Автор: Паймушкина Ирина Петровна
Должность: воспитатель дошкольных групп
Учебное заведение: МБОУ "Кротовская средняя школа"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Формирование гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста»
1
Содержание
Введение
1.Теоретические
основы
проблемы
формирования
гражданственности
у
детей дошкольного возраста.
1.1. Требования ФГОС ДО к гражданско – патриотическому воспитанию
дошкольников.
1.2.
Обзор
научно
-
методической
литературы,
парциальных
программ
федерального и регионального уровня по воспитанию гражданственности у
дошкольников.
2.
Организация
работы
по
формированию
гражданственности
у
детей
старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список используемых источников и литературы.
2
Введение
В последние годы заметно активизировалась деятельность государства
по формированию у граждан России чувств гражданственности, патриотизма,
гордости за свое Отечество. Об этом свидетельствуют такие документы, как
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
на
2011 - 2015
годы»
(утв.
постановлением
Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795), Концепция патриотического
воспитания
граждан
Российской
Федерации
(Постановление
от
17
июня
2003 года N 01-06/24258), «О совершенствовании государственной политики
в области патриотического воспитания» (указ Президента РФ от 20 октября
2012 г. № 1416).
Необходимость
усиления
гражданско-патриотического
воспитания
в
условиях
детского
сада
диктуется
его
ведущей
ролью
в
формировании
качеств, необходимых каждому гражданину России. Именно в дошкольном
возрасте,
как
свидетельствует
подавляющее
число
исследований,
формируются базовые качества личности, определяющие всю последующую
жизнь.
Педагогические
просчеты
на
этом
этапе
в
будущем
остаются
практически
невосполнимыми.
Следовательно,
внимание
к
гражданско-
патриотическому
воспитанию
в
условиях
детского
сада
должно
быть
приоритетным.
В
«Концепции
патриотического
воспитания
граждан
Российской
Федерации»
констатируется,
что
воспитательный
потенциал
российской
культуры,
искусства
и
образования
как
один
из
важнейших
факторов
формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван
дать
новый
импульс
духовному
оздоровлению
народа,
формированию
в
России
единого
гражданского
общества».
Следовательно,
духовное
оздоровление
всего
народа
связано,
прежде
всего,
с
гражданско-
патриотическим воспитанием подрастающих поколений .
3
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу федеральный закон №273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
в
котором
впервые
дошкольное
образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января
2014
введен
в
действие
федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором предусмотрены
задачи
по
гражданско-патриотическому
воспитанию
детей
дошкольного
возраста в условиях дошкольного учреждения.
Основной
целью
образовательной
области
« С о ц и а л ь н о -
коммуникативное развитие» ФГОС ДО является позитивная социализация
детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства .
Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда
закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и
нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка
формируются
представления
о
самом
себе,
о
людях,
о
явлениях
общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки
воспитания
гражданских
качеств
и
присвоения
нравственных
ценностей
общества.
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно
и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими,
действовать на пользу родине, народу.
Гражданственность
формируется
в
процессе
усвоения
нравственных
и
правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления
социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного
воздействия
ДОУ,
семьи,
социального
окружения,
а
также
в
результате
самовоспитания.
Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания
личности
4
Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает
формироваться
в
дошкольном
возрасте.
А
потому
важнейшими
задачами
развития
ребенка
дошкольного
возраста,
его
гражданского
воспитания
выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей
страны.
Воспитание
гражданственности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
эффективно
осуществляется
при
создании
определенных
педагогических
у с л о в и й
в
д о ш к о л ь н о м
о б р а з о в а т е л ь н о м
у ч р е ж д е н и и .
Понятие «педагогические
условия»
является
производным
от
основного
понятия «условие» и имеет конкретную интерпретацию применительно к
педагогической
деятельности.
Условия
составляют
ту
среду,
в
которой
рассматриваемое явление возникает, существует и развивается.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном
системы
образования,
призваны
во спит ать
у
детей
ч у в с т в о
гражданственности.
В
связи
с
этим
необходимо
глубокое
теоретическое
осмысление проблемы гражданского воспитания, целенаправленная работа
по
определению
и
реализации
условий
для
воспитания
о снов
гражданственности у дошкольников.
Признавая научную ценность указанной проблемы, её актуальность
необходимо
обеспечить
специальные
педагогические
условия
для
формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста в
рамках современного ДОУ.
5
1.Теорет ич е ские
основ ы
пробл емы
ф о рм и р ов а н и я
гражданственности у детей дошкольного возраста
1.1. Требования ФГОС ДО к гражданско – патриотическому воспитанию
дошкольников.
ФГОС определяет приоритетные задачи, решение которых требует
построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения по патриотическому
воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания
детей,
возможности
позитивной
социализации
ребенка,
его
всестороннего
личностного,
морально-нравственного
и
познавательного
развития,
развития
инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному
возрасту видов деятельности.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
(патриотическое
воспитание
по
ФГОС
ДО): проявляет патриотические
чувства,
ощущает
гордость
за
свою
страну,
ее
достижения,
имеет
представление
о
ее
географическом
разнообразии,
многонациональности,
важнейших исторических событиях.
Психолого-педагогические условия сопровождения патриотического
воспитания:
Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы,
соответствующих
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
детей
(недопустимость
как
искусственного
ускорения,
так
и
искусственного
замедления развития детей);
6
Построение
образовательной
деятельности
на
основе
взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
Поддержка
взрослыми
положительного,
доброжелательного
отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Поддержка
родителей
в
воспитании
детей,
охране
и
укреплении
их
здоровья,
вовлечение
семей
непосредственно
в
образовательную
деятельность.
Принципы сопровождения:
сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного
этапа в общем развитии человека;
полноценного
проживания
ребёнком
всех
этапов
дошкольного
детства,
амплификации (обогащения) детского развития;
создание
благоприятной
социальной
ситуации
развития
каждого
ребенка
в
соответствии
с
его
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
и
склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их
взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка
через его включение в различные виды деятельности;
учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
7
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
одно
из
основных
направлений
реализации
образовательной
области
«Социально-коммуникативное
развитие».
Основная
цель
образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие» позитивная социализация
детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства.
ФГОС
ДО
базируется
на
личностно-ориентированных
образовательных
технологиях
и
конкретно
предусматривает
соблюдение
принципа
согласованности
гражданского
воспитания со всеми образовательными сферами:
Област ь
«Познание»
нацелена
на
расширение
к р у г о з о р а ,
получение
знаний
об
истории
Отечества,
представлений
о
х уд о ж е с т в е н н о й ,
э т н и ч е с ко й ,
п о л и т и ч е с ко й
к у л ь т у р е ,
становление
гуманного
отношения
ко
всем
народам
России
в
духе
интернациона лизма,
во спит ание
духовной
к ул ьт у р ы .
Благодаря
этой
области
патриотическое
сознание
будущего
гр а жд а нина
буд е т
под к р е пле но
глуб о к ими
зна ния ми,
е г о
гражданская
позиция
и
активное,
ответственное
поведение
в
обществе
получат
дополнительный
мотивационный
стимул.
Область
«Речевое
развитие»
введет
детей
в
увлекательный
мир
родной
речи,
художественной
литературы
о
легендарных
героях
и
исконных
традициях,
богатстве
родной
природы,
познакомит
с
уникальными
фактами
из
жизни
страны.
Область
«Художественно
-
эстетическое
развитие»
позволит
познакомиться
с
уникальными
образами
и з о б р а з и т е л ь н о го
искусства,
народного
творчества,
песен,
танцев
разных
народов.
Компоненты патриотического воспитания:
1.
Содержательный
компонент
(представления
ребенка
об
окружающем
мире):
о культуре народа, его традициях, творчестве;
8
о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).
2. Эмоционально-побудительный компонент (эмоционально-положительные
чувства ребенка к окружающему миру):
Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
Интерес к жизни родного города и страны;
Гордость за достижения своей страны;
Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
Восхищение народным творчеством;
Любовь к родной природе, к родному языку;
3. Деятельностный компонент (отражение отношения к миру в деятельности):
Труд;
Игра;
Продуктивная деятельность;
Музыкальная деятельность;
Познавательная деятельность.
Формами работы могут быть:
создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
тематические занятия;
беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших
людях,
чтение
детских
книг
на
патриотические
темы,
соответствующий
подбор
песен
и
стихов
для
разучивания,
просмотр
кинофильмов,
телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
взаимодействие с родителями;
взаимодействие с социумом.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на
современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение
9
статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной
деятельности,
игровых,
проблемно
-
обучающих
ситуаций
в
рамках
интеграции образовательных областей.
Обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей является одной из главных
задач ФГОС ДО. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от
традиционной
помощи
семье
в
процессе
воспитания
детей
–
к
формированию
компетентного
родителя
и
осознанного
родительства
–
составляющих
успешной
социализации
ребенка.
Целью
взаимодействия
является
установление
партнерских
позиций
педагогов
и
родителей,
привлечение родителей к активной жизни ДОУ.
Примерные образовательные программы «От рождения до школы» под ред.
Н. Е. Вераксы, и «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А.
Михайловой разработаны
на
основе
ФГОС
ДО
и
предназначены
для
использования
в
ДОО
для
формирования
ООП.
Особое
внимание
в
программах уделяется развитию личности ребенка, сохранению здоровья, а
также воспитанию патриотизма, активной жизненной позиции, творческого
подхода
в
решении
различных
жизненных
ситуаций,
уважения
к
традиционным ценностям.
Ставят следующие задачи по патриотическому воспитанию:
патриотическая
направленность:
воспитание
патриотических
ч у в с т в ,
л ю б в и
к
Род и н е ,
го рд о с т и
з а
е е
д о с т и ж е н и я ,
уверенности
в
том,
что
Россия
–
великая
многонациональная
страна
с
героическим
прошлым
и
счастливым
будущим;
направленно сть
на
нравственное
во спитание,
под д ержку
т р а д и ц и о н н ы х
ц е н н о с т е й :
в о с п и т а н и е
у в а ж е н и я
к
традиционным
ценностям,
таким
как
любовь
к
родителям,
10
уважение
к
старшим,
заботливое
отношение
к
малышам,
пожилым
людям;
формирование
традиционных
гендерных
представлений;
воспитание
у
детей
стремления
в
с во и х
поступках
следовать
положительному
примеру.
объясняют
значение
позитивного
общения,
сотрудничества
с
л ю д ь м и
р а з н ы х
с т р а н
и
э т н о с о в ;
способствуют
выражению
отношения
к
жизни
разных
наро-
дов,
к
событиям
истории
в
играх,
рисунках,
р а с с ка з а х ,
вопро сах.
Таким образом, организация эффективного образовательного процесса
по воспитанию гражданственности требует от педагога знаний и умения
строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями
детей,
учитывая
следующие
принципы:
"позитивный
центризм"
(отбор
знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); непрерывность
и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход
к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей,
возможностей
и
интересов;
рациональное
сочетание
разных
видов
деятельности,
адекватный
возрасту
баланс
интеллектуа льных,
эмоциональных
и
двигательных
нагрузок;
деятельностный
подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
1.2.
Обзор
научно
-
методической
литературы
по воспитанию
гражданственности у дошкольников
Проблема воспитания патриотизма и гражданственности всегда
являлась объектом изучения большого числа и отечественных исследований,
начиная
с
исследований
великих
философов,
педагогов
и
психологов
прошлого: В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, В.М. Бехтерева, Г. Гегеля, Н.А.
Добролюбова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других, и заканчивая
работами
современных
ученых.
В
отечественной
педагогике
вопросы
11
гражданского воспитания тесно увязывались с проблемой патриотического и
нравственного воспитания, с развитием национального самосознания, что
отражает особенности российской ментальности. В настоящее время можно
выделить
разные
направления
в
содержании
гражданского
воспитания:
гражданско-нравственное, гражданско-правовое, гражданско-патриотическое.
Разные аспекты гражданственного воспитания детей рассматриваются
в
контексте социального (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Майер А.А. и др.)
интернационального
(М.И.
Богомолова,
Э.К.
Суслова),
патриотического,
этнокультурного (А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Захарова, И.Э. Куликовская и др.),
правового (Н.Ю. Майданкина, С.Т. Федотова) воспитания детей дошкольного
возраста,
развития
ценностно-смыслового
отношения
к
родному
краю
(Платохина Н.А.).
Анализ
научной,
историко-педагогической
литературы
показывает,
что
вопросы воспитания гражданина в отечественной педагогике всегда были
актуальны и значимы. Содержание гражданского воспитания определялось
социально-политической
ситуацией
в
стране,
степенью
разработанности
проблем
нравственного,
патриотического,
этнокультурного
воспитания;
открытостью общества мировым тенденциям.
Парциальные программы:
1. Программа «Я- человек» (г. Москва- 1996г. С.А.Козлова)
Программа
формирует
у
ребенка
представление
о
себе
как
о
представителе
человеческого
рода,
о
людях,
живущих
на
Земле,
об
их
чувствах, поступках, нравах и обязательствах; воспитывает уверенность в
себе, ощущение себя человеком Земли и гражданином собственной страны.
2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
(г.Москва 1998г. О.Л.Князева, М.Д. Маханева). Программа направлена на
12
формирование
представления
детей
об
образе
жизни
русского
народа
(жилище,
одежда,
домашняя
утварь,
устное
народное
творчество,
художественные
промыслы);
пробуждение
души
ребенка,
ощущение
себя
частью великого русского народа, сохранение черт русского характера;
воспитание
нравственных
ценностей,
присущих
русскому
характеру
(доброта,
красота,
храбрость,
трудолюбие,
верность,
преданность,
самоотверженность).
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в анализируемых
программах
уделяется
особое
внимание
развитию
у
дошкольников
социальных
представлений:
о
самом
себе,
ближайшем
окружении,
социокультурных
достопримечательностях
и
особенностях.
Анализ
задач
воспитания
и
обучения
в
данных
программах
позволяет
отметить
взаимосвязь
познавательного
развития,
как
первоосновы
формирования
социальных
представлений
и
нравственного
воспитания,
как
основы
культивирования
общественно
-
ценных
личностных
проявлений
(достоинство, уважение к другим людям, любовь к близким, семье, родному
городу).
2.Организация
работы
по
формированию
патриотических
чувств у детей старшего дошкольного возраста
13
Воспитание
гражданственности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их
основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Принципами педагогической
деятельности
в
ДОУ
по
воспитанию
гражданственности являются:
индивидуализация
обучения,
в к л ю ч а ю щ а я
в
с е б я
у ч е т
индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
постоянное
стимулирование
творческой,
познавательной
активности
детей старшего дошкольного возраста;
системность
и
последовательность
воспитания
и
обучения,
представленная
формированием
целостного
процесса
познания
социального мира;
обеспечение психологического комфорта при организации занятий;
преемственность в организации разнообразных видов деятельности,
способствующих целостному восприятию данного цикла.
Воспитание
гражданственности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
возможно при решении комплекса задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу (поселку);
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
14
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные
задачи
решаются
во
всех
видах
детской
деятельно сти:
образовательной, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не
только
гражданственность,
но
и
формируют
его
взаимоотношения
со
взрослыми и сверстниками.
Учет
интегративного
характера
гражданственности,
позволяет
определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские
права
и
обязанности,
межнациональная
толерантность.
Именно
эти
характеристиками
определяются
педагогические
условия
воспитания
гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих
нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство
сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание,
сочувствие,
находчивость,
любознательность);
приобщение
к
истокам
национальной
региональной
культуры;
формирование
д у хо в н о -
нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности
к
ней;
воспитании
любви,
уважения
к
своей
нации,
понимания
своих
национальных
особенностей,
чувства
собственного
достоинства,
как
представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям
других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим
людям.)
Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей
старшего
дошкольного
возраста
в
рамках
правового
воспитания
15
(элементарные знания и представления о Международных документах по
защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)
Задачи правового воспитания:
формирование у детей положительного самоощущения;
развитие у детей положительного отношения к окружающим людям;
приобщение
дошкольников
к
ценностям
сотрудничества
с
другими
людьми;
развитие
коммуникативной
компетентности
дошкольников
и
формирование у них социальных навыков;
формирование правового сознания у детей через ознакомление их с
ближайшим окружением.
Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по
своим справедливым «законам», которые «установят» сами.
Межнациональная
толерантность,
которая
является
той
культурной
направленностью,
отношением
личности,
которая
проживает
в
мире
и
согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как
ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю
имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским
садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Затем он узнает свои права и обязанности.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,
родного
края);
труд
людей,
традиции,
общественные
события,
права
и
обязанности детей и взрослых – граждан России и т.д.
16
В воспитании гражданственность у детей старшего дошкольного возраста
огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На
конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников
Великой
Отечественной
войны,
их
фронтовых
и
трудовых
подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед
Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и
т.д.
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в
первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые
находятся
рядом
с
ним.
Поэтому
особенно
важно
в
ДОУ
поддержать
и
направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где
территориально
живет
данный
народ,
о
своеобразии
природы
и
климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к
своей
генеалогии,
к
исследованию
национальных,
со словных,
профессиональных
корней
и
своего
рода
в
разных
поколениях.
Поэтому
семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление
очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях
семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества,
хранительница
национальных
традиций;
счастье
семьи
–
счастье
и
благополучие народа, общества, государства.
Важной
частью
работы
по
воспитанию
гражданственности
является
формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях,
которые
прославили
нашу
Родину
(художников,
композиторов,
изобретателей,
ученых,
путешественников).
Также
надо
на
конкретных
примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие
способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение
защищать
свою
Родину.
Рассматривание
иллюстраций,
слушание
17
художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-
путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.
Хорошо
известно,
что
среди
видов
деятельности,
имеющих
большое
воспитательное
и
образовательное
значение
для
дошкольников,
является
игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова,
но
и
все
виды
деятельности,
которые
имеют
характер
игры
(обряды,
праздники, ярмарки).
Рекомендуется
также
проведение
интегрированных
занятий,
например,
«Наша русская природа в искусстве», «Я гражданин России»
Составление толкового словаря нравственных и гражданских понятий также
является формой воспитания гражданственности. Дошкольники совместно с
родителями
и
педагогом
могут
составить
толковый
словарь,
подобрав
объяснения этих понятий, иллюстрации к ним, составить к ним ребусы,
подобрать пословицы, поговорки и т.д.
Возможно оформление визитки каждого ребенка «Я – гражданин России»:
ребенок на листе ватмана в ходе общей работы под руководством педагога
рисует свой портрет, а с родителями кратко пишет о себе и о своей семье –
кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права
и обязанности, какой характер.
Система образовательной деятельности по воспитанию гражданственности у
детей старшего дошкольного возраста включает четыре направления – «Я –
гражданин России», «Мои права и обязанности», «Моя семья», «Все мы
рядом живем» и предусматривает организацию разнообразной деятельности
детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о
Родине,
интереса
к
событиям,
происходящим
в
стране,
потребности
в
обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления
к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление
опыта участия в общественно полезной деятельности.
18
Основные формы работы: индивидуальные, групповые.
Основные
методы
работы: беседа,
консультация,
занятие,
упражнения,
наблюдение, обсуждение ситуаций, праздники, д/и.
Привлечение
родителей
обеспечивает
тесный
контакт
ДОУ
с
семьей
дошкольников и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе
воспитания
гражданственности.
Именно
родители
на
ярких,
доступных
примерах
жизни,
своего
труда,
отношения
государства
к
детям
демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но
и всё общество, вся страна. Уже в 5-7 лет дошкольник должен знать, что все
близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и
престарелым,
что
друг
не
бросает
друга
в
беде.
На
этой
основе
будет
складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности
перед
народом,
ждущим
от
будущего
гражданина
доброты,
честности,
трудолюбия.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1.Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2..Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3..Создание
условий
благоприятного
климата
взаимодействия
с
родителями для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения
на основе общего дела.
4.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для развития
нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.
5.Просвещение
родителей
в
вопросах
нравственно
–
патриотического
воспитания детей.
Формы работы с родителями по воспитанию любви к родному краю:
П ровед е ние
род ит е льс ких
с об ра ний
и
и н д и в и д у а л ь н ы х
консультаций
с
родителями.
19
Создание
информационных
уголков
в
группах.
Участие
в
подготовке
и
проведении
народных
календарных
праздников.
Издание
информационных
стендов,
стенгазет.
О ф о р м л е н и е
в ы с т а в о к
д е т с к и х
р а б о т
и
с о в м е с т н о г о
творчества,
фотовыставки
.
Разработка
информационных
материалов
для
родителей
по
народным
календарным
праздникам.
С о зд а н и е
м и н и - м у зе я
в
Д ОУ,
г ру п п е .
Э кс п о зи ц и и :
« Я
гражданин»,
«Уголок
русских
традиций».
Экскурсии,
совместные
праздники,
викторины
создают
у
детей
мощную
мотивацию
познания
и
являются
эмоциональным
фоном,
на
котором
усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринуждённо. В
работу по формированию основ гражданственности включаются родители
на
правах
полноправных
участников
образовательных
отношений:
они
знакомят
детей
с
семейными
традициями,
инициируют
помощь
в
оформлении
и
устройстве
мини-музея
в
группе.
Детям
совместно
с
родителями предлагается освоить разработанный экскурсионный маршрут,
который
включает
в
себя
места,
посвященные
памятным
и
героическим
событиям, знаменитым людям. По итогам проделанных семейных экскурсий
созданы семейные альбомы, где помещены рисунки и фотографии детей и
родителей, сделанные ими у памятных мест.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов
ДОУ
по
воспитанию
гражданственности
также
относится
к
числу
необходимых педагогических условий.
20
Задача
ДОУ,
педагогов
заключается
в
обеспечении
детям
старшего
дошкольного
возраста
успеха
в
его
деятельности,
направленной
на
воспитание себя гражданином своей Родины. Психологическую сущность
этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей
старшего дошкольного возраста, при которой потребность быть полезным
обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности.
Таким
образом,
воспитание
основ
гражданственности
у
детей
старшего
дошкольного возраста является воспитание человека-гражданина.
Окружающая среда должна быть насыщенной, неординарной,
разнообразной и меняющейся.
Предметно-развивающая среда должна быть для ребенка информативной,
удовлетворять
его
возрастные
потребности
в
новизне,
преобразовании
и
самоутверждении.
В
окружении
ребенка
находится
стимульный
материал
трех
типов:
используемый в процессе специально организованного обучения иной, но
похожий
на
обучаемый
материал
свободный:
т.е.
позволяющий
ребенку
применять усвоенное средство и способы познания в других обстоятельства.
Чтобы создать условия для гражданско-правовой среды, можно выделить
следующие
направления:
социально-правовое,
го сударственное,
географическое, историко-культурное, экономическое.
В социально-правовом направлении используется материал, направленный на
ознакомление
с
семьей,
ее
традициями,
правилами.
Не
менее
важно
подготовить
материал,
который
знакомит
детей
с
нормами
безопасности
(дома, в группе, на природе, при общении с животными и т. д). Необходимо
знакомить детей с элементарными правилами безопасности. И этот материал
находит
свое
место
в
предметно-развивающей
среде,
как
и
материал
о
социальном окружении ребенка взрослыми и сверстниками.
21
Цель государственного блока формировать первоначальные представления о
нашем государстве, об истории его создания и развития. Детей знакомят с
историей
Московского
кремля,
с
символикой
нашего
государства
и
государственной структурой. Поэтому государственная среда может включать
в себя:
альбомы о стране;
карту;
яркие достопримечательности.
Дети
совместно
с
родителями
создают
традиционные
и
нетрадиционные
мини-коллекции. Для знакомства с государственными документами возможно
создание мини-музеев.
Следующее направление - историко-культурный блок. Материал знакомит
детей с историей появления человека на Земле, его образом жизни с древних
времен (жилище, одежда, ведение домашнего хозяйства, виды деятельности,
средства передвижения). Широко используется материал, который знакомит
дошкольников с многообразием народов и народностей, проживающих на
территории
России,
с
традициями
и
культурой
этих
народов.
Большое
внимание уделяется знакомству со знаменитыми людьми отечества: учеными,
писателями и другими.
Географиче ский
блок
предусматривает
ознакомление
детей
с
местоположением Земли, особенностями природных и климатических зон,
многообразием народов мира, с особенностями их культур. Уместно будет
использовать
материал
по
ознакомлению
с
м еждународным и
правозащитными
документами, а также с международными праздниками. Материалами по
этому блоку могут служить:
макеты;
22
выставки («Тайны природы»);
Карты и глобусы («Много стран на свете есть»).
И,
наконец,
материал
экономического
блока
знакомит
детей
с
возникновением
трудовой
деятельности
человека
и
его
отдыха.
А
также
знакомит с экономическими потребностями людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданское воспитание – абсолютно новый термин в дошкольной
педагогике. Оно не выделяется в самостоятельный раздел, рассматривается
как подраздел патриотического воспитания, тем не менее, работа в этом
направлении в дошкольных образовательных учреждениях уже ведётся, ведь
обществу
нужны
люди
с
активной
жизненной
позицией,
творчески
мыслящие,
способные
направить
свою
деятельность
на
созидание
общественной жизни.
Гражданское
воспитание
не
несёт
идеологической
нагрузки
и
направлено
на
формирование
таких
черт
личности,
как
активность,
самостоятельность,
способность
принимать
решения,
ответственность,
инициативность
и
др.
Цель
гражданского
воспитания
–
формирование
у
ребёнка активной гражданской позиции, приобщение его к сознательному,
ответственному участию в общественной жизни страны и преобразованию
социальной действительности на благо своего народа и Родины.
В
дошкольном
возрасте
нельзя
говорить
о
каких-то
ощутимых
результатах
гражданского
воспитания,
в
этом
возрасте
закладываются
основы,
предпосылки
будущей
активной
гражданской
позиции
человека.
Любовь к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний,
вырастает
из
любви
к
близким,
родному
краю,
интереса
к
доступным
пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к
судьбе своей малой Родины. Результатом данной работы является ребенок,
23
осознающий себя гражданином. Он любит свою Родину, свою семью, своих
сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является
носителем
еще
оформляющейся,
но
уже
весьма
устойчивой
системы
ценностей.
Список использованных источников и литературы:
1. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание детей:
учебное пособие.- М. : Флинта : Наука, 2011. — 176 с.
2.
Гладких
В.В.
Гражданско-патриотическое
воспитание
молодёжи
в
поликультурной
среде
вуза:
системно-деятельностный
подход.
Автреф.
дисс…д.п.н., Тамбов, 2011.-46с.
3. Даниленко В.И., Современный политологический словарь. – М.: Изд-во
NotaBene, 2000. – C. 1024.
4. Дорошук Л.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, автореф,
к.п.н., Челябинск, 2011
5. Становление институтов гражданского общества: Россия и международный
опыт // Материалы международного симпозиума 31 марта – 1 апреля 1995 г. –
М.: 1995. – С. 210.
6. Желтов В.В., Желтов М.В., Политическая социология: Учебное пособие. –
Кемерово, 2006. – С. 622.
7.
Захарова,
Л.М.
Формирование
у
детей
чувства
истории
[Текст]
/
Л.М.Захарова // Дошкольник. Игра. Культура. Методические рекомендации по
организации
и
содержанию
образовательного
процесса
в
дошкольных
учреждениях. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.-с.8-10.
24
8.
Казаева
Е.А.
Воспитание
основ
гражданственности
у
детей
старшего
дошкольного возраста, к.п.н., Екатеринбург, 2000
9. Козлова С.А. Дошкольник и его права// Дошкольник, 2011, №4.С.23-27
10.
Майданкина, Н.Ю. Теория и методика правового воспитания детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста:
монография
[Текст]
/
Н.Ю.Майданкина, М.А.Ковардакова.-Ульяновск:УИПКПРО, 2005.-200с.
11.
Майданкина,
Н.Ю.Актуальные
вопросы
гражданского
воспитания
дошкольников
[Текст]
/
Н.Ю.Майданкина
//Дошкольник.
Игра.
Культура.
Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного
процесса в дошкольных учреждениях. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.-с.4-7.
12. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня// Дошкольное воспитание
1995,
№5,
С.8-11
15.
Тюлепаева
Э.Р..
Становление
этнокультурной
компетенции детей дошкольного возраста, автореф. К.п.н., 2007, Челябинск
13.Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как
фактора
повышения
качества
дошкольного
образования,
автореф.,к.п.н.,
Челябинск, 2007 17. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание:реальность и
тенденции развития// Педагогика1999, №8.- С.45-51
14.Шупаев
А.В.
Развитие
гражданского
воспитания
в
дореволюционной
России конца ХVIII – начала ХХ века. Автореф. Дисс. к.п.н., Ульяновск, 2012,
24с.
25