Напоминание

"Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Паймушкина Ирина Петровна
Должность: воспитатель дошкольных групп
Учебное заведение: МБОУ "Кротовская средняя школа"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Формирование гражданственности у детей старшего

дошкольного возраста»

1

Содержание

Введение

1.Теоретические

основы

проблемы

формирования

гражданственности

у

детей дошкольного возраста.

1.1. Требования ФГОС ДО к гражданско – патриотическому воспитанию

дошкольников.

1.2.

Обзор

научно

-

методической

литературы,

парциальных

программ

федерального и регионального уровня по воспитанию гражданственности у

дошкольников.

2.

Организация

работы

по

формированию

гражданственности

у

детей

старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Список используемых источников и литературы.

2

Введение

В последние годы заметно активизировалась деятельность государства

по формированию у граждан России чувств гражданственности, патриотизма,

гордости за свое Отечество. Об этом свидетельствуют такие документы, как

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации

на

2011 - 2015

годы»

(утв.

постановлением

Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795), Концепция патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации

(Постановление

от

17

июня

2003 года N 01-06/24258), «О совершенствовании государственной политики

в области патриотического воспитания» (указ Президента РФ от 20 октября

2012 г. № 1416).

Необходимость

усиления

гражданско-патриотического

воспитания

в

условиях

детского

сада

диктуется

его

ведущей

ролью

в

формировании

качеств, необходимых каждому гражданину России. Именно в дошкольном

возрасте,

как

свидетельствует

подавляющее

число

исследований,

формируются базовые качества личности, определяющие всю последующую

жизнь.

Педагогические

просчеты

на

этом

этапе

в

будущем

остаются

практически

невосполнимыми.

Следовательно,

внимание

к

гражданско-

патриотическому

воспитанию

в

условиях

детского

сада

должно

быть

приоритетным.

В

«Концепции

патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации»

констатируется,

что

воспитательный

потенциал

российской

культуры,

искусства

и

образования

как

один

из

важнейших

факторов

формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван

дать

новый

импульс

духовному

оздоровлению

народа,

формированию

в

России

единого

гражданского

общества».

Следовательно,

духовное

оздоровление

всего

народа

связано,

прежде

всего,

с

гражданско-

патриотическим воспитанием подрастающих поколений .

3

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу федеральный закон №273-ФЗ «Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

в

котором

впервые

дошкольное

образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января

2014

введен

в

действие

федеральный

государственный

образовательный

стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором предусмотрены

задачи

по

гражданско-патриотическому

воспитанию

детей

дошкольного

возраста в условиях дошкольного учреждения.

Основной

целью

образовательной

области

« С о ц и а л ь н о -

коммуникативное развитие» ФГОС ДО является позитивная социализация

детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства .

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда

закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и

нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка

формируются

представления

о

самом

себе,

о

людях,

о

явлениях

общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки

воспитания

гражданских

качеств

и

присвоения

нравственных

ценностей

общества.

Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно

и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими,

действовать на пользу родине, народу.

Гражданственность

формируется

в

процессе

усвоения

нравственных

и

правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления

социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного

воздействия

ДОУ,

семьи,

социального

окружения,

а

также

в

результате

самовоспитания.

Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания

личности

4

Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает

формироваться

в

дошкольном

возрасте.

А

потому

важнейшими

задачами

развития

ребенка

дошкольного

возраста,

его

гражданского

воспитания

выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей

страны.

Воспитание

гражданственности

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

эффективно

осуществляется

при

создании

определенных

педагогических

у с л о в и й

в

д о ш к о л ь н о м

о б р а з о в а т е л ь н о м

у ч р е ж д е н и и .

Понятие «педагогические

условия»

является

производным

от

основного

понятия «условие» и имеет конкретную интерпретацию применительно к

педагогической

деятельности.

Условия

составляют

ту

среду,

в

которой

рассматриваемое явление возникает, существует и развивается.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном

системы

образования,

призваны

во спит ать

у

детей

ч у в с т в о

гражданственности.

В

связи

с

этим

необходимо

глубокое

теоретическое

осмысление проблемы гражданского воспитания, целенаправленная работа

по

определению

и

реализации

условий

для

воспитания

о снов

гражданственности у дошкольников.

Признавая научную ценность указанной проблемы, её актуальность

необходимо

обеспечить

специальные

педагогические

условия

для

формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста в

рамках современного ДОУ.

5

1.Теорет ич е ские

основ ы

пробл емы

ф о рм и р ов а н и я

гражданственности у детей дошкольного возраста

1.1. Требования ФГОС ДО к гражданско – патриотическому воспитанию

дошкольников.

ФГОС определяет приоритетные задачи, решение которых требует

построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения по патриотическому

воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания

детей,

возможности

позитивной

социализации

ребенка,

его

всестороннего

личностного,

морально-нравственного

и

познавательного

развития,

развития

инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному

возрасту видов деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

(патриотическое

воспитание

по

ФГОС

ДО): проявляет патриотические

чувства,

ощущает

гордость

за

свою

страну,

ее

достижения,

имеет

представление

о

ее

географическом

разнообразии,

многонациональности,

важнейших исторических событиях.

Психолого-педагогические условия сопровождения патриотического

воспитания:

Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка

их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и

способностях;

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы,

соответствующих

возрастным

и

индивидуальным

особенностям

детей

(недопустимость

как

искусственного

ускорения,

так

и

искусственного

замедления развития детей);

6

Построение

образовательной

деятельности

на

основе

взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Поддержка

взрослыми

положительного,

доброжелательного

отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для

них видах деятельности;

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

Защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Поддержка

родителей

в

воспитании

детей,

охране

и

укреплении

их

здоровья,

вовлечение

семей

непосредственно

в

образовательную

деятельность.

Принципы сопровождения:

сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного

этапа в общем развитии человека;

полноценного

проживания

ребёнком

всех

этапов

дошкольного

детства,

амплификации (обогащения) детского развития;

создание

благоприятной

социальной

ситуации

развития

каждого

ребенка

в

соответствии

с

его

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями;

содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их

взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и

государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка

через его включение в различные виды деятельности;

учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

7

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

одно

из

основных

направлений

реализации

образовательной

области

«Социально-коммуникативное

развитие».

Основная

цель

образовательной

области «Социально-коммуникативное развитие» позитивная социализация

детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям

семьи,

общества

и

государства.

ФГОС

ДО

базируется

на

личностно-ориентированных

образовательных

технологиях

и

конкретно

предусматривает

соблюдение

принципа

согласованности

гражданского

воспитания со всеми образовательными сферами:

Област ь

«Познание»

нацелена

на

расширение

к р у г о з о р а ,

получение

знаний

об

истории

Отечества,

представлений

о

х уд о ж е с т в е н н о й ,

э т н и ч е с ко й ,

п о л и т и ч е с ко й

к у л ь т у р е ,

становление

гуманного

отношения

ко

всем

народам

России

в

духе

интернациона лизма,

во спит ание

духовной

к ул ьт у р ы .

Благодаря

этой

области

патриотическое

сознание

будущего

гр а жд а нина

буд е т

под к р е пле но

глуб о к ими

зна ния ми,

е г о

гражданская

позиция

и

активное,

ответственное

поведение

в

обществе

получат

дополнительный

мотивационный

стимул.

Область

«Речевое

развитие»

введет

детей

в

увлекательный

мир

родной

речи,

художественной

литературы

о

легендарных

героях

и

исконных

традициях,

богатстве

родной

природы,

познакомит

с

уникальными

фактами

из

жизни

страны.

Область

«Художественно

-

эстетическое

развитие»

позволит

познакомиться

с

уникальными

образами

и з о б р а з и т е л ь н о го

искусства,

народного

творчества,

песен,

танцев

разных

народов.

Компоненты патриотического воспитания:

1.

Содержательный

компонент

(представления

ребенка

об

окружающем

мире):

о культуре народа, его традициях, творчестве;

8

о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

2. Эмоционально-побудительный компонент (эмоционально-положительные

чувства ребенка к окружающему миру):

Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

Интерес к жизни родного города и страны;

Гордость за достижения своей страны;

Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

Восхищение народным творчеством;

Любовь к родной природе, к родному языку;

3. Деятельностный компонент (отражение отношения к миру в деятельности):

Труд;

Игра;

Продуктивная деятельность;

Музыкальная деятельность;

Познавательная деятельность.

Формами работы могут быть:

создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

тематические занятия;

беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших

людях,

чтение

детских

книг

на

патриотические

темы,

соответствующий

подбор

песен

и

стихов

для

разучивания,

просмотр

кинофильмов,

телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;

взаимодействие с родителями;

взаимодействие с социумом.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на

современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение

9

статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной

деятельности,

игровых,

проблемно

-

обучающих

ситуаций

в

рамках

интеграции образовательных областей.

Обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей является одной из главных

задач ФГОС ДО. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от

традиционной

помощи

семье

в

процессе

воспитания

детей

к

формированию

компетентного

родителя

и

осознанного

родительства

составляющих

успешной

социализации

ребенка.

Целью

взаимодействия

является

установление

партнерских

позиций

педагогов

и

родителей,

привлечение родителей к активной жизни ДОУ.

Примерные образовательные программы «От рождения до школы» под ред.

Н. Е. Вераксы, и «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А.

Михайловой разработаны

на

основе

ФГОС

ДО

и

предназначены

для

использования

в

ДОО

для

формирования

ООП.

Особое

внимание

в

программах уделяется развитию личности ребенка, сохранению здоровья, а

также воспитанию патриотизма, активной жизненной позиции, творческого

подхода

в

решении

различных

жизненных

ситуаций,

уважения

к

традиционным ценностям.

Ставят следующие задачи по патриотическому воспитанию:

патриотическая

направленность:

воспитание

патриотических

ч у в с т в ,

л ю б в и

к

Род и н е ,

го рд о с т и

з а

е е

д о с т и ж е н и я ,

уверенности

в

том,

что

Россия

великая

многонациональная

страна

с

героическим

прошлым

и

счастливым

будущим;

направленно сть

на

нравственное

во спитание,

под д ержку

т р а д и ц и о н н ы х

ц е н н о с т е й :

в о с п и т а н и е

у в а ж е н и я

к

традиционным

ценностям,

таким

как

любовь

к

родителям,

10

уважение

к

старшим,

заботливое

отношение

к

малышам,

пожилым

людям;

формирование

традиционных

гендерных

представлений;

воспитание

у

детей

стремления

в

с во и х

поступках

следовать

положительному

примеру.

объясняют

значение

позитивного

общения,

сотрудничества

с

л ю д ь м и

р а з н ы х

с т р а н

и

э т н о с о в ;

способствуют

выражению

отношения

к

жизни

разных

наро-

дов,

к

событиям

истории

в

играх,

рисунках,

р а с с ка з а х ,

вопро сах.

Таким образом, организация эффективного образовательного процесса

по воспитанию гражданственности требует от педагога знаний и умения

строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями

детей,

учитывая

следующие

принципы:

"позитивный

центризм"

(отбор

знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); непрерывность

и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход

к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей,

возможностей

и

интересов;

рациональное

сочетание

разных

видов

деятельности,

адекватный

возрасту

баланс

интеллектуа льных,

эмоциональных

и

двигательных

нагрузок;

деятельностный

подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

1.2.

Обзор

научно

-

методической

литературы

по воспитанию

гражданственности у дошкольников

Проблема воспитания патриотизма и гражданственности всегда

являлась объектом изучения большого числа и отечественных исследований,

начиная

с

исследований

великих

философов,

педагогов

и

психологов

прошлого: В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, В.М. Бехтерева, Г. Гегеля, Н.А.

Добролюбова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других, и заканчивая

работами

современных

ученых.

В

отечественной

педагогике

вопросы

11

гражданского воспитания тесно увязывались с проблемой патриотического и

нравственного воспитания, с развитием национального самосознания, что

отражает особенности российской ментальности. В настоящее время можно

выделить

разные

направления

в

содержании

гражданского

воспитания:

гражданско-нравственное, гражданско-правовое, гражданско-патриотическое.

Разные аспекты гражданственного воспитания детей рассматриваются

в

контексте социального (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Майер А.А. и др.)

интернационального

(М.И.

Богомолова,

Э.К.

Суслова),

патриотического,

этнокультурного (А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Захарова, И.Э. Куликовская и др.),

правового (Н.Ю. Майданкина, С.Т. Федотова) воспитания детей дошкольного

возраста,

развития

ценностно-смыслового

отношения

к

родному

краю

(Платохина Н.А.).

Анализ

научной,

историко-педагогической

литературы

показывает,

что

вопросы воспитания гражданина в отечественной педагогике всегда были

актуальны и значимы. Содержание гражданского воспитания определялось

социально-политической

ситуацией

в

стране,

степенью

разработанности

проблем

нравственного,

патриотического,

этнокультурного

воспитания;

открытостью общества мировым тенденциям.

Парциальные программы:

1. Программа «Я- человек» (г. Москва- 1996г. С.А.Козлова)

Программа

формирует

у

ребенка

представление

о

себе

как

о

представителе

человеческого

рода,

о

людях,

живущих

на

Земле,

об

их

чувствах, поступках, нравах и обязательствах; воспитывает уверенность в

себе, ощущение себя человеком Земли и гражданином собственной страны.

2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

(г.Москва 1998г. О.Л.Князева, М.Д. Маханева). Программа направлена на

12

формирование

представления

детей

об

образе

жизни

русского

народа

(жилище,

одежда,

домашняя

утварь,

устное

народное

творчество,

художественные

промыслы);

пробуждение

души

ребенка,

ощущение

себя

частью великого русского народа, сохранение черт русского характера;

воспитание

нравственных

ценностей,

присущих

русскому

характеру

(доброта,

красота,

храбрость,

трудолюбие,

верность,

преданность,

самоотверженность).

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в анализируемых

программах

уделяется

особое

внимание

развитию

у

дошкольников

социальных

представлений:

о

самом

себе,

ближайшем

окружении,

социокультурных

достопримечательностях

и

особенностях.

Анализ

задач

воспитания

и

обучения

в

данных

программах

позволяет

отметить

взаимосвязь

познавательного

развития,

как

первоосновы

формирования

социальных

представлений

и

нравственного

воспитания,

как

основы

культивирования

общественно

-

ценных

личностных

проявлений

(достоинство, уважение к другим людям, любовь к близким, семье, родному

городу).

2.Организация

работы

по

формированию

патриотических

чувств у детей старшего дошкольного возраста

13

Воспитание

гражданственности

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их

основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Принципами педагогической

деятельности

в

ДОУ

по

воспитанию

гражданственности являются:

индивидуализация

обучения,

в к л ю ч а ю щ а я

в

с е б я

у ч е т

индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

постоянное

стимулирование

творческой,

познавательной

активности

детей старшего дошкольного возраста;

системность

и

последовательность

воспитания

и

обучения,

представленная

формированием

целостного

процесса

познания

социального мира;

обеспечение психологического комфорта при организации занятий;

преемственность в организации разнообразных видов деятельности,

способствующих целостному восприятию данного цикла.

Воспитание

гражданственности

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

возможно при решении комплекса задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу (поселку);

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

14

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные

задачи

решаются

во

всех

видах

детской

деятельно сти:

образовательной, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не

только

гражданственность,

но

и

формируют

его

взаимоотношения

со

взрослыми и сверстниками.

Учет

интегративного

характера

гражданственности,

позволяет

определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские

права

и

обязанности,

межнациональная

толерантность.

Именно

эти

характеристиками

определяются

педагогические

условия

воспитания

гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих

нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство

сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание,

сочувствие,

находчивость,

любознательность);

приобщение

к

истокам

национальной

региональной

культуры;

формирование

д у хо в н о -

нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности

к

ней;

воспитании

любви,

уважения

к

своей

нации,

понимания

своих

национальных

особенностей,

чувства

собственного

достоинства,

как

представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям

других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим

людям.)

Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей

старшего

дошкольного

возраста

в

рамках

правового

воспитания

15

(элементарные знания и представления о Международных документах по

защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)

Задачи правового воспитания:

формирование у детей положительного самоощущения;

развитие у детей положительного отношения к окружающим людям;

приобщение

дошкольников

к

ценностям

сотрудничества

с

другими

людьми;

развитие

коммуникативной

компетентности

дошкольников

и

формирование у них социальных навыков;

формирование правового сознания у детей через ознакомление их с

ближайшим окружением.

Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по

своим справедливым «законам», которые «установят» сами.

Межнациональная

толерантность,

которая

является

той

культурной

направленностью,

отношением

личности,

которая

проживает

в

мире

и

согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как

ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю

имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским

садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Затем он узнает свои права и обязанности.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,

наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,

родного

края);

труд

людей,

традиции,

общественные

события,

права

и

обязанности детей и взрослых – граждан России и т.д.

16

В воспитании гражданственность у детей старшего дошкольного возраста

огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На

конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,

участников

Великой

Отечественной

войны,

их

фронтовых

и

трудовых

подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед

Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и

т.д.

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в

первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые

находятся

рядом

с

ним.

Поэтому

особенно

важно

в

ДОУ

поддержать

и

направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где

территориально

живет

данный

народ,

о

своеобразии

природы

и

климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к

своей

генеалогии,

к

исследованию

национальных,

со словных,

профессиональных

корней

и

своего

рода

в

разных

поколениях.

Поэтому

семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях

семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества,

хранительница

национальных

традиций;

счастье

семьи

счастье

и

благополучие народа, общества, государства.

Важной

частью

работы

по

воспитанию

гражданственности

является

формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях,

которые

прославили

нашу

Родину

(художников,

композиторов,

изобретателей,

ученых,

путешественников).

Также

надо

на

конкретных

примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие

способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение

защищать

свою

Родину.

Рассматривание

иллюстраций,

слушание

17

художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-

путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

Хорошо

известно,

что

среди

видов

деятельности,

имеющих

большое

воспитательное

и

образовательное

значение

для

дошкольников,

является

игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова,

но

и

все

виды

деятельности,

которые

имеют

характер

игры

(обряды,

праздники, ярмарки).

Рекомендуется

также

проведение

интегрированных

занятий,

например,

«Наша русская природа в искусстве», «Я гражданин России»

Составление толкового словаря нравственных и гражданских понятий также

является формой воспитания гражданственности. Дошкольники совместно с

родителями

и

педагогом

могут

составить

толковый

словарь,

подобрав

объяснения этих понятий, иллюстрации к ним, составить к ним ребусы,

подобрать пословицы, поговорки и т.д.

Возможно оформление визитки каждого ребенка «Я – гражданин России»:

ребенок на листе ватмана в ходе общей работы под руководством педагога

рисует свой портрет, а с родителями кратко пишет о себе и о своей семье –

кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права

и обязанности, какой характер.

Система образовательной деятельности по воспитанию гражданственности у

детей старшего дошкольного возраста включает четыре направления – «Я –

гражданин России», «Мои права и обязанности», «Моя семья», «Все мы

рядом живем» и предусматривает организацию разнообразной деятельности

детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о

Родине,

интереса

к

событиям,

происходящим

в

стране,

потребности

в

обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления

к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление

опыта участия в общественно полезной деятельности.

18

Основные формы работы: индивидуальные, групповые.

Основные

методы

работы: беседа,

консультация,

занятие,

упражнения,

наблюдение, обсуждение ситуаций, праздники, д/и.

Привлечение

родителей

обеспечивает

тесный

контакт

ДОУ

с

семьей

дошкольников и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе

воспитания

гражданственности.

Именно

родители

на

ярких,

доступных

примерах

жизни,

своего

труда,

отношения

государства

к

детям

демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но

и всё общество, вся страна. Уже в 5-7 лет дошкольник должен знать, что все

близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и

престарелым,

что

друг

не

бросает

друга

в

беде.

На

этой

основе

будет

складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности

перед

народом,

ждущим

от

будущего

гражданина

доброты,

честности,

трудолюбия.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

1.Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2..Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3..Создание

условий

благоприятного

климата

взаимодействия

с

родителями для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения

на основе общего дела.

4.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для развития

нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.

5.Просвещение

родителей

в

вопросах

нравственно

патриотического

воспитания детей.

Формы работы с родителями по воспитанию любви к родному краю:

П ровед е ние

род ит е льс ких

с об ра ний

и

и н д и в и д у а л ь н ы х

консультаций

с

родителями.

19

Создание

информационных

уголков

в

группах.

Участие

в

подготовке

и

проведении

народных

календарных

праздников.

Издание

информационных

стендов,

стенгазет.

О ф о р м л е н и е

в ы с т а в о к

д е т с к и х

р а б о т

и

с о в м е с т н о г о

творчества,

фотовыставки

.

Разработка

информационных

материалов

для

родителей

по

народным

календарным

праздникам.

С о зд а н и е

м и н и - м у зе я

в

Д ОУ,

г ру п п е .

Э кс п о зи ц и и :

« Я

гражданин»,

«Уголок

русских

традиций».

Экскурсии,

совместные

праздники,

викторины

создают

у

детей

мощную

мотивацию

познания

и

являются

эмоциональным

фоном,

на

котором

усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринуждённо. В

работу по формированию основ гражданственности включаются родители

на

правах

полноправных

участников

образовательных

отношений:

они

знакомят

детей

с

семейными

традициями,

инициируют

помощь

в

оформлении

и

устройстве

мини-музея

в

группе.

Детям

совместно

с

родителями предлагается освоить разработанный экскурсионный маршрут,

который

включает

в

себя

места,

посвященные

памятным

и

героическим

событиям, знаменитым людям. По итогам проделанных семейных экскурсий

созданы семейные альбомы, где помещены рисунки и фотографии детей и

родителей, сделанные ими у памятных мест.

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов

ДОУ

по

воспитанию

гражданственности

также

относится

к

числу

необходимых педагогических условий.

20

Задача

ДОУ,

педагогов

заключается

в

обеспечении

детям

старшего

дошкольного

возраста

успеха

в

его

деятельности,

направленной

на

воспитание себя гражданином своей Родины. Психологическую сущность

этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей

старшего дошкольного возраста, при которой потребность быть полезным

обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности.

Таким

образом,

воспитание

основ

гражданственности

у

детей

старшего

дошкольного возраста является воспитание человека-гражданина.

Окружающая среда должна быть насыщенной, неординарной,

разнообразной и меняющейся.

Предметно-развивающая среда должна быть для ребенка информативной,

удовлетворять

его

возрастные

потребности

в

новизне,

преобразовании

и

самоутверждении.

В

окружении

ребенка

находится

стимульный

материал

трех

типов:

используемый в процессе специально организованного обучения иной, но

похожий

на

обучаемый

материал

свободный:

т.е.

позволяющий

ребенку

применять усвоенное средство и способы познания в других обстоятельства.

Чтобы создать условия для гражданско-правовой среды, можно выделить

следующие

направления:

социально-правовое,

го сударственное,

географическое, историко-культурное, экономическое.

В социально-правовом направлении используется материал, направленный на

ознакомление

с

семьей,

ее

традициями,

правилами.

Не

менее

важно

подготовить

материал,

который

знакомит

детей

с

нормами

безопасности

(дома, в группе, на природе, при общении с животными и т. д). Необходимо

знакомить детей с элементарными правилами безопасности. И этот материал

находит

свое

место

в

предметно-развивающей

среде,

как

и

материал

о

социальном окружении ребенка взрослыми и сверстниками.

21

Цель государственного блока формировать первоначальные представления о

нашем государстве, об истории его создания и развития. Детей знакомят с

историей

Московского

кремля,

с

символикой

нашего

государства

и

государственной структурой. Поэтому государственная среда может включать

в себя:

альбомы о стране;

карту;

яркие достопримечательности.

Дети

совместно

с

родителями

создают

традиционные

и

нетрадиционные

мини-коллекции. Для знакомства с государственными документами возможно

создание мини-музеев.

Следующее направление - историко-культурный блок. Материал знакомит

детей с историей появления человека на Земле, его образом жизни с древних

времен (жилище, одежда, ведение домашнего хозяйства, виды деятельности,

средства передвижения). Широко используется материал, который знакомит

дошкольников с многообразием народов и народностей, проживающих на

территории

России,

с

традициями

и

культурой

этих

народов.

Большое

внимание уделяется знакомству со знаменитыми людьми отечества: учеными,

писателями и другими.

Географиче ский

блок

предусматривает

ознакомление

детей

с

местоположением Земли, особенностями природных и климатических зон,

многообразием народов мира, с особенностями их культур. Уместно будет

использовать

материал

по

ознакомлению

с

м еждународным и

правозащитными

документами, а также с международными праздниками. Материалами по

этому блоку могут служить:

макеты;

22

выставки («Тайны природы»);

Карты и глобусы («Много стран на свете есть»).

И,

наконец,

материал

экономического

блока

знакомит

детей

с

возникновением

трудовой

деятельности

человека

и

его

отдыха.

А

также

знакомит с экономическими потребностями людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданское воспитание – абсолютно новый термин в дошкольной

педагогике. Оно не выделяется в самостоятельный раздел, рассматривается

как подраздел патриотического воспитания, тем не менее, работа в этом

направлении в дошкольных образовательных учреждениях уже ведётся, ведь

обществу

нужны

люди

с

активной

жизненной

позицией,

творчески

мыслящие,

способные

направить

свою

деятельность

на

созидание

общественной жизни.

Гражданское

воспитание

не

несёт

идеологической

нагрузки

и

направлено

на

формирование

таких

черт

личности,

как

активность,

самостоятельность,

способность

принимать

решения,

ответственность,

инициативность

и

др.

Цель

гражданского

воспитания

формирование

у

ребёнка активной гражданской позиции, приобщение его к сознательному,

ответственному участию в общественной жизни страны и преобразованию

социальной действительности на благо своего народа и Родины.

В

дошкольном

возрасте

нельзя

говорить

о

каких-то

ощутимых

результатах

гражданского

воспитания,

в

этом

возрасте

закладываются

основы,

предпосылки

будущей

активной

гражданской

позиции

человека.

Любовь к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний,

вырастает

из

любви

к

близким,

родному

краю,

интереса

к

доступным

пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к

судьбе своей малой Родины. Результатом данной работы является ребенок,

23

осознающий себя гражданином. Он любит свою Родину, свою семью, своих

сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является

носителем

еще

оформляющейся,

но

уже

весьма

устойчивой

системы

ценностей.

Список использованных источников и литературы:

1. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание детей:

учебное пособие.- М. : Флинта : Наука, 2011. — 176 с.

2.

Гладких

В.В.

Гражданско-патриотическое

воспитание

молодёжи

в

поликультурной

среде

вуза:

системно-деятельностный

подход.

Автреф.

дисс…д.п.н., Тамбов, 2011.-46с.

3. Даниленко В.И., Современный политологический словарь. – М.: Изд-во

NotaBene, 2000. – C. 1024.

4. Дорошук Л.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего

дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, автореф,

к.п.н., Челябинск, 2011

5. Становление институтов гражданского общества: Россия и международный

опыт // Материалы международного симпозиума 31 марта – 1 апреля 1995 г. –

М.: 1995. – С. 210.

6. Желтов В.В., Желтов М.В., Политическая социология: Учебное пособие. –

Кемерово, 2006. – С. 622.

7.

Захарова,

Л.М.

Формирование

у

детей

чувства

истории

[Текст]

/

Л.М.Захарова // Дошкольник. Игра. Культура. Методические рекомендации по

организации

и

содержанию

образовательного

процесса

в

дошкольных

учреждениях. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.-с.8-10.

24

8.

Казаева

Е.А.

Воспитание

основ

гражданственности

у

детей

старшего

дошкольного возраста, к.п.н., Екатеринбург, 2000

9. Козлова С.А. Дошкольник и его права// Дошкольник, 2011, №4.С.23-27

10.

Майданкина, Н.Ю. Теория и методика правового воспитания детей

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста:

монография

[Текст]

/

Н.Ю.Майданкина, М.А.Ковардакова.-Ульяновск:УИПКПРО, 2005.-200с.

11.

Майданкина,

Н.Ю.Актуальные

вопросы

гражданского

воспитания

дошкольников

[Текст]

/

Н.Ю.Майданкина

//Дошкольник.

Игра.

Культура.

Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного

процесса в дошкольных учреждениях. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.-с.4-7.

12. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня// Дошкольное воспитание

1995,

№5,

С.8-11

15.

Тюлепаева

Э.Р..

Становление

этнокультурной

компетенции детей дошкольного возраста, автореф. К.п.н., 2007, Челябинск

13.Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как

фактора

повышения

качества

дошкольного

образования,

автореф.,к.п.н.,

Челябинск, 2007 17. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание:реальность и

тенденции развития// Педагогика1999, №8.- С.45-51

14.Шупаев

А.В.

Развитие

гражданского

воспитания

в

дореволюционной

России конца ХVIII – начала ХХ века. Автореф. Дисс. к.п.н., Ульяновск, 2012,

24с.

25



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!