Автор: Дворяшина Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18"Ручеёк"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Роль рифмотворчества в развитии познавательной активности и художественно-эстетическом развитии детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ручеек»
Консультация для педагогов
«Роль рифмотворчества в развитии
познавательной активности
и художественно-эстетическом
развитии детей»
(Подготовил: воспитатель Е.Л. Дворяшина)
Тамбов 2018
Консультация для педагогов
«Роль рифмотворчества в развитии познавательной активности
и художественно-эстетическом развитии детей»
Цель: Раскрыть значимость технологии рифмования слов в развитии речи,
познавательной активности и художественно-эстетическом развитии детей
Задачи:
Познакомить с приемами обучения рифмованию слов
Мотивировать педагогов на использование технологии по рифмованию
слов в своей практической деятельности
Детство – то время, когда овладение родным языком является одним из
самых важных приобретений ребенка. Народ заботливо сопровождал
поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития.
Это целая система традиционных правил, с помощью которых
воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается
устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К
сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в
силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего
ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за
компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения
народного творчества (колыбельные песни, потешки) практически не
используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести
лет. А ведь стихи, потешки, колыбельные песни на ночь, сказки,
рассказанные мамой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает
малышу почувствовать,что окружающие его любят. К.Д. Ушинским было
замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том
числе и колыбельные. Поэтому работа над обогащением речи детей
насыщения ее литературнымии поэтичными словами должна начинаться
с самых истоков детства.
При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа
для формирования любви к родному языку, его точности, меткости,
образности. Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет
имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве).
Веселое, смешное или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка"
ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный
только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Это интересная игра
способствует развитию интеллекта ребёнка, творческого мышления,
фантазии и воображения, обогащается его словарный запас. Суть ее
заключается в том, что ребенок, не зная определенных основ стихосложения
и практических навыков, подбирает слова, основываясь лишь на собственном
чувстве интуиции.
Рифмовки повышают настроение, объединяют и организуют своим ритмом.
Они оживляют детей, помогают им преодолеть психическое напряжение.
Рифмовка создаёт у ребёнка ощущение уверенности в себе, развивает
дыхание, дикцию, слух, темп, регуляцию силы голоса.
Формируется выразительная и эмоциональная речь.
Заниматься рифмованием слов можно как с одним, так и с группой детей
начиная с трех лет. Желательно, чтобы ребятишки уже были знакомы со
стихами, знали короткие стихи наизусть.
На знакомство с рифмами, как на усвоение любого иного знания,
потребуется определенное время, которое зависит от возраста, способностей
ребенка и многих других факторов. «Введите» ребенка в игру, прочитав ему
какое-то знакомое стихотворение, пусть он настроится. Затем предложите ему
продолжить какую-либо стихотворную фразу. Делайте это с фразой, наиболее
красочной и уже знакомой ребенку. Используйте произведения классиков
детской литературы – Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто,
вспомните сказки Александра Пушкина, русские народные. Дети очень
хорошо запоминают короткие русские народные сказки и продолжают их,
основываясь на собственной памяти и интуиции («Курочка Ряба», «Волк и
Лиса», «Колобок»).
После этого можете приступать к основной части игры. Задумайте
несложное слово, имеющее несколько простых рифм, и загадайте его
ребенку. Например, «подушка – лягушка – ушко». Иногда дети «не попадают»
в общие закономерности игры и произносят абсолютно не подходящие слова.
Не нужно ругать ребенка, напомните ему знакомые рифмы, чтобы он
почувствовал законы стихосложения. Именно почувствовал, а не понял,
ребенку невозможно объяснить научные термины. Игру можно
разнообразить, подключая других членов семьи или друзей малыша.
«Складно – нескладно»
Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребенка с
понятиями «Рифма», «складно», «нескладно».
Начните рассказывать известное малышу стихотворение, переставляя слова
или заменяя конечные слова другими, например,
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку куклу…
Наверняка ребенок возмутится и воскликнет: «Нет! Мячик!»
Выслушайте ребенка, искренне удивитесь:« Ой, а правда ведь, так, как
говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось
складно!»
Точно также можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами
–подсказками:
По реке плывёт бревно,
Ох, и злющее оно.
Тот, кто в речку угодил
Нос откусит… бегемот! (крокодил)
«Нет, крокодил!» - спорит ребенок.
«А бегемот разве не подходит? И правда, нескладно получается…
«Рифмовочки»
В эту игру с ребенком вы можете играть по дороге домой, сидя в очереди в
поликлинике, в любом другом месте. Просто подбирайте вместе рифмы к
словам,
обозначающим предметы, которые вы видите перед собой, или просто
абсолютно к любым словам, которые приходят в голову к вам или ребенку.
Например: Песок-носок, ветка-детка, врач-грач, ухо-сухо. Сначала больше
придется подбирать рифмы вам, ребенок только будет придумывать слова, но
потом уже вы сможете предлагать слова по очереди.
«Прозвища»
В сказках у персонажей есть прозвища. Предложите ребенку вспомнить их.
Наверняка он назовет вам Лягушку – Квакушку, Зайку – Побегайку, Лисичку
– Сестричку, Акулу – Каракулу. Бывает часто, что у героя сразу несколько
прозвищ, предложите ребенку выбрать то, какое ему больше нравится. Вот,
например, волк.
В разных сказках он имеет разные прозвища, например, Волчок Серый
Бочок, Волк Зубами Щелк или Лисичка – Сестричка, Лиса – Краса. Вместе с
ребенком по аналогии выберите имена для его мягких игрушек: Котик
Бархатный Животик, Мышка – Малышка, Хрюшка Розовое Брюшко.
Сочиняйте сами, и чем смешнее будет, тем лучше, пусть даже сначала
кажется, что вариантов рифмовок вовсе и нет.
"Складные картинки"
Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия
которых рифмуются.
Ход: взрослый раскладывает около 40 изображений предметов, названия
которых
рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Взрослый поднимает
какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается
законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.
Методические рекомендации Эту игру можно начинать с 5 пар картинок,
постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей
по самостоятельному подбору рифмующегося слова.
"Придумай рифмованное слово"
Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: взрослый называет какое -либо слово, дети придумывают к нему
рифмовки.
ПР: взрослый говорит "миска", дети добавляют: "Киска, сосиска".
Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте
с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет
слово определенной части речи, а дети должны придумать
рифмующееся слово той же части речи.
ПР: называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";
называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное
"яичный"; называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".