Автор: Гурова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 133
Населённый пункт: Хабаровский край,г.Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей в совместной и самостоятельной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад № 133»
Доклад
на тему:
«Использование дидактических игр для формирования математических
представлений у детей в совместной и самостоятельной деятельности»
Воспитатель подготовительной к школе группы
Гурова Наталья Сергеевна
1
г. Хабаровск, 2018
Понятие «развитие математических способностей» является довольно
сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных
и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине,
времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для
формирования
у
ребенка
«житейских»
и
«научных»
понятий. При
формировании элементарных математических представлений игра выступает,
как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень
важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и
радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого
зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
Все
виды
дидактических
игр
(предметные,
настольно-печатные,
словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования
элементарных математических представлений у детей во всех возрастных
группах.
Используя
разнообразные
дидактические
игры,
благодаря
обучающей
задаче,
ребенок
непреднамеренно
усваивает
определенную
«порцию» познавательного содержания.
Игры,
содержание
которых
ориентировано
на
формирование
математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной
деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют
логические структуры мышления. Особое значение имеют дидактические
игры при формировании представлений о пространственных отношениях,
форме,
величине.
Большая
часть
программных
задач
из
этих
разделов
решается с помощью дидактических игр.
Таким
образом,
дидактические
игры
играют
огромную
роль
в
воспитании и обучении ребенка – дошкольника.
Цель: Формирование
элементарных
математических
представлений
посредством дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи:
2
1. Создать условия для усвоения детьми математических представлений
в разных видах деятельности.
2. Дать знания о числах, пространстве, форме и величине.
3 . Формировать систему математических знаний, умений и навыков в
соответствии с психологическими особенностями детей.
4. Формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения,
классификации).
5.
Развивать
мелкую
моторику
и
зрительно
-
двигательную
координацию.
6.
Развивать
самостоятельность
познания,
поощрять
проявление
творческой инициативы.
Для
достижения
этих
целей
я
разработала
и
использую
различные
математические упражнения, которые:
знакомят детей с устным счетом;
учат сравнивать по количеству на основе пересчета;
знакомят
с
видами
геометрических
фигур,
с
названиями
основных
цветов;
развивают способность ориентироваться в пространстве;
развивают внимание;
учат
понимать
и
правильно
употреблять
математические
понятия
(больше, меньше, равно);
вырабатывают навыки пересчета.
Все
математические
упражнения
расположила
по
принципу
«От
простого к сложному»
В
работе
с
детьми
уделяю
сенсорному
воспитанию
достаточно
внимания,
т.к.
оно
является
основой
умственного
воспитания.
Одной
из
важных задач сенсорного воспитания является формирование представлений
о сенсорных эталонах. Это образцы, которые были выработаны в процессе
общественно – исторического опыта, такими эталонами являются основные
цвета, геометрические фигуры и др.
3
Если
ребенок
знаком
с
эталонами,
ему
легче
ориентироваться
в
окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с теми или
иными
эталонами
и
называет
цвет,
форму,
величину
предмета,
пространственное расположение деталей.
В
своей
работе
большое
внимание
уделяю
использованию
дидактических игр в совместной и самостоятельной деятельностях.
В младшей группе я знакомлю детей с названиями основных цветов, учу
различать и называть основные цвета. В этом им помогает дидактическая
игра
«Игривый
котенок».
В
задании
надо
найти
и
показать
«клубок»
определенного цвета, посчитать все клубки. Прививаются навыки устного
счета в пределах 5.
«Украсим платье» - эту математическую игру можно использовать для
групп разного возраста. Усложняя задание, ставлю цель не только закреплять
основные цвета, но и с видами геометрических фигур, учу выполнять задания
по
наглядному
примеру
и
по
устному
объяснению.
В
младшей
группе
украшаем платье пуговками разного цвета, в средней выполняем легкий узор,
в
старшей,
подготовительной
выполняем
более
сложный
узор,
даем
возможность пофантазировать в украшении платья.
Следующие
математические
задания
помогают
формировать
геометрические представления, они построены от простого к сложному.
Игра «Помоги Винни Пуху». В задании ставятся цели: знакомство детей
с наглядным изображением геометрически фигур и их названиями. Учить
группировать по определенным признакам: круг-круг, квадрат-квадрат и т.д.
Игра «Хитрый кот». Продолжаю знакомить с наглядным изображением
геометрических фигур и их названиями. Знакомить с понятием «маленький –
большой». Группировать по признакам: одинаковые по виду, одинаковые по
размеру. Цель: научить группировать по виду, размеру, цвету.
Дидактическая игра
«Кот Леопольд». Цель: Учить группировать по
виду, по размеру и по цвету.
4
Игровое задание «Что? Где?». Помогает не только закрепить названия
геометрических фигур, основных цветов, но и поможет ориентироваться в
пространстве, уточнить понятия «верхний левый угол», «нижний правый
угол» и т.д. В старшей, подготовительной группе дети сами определяют
задание и проверяют точность выполнения его. Может быть «задание для
детей», «задание для друзей» и т.д. Задание: «Овал красного цвета положили
в середину», «круг желтого цвета положим в левый верхний угол».
Игра «Зайки спрятались». Во время проведения игрового задания задаю
следующие вопросы:
-Как называются деревья на картинке?
-Что знаем об этом дереве?
-Эти ели одинаковые?
-Покажи высокую (низкую) ель?
-Кто спрятался за елками?
-Сколько зайчиков за высокой (низкой) елью?
-Какие зайчики спрятались за высокой (низкой) елью?
-А почему спрятались?
В более старшем возрасте дополняю вопросы:
-Какое время года на картинке? Почему так думаешь?
-Посчитай всех зайчиков.
-Посчитаем ушки зайчиков.
-За какой елью больше зайчиков?
Закреплять знания геометрических фигур в младших, средних, старших
группах помогает задание «Красная шапочка». Задания и цели для разных
групп разные.
Младшие и средние:
-показать нижнюю (верхнюю) дорожку;
-найти и показать все геометрические фигуры желтого
(зеленого, синего,
красного) цвета;
-показать и назвать геометрические фигуры на длинной (короткой) полоске;
5
-найти и показать геометрические фигуры над (под) длинной (короткой)
полосками.
Старший возраст:
-посчитать
все
треугольники
(квадраты,
круги)
на
длинной
(короткой)
дорожке;
-посчитать все геометрические фигуры на длинной (короткой) дорожке;
ответить на вопросы: на какой больше (меньше) фигур.
Хочу сказать, что не все задания рассматриваем за одно занятие. К нему
возвращаемся
через
некоторое
время,
планируя
закрепить
определенную
тему.
Задание «Еж с яблоками». Это задание помогает развивать умственные
способности, абстрактное мышление и воображение у детей младшего и
среднего возраста. Выполняя это задание детям становятся понятнее смысл
слов, которые выражают пространственное расположение (над, под, около, за,
в, вверху, внизу, спереди, сзади). А также закрепляем устный счет, задавая
вопросы: На какой яблоне больше (меньше) яблок? Сколько было всего на
яблоне?
Дидактическое задание «Сложи геометрический узор». Из одного набора
геометрических
фигур
можно
собрать
несколько
работ.
При
выполнении
данных заданий у детей развивается логика, умение соотносить предметы по
форме и усидчивость. После выполнения задания дети рассказывают, какие
геометрические фигуры использовали в работе.
Для достижения поставленных задач использую игровое задание «Найди
свой
автобус».
Цель:
закреплять
названия
основных
цветов
и
названия
геометрически
фигур.
Воспитывать
внимание
и
доброе
отношение
к
окружающим. В младшей группе использую две фигуры одного цвета, 2
фигуры разного цвета к концу года, в средней беру 4 геометрических фигуры,
использую разные цвета, для старших детей форма фигуры усложняется
(ромб, трапеция).
6
Подвижная дидактическая игра «Островки». На полу раскладываются
островки
с
цифрами
в
произвольном
порядке.
Предлагаю
детям
перепрыгивать с одного «островка» на другой по порядку (от 1 до 10). Дети
вслух называют цифру, на которую прыгают или которую ищут. Ребята часто
самостоятельно играют в эту игру, отрабатывая счет в прямом и обратном
порядке.
Подвижная математическая игра «Яблоки». В этой игре отрабатывается
умение соотносить количество семечек и число. Раскладываются яблоки с
разным количеством семечек, дети разбирают карточки с цифрами. Задание:
дети
должны
подобрать
к
своим
цифрам
яблоки
с
тем
же
количеством
семечек, можно наоборот.
Очень
хорошо
подходят
для
самостоятельной
работы
игры
«Математический
круг»
и
«Умные
камешки»
.
В
игре
«Математический
круг» дети учатся соотносить количество предметов и число, игра помогает
запоминать
графическое
изображение
цифр.
В
игре
«Умные
камешки»
ставится
цель:
уметь
отсчитать
нужное
количество
камешков,
которое
соответствует цифре в коробочке. Закреплять устный счет в пределах 10.
К.Д. Ушинский
писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем
большим количеством органов чувств они воспринимаются. По его мнению,
наглядность
обучения
повышает
внимание
детей,
способствует
более
глубокому усвоению знаний. Наглядность повышает интерес детей к знаниям
и делает процесс обучения более легким.
Поэтому все свои математические задания я оформляю ярко, красочно,
со знакомыми сказочными героями.
7