Автор: Лебедева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа № 91 г.Краснодара
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: нарушение норм литературного языка в речи учащихся
Раздел: среднее профессиональное
Лебедева Светлана Геннадьевна,
учитель-логопед,
ГБОУ школа № 91 г.Краснодара
Нарушение норм литературного языка в речи учащихся
Одной из задач, стоящих перед педагогами, является обучение детей
правильной
устной
и
письменной
речи,
соответствующей
нормам
литературного языка. Человек с грамотной речью будет успешен в школе, на
работе,
в
общественной
жизни.
Поэтому
учитель
должен
уделять
особое
внимание речевым ошибкам учащихся и помогать их исправлять. Процесс это
длительный, трудоемкий, требующий повседневной работы
всех педагогов
школы на уроке и вне уроков.
Речевые ошибки многообразны.
Произносительныеошибки возникают в результате нарушения правил
орфоэпии.
Это
неправильное
произношение
звуков
в
словах
(щас,
тыща,
впоймал, варюжки, иликтрический),
нарушение норм ударения («зво́
нит»,
«вы'соко»). Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры
речи, т.к. их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и
самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Если вы слышите,
что ученик неправильно произносит слова, нужно указать, исправить.
К лексическимошибкам относится употребление слов-паразитов. Такие
слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, словечки,
которыми
говорящий
заполняет
вынужденные
паузы: вот,
ну,
это,
так
сказать, вообще, честно говоря, как бы.
Разговорные и просторечные слова, в
сфере повседневного общения, употребление которых неуместно в письменных
работах, докладах, сообщениях, и т.д.
Собаки шарили по кустам.
Глаза у Милы лупаты.е
Ягоды в кружку ложит.
Причиной
лексических
ошибок
является
бедность
словаря
учащихся,
невыразительность речи, непонимание значения слова.
Герасим был двенадцати горшков рост.а
Одной
из
основных
задач
речевого
развития
школьников
является
словарная работа. Она направлена на расширение активного словаря детей и на
формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные
по возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом
должна быть той первоосновой, на которой строятся коррекционные занятия, а
также
занятия
по
русскому
языку
и
развитию
речи,
овладение
словарным
составом литературного языка. Вот почему работа над словом заслуживает не
меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая.
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, проверки
уровня речевой подготовки. Они используются одновременно для проверки
орфографических и пунктуационных умений и навыков и оцениваются, во-
первых, со стороны содержания и структуры (последовательности изложения)
и, во-вторых, со стороны языкового оформления.
Морфологические ошибки – это ошибки в образовании форм разных
частей речи:
имен существительных: радостность
имен числительных: Подчеркиваю двумями чертами
местоимений: ихняя собака мое день рожденье
наречий: зади
глаголов: хочем есть; стеру с доски
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса –
конструирования
предложений,
правил
сочетания
слов.
Их
разновидностей
очень много, поэтому приведу лишь некоторые примеры.
Ошибки в строении и значении предложения:
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении:
Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.
- тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении)
- неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях
- нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Группа исследователей
поехали.
- многословие (местоименное дублирование подлежащего):
Русский художник
И.Э.Грабарь он очень любил писать пейзажи.
-лексическая неполнота высказывания. Эта ошибка по смыслу противоположна
многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого
в предложении слова.
Известный русский художник И.Э.Грабарь.
-
нарушение
согласования
подлежащего
и
местоимения,
заменяющего
подлежащее в другом предложении:
Злая героиня этой сказки-мачеха. Она пыталась убить ее, чтобы была мачеха
на свете всех милее.
-
неоправданный
повтор
одинаковых
слов
в
рядом
стоящих
предложениях
(обычно
это
глаголы
движения,
бытия,
говорения): Мальчик был
одет
в
прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан.
Нарушение последовательности (логики) изложения приводит к
появлению логических ошибок. К этому типу ошибок относятся следующие
недочеты в содержании работы:
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей;
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к
изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например,
сначала от первого, затем от третьего лица).
Этические ошибки
Встречаются работы, в которых фиксировалось проявление речевой агрессии,
недоброжелательности.
Отца Дубровского переклинило.
Список литературы:
1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии: Книга для
учащихся. - М., Логос, 1991. - с.101-109.
2. Капинос В. И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и
речевых // Опенка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку:
Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1986.
3. Мучник Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического
мышления: Пособие для учащихся 10—11 классов. — М., Баласс, 1996.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов
и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского
языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.
— 944
5. Цейтлин С. П. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей.
— М., Просвещение, 1982.