Автор: Солдатова Валентина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Шандровский д/с №10
Населённый пункт: село Шандрово Нижегородская область
Наименование материала: Статья для воспитателей
Тема: "Изучение родного края как ведущий фактор воспитания патриотизма".
Раздел: дошкольное образование
Изучение родного края как ведущий фактор воспитания
патриотизма.
Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека,
любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими
свершениями своего народа и его культурой. Его важность подчёркивается в
государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об
образовании», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О
совершенствовании государственной политики в области патриотического
воспитания», в которых говорится о необходимости включения регионального
компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения
формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные
качества.
Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики всегда
уделялось большое внимание. Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в
области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского
сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она
писала: "Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд
систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо
обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с
родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а
также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно
просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те
предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и
умственные силы".
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище
на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Краеведение - это
своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства,
оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи
родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные
свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая
культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по
назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди
потомков.
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной
звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не
сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно
это необходимо каждому человеку. Чтобы слова "Я люблю свою Родину" не
превратились в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже в
дошкольном детстве. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачёв, надо
знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги.
Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для
преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке
патриота, гражданина. Мы живём на великой Земле, среди самобытных народов.
Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, смелости, трусости. В каждом
уголке России, свои традиции, свой быт. Отбор соответствующего материала
позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной
край. Любовь к близким, к своему городу, стране - необходимые каждому человеку
качества.
Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение – основа воспитания патриотизма.
К сожалению, наши дети, да и мы с вами мало знаем об истории своего города,
края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они
занимались, как жили. Поэтому возникла потребность в написании программы по
краеведению.