Напоминание

"Инновационные тенденции в специальном образовании"


Автор: Васильева Светлана Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 пгт. Тымовское
Населённый пункт: Сахалинская область Тымовский район пгт. Тымовское
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные тенденции в специальном образовании"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема:

«Инновационные

тенденции

в

с п е ц и а л ь н ом

образовании»

Развитие

национальной

системы

специального

образования

во

все

исторические

периоды

непосредственно

связано

с

социа льно-

экономическими

условиями

в

данной

стране,

политикой

государства

по

отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере

образования

и

прав

человека,

состоянием

дефектологической

науки

как

интерактивной области научных знаний на стыке медицины, психологии и

педагогики.

Кризис и его исторические корни.

Состояние системы специального образования в период 90-х годов

принято

определять

как

кризис

государственной

системы

специального

образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого

характерны следующие признаки:

социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с

дефектом.

охват системой специального образования лишь части нуждающихся

детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в

развитии

жесткость и безвариативность форм получения образования

примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.

Становление

государственной

системы

специального

образования

в

России началось после 1917 г. и происходило в особых условиях в логике

становления одного из институтов тоталитарного государства.

Дети

с

отклонениями

в

развитии

были

объявлены

предметом

исключительно

государственной

заботы

и

оказались

в

определенной

изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви,

общественных

благотворительных

инициатив.

Сформировалась

система

«закрыты» специальных образовательных учреждений интернатного типа.

Закон о всеобуче (1930 г.) установил единый образовательный ценз,

обязательный для всех детей, в том числе для большинства категорий детей с

отклонениями в развитии. В результате дети с грубыми интеллектуальными,

эмоциональными нарушениями в развитии или сложной структурой дефекта

были

отторгнуты

государственной

системой

специального

образования

и

маркированы как необучаемые.

Аномальные

дети,

признаваемые

обучаемыми,

попадали

в

систему

специального образования и обязаны были получить цензовое образование,

т.е.

усвоить

государственный

стандарт,

разработанный

для

нормально

развивающихся детей. Очевидно, последний оказался непригодным и для

нормально

развивающихся

детей,

вследствие

чего

сегодня

активно

критикуется и переосмысливается.

Социальный

заказ,

по

сути,

поставил

молодую

отечественную

дефектологическую науку перед сверхзадачей, не ставившейся ни в одной

другой стране мира, ни в один из исторических периодов развития науки об

аномальном ребенке.

Парадоксально, но такая «негативная» ситуация имела и «позитивные»

результаты. Свидетельством тому является:

постановка теоретических и исследовательских задач высокого уровня

интенсивная разработка теоретических основ специальной психологии

и педагогики, вызванная необходимостью дать цензовое образование

детям с отклонениями в развитии

высокий уровень развития специальных педагогических технологий,

построение «обходных путей» обучения для детей с отклонениями в

развитии разных категорий.

Дефектологическая наука обеспечила дифференцированное обучение

аномальных детей разных категорий в рамках национальной государственной

системы.

Сегодня

система

включает

15

типов

специального

обучения,

реализуемых в 8 основных типах спецшкол с обеспечением содержания,

методов и форм организации.

Методология

и

теоретические

основы

решения

поставленной

сверхзадачи

признаются

зарубежными

специалистами

крупными

достижениями не только российской, но и мировой специальной психологии

и педагогики.

Следует подчеркнуть, что весь позитив работал на систему обучения

аномальных детей, в значительной мере изолированных от общества. Однако,

в 60-80 гг. в практике стало всё более проявляться противоречие между целью

специального

образования,

заданной

государством

(образовательный

стандарт) и целями, которые определяла наука, создавая эту систему (как

систему,

призванную

обеспечить

условия

для

максимально

возможного

«культурного развития» каждого ребенка).

В

системе

обозначается

примат

образовательного

стандарта

над

задачами всестороннего развития аномального ребенка, в отдельных типах

школ происходит перенос цели на средство (например, устная речь начинает

осмысливаться как главная цель образования глухого ребенка). В результате

обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и

развитием.

Эти

противоречия

стали

общеочевидными,

благодаря

произошедшим

в

стране

социально-политическим

изменениям,

стали

предметом критики.

В

последние

годы,

благодаря

новым

установкам

государства,

в

экстремально

короткий

исторический

срок

были

разомкнуты

рамки

изолированной системы обучения аномальных детей. Стали

разрешены

частичные

благотворительные

инициативы;

патронаж

церкви,

резко

расширены права родителей имеющих детей с нарушениями в развитии, им

предоставлено право выбора образовательного учреждения (специального

или массового); стало возможным построение новых форм образовательных

структур, методов обучения.

В

исторической

перспективе

можно

сказать,

что

буквально «в

одночасье»

принципиально

изменился

социальный

заказ,

и

государство,

общество, родители, специалисты смежных областей, никогда раньше «не

видевшие»

этих

проблем

и

этих

детей,

потребовали

от

дефектологов

немедленно научно-методически обеспечить новые социальные установки на

всех уровнях, во всех аспектах.

Подвергающиеся сегодня критике недостатки специального обучения

есть

не

столько

промахи

дефектологической

науки,

сколько

результаты

культурно-исторических,

идеологических

и

экономических

аномалий

в

развитии страны в прошлом.

Совершенно

очевидно,

что

дефектологи

не

могли

в

один

день

выполнить новый социальный заказ. Более того, начав работать над этим

заказом в отдельных аспектах значительно раньше других специалистов, они

понимали весь комплекс проблем, требующих решения, и, прежде всего,

необходимость

фундаментальных

исследований

и

тщательной

экспериментальной апробации. Именно поэтому дефектологи принципиально

не

хотели

участвовать

в

скоропалительном

массированном

введении

инноваций, предлагая программу планомерного скоординированного выхода

из

кризиса.

В

сознании

общественности

они

оказались

в

позиции

противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями

в развитии.

В 90-х годах на федеральном и региональном уровнях начали возникать

разнообразные

инициативы

по

внедрению

в

практику

нетрадиционных

методов

психолого-педагогической

коррекции,

новых

форм

организации

специального обучения, осуществлялось кальпирование западных моделей.

Сегодня,

по

прошествии

10-15

лет,

лучшие,

наиболее

компетентные

энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и

опасность «быстрых решений».

Институт

дефектологии

АПН

РФ

считает,

что

необходима

последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях,

роль науки в ближайшие годы состоит в решении следующих задач:

поддерживать

и

развивать

государственную

систему

специального

образования

за

счет

введения

инноваций

на

уровне

вариативности

форм

организации,

методов

и

средств

обучения

в

рамках

существующего содержания специального образования

целенаправленно проводить переподготовку кадров, чтобы обеспечить

высокий уровень профессиональной компетенции кадров

создание

государственной

системы

комплексной

диагностики

и

коррекции

нарушений

различных

категорий

аномальных

детей

с

первых месяцев жизни

определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными

отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения;

разработать

содержание

и

формы

специализированной

поддержки

интегрированных

детей;

разработать

содержание

и

формы

переподготовки специалистов массовых учреждений;

в соответствии с новым социальным заказом разработать концепцию

нового

содержания

специального

образования

детей

школьного

возраста с различными особенностями в развитии и соответствующую

ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов

обеспечить

клиническое,

нейрофизиологическое

и

психолого-

педагогическое изучение контингентов детей с недостатками развития,

не

охватывавшихся

ранее

государственной

системой

воспитания

и

обучения

на основе изучения общего и специфического в обучении аномальных

детей,

разных

категорий,

построить

максимально

полные

«карты»

(модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка.

Указать в картах развития все возможные обходные пути в достижении

этапных задач.

Таким

образом,

ясность

взаимодействия

между

государством,

обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе,

показало

позитивные

и

негативные

тенденции

этого

взаимодействия,

охарактеризовало

роль

науки

и

выдвигаемые

пути

выхода

из

кризиса

системы специального образования.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!