Напоминание

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования"


Автор: Керн Ирина Юсуповна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: п. Чегдомын Верхнебуреинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационная деятельность педагога дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: Инновационная деятельность педагога дополнительного образования»

Еврейская притча: «Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси –

такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси

– такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая

большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, кого он в силе

изменить, будучи таким маленьким - до самого себя…»

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как

воспроизводство

однажды

усвоенных

методов

работы,

если

в

ней

не

реализуются

объективно

существующие

возможности

для

достижения

более

высоких

результатов

образования,

если

она

не

способствует

развитию

личности

самого

педагога.

Без

творчества

нет

педагога

мастера.

На

сегодняшний

день

реалии

таковы,

что

необходимо постоянно расти в профессиональном плане.

Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет

его

инновационная

деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная

деятельность,

основанная

на

осмыслении

(рефлексии)

своего

собственного

практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития

образовательного

процесса

с

целью

достижения

более

высоких

результатов,

получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим

становление

готовности

педагога

к

ней

является

важнейшим

условием

его

профессионального развития.

Современный

словарь

по

педагогике

так

трактует

этот

термин:

«Педагогическая

инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и

технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

Инновационная деятельность педагога зависит от уровня личностной готовности педагога

к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность

на совершенствование собственной педагогической деятельности:

• личностных

(работоспособность,

готовность

к

творчеству,

высокий

эмоциональный

статус);

• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение

анализировать

и

выявлять

причины

недостатков,

находить

актуальные

проблемы

образования и реализовывать эффективные способы их решения).

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Содержание

и

формы

инновационной

деятельности

педагога

дополнительного

образования:

1.

Внедрение,

использование

новых

методов,

методик,

средств,

технологий

в

образовательном процессе:

проектные технологии предполагают включение детей в социально и личностно-

значимую деятельность (работа над творческими проектами);

личностно-ориентированные

технологии.

Сюда

относятся

технологии

дифференциации

и

индивидуализации.

Дети

являются

не

столько

объектом

педагогического

воздействия,

сколько

субъектом

собственной

деятельности.

Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться

на индивидуальном уровне.

исследовательские и практические работы предполагают в получении учебной

информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими

документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью;

информационно-коммуникативные

технологии:

компьютерные

программы,

интернет.

Компьютер

используется

для

иллюстрации

материала:

изображения

изделий декоративно-прикладного творчества, презентаций по темам программы,

мастер-классов с поэтапным выполнением изделий ДПИ и т.д. Также компьютер и

Интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях;

учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью

педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы);

технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при

котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит

в форме диалога;

работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как она дает

всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в

работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

Интернет-технологии

компьютерные

обучающие

программы,

интерактивный

электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.

2.

Разработка

авторских

программ,

методик,

технологий,

проектов,

методической

продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.

К инновационным формам учебных занятий можно отнести:

интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (вокруг одной

темы

объединяется

материал

нескольких

предметов.

О собенно ст и

интегрированного

занятия

четкость,

компактность,

сжатость,

логическая

взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия, большая

информативная

емкость

материала,

проходит

в

форме

занимательной,

увлекательной игры.);

мастер-классы;

занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и так далее;

занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью,

изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, диспуты, круглый стол, газета

и так далее;

занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.

4. Проведение мастер-классов для педагогов.

5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в

том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в

малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии,

приглашение

специалиста),

изучение

и

закрепление

нового

материала

(работа

с

наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение

сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений»,

«мозговой штурм»).

Формы продуктов инновационной деятельности педагога:

- учебные пособия;

- методические разработки;

- Интернет-выставки и экскурсии;

- интерактивные модели;

- мультимедийные продукты;

- художественные и творческие работы;

- участие в конференциях, семинара, матер-классах;

- работа Web-сайтов педагогов.

Педагог,

использующий

в

своей

практике

инновационные

технологии,

обладает

определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач,

способен

творчески

и

нестандартно

подходить

к

решению

возникающих

проблем

и

организации

учебно-воспитательного

процесса.

Это

указывает

на

высокий

уровень

личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать

качество собственной работы.

Подводя

итог,

можно

сделать

вывод,

инновации

в

системе

дополнительного

образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности

обучающихся,

сделать

образовательный

процесс

творческим,

более

гуманным

и

личностно-ориентированным,

направленным

на

саморазвитие

и

самообразование

личности.

Диагностическая карта

"Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности"

Инструкция: Оцените предложенные критерии своей готовности

по 5-балльной шкале.

Критерии

1

2

3

4

5

I. Мотивационно-творческая направленность личности

1

Заинтересованность в творческой деятельности

2

Стремление к творческим достижениям

3

Стремление к лидерству

4

Стремление к получению высокой оценки деятельности со

стороны администрации

5

Личная значимость творческой деятельности

6

Стремление к самосовершенствованию

Всего:

II. Креативность педагога

7

Способность отказаться от стереотипов в

педагогической деятельности, преодолеть инерцию

мышления

8

Стремление к риску

9

Критичность мышления, способность к оценочным

суждениям

10

Способность к самоанализу, рефлексии

Всего:

III. Профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной

деятельности

11

Владение методами педагогического исследования

12

Способность к планированию экспериментальной работы

13

Способность к созданию авторской концепции

14

Способность к организации эксперимента

15

Способность к коррекции своей деятельности

16

Способность использовать опыт творческой

деятельности других педагогов

17

Способность к сотрудничеству

18

Способность творчески разрешать конфликты

Всего:

IV. Индивидуальные особенности личности педагога

19

Работоспособность в творческой деятельности

20

Уверенность в себе

21

Ответственность

Всего:

Спасибо!

Обработка результатов:

На основе полученных результатов делаются выводы:

• о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности –

набрано от 84 до 71 баллов;

• среднем уровне – от 70 до 55 баллов;

• низком уровне – менее 55 баллов.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!