Автор: Слепнева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №1
Населённый пункт: город Кувшиново Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование народных сказок о животных в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Использование народных сказок о животных в ДОУ.
Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев.
Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк
глуп и жаден, заяц труслив. Возникнув в глубокой древности, они отразили
наблюдения над животными человека первобытного общества - охотника и
зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок состоял в те времена,
прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о
животном мире.
В сказках о животных действуют и птицы и рыбы и
животные и растения. В каждой из этих сказок заложен смысл. Например, в
сказке про репку смысл оказался в том, что никакая, даже самая малая сила в
деле нелишняя, а случается, что ее-то и не хватает, чтобы добиться
результата.
Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся
похожие человеческие ситуации. Действия зверей откровеннее обнажают
негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых
людьми. Такие сказки приобрели иносказательный смысл. Под животными
стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали
средством морального поучения. В сказках о животных не только
осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и
осуждается угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы
Основной смысловой аспект сказок о животных - моральный. Для сказок о
животных характерен яркий оптимизм, слабые всегда выходят из сложных
положений.
Сказки - древнейший жанр устного народного творчества, Она учит человека
жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и
справедливости.
В каждой сказке находят свое выражение такие
эмоциональные компоненты сознания как; радость, негодование,
наслаждение (выставление человека в смешном виде), симпатия и
антипатия. Тот, кто в детстве не читал и не слушал сказок, в зрелые годы не
будет способен к творчеству, утверждают исследователи, изучающие
влияние сказок на развитие ребенка.
Детство - есть и будет опорой сказок. С.Л.Выгодский писал: «Сказка близка
ребенку. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма,
основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко,
действенно и непосредственно связывает художественное творчество с
личным переживанием. Другой причиной близости драматической формы
для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем
всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим
корнем всякого детского творчества, и поэтому синкретично, т.е. содержит в
себе элементы самых различных видов творчества».
Сказка- это литературное произведение, к которому прикасается ребенок в
период дошкольного детства. Разрешение сказочных конфликтов
способствует преодолению детских страхов. В сказке герой всегда выходит
победителем из сложной ситуации. Ребенок хочет стать таким же смелым,
решительным, находчивым. Сказка помогает малышу реализовать свои
мечты и желания. Благодаря сказкам, у ребенка развивается способность
сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Игра в
сказку помогает каждому малышу почувствовать себя ее героем,
волшебником, творцом, развивает у ребят фантазию, дает возможность
почувствовать поддержку товарищей, которые всегда придут на помощь.
Детей привлекает очарование вымысла, быстрая смена событий,
необычность приключений и всегда победа добра над злом.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и
выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором,
живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового
творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как
в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность,
особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и
образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи
детей. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности
для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства
побуждать к речевой активности.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и
эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую
литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского,
«чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности
русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы
нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.
Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы
русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное
произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики
образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами
художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил
маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в
единстве с его лексикой. В сказках дети познают лаконизм и точность языка,
музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, меткость и
выразительность. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных
выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные
сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками
выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную
сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел,
заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам,
их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть
интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А
для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со
сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны
содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть
техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами
интонационной выразительности (правильно расставлять логические
ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в
нужных местах повышать или понижать голос).
Каждому возрасту ребенка подходит своя, особенная сказка. Кроме
назидания малышам, она поможет высмеять лень или глупость, излишнее
мечтательство или болтливость. Русские народные сказки читать стоит с
двухлетнего возраста. В самый раз будут Колобок или Курочка ряба. Далее
можно читать любые сказки о животных, ведь в них каждое животное
символизирует свой порок или наоборот – положительную черту характера.
Со временем все мы видим в волке - жестокость, в лисе – хитрость, медведе
– глупость. Одновременно с этим запоминаются безобидные зайчики,
трудолюбивые мурашки и мышки.
Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется в ДОУ
по-разному.
Первая младшая группа. Восприятие литературных и фольклорных
произведений конкретно. Предлагается чтение или рассказывание одной
сказки. Воспитатель проводит специальные занятия, знакомящие ребят с
произведениями фольклора (играми, прибаутками) и с первыми сказками
(«Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.).
Физкультурные минутки с изображением движения какого-либо животного
из сказки. Например, прыгаем, как пугливый зайчик, неповоротливый
медвежонок.
Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук (показать пальчиками
как кричит Петушок- Золотой Гребешок).
Знакомство с героями сказок, их характерами. Показ картинок. Игры-
имитации отдельных действий героев сказок о животных. Бессловесная игра-
импровизация с одним сказочным персонажем по тексту.
Сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка-Ряба», «Кот, Петух и Лиса».
Вторая младшая группа. Дети представляют не только отдельные образы, но
и целостные картины, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они
начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и
непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать»
поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша
интересует результат действий персонажей, волнует собственная
сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать
кашу, которую сварила сорока.
Дошкольник пытается включиться в сюжет сказки, повлиять на ход событий.
При повторном чтении он не редко просит пропустить эпизоды, в которых
любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри
произведения (позиция слушателя формируется только к семи годам). Для
младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые
последовательно изображают все основные события текста.
Воспитатели разучивают с детьми ролевой диалог героев сказок. Проводится
инсценирование фрагментов сказок о животных с использованием костюмов.
Кроме этого знакомство со сказкой проводится и вне занятий: в вечернее
время, на прогулке, на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он
рассказывает им сказку, загадывает загадки. Чтение и рассказывание с
использованием наглядного материала:
с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя»
сопровождается показом игрушек и действий с ними); настольный театр
(картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
Сказки: «Гуси- лебеди», «Бычок – чёрный бочок», «Снегурушка и лиса», «Лиса
и заяц», «У страха глаза велики», «Волк и козлята».