ковалев, Н.Д.

Левитов, Б.М. Теплов и др.).

С.Л. Рубинштейн в сложном волевом действии выделяет

«четыре

основные

стадии

или

фазы:

возникновение

поб­уждения и предварительная постановка цели; стадия по

б­уждения и б­орьб­а мотивов; решение; исполнение».

Аспекты инициативности

-

в

контексте

активности

личности,

рассматриваются

в

работах

М.С.

Говорова, А.И. Крупнова, Н.С. Лейтеса;

-

мотивационные - рассматривались Д.Б. Богоявленской, М.С. Говоровым,

Л.И. Новиковой, Н.Э. Плотниеком.

Связь

ИНИЦИАТИВНОСТИ

с

когнитивными

процессами

прослеживается в работах М.С. Говорова, И.Э. Плотниека. Б.М.

Теплова и др.

Инициативно сть

предст авляет ся

ими

как

одно

и з

интеллектуальных

свойств

личности,

в

большей

степени

приближающиеся к способностям.

По мнению одной группы авторов, ИНИЦИАТИВНОСТЬ

является

-

волевым

качеством

личности

(С.Л.

Рубинштейн,

В.И.

Селиванов, П.А. Рудик, М.С. Говоров и др.),

-

качественной

характеристикой

волевого

качества

личности (Е.В. Шоро-хова),

-

чертой волевой активности личности (Н.Д. Левитов).

В научных исследованиях выделяются несколько направлений в определении

инициативы, интерпретаций и подходов к ее сущности.

Ученые

расходятся

в

определении

наследуемости

или

приобретенности

ИНИЦИОТИВНОСТИ:

-

Б.М. Теплов, Й.Э. Плотниек рассматривают в ряду наследственных способностей,

задатков,

-

С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, М.С. Говоров, В.Д. Леухин характеризуют как

умение человека, вырабатываемое в процессе упражнений,

-

М.А. Меньшикова считает инициативу исключительно приобретаемым в жизни

свойством личности .

Также велики расхождения в определении специфики

самой ИНИЦИАТИВЫ.

Б.М. Теплов, В.И Селиванов, И.Э. Плотниек, М.С. Говоров -главный

признак - личный почин.

Инициатива

это

почин,

выступающий

к а к

н а ч а л о

п р о ц е с с а

инициации

Инициативность

к а ч е с т в о

л и ч н о с т и ,

выражающее

постоянство

с о с т о я н и й

е е

предрасположенности

и

устойчивость стремлений к

инициации

Т.С. Борисова

В структуре деятельности принято выделять

ориентировочный,

мотивационный,

организационной,

исполнительский

контрольно-оценочный компоненты

(А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.).

Этот компонентный подход позволяет рассматривать ИНИЦИАТИВНОСТЬ не только как

интегративное качество личности, которое проявляется на всех этапах деятельности,

но и как некое побуждение по отношению к тому или иному компоненту деятельности.

А, следовательно, можно таким образом организовать деятельностную среду для ребенка,

чтобы он мог проявлять и демонстрировать свою ИНИЦИАТИВУ в процессе выполнения

конкретных действий.

В соответствии с компонентами деятельности выделены

мотивационная,

когнитивная,

поведенческая,

рефлексивная составляющие инициативности.

(Каратаева Е.В., Святцева А.В. )

Список литературы:

1.

Коротаева

Е.В.,

Святцева

А.В.

ПОДХОДЫ

К

РАЗВИТИЮ

ИНИЦИАТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. –

2016. – № 2.;

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!