Напоминание

"Роль рифмотворчества в развитии познавательной активности и художественно-эстетическом развитии детей"


Автор: Дворяшина Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18"Ручеёк"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Роль рифмотворчества в развитии познавательной активности и художественно-эстетическом развитии детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ручеек»

Консультация для педагогов

«Роль рифмотворчества в развитии

познавательной активности

и художественно-эстетическом

развитии детей»

(Подготовил: воспитатель Е.Л. Дворяшина)

Тамбов 2018

Консультация для педагогов

«Роль рифмотворчества в развитии познавательной активности

и художественно-эстетическом развитии детей»

Цель: Раскрыть значимость технологии рифмования слов в развитии речи,

познавательной активности и художественно-эстетическом развитии детей

Задачи:

Познакомить с приемами обучения рифмованию слов

Мотивировать педагогов на использование технологии по рифмованию

слов в своей практической деятельности

Детство – то время, когда овладение родным языком является одним из

самых важных приобретений ребенка. Народ заботливо сопровождал

поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития.

Это целая система традиционных правил, с помощью которых

воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается

устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К

сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в

силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего

ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за

компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения

народного творчества (колыбельные песни, потешки) практически не

используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести

лет. А ведь стихи, потешки, колыбельные песни на ночь, сказки,

рассказанные мамой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает

малышу почувствовать,что окружающие его любят. К.Д. Ушинским было

замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том

числе и колыбельные. Поэтому работа над обогащением речи детей

насыщения ее литературнымии поэтичными словами должна начинаться

с самых истоков детства.

При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа

для формирования любви к родному языку, его точности, меткости,

образности. Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет

имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве).

Веселое, смешное или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка"

ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный

только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Это интересная игра

способствует развитию интеллекта ребёнка, творческого мышления,

фантазии и воображения, обогащается его словарный запас. Суть ее

заключается в том, что ребенок, не зная определенных основ стихосложения

и практических навыков, подбирает слова, основываясь лишь на собственном

чувстве интуиции.

Рифмовки повышают настроение, объединяют и организуют своим ритмом.

Они оживляют детей, помогают им преодолеть психическое напряжение.

Рифмовка создаёт у ребёнка ощущение уверенности в себе, развивает

дыхание, дикцию, слух, темп, регуляцию силы голоса.

Формируется выразительная и эмоциональная речь.

Заниматься рифмованием слов можно как с одним, так и с группой детей

начиная с трех лет. Желательно, чтобы ребятишки уже были знакомы со

стихами, знали короткие стихи наизусть.

На знакомство с рифмами, как на усвоение любого иного знания,

потребуется определенное время, которое зависит от возраста, способностей

ребенка и многих других факторов. «Введите» ребенка в игру, прочитав ему

какое-то знакомое стихотворение, пусть он настроится. Затем предложите ему

продолжить какую-либо стихотворную фразу. Делайте это с фразой, наиболее

красочной и уже знакомой ребенку. Используйте произведения классиков

детской литературы – Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто,

вспомните сказки Александра Пушкина, русские народные. Дети очень

хорошо запоминают короткие русские народные сказки и продолжают их,

основываясь на собственной памяти и интуиции («Курочка Ряба», «Волк и

Лиса», «Колобок»).

После этого можете приступать к основной части игры. Задумайте

несложное слово, имеющее несколько простых рифм, и загадайте его

ребенку. Например, «подушка – лягушка – ушко». Иногда дети «не попадают»

в общие закономерности игры и произносят абсолютно не подходящие слова.

Не нужно ругать ребенка, напомните ему знакомые рифмы, чтобы он

почувствовал законы стихосложения. Именно почувствовал, а не понял,

ребенку невозможно объяснить научные термины. Игру можно

разнообразить, подключая других членов семьи или друзей малыша.

«Складно – нескладно»

Именно с этой простой игры и начинается знакомство ребенка с

понятиями «Рифма», «складно», «нескладно».

Начните рассказывать известное малышу стихотворение, переставляя слова

или заменяя конечные слова другими, например,

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку куклу…

Наверняка ребенок возмутится и воскликнет: «Нет! Мячик!»

Выслушайте ребенка, искренне удивитесь:« Ой, а правда ведь, так, как

говоришь ты, звучит намного лучше. Наверное, потому, что получилось

складно!»

Точно также можно обыграть любые другие стихотворные загадки с рифмами

–подсказками:

По реке плывёт бревно,

Ох, и злющее оно.

Тот, кто в речку угодил

Нос откусит… бегемот! (крокодил)

«Нет, крокодил!» - спорит ребенок.

«А бегемот разве не подходит? И правда, нескладно получается…

«Рифмовочки»

В эту игру с ребенком вы можете играть по дороге домой, сидя в очереди в

поликлинике, в любом другом месте. Просто подбирайте вместе рифмы к

словам,

обозначающим предметы, которые вы видите перед собой, или просто

абсолютно к любым словам, которые приходят в голову к вам или ребенку.

Например: Песок-носок, ветка-детка, врач-грач, ухо-сухо. Сначала больше

придется подбирать рифмы вам, ребенок только будет придумывать слова, но

потом уже вы сможете предлагать слова по очереди.

«Прозвища»

В сказках у персонажей есть прозвища. Предложите ребенку вспомнить их.

Наверняка он назовет вам Лягушку – Квакушку, Зайку – Побегайку, Лисичку

– Сестричку, Акулу – Каракулу. Бывает часто, что у героя сразу несколько

прозвищ, предложите ребенку выбрать то, какое ему больше нравится. Вот,

например, волк.

В разных сказках он имеет разные прозвища, например, Волчок Серый

Бочок, Волк Зубами Щелк или Лисичка – Сестричка, Лиса – Краса. Вместе с

ребенком по аналогии выберите имена для его мягких игрушек: Котик

Бархатный Животик, Мышка – Малышка, Хрюшка Розовое Брюшко.

Сочиняйте сами, и чем смешнее будет, тем лучше, пусть даже сначала

кажется, что вариантов рифмовок вовсе и нет.

"Складные картинки"

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия

которых рифмуются.

Ход: взрослый раскладывает около 40 изображений предметов, названия

которых

рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Взрослый поднимает

какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается

законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации Эту игру можно начинать с 5 пар картинок,

постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей

по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

"Придумай рифмованное слово"

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: взрослый называет какое -либо слово, дети придумывают к нему

рифмовки.

ПР: взрослый говорит "миска", дети добавляют: "Киска, сосиска".

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте

с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет

слово определенной части речи, а дети должны придумать

рифмующееся слово той же части речи.

ПР: называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";

называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное

"яичный"; называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!