Автор: Керн Ирина Юсуповна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: п. Чегдомын Верхнебуреинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационная деятельность педагога дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Тема: Инновационная деятельность педагога дополнительного образования»
Еврейская притча: «Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси –
такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси
– такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая
большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, кого он в силе
изменить, будучи таким маленьким - до самого себя…»
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как
воспроизводство
однажды
усвоенных
методов
работы,
если
в
ней
не
реализуются
объективно
существующие
возможности
для
достижения
более
высоких
результатов
образования,
если
она
не
способствует
развитию
личности
самого
педагога.
Без
творчества
нет
педагога
–
мастера.
На
сегодняшний
день
реалии
таковы,
что
необходимо постоянно расти в профессиональном плане.
Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет
его
инновационная
деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная
деятельность,
основанная
на
осмыслении
(рефлексии)
своего
собственного
практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития
образовательного
процесса
с
целью
достижения
более
высоких
результатов,
получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим
становление
готовности
педагога
к
ней
является
важнейшим
условием
его
профессионального развития.
Современный
словарь
по
педагогике
так
трактует
этот
термин:
«Педагогическая
инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и
технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
Инновационная деятельность педагога зависит от уровня личностной готовности педагога
к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность
на совершенствование собственной педагогической деятельности:
• личностных
(работоспособность,
готовность
к
творчеству,
высокий
эмоциональный
статус);
• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение
анализировать
и
выявлять
причины
недостатков,
находить
актуальные
проблемы
образования и реализовывать эффективные способы их решения).
Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:
- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),
- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Содержание
и
формы
инновационной
деятельности
педагога
дополнительного
образования:
1.
Внедрение,
использование
новых
методов,
методик,
средств,
технологий
в
образовательном процессе:
проектные технологии предполагают включение детей в социально и личностно-
значимую деятельность (работа над творческими проектами);
личностно-ориентированные
технологии.
Сюда
относятся
технологии
дифференциации
и
индивидуализации.
Дети
являются
не
столько
объектом
педагогического
воздействия,
сколько
субъектом
собственной
деятельности.
Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться
на индивидуальном уровне.
исследовательские и практические работы предполагают в получении учебной
информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими
документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью;
информационно-коммуникативные
технологии:
компьютерные
программы,
интернет.
Компьютер
используется
для
иллюстрации
материала:
изображения
изделий декоративно-прикладного творчества, презентаций по темам программы,
мастер-классов с поэтапным выполнением изделий ДПИ и т.д. Также компьютер и
Интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях;
учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью
педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы);
технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при
котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит
в форме диалога;
работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как она дает
всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в
работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Интернет-технологии
–
компьютерные
обучающие
программы,
интерактивный
электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.
2.
Разработка
авторских
программ,
методик,
технологий,
проектов,
методической
продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
К инновационным формам учебных занятий можно отнести:
интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (вокруг одной
темы
объединяется
материал
нескольких
предметов.
О собенно ст и
интегрированного
занятия
–
четкость,
компактность,
сжатость,
логическая
взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия, большая
информативная
емкость
материала,
проходит
в
форме
занимательной,
увлекательной игры.);
мастер-классы;
занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и так далее;
занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью,
изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, диспуты, круглый стол, газета
и так далее;
занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.
4. Проведение мастер-классов для педагогов.
5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.
6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в
том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в
малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии,
приглашение
специалиста),
изучение
и
закрепление
нового
материала
(работа
с
наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение
сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений»,
«мозговой штурм»).
Формы продуктов инновационной деятельности педагога:
- учебные пособия;
- методические разработки;
- Интернет-выставки и экскурсии;
- интерактивные модели;
- мультимедийные продукты;
- художественные и творческие работы;
- участие в конференциях, семинара, матер-классах;
- работа Web-сайтов педагогов.
Педагог,
использующий
в
своей
практике
инновационные
технологии,
обладает
определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач,
способен
творчески
и
нестандартно
подходить
к
решению
возникающих
проблем
и
организации
учебно-воспитательного
процесса.
Это
указывает
на
высокий
уровень
личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать
качество собственной работы.
Подводя
итог,
можно
сделать
вывод,
инновации
в
системе
дополнительного
образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности
обучающихся,
сделать
образовательный
процесс
творческим,
более
гуманным
и
личностно-ориентированным,
направленным
на
саморазвитие
и
самообразование
личности.
Диагностическая карта
"Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности"
Инструкция: Оцените предложенные критерии своей готовности
по 5-балльной шкале.
№
Критерии
1
2
3
4
5
I. Мотивационно-творческая направленность личности
1
Заинтересованность в творческой деятельности
2
Стремление к творческим достижениям
3
Стремление к лидерству
4
Стремление к получению высокой оценки деятельности со
стороны администрации
5
Личная значимость творческой деятельности
6
Стремление к самосовершенствованию
Всего:
II. Креативность педагога
7
Способность отказаться от стереотипов в
педагогической деятельности, преодолеть инерцию
мышления
8
Стремление к риску
9
Критичность мышления, способность к оценочным
суждениям
10
Способность к самоанализу, рефлексии
Всего:
III. Профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной
деятельности
11
Владение методами педагогического исследования
12
Способность к планированию экспериментальной работы
13
Способность к созданию авторской концепции
14
Способность к организации эксперимента
15
Способность к коррекции своей деятельности
16
Способность использовать опыт творческой
деятельности других педагогов
17
Способность к сотрудничеству
18
Способность творчески разрешать конфликты
Всего:
IV. Индивидуальные особенности личности педагога
19
Работоспособность в творческой деятельности
20
Уверенность в себе
21
Ответственность
Всего:
Спасибо!
Обработка результатов:
На основе полученных результатов делаются выводы:
• о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности –
набрано от 84 до 71 баллов;
• среднем уровне – от 70 до 55 баллов;
• низком уровне – менее 55 баллов.