Автор: Дунович Светлана Ахсановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ муниципального района Иглинский район
Населённый пункт: Республика Башкортостан, село Иглино
Наименование материала: статья
Тема: Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании обучающихся
Раздел: дополнительное образование
Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании обучающихся.
Дунович Светлана Ахсановна,
педагог дополнительного
образования высшей категории
МБУ ДО «Дом детского творчества»
муниципального района
Иглинский район РБ
Контингент слушателей: педагоги УДО
Аннотация:
Автор
данной
статьи
рассуждает
о
том
что,
декоративно-прикладное
искусство
-
одно
из
важных
средств
художественного воспитания детей школьного возраста, которое обогащает
творческие
стремления
детей
преобразовывать
мир.
Декоративно-
прикладное
искусство,
оказывая
сильное
воздействие
на
обучающегося,
позволяет
развивать
психические
процессы,
необходимые
для
успешного
освоения разнообразных видов деятельности.
Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании
обучающихся.
В арсенале педагога-прикладника есть великое множество материалов и
разнообразные способы превращения
их в красивые вещи. Обучающий,
включаясь в процесс их изготовления, познавая народную философию, язык
символов, назначение ритуальных предметов, ощущает свою сопричастность
к быту наших предков.
Основу
декоративно-прикладного
искусства
составляет
творческий
ручной
труд
мастера.
Красивые
художественные
изделия,
выполненные
народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю,
учат
их
видеть
и
понимать
природу,
уважать
труд.
Изучая
декоративно-
прикладное
искусство,
обучающиеся
соединяют
знания
традиционных
технических приемов изготовления изделий с художественной фантазией,
1
присущей детскому воображению, создают на этой основе декоративные
работы, украшающие повседневную жизнь.
Обучающиеся, изготавливая изделия декоративно-прикладного труда,
овладевают
не
только
практическими
умениями
и
навыками
по
художественной
обработке
материалов,
но
и
обогащают
свои
знания
сведениями
различных
наук,
включаются
в
процесс
познания
художественных
образов,
овладевают
элементами
эстетических
начал
в
условиях взаимосвязи их трудовой деятельности с первоначальной практикой
выполнения работ, с элементами художественного творчества.
Народное искусство находит все более широкое применение в учебном
процессе. Оно рассматривается как средство формирования художественно-
эстетических
способностей
обучающихся.
Основная
задача
педагога
заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что
сделано до него.
Воспитание
обучающихся
их развитие через различные
виды
творческой
деятельности
воспитывает
положительные
качества
личности, формирует учебные и трудовые навыки. В процессе творческих
занятий
дети
осваивают
навыки
межличностного
взаимодействия,
происходит
эффективное
формирование
коммуникативных
умений
и
навыков. У детей улучшается психологическое самочувствие, повышается
самооценка, снижается тревожность.
Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное творчество –
процесс
целенаправленного
и
систематического
формирования
навыков,
умение
правильно
воспринимать,
понимать
и
оценивать
прекрасное
в
природе, искусстве и обществе, а так же развитие способности создавать
красивое.
Взаимосвязь
эстетического
и
этического
благоприятствует
развитию личностных качеств обучающихся, оказывает активное воздействие
на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность.
Занятия
художественной
деятельностью
создают
основу
для
полноценного и содержательного общения детей между собой и взрослыми, а
2
в
коллективной
творческой
деятельности
формируются
умения
продуктивного взаимодействия детей и педагогов.
И перед педагогом ставится задача - заинтересовать ребят тем, что он
умеет и любит делать.
Чтобы наладить контакт с обучающимися, педагогу часто приходится
использовать в работе коллективную деятельность.
Коллективные занятия создают благоприятные условия для общения
детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником
знаний для других.
Выполняя практические творческие задания, обучающиеся успешно
систематизируют
приобретенные
знания
и
отражают
в
полученные
впечатления
через
художественное
творчество.
Обучающиеся
смогут
попробовать реализовать себя во многих видах искусств, и
представлять
свои работы на общих мероприятиях (выставках, ярмарках-
промыслах
интеллектуальных марафонах и презентации проектов).
Таким образом, декоративно-прикладное искусство, оказывая сильное
воздействие на обучающегося, позволяет развивать психические процессы,
необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности.
3