Автор: Васильева Светлана Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 пгт. Тымовское
Населённый пункт: Сахалинская область Тымовский район пгт. Тымовское
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные тенденции в специальном образовании"
Раздел: среднее профессиональное
Тема:
«Инновационные
тенденции
в
с п е ц и а л ь н ом
образовании»
Развитие
национальной
системы
специального
образования
во
все
исторические
периоды
непосредственно
связано
с
социа льно-
экономическими
условиями
в
данной
стране,
политикой
государства
по
отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере
образования
и
прав
человека,
состоянием
дефектологической
науки
как
интерактивной области научных знаний на стыке медицины, психологии и
педагогики.
Кризис и его исторические корни.
Состояние системы специального образования в период 90-х годов
принято
определять
как
кризис
государственной
системы
специального
образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого
характерны следующие признаки:
социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с
дефектом.
охват системой специального образования лишь части нуждающихся
детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в
развитии
жесткость и безвариативность форм получения образования
примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.
Становление
государственной
системы
специального
образования
в
России началось после 1917 г. и происходило в особых условиях в логике
становления одного из институтов тоталитарного государства.
Дети
с
отклонениями
в
развитии
были
объявлены
предметом
исключительно
государственной
заботы
и
оказались
в
определенной
изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви,
общественных
благотворительных
инициатив.
Сформировалась
система
«закрыты» специальных образовательных учреждений интернатного типа.
Закон о всеобуче (1930 г.) установил единый образовательный ценз,
обязательный для всех детей, в том числе для большинства категорий детей с
отклонениями в развитии. В результате дети с грубыми интеллектуальными,
эмоциональными нарушениями в развитии или сложной структурой дефекта
были
отторгнуты
государственной
системой
специального
образования
и
маркированы как необучаемые.
Аномальные
дети,
признаваемые
обучаемыми,
попадали
в
систему
специального образования и обязаны были получить цензовое образование,
т.е.
усвоить
государственный
стандарт,
разработанный
для
нормально
развивающихся детей. Очевидно, последний оказался непригодным и для
нормально
развивающихся
детей,
вследствие
чего
сегодня
активно
критикуется и переосмысливается.
Социальный
заказ,
по
сути,
поставил
молодую
отечественную
дефектологическую науку перед сверхзадачей, не ставившейся ни в одной
другой стране мира, ни в один из исторических периодов развития науки об
аномальном ребенке.
Парадоксально, но такая «негативная» ситуация имела и «позитивные»
результаты. Свидетельством тому является:
постановка теоретических и исследовательских задач высокого уровня
интенсивная разработка теоретических основ специальной психологии
и педагогики, вызванная необходимостью дать цензовое образование
детям с отклонениями в развитии
высокий уровень развития специальных педагогических технологий,
построение «обходных путей» обучения для детей с отклонениями в
развитии разных категорий.
Дефектологическая наука обеспечила дифференцированное обучение
аномальных детей разных категорий в рамках национальной государственной
системы.
Сегодня
система
включает
15
типов
специального
обучения,
реализуемых в 8 основных типах спецшкол с обеспечением содержания,
методов и форм организации.
Методология
и
теоретические
основы
решения
поставленной
сверхзадачи
признаются
зарубежными
специалистами
крупными
достижениями не только российской, но и мировой специальной психологии
и педагогики.
Следует подчеркнуть, что весь позитив работал на систему обучения
аномальных детей, в значительной мере изолированных от общества. Однако,
в 60-80 гг. в практике стало всё более проявляться противоречие между целью
специального
образования,
заданной
государством
(образовательный
стандарт) и целями, которые определяла наука, создавая эту систему (как
систему,
призванную
обеспечить
условия
для
максимально
возможного
«культурного развития» каждого ребенка).
В
системе
обозначается
примат
образовательного
стандарта
над
задачами всестороннего развития аномального ребенка, в отдельных типах
школ происходит перенос цели на средство (например, устная речь начинает
осмысливаться как главная цель образования глухого ребенка). В результате
обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и
развитием.
Эти
противоречия
стали
общеочевидными,
благодаря
произошедшим
в
стране
социально-политическим
изменениям,
стали
предметом критики.
В
последние
годы,
благодаря
новым
установкам
государства,
в
экстремально
короткий
исторический
срок
были
разомкнуты
рамки
изолированной системы обучения аномальных детей. Стали
разрешены
частичные
благотворительные
инициативы;
патронаж
церкви,
резко
расширены права родителей имеющих детей с нарушениями в развитии, им
предоставлено право выбора образовательного учреждения (специального
или массового); стало возможным построение новых форм образовательных
структур, методов обучения.
В
исторической
перспективе
можно
сказать,
что
буквально «в
одночасье»
принципиально
изменился
социальный
заказ,
и
государство,
общество, родители, специалисты смежных областей, никогда раньше «не
видевшие»
этих
проблем
и
этих
детей,
потребовали
от
дефектологов
немедленно научно-методически обеспечить новые социальные установки на
всех уровнях, во всех аспектах.
Подвергающиеся сегодня критике недостатки специального обучения
есть
не
столько
промахи
дефектологической
науки,
сколько
результаты
культурно-исторических,
идеологических
и
экономических
аномалий
в
развитии страны в прошлом.
Совершенно
очевидно,
что
дефектологи
не
могли
в
один
день
выполнить новый социальный заказ. Более того, начав работать над этим
заказом в отдельных аспектах значительно раньше других специалистов, они
понимали весь комплекс проблем, требующих решения, и, прежде всего,
необходимость
фундаментальных
исследований
и
тщательной
экспериментальной апробации. Именно поэтому дефектологи принципиально
не
хотели
участвовать
в
скоропалительном
массированном
введении
инноваций, предлагая программу планомерного скоординированного выхода
из
кризиса.
В
сознании
общественности
они
оказались
в
позиции
противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями
в развитии.
В 90-х годах на федеральном и региональном уровнях начали возникать
разнообразные
инициативы
по
внедрению
в
практику
нетрадиционных
методов
психолого-педагогической
коррекции,
новых
форм
организации
специального обучения, осуществлялось кальпирование западных моделей.
Сегодня,
по
прошествии
10-15
лет,
лучшие,
наиболее
компетентные
энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и
опасность «быстрых решений».
Институт
дефектологии
АПН
РФ
считает,
что
необходима
последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях,
роль науки в ближайшие годы состоит в решении следующих задач:
поддерживать
и
развивать
государственную
систему
специального
образования
за
счет
введения
инноваций
на
уровне
вариативности
форм
организации,
методов
и
средств
обучения
в
рамках
существующего содержания специального образования
целенаправленно проводить переподготовку кадров, чтобы обеспечить
высокий уровень профессиональной компетенции кадров
создание
государственной
системы
комплексной
диагностики
и
коррекции
нарушений
различных
категорий
аномальных
детей
с
первых месяцев жизни
определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными
отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения;
разработать
содержание
и
формы
специализированной
поддержки
интегрированных
детей;
разработать
содержание
и
формы
переподготовки специалистов массовых учреждений;
в соответствии с новым социальным заказом разработать концепцию
нового
содержания
специального
образования
детей
школьного
возраста с различными особенностями в развитии и соответствующую
ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов
обеспечить
клиническое,
нейрофизиологическое
и
психолого-
педагогическое изучение контингентов детей с недостатками развития,
не
охватывавшихся
ранее
государственной
системой
воспитания
и
обучения
на основе изучения общего и специфического в обучении аномальных
детей,
разных
категорий,
построить
максимально
полные
«карты»
(модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка.
Указать в картах развития все возможные обходные пути в достижении
этапных задач.
Таким
образом,
ясность
взаимодействия
между
государством,
обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе,
показало
позитивные
и
негативные
тенденции
этого
взаимодействия,
охарактеризовало
роль
науки
и
выдвигаемые
пути
выхода
из
кризиса
системы специального образования.