Автор: Роенко Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада № 3 "Ивушка"
Населённый пункт: г. Пятигорска
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Роль
семьи
в
правовом
воспитании
ребенка
дошкольного
возраста»
Как семья, так и дошкольное учреждение являются важными
институтами
социализации
детей.
Истинные
духовные
ценности
ребенка, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только
через детей. Дошкольное детство – уникальный период в жизни
ребенка,
в
процессе
которого
формируется
здоровье
и
осуществляется развитие личности. В то же время это период, в
течение
которого
ребенок
находится
в
полной
зависимости
от
окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей
их полноценное развитие во многом определяется эффективностью
по защите их прав. У детей, обделенных заботой и вниманием, нет
возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому
проблеме
охраны
детства
на
всех
уровнях
нужно
уделять
первостепенное
внимание.
Роль
семейного
воспитания
имеет
огромное
влияние
на
ценностные
ориентации,
мировоззрения
ребенка в целом, его поведением в разных сферах общественной
жизни.
Так
как
личностные
качества
родителей
во
многом
определяют результативность воспитательной функции семьи.
В
процессе
развития
детей
важно
взаимодействие
семьи
и
дошкольного
учреждения,
которые
руководствуются
следующими
принципами и формами:
Принципы:
принцип
системно-организованного
подхода,
который
предполагает
скоординированную,
целенаправленную
работу
по правовому воспитанию;
принцип
сознательно сти
и
активно сти,
кото р ы й
предусматривает
инициативу
всех
участников
проекта
в
трансформации
мировоззрения
и
ценностных
установок,
ориентированных на правовые нормы поведения;
принцип
демократизации
и
гуманизации
всех
процессов
воспитания и обучения детей в детском саду и семье;
принцип
адресного
подхода
в
формировании
права
предполагающий
использование
особых
форм
и
методов
р а б о т ы ,
о с у щ е с т в л е н и е
и н д и в и д у а л ь н о г о
дифференцированного
подхода
в
работе
с
семьей
с
учетом
образования
родителей,
жизненного
опыта,
степени
участия
родителей в воспитании и обучении детей.
Все эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Формы
работы,
организованные
совместно
с
родителями
и
детьми:
Организация
выставки
рисунков
и
поделок
«Моя
мечта»,
выставки рисунков «Мы тоже имеем права»;
Викторины «Знаем ли мы свои права»;
Проведение развлечений «Я – гражданин России», где семьи
разных национальностей представляют свою культуру, читают
стихи, поют песни на родном языке;
Проведение конкурса среди семей группы «Моя семья», где
дети
и
родители
представляют
свою
семью,
свои
таланты,
проявляют чувства сплоченности между членами семьи.
Ознакомление
детей
и
родителей
с
правами
невозможно
осуществлять
только
в
ходе
образовательной
деятельности
и
развлечений, поэтому данную работу планируют в различных видах
деятельности.
Проделывая
такую
работу,
каждый
ребенок
может
ощутить
свою
значимость,
это
все
облегчит
обсуждение
нравственных
понятий,
представлений
о
добре
и
зле,
поведения
человека, его прав и обязанностей.
Цель такой работы – помочь детям осознать, что нравственные
нормы и представления о естественной справедливости как раз и
составляет основу неотъемлемых естественных прав человека.
Поэтому главная задача воспитателей и родителей доступно
разъяснить права ребенку, а при выборе формы обучения донести до
детей смысл, опасность нарушения прав, при этом, не исказив их
содержания.
Только
совместными
усилиями
воспитателей
родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить
наших детей навыкам правового поведения.