Напоминание

"Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей в совместной и самостоятельной деятельности"


Автор: Гурова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 133
Населённый пункт: Хабаровский край,г.Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей в совместной и самостоятельной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад № 133»

Доклад

на тему:

«Использование дидактических игр для формирования математических

представлений у детей в совместной и самостоятельной деятельности»

Воспитатель подготовительной к школе группы

Гурова Наталья Сергеевна

1

г. Хабаровск, 2018

Понятие «развитие математических способностей» является довольно

сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине,

времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для

формирования

у

ребенка

«житейских»

и

«научных»

понятий. При

формировании элементарных математических представлений игра выступает,

как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень

важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и

радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого

зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.

Все

виды

дидактических

игр

(предметные,

настольно-печатные,

словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования

элементарных математических представлений у детей во всех возрастных

группах.

Используя

разнообразные

дидактические

игры,

благодаря

обучающей

задаче,

ребенок

непреднамеренно

усваивает

определенную

«порцию» познавательного содержания.

Игры,

содержание

которых

ориентировано

на

формирование

математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной

деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют

логические структуры мышления. Особое значение имеют дидактические

игры при формировании представлений о пространственных отношениях,

форме,

величине.

Большая

часть

программных

задач

из

этих

разделов

решается с помощью дидактических игр.

Таким

образом,

дидактические

игры

играют

огромную

роль

в

воспитании и обучении ребенка – дошкольника.

Цель: Формирование

элементарных

математических

представлений

посредством дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи:

2

1. Создать условия для усвоения детьми математических представлений

в разных видах деятельности.

2. Дать знания о числах, пространстве, форме и величине.

3 . Формировать систему математических знаний, умений и навыков в

соответствии с психологическими особенностями детей.

4. Формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения,

классификации).

5.

Развивать

мелкую

моторику

и

зрительно

-

двигательную

координацию.

6.

Развивать

самостоятельность

познания,

поощрять

проявление

творческой инициативы.

Для

достижения

этих

целей

я

разработала

и

использую

различные

математические упражнения, которые:

знакомят детей с устным счетом;

учат сравнивать по количеству на основе пересчета;

знакомят

с

видами

геометрических

фигур,

с

названиями

основных

цветов;

развивают способность ориентироваться в пространстве;

развивают внимание;

учат

понимать

и

правильно

употреблять

математические

понятия

(больше, меньше, равно);

вырабатывают навыки пересчета.

Все

математические

упражнения

расположила

по

принципу

«От

простого к сложному»

В

работе

с

детьми

уделяю

сенсорному

воспитанию

достаточно

внимания,

т.к.

оно

является

основой

умственного

воспитания.

Одной

из

важных задач сенсорного воспитания является формирование представлений

о сенсорных эталонах. Это образцы, которые были выработаны в процессе

общественно – исторического опыта, такими эталонами являются основные

цвета, геометрические фигуры и др.

3

Если

ребенок

знаком

с

эталонами,

ему

легче

ориентироваться

в

окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с теми или

иными

эталонами

и

называет

цвет,

форму,

величину

предмета,

пространственное расположение деталей.

В

своей

работе

большое

внимание

уделяю

использованию

дидактических игр в совместной и самостоятельной деятельностях.

В младшей группе я знакомлю детей с названиями основных цветов, учу

различать и называть основные цвета. В этом им помогает дидактическая

игра

«Игривый

котенок».

В

задании

надо

найти

и

показать

«клубок»

определенного цвета, посчитать все клубки. Прививаются навыки устного

счета в пределах 5.

«Украсим платье» - эту математическую игру можно использовать для

групп разного возраста. Усложняя задание, ставлю цель не только закреплять

основные цвета, но и с видами геометрических фигур, учу выполнять задания

по

наглядному

примеру

и

по

устному

объяснению.

В

младшей

группе

украшаем платье пуговками разного цвета, в средней выполняем легкий узор,

в

старшей,

подготовительной

выполняем

более

сложный

узор,

даем

возможность пофантазировать в украшении платья.

Следующие

математические

задания

помогают

формировать

геометрические представления, они построены от простого к сложному.

Игра «Помоги Винни Пуху». В задании ставятся цели: знакомство детей

с наглядным изображением геометрически фигур и их названиями. Учить

группировать по определенным признакам: круг-круг, квадрат-квадрат и т.д.

Игра «Хитрый кот». Продолжаю знакомить с наглядным изображением

геометрических фигур и их названиями. Знакомить с понятием «маленький –

большой». Группировать по признакам: одинаковые по виду, одинаковые по

размеру. Цель: научить группировать по виду, размеру, цвету.

Дидактическая игра

«Кот Леопольд». Цель: Учить группировать по

виду, по размеру и по цвету.

4

Игровое задание «Что? Где?». Помогает не только закрепить названия

геометрических фигур, основных цветов, но и поможет ориентироваться в

пространстве, уточнить понятия «верхний левый угол», «нижний правый

угол» и т.д. В старшей, подготовительной группе дети сами определяют

задание и проверяют точность выполнения его. Может быть «задание для

детей», «задание для друзей» и т.д. Задание: «Овал красного цвета положили

в середину», «круг желтого цвета положим в левый верхний угол».

Игра «Зайки спрятались». Во время проведения игрового задания задаю

следующие вопросы:

-Как называются деревья на картинке?

-Что знаем об этом дереве?

-Эти ели одинаковые?

-Покажи высокую (низкую) ель?

-Кто спрятался за елками?

-Сколько зайчиков за высокой (низкой) елью?

-Какие зайчики спрятались за высокой (низкой) елью?

-А почему спрятались?

В более старшем возрасте дополняю вопросы:

-Какое время года на картинке? Почему так думаешь?

-Посчитай всех зайчиков.

-Посчитаем ушки зайчиков.

-За какой елью больше зайчиков?

Закреплять знания геометрических фигур в младших, средних, старших

группах помогает задание «Красная шапочка». Задания и цели для разных

групп разные.

Младшие и средние:

-показать нижнюю (верхнюю) дорожку;

-найти и показать все геометрические фигуры желтого

(зеленого, синего,

красного) цвета;

-показать и назвать геометрические фигуры на длинной (короткой) полоске;

5

-найти и показать геометрические фигуры над (под) длинной (короткой)

полосками.

Старший возраст:

-посчитать

все

треугольники

(квадраты,

круги)

на

длинной

(короткой)

дорожке;

-посчитать все геометрические фигуры на длинной (короткой) дорожке;

ответить на вопросы: на какой больше (меньше) фигур.

Хочу сказать, что не все задания рассматриваем за одно занятие. К нему

возвращаемся

через

некоторое

время,

планируя

закрепить

определенную

тему.

Задание «Еж с яблоками». Это задание помогает развивать умственные

способности, абстрактное мышление и воображение у детей младшего и

среднего возраста. Выполняя это задание детям становятся понятнее смысл

слов, которые выражают пространственное расположение (над, под, около, за,

в, вверху, внизу, спереди, сзади). А также закрепляем устный счет, задавая

вопросы: На какой яблоне больше (меньше) яблок? Сколько было всего на

яблоне?

Дидактическое задание «Сложи геометрический узор». Из одного набора

геометрических

фигур

можно

собрать

несколько

работ.

При

выполнении

данных заданий у детей развивается логика, умение соотносить предметы по

форме и усидчивость. После выполнения задания дети рассказывают, какие

геометрические фигуры использовали в работе.

Для достижения поставленных задач использую игровое задание «Найди

свой

автобус».

Цель:

закреплять

названия

основных

цветов

и

названия

геометрически

фигур.

Воспитывать

внимание

и

доброе

отношение

к

окружающим. В младшей группе использую две фигуры одного цвета, 2

фигуры разного цвета к концу года, в средней беру 4 геометрических фигуры,

использую разные цвета, для старших детей форма фигуры усложняется

(ромб, трапеция).

6

Подвижная дидактическая игра «Островки». На полу раскладываются

островки

с

цифрами

в

произвольном

порядке.

Предлагаю

детям

перепрыгивать с одного «островка» на другой по порядку (от 1 до 10). Дети

вслух называют цифру, на которую прыгают или которую ищут. Ребята часто

самостоятельно играют в эту игру, отрабатывая счет в прямом и обратном

порядке.

Подвижная математическая игра «Яблоки». В этой игре отрабатывается

умение соотносить количество семечек и число. Раскладываются яблоки с

разным количеством семечек, дети разбирают карточки с цифрами. Задание:

дети

должны

подобрать

к

своим

цифрам

яблоки

с

тем

же

количеством

семечек, можно наоборот.

Очень

хорошо

подходят

для

самостоятельной

работы

игры

«Математический

круг»

и

«Умные

камешки»

.

В

игре

«Математический

круг» дети учатся соотносить количество предметов и число, игра помогает

запоминать

графическое

изображение

цифр.

В

игре

«Умные

камешки»

ставится

цель:

уметь

отсчитать

нужное

количество

камешков,

которое

соответствует цифре в коробочке. Закреплять устный счет в пределах 10.

К.Д. Ушинский

писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем

большим количеством органов чувств они воспринимаются. По его мнению,

наглядность

обучения

повышает

внимание

детей,

способствует

более

глубокому усвоению знаний. Наглядность повышает интерес детей к знаниям

и делает процесс обучения более легким.

Поэтому все свои математические задания я оформляю ярко, красочно,

со знакомыми сказочными героями.

7



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!