Автор: Зелинская Марина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 77 "Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование инициативности у детей. История вопроса."
Раздел: дошкольное образование
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Зелинская Марина Григорьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ у детей.
История вопроса.
аспирант 1 курса
•
Д. Локк,
•
И. Кант,
•
Я.А. Коменский,
•
К.Д. Ушинский
М.И. Вайсфельд,
П.Ф. Каптерев,
П.Ф. Лесгафт,
Н.К. Крупская,
А.С. Макаренко,
С.Т. Шацкий,
В современных исследованиях инициативность рассматривается
как
психологический
(А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн) и
педагогический
(Л.И. Новикова, И.Э. Плотниек и др.)
феномен.
настаивавшие на совершенствовании практики воспитания и считавшие
инициативность важной составляющей нравственно-волевых качеств.
Актуальность развития инициативы отмечали в своих трудах
:
ученые и педагоги-практики начала XX века
ИНИЦИАТИВНОСТЬ может быть определена как
интегрированное
качество
личности,
являющееся
формой социальной активности и детерминированное
волевым усилием. (Д.Б. Богоявленской, А.К. Абульха-
новой-Славской, А.И. Высоцкого )
Изучение
ИНИЦИАТИВНОСТИ
проводилось
в
аспекте
влияния содержания деятельности учащихся на личность, ее
мотивацию, определяющую направленность и эффективность
проявления инициативности.
(СМ. Вейт, Е.И. Дудкина, СМ. Кача¬лова, Т.Ф. Игнатенко,
СЛ. Петухов, Е.А. Погонина, А.Э. Пятинин, Н.В. Тучак, Е.А.
Федотова и др.).
ИНИЦИАТИВНОСТЬ определяется
к а к
с п о с о б н о с т ь
в ы с к а з ы в а т ь
прогрессивные,
творческие
идеи
в
процессе
активной деятельности,
как мера активного участия личности в ней,
способность к оригинальным действиям.
ИНИЦИАТИВНОСТЬ рассматривается
как нравственное качество личности и как ее
свойство,
как
совокупность
усилий
и
действий
личности,
направленных
на
претворение
в
ж и з н ь
н о в а т о р с к и х
п р е д л о ж е н и й ,
н а
удовлетворение интересов и потребностей, яв
ляющихся основой зарождения инициативности.
ИНИЦИАТИВНОСТЬ можно
рассматривать
на
межпредметном
уровне,
та к
к а к
к
э т о м у
явлению
и
понятию
обращаются
ученые
из
различных
научных
областей
–
философии,
социологии, психологии, педагогики и др.
древнегреческая философия
«ПОРИЗМ» -
новая идея как непредвиденное следствие, промежуточный
результат, возникший вне связи с целью данной конкретной деятельности.
(легенда о принцах Серендипа)
«Чтобы
изобретать,
нужно
думать около» (
П. Вайнцвайг
)
«Развивайте латеральное (боковое)
мышление» (Государев Н.А. )
термин
«ИНИЦИАТИВА»
употребляет
в
своих
работах
Д.
Локк,
который
подчеркивал, что для успеха «джентльмену»-предпринимателю очень важно
проявить
«собственную
инициативу».
Личную
заинтересованность
он
представлял как главный мотив инициативы
Начало исследованиям признаков инициативы в педагогике положил Я.А.
Коменский - «постижение всестороннего познания вещей, овладения ими и
использования их можно не иначе, как только через посредство нового... ».
Главная
задача
воспитания
—
в
приучении
ребенка
к
беспрестанной
и
разнообразной
деятельности
и
самодеятельности, которые должны лечь в основу развития
его сил и способностей (И.Г. Песталоцци)
«Руководство к образованию немецких учителей»,
А. Дистервег немецкий
педагог.
сформулировал
ряд
дидактических
правил,
выдвинул
единство
трех
принципов:
•
приро-досообразности,
•
культуросообразности,
•
самодеятельности
как стремление развивать деловую детскую творческую активность.
К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость развития и поддержки ори
гинальности
как
стремления
проявить
личный
почин
в
своей
деятельности .
М.
Вайсфельд
в
работе
«Слабость
инициативы»
обозначал
ИНИЦИАТИВУ
как
«способность
к
новым
шагам»:
«Мы совершаем новые шаги, представляющие из себя
отклонения от инерции жизни, лишь потому, что у нас есть
для
этого
особый
рулевой,
то
есть
инициативный
импульс,
и
тут
нелишне
будет
прибавить,
ч то
инициатива обусловливает именно новые шаги, новые
формы поведения, а не новые мысли. Ведь можно иметь
в голове много мыслей и все же не осуществлять ни
одной
из
них,
раз
нет
инициативы
в
обл ас т и
действования» .
(предприимчивость, энергичность, решимость, «способность к совершению
нового жизненного шага, толчок к действованию, импульс»)
в 1905 г. С.Т. Шацкий основал первый детский клуб для детей
9-14 лет, в котором всячески поощрялась самодеятельность,
саморазвитие, инициатива.
Детям
свойственна
самодеятельность,
которая
ознаменована
процесс ом
п р е о д о л е н и я
трудностей, препятствий - рождение подлинной
инициативы.
«Мы
должны
инициативу
детей
подхватывать,
помогать ребятам в их творческой работе» (Н.К.
Крупская)
А.С.
Макаренко
в
своих
педагогиче ских
сочинениях
называл
определяющую
черту
инициативности — готовность к совершению
действий по собственному почину:
«мы требуем от нашего гражданина чтобы он
каждую минуту своей жизни был готов выполнить
свой долг, не ожидая распоряжения или приказа,
чтобы
он
владел
инициативой
и
творческой
волей».
По его мнению, ИНИЦИАТИВА возникает тогда,
«когда есть задача, ответственность за ее выпол
нение, когда есть требование коллектива».
Начинать
воспитание
инициативности
А.С,
Макаренко
считал
необходимым
с
раннего
детства, умело используя игру как основной вид
деятельности.
В
«Лекциях
для
родителей»
он
писал, что инициатива — это продукт активной
деятельности.
ИНИЦИАТИВНОСТЬ
-
как
волевое
свойство
личности
(в
трудах
психологов А.И. Высоцкого, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова, и др.)
- и как черты характера (А.Г. Ковалев, Н.Д.
Левитов, Б.М. Теплов и др.).
С.Л. Рубинштейн в сложном волевом действии выделяет
«четыре
основные
стадии
или
фазы:
возникновение
побуждения и предварительная постановка цели; стадия по
буждения и борьба мотивов; решение; исполнение».
Аспекты инициативности
-
в
контексте
активности
личности,
рассматриваются
в
работах
М.С.
Говорова, А.И. Крупнова, Н.С. Лейтеса;
-
мотивационные - рассматривались Д.Б. Богоявленской, М.С. Говоровым,
Л.И. Новиковой, Н.Э. Плотниеком.
Связь
ИНИЦИАТИВНОСТИ
с
когнитивными
процессами
прослеживается в работах М.С. Говорова, И.Э. Плотниека. Б.М.
Теплова и др.
Инициативно сть
предст авляет ся
ими
как
одно
и з
интеллектуальных
свойств
личности,
в
большей
степени
приближающиеся к способностям.
По мнению одной группы авторов, ИНИЦИАТИВНОСТЬ
является
-
волевым
качеством
личности
(С.Л.
Рубинштейн,
В.И.
Селиванов, П.А. Рудик, М.С. Говоров и др.),
-
качественной
характеристикой
волевого
качества
личности (Е.В. Шоро-хова),
-
чертой волевой активности личности (Н.Д. Левитов).
В научных исследованиях выделяются несколько направлений в определении
инициативы, интерпретаций и подходов к ее сущности.
Ученые
расходятся
в
определении
наследуемости
или
приобретенности
ИНИЦИОТИВНОСТИ:
-
Б.М. Теплов, Й.Э. Плотниек рассматривают в ряду наследственных способностей,
задатков,
-
С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, М.С. Говоров, В.Д. Леухин характеризуют как
умение человека, вырабатываемое в процессе упражнений,
-
М.А. Меньшикова считает инициативу исключительно приобретаемым в жизни
свойством личности .
Также велики расхождения в определении специфики
самой ИНИЦИАТИВЫ.
Б.М. Теплов, В.И Селиванов, И.Э. Плотниек, М.С. Говоров -главный
признак - личный почин.
Инициатива
это
почин,
выступающий
к а к
н а ч а л о
п р о ц е с с а
инициации
Инициативность
к а ч е с т в о
л и ч н о с т и ,
выражающее
постоянство
с о с т о я н и й
е е
предрасположенности
и
устойчивость стремлений к
инициации
Т.С. Борисова
В структуре деятельности принято выделять
•
ориентировочный,
•
мотивационный,
•
организационной,
•
исполнительский
•
контрольно-оценочный компоненты
(А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.).
Этот компонентный подход позволяет рассматривать ИНИЦИАТИВНОСТЬ не только как
интегративное качество личности, которое проявляется на всех этапах деятельности,
но и как некое побуждение по отношению к тому или иному компоненту деятельности.
А, следовательно, можно таким образом организовать деятельностную среду для ребенка,
чтобы он мог проявлять и демонстрировать свою ИНИЦИАТИВУ в процессе выполнения
конкретных действий.
В соответствии с компонентами деятельности выделены
•
мотивационная,
•
когнитивная,
•
поведенческая,
•
рефлексивная составляющие инициативности.
(Каратаева Е.В., Святцева А.В. )
Список литературы:
1.
Коротаева
Е.В.,
Святцева
А.В.
ПОДХОДЫ
К
РАЗВИТИЮ
ИНИЦИАТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. –
2016. – № 2.;
•
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!