Автор: Шаповалова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №41 " Лесная сказка"
Населённый пункт: город Лесосибирск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Обогащение двигательного опыта детей посредством нестандартного оборудования.
Раздел: дошкольное образование
ОБОГАЩЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ
НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и
целенаправленно действовать в нём. Движение – первые истоки смелости,
выносливости, решительности маленького ребёнка.
( В. Шишкин)
Однако
в
последние
десятилетия
отмечается
значительное
снижение
двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к
снижению
жизненного
тонуса,
уменьшению
защитных
сил
организма,
задерживает умственное развитие. Мы на практике убеждаемся в снижении
интереса
к
двигательной
активности,
их
малоподвижности,
нежелание
принимать
участие
в
играх.
Всё
это
обусловлено
проблемами
экологии,
занятости родителей, низким уровнем физической культуры семьи, что, конечно,
не
укрепляет
здоровье,
а
наоборот.
Многие
родители
увлечены
лишь
интеллектуальным развитием своего ребёнка, совершенно забывая о том, что
укрепление здоровья детей в настоящее время является особенно значимым. В
связи с этим возрастает роль детского сада в физическом развитии ребёнка.
Перед
нами
встала
актуальная
педагогическая
проблема:
как
повысить
мотивацию детей к занятиям физическими упражнениями.
Понимая
важность
этой
проблемы,
проанализировав
физическое
развитие
детей, совместно с инструктором по физическому воспитанию поставили перед
собой
задачи:
а)
повысить
интерес
к
различным
видам
деятельности;
б)увеличить
двигательную
активность
детей:
в)
поднять
их
эмоциональный
настрой.
Очень часто кажется, что нет новых рецептов для решения старых проблем.
Что же нужно сделать, чтобы игры, занятия физическими упражнениями стали
более интересными, увлекательными, эффективными для детей? Л.Н.Толстой
подчёркивал, что ребёнок занимается охотно тогда, когда ему это интересно. С.Я.
Файнштейн
утверждал,
что
ни
имитация,
ни
образы
не
дают
такого
положительного
результата
при
выполнении
двигательных
заданий,
как
оборудование . Это и побудило нас к поиску и внедрению нового нестандартного
оборудования,
т.е.
оборудования,
сделанного
своими
руками
из
подручных
средств, и использование его в играх, образовательной деятельности, свободной
деятельности. Как показал опыт, изготовленное
первоначально нами, после и
родителями
оборудование
стимулировало
интерес
детей,
желание
двигаться,
принимать участие в играх, вызывало радость и положительные эмоции.
Материалы
для
изготовления
такого
оборудования
разнообразны
и
малозатратны6 футляры от киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки, цветные
полиэтиленовые
пакеты,
пуговицы,
ткань,
бобины
от
линолеума
и
многое,
многое другое. Эти, бесполезные на первый взгляд предметы, превратились в
забавные
игрушки,
пособия
для
выполнения
различных
двигательных
упражнений.
Детей
привлекают
необычные
формы
и
красочность
такого
оборудования,
что
способствует
высокому
эмоциональному
тонусу
во
время
занятий
и
интересу
к
различным
видам
двигательной
деятельности,
формированию потребности в движениях.
Поставив перед собой задачу обогащения знаний детей о мире предметов, их
многофункциональности, и решая её, познакомили детей, например, с тем, что
цветными карандашами , фломастерами можно не только рисовать, они легко
превращаются в массажёр для пальцев рук, ног, так же, как и пуговицы, шишки.
А одноразовые тарелки с наклеенными геометрическими фигурами в подвижных
играх « Цветные автомобили», « Воробушки и автомобиль» заменили детям
рули,
параллельно
с
их
помощью
дети
закрепили
названия
геометрических
фигур и названия цветов. Такое несложное, недорогое, не требующее много
места оборудование внесло в каждое занятие элемент новизны, необычности,
вызвало
интерес
и
желание
поиграть
с
новым
атрибутом.
Кроме
того,
эти
атрибуты обогатили двигательную деятельность, помогли сделать задания более
наглядными и понятными.
Так
же
очень
нравятся
детям
пособия,
изготовленные
с
различными
шумовыми
эффектами:
погремушки,
Мешочки
колпачки.
Их
используем
не
только при выполнении общеразвивающих упражнений, но и при различных
видах
ходьбы,
бега,
при
выполнении
подвижных
игр.
Дети
эффективного
применяют их в течение дня в разных формах и видах деятельности, а значит,
обогащают
свой
двигательный
опыт
и
творчество
на
уровне
своих
индивидуальных возможностей.
Пособия «Ходунки», « Разноцветные шнуры», « Гимнастические палочки»
упражняют детей в умении сохранять равновесие, воспитывают смелость.
Предложенное
нестандартное
оборудование
можно
использовать
в
непосредственной образовательной деятельности, оздоровительных, спортивных
мероприятиях, в играх в группе и на улице. Применение такого оборудования
вносит разнообразие образовательную деятельность, подвижные игры, позволяет
шире использовать различные упражнения, варьировать задания.
Как доказано учёными-педагогами и психологами, более высокого результата
можно
добиться,
сделав
своими
союзниками
родителей.
Мы
постарались
вызвать у родителей интерес к двигательной активности , укреплению здоровья
своих детей. С этой целью для них был организован мастер- класс, в ходе
которого мы совместно изготовили нестандартное оборудование: « разноцветный
шнур», « ходунки», « гимнастические палочки» и др. Важно то, что в работе
этого мастер- класса активно участвовали и дети, став помощниками в нужной
всем работе. Так ежегодно пополняется спортивный уголок оборудованием для
развития двигательной активности детей.
Нестандартное
оборудование
–
это
всегда
дополнительный
стимул
к
физкультурно
–
оздоровительной
работе.
Поэтому
оно
никогда
не
бывает
лишним. Можно без особых затрат обновить инвентарь в группе, если есть
желание и немного фантазии.
На основании проведённой работы мы пришли к следующим выводам: в
процессе работы с нестандартного оборудования в большей степени улучшилось
развитие
всех
двигательных
качеств
детей,
повысилась
моторная
плотность
непосредственной
образовательной
деятельности,
снизилось
количество
простудных заболеваний, увеличилась посещаемость в детском саду. Кроме того,
применение нестандартного оборудования способствовало повышению интереса
детей к занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, что в свою
очередь повысило порог внимания у детей, способствующий более быстрому
овладению детьми двигательными действиями.
Таким
образом,
нестандартное
оборудование
может
рассматриваться,
как
эффективное средство формирования здорового образа жизни детей, развития у
них двигательной активности.
Литература:
1.
Сивачёва Л. Н. Физкультура – это радость! Спортивные игры с
нестандартным оборудованием.- СПб «Детство-Пресс», 2003
2.
Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников:
Учебное пособие.- М.: Статус, 2000.
3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость,
выносливость. М.: Просвещение, 1981.