Напоминание

"Экологическая игра"


Автор: Пашенцева Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №69
Населённый пункт: Курортный район Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическая игра"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №69

полное наименование образовательного учреждения

ГБОУ школа №69

краткое наименование образовательного учреждения

КОНКУР СНАЯ

РАБОТА

на городской конкурс методических разработок

«Заповедная природа Санкт-Петербурга»

в номинации

Экологическая игра на особо охраняемой природной территории

Наименование методической разработки

«По лесной тропинке»

Автор:

Пашенцева Светлана Валерьевна

фамилия, имя, отчество

учитель начальных классов

должность

подпись

Санкт-Петербург

2014 год

Пояснительная записка

Экологическая игра по станциям «По лесной тропинке»

на особо охраняемой территории «Комаровский берег»

«Комаровский берег» – это памятник природы, который расположен на территории

муниципального образования поселок Комарово. Экотропа «Комаровский берег» охватила

природные и исторические «достопримечательности»: старовозрастные насаждения ели,

литориновый уступ, каскад прудов (остатки пейзажного парка, устроенного в начале

XX века), крупные муравейники—гнезда северного лесного муравья, побережье Финского

залива и другие объекты. Оборудование тропы включает в себя пешеходные деревянные

настилы,

скамейки,

указатели,

информационные

стенды.

В

середине

маршрута

оборудовано место для отдыха ― беседка. Все объекты инфраструктуры выполнены из

дерева и гармонично вписываются в окружающий ландшафт.

Вся

территория

памятника

природы

несет

явный

отпечаток

антропогенного

воздействия, пронизана множеством дорожек и тропинок, через всю территорию проходит

автомобильная дорога с интенсивным движением. Экологическая тропа — это маршрут,

оборудованный для целей экологического просвещения в непосредственном контакте с

природой. Весь маршрут составляет 2,8 км, и проходит по лесу и по побережью Финского

залива. Но мы сократили наш путь в соответствии с темой игры. Наша игра проходит

только по лесной части экологического маршрута.

Цель: знакомство с растительным и животным миром территории Финского залива.

Задачи:

1) Формирование познавательного интереса к изучению природы;

2) Развитие наблюдательности, логического мышления, коммуникативных навыков при

работе в группе;

3) Развитие творческих способностей учащихся;

4) Формирование сознательного отношения к охране природы и применение

экологических знаний на практике.

5) Способствовать развитию внимания, сообразительности, мышления, наблюдательности,

умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

6) Способствовать сплочению коллектива.

Оборудование: план экологической тропы, маршрутный лист, наглядность к заданиям:

картинки животных (медведь, заяц, лиса, лось), иллюстрация виллы Рено, стенды на

станциях, дидактический материал для заданий на станциях (загадки, занимательные

вопросы, викторина), жетоны.

Игру можно проводить как по станциям, так и как игру по командам.

Возраст

участников игры: 1-9 классы. Игра уже апробирована на учащихся 2 и 7 классах. Причем

учащиеся

7

класса

были

в

качестве

проводников.

Они

загадывали

загадки

и

занимательные вопросы младшим школьникам.

В начале игры, учитель рассказывает правила игры. Участникам игры выдается

маршрутный лист по лесным станциям. На каждой остановке, команда выполняет задание,

зарабатывая

баллы. В

ходе

игры

участники

получают

интересную

информацию

о

окружающем мире. Побеждает тот учащийся, который в конце лесного путешествия

привезет большее количество баллов.

Данную игру лучше проводить в сентябре-октябре или в апреле-мае.

Продолжительность игры: 1,5 часа

Ход игры

1. Вводная беседа

Мы с вами пройдем по экологической тропе, проложенной в лесу посёлка Комарово,

который находится на берегу Финского залива. В этом нам помогут наши друзья из 7

класса. Они будут играть с вами и задавать интересные вопросы. Не думайте, что за

чудесами следует уезжать за тридевять земель - они рядом с нами. Учитесь наблюдать,

старайтесь в обычном увидеть мудрость природы, ищите необычное. В природе ничего не

существует обособленно. Все её элементы тесно связаны между собой, они влияют друг

на друга. Ущерб, нанесенный одному виду растений или животных, немедленно вызывает

изменение условий жизни для всех других. Не следует разрушать сложившееся в природе

равновесие, надо бережно относиться к живой и неживой природе!

Проходя по тропе, старайтесь не шуметь, не вспугните обитателей леса. Смотрите,

слушайте, наблюдайте, уносите с собой приятные воспоминания и восхищение красотой

леса. Чтобы больше узнать, будьте очень внимательными и наблюдательными.

Наша тропа называется «Комаровский берег».

Имеет 10 стоянок. (приложении 1)

Первая остановка имеет название «Растения».

- Мы с вами живем на побережье Финского залива, который впадает в Балтийское море.

На побережье большое количество песчаных пляжей. Рядом с такими пляжами растут и

разные растения. (приложение 2)

Это хохлатка плотная – многолетнее травянистое растение. Произрастает в светлых лесах,

в кустарниках, на лесных полянах, опушках. Растение травянистое.

Осока песчаная – многолетнее растение. Является хорошим закрепителем песков. Поэтому

не зря оно растет на пляжах Финского залива.

Роза морщинистая. Этот цветок вы все видели, в народе его называют «шиповник».

Волонец песчаный – злак, дико растущий на рыхлых береговых песках Балтийского моря.

- А сейчас мы проверим, какие растения вы знаете? Отгадайте загадки про растения, с

которыми вы уже встречались. За правильные ответы, я вам буду выдавать жетоны. В

завершении нашего пути мы посчитаем жетоны и определим самого активного из вас.

Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (крапива)

Какое травянистое растение расцветает первым? (мать-и-мачеха)

Какую траву любят кошки? (валерьяна)

Чьи листья опадают осенью зелёными? (сирень)

Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (смородина)

Трава от 99 болезней. (зверобой)

Вторая остановка «Млекопитающие».

- В нашем лесу живут такие животные, как лисица, волк, заяц, ёж, крот, белка,

горностай, ондатра. Все эти животные вам знакомы. Давайте вспомним, что вы о них

знате? (приложение 3)

Скажите, а как готовится к зиме заяц? (он меняет окраску шерсти)

Где живет белка? (в дупле, на деревьях)

У какого дикого животного есть рога и копыта? (у лося)

- Сейчас мы с вами пройдем в беседку и поиграем в интересную игру про животных леса.

Игра «Кто я?»

Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из

детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться

спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача ребенка – выяснить,

в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать остальным детям

вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть». (приложение 4)

Третья остановка «Птицы леса».

- Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)

- Что значит перелётные? (улетают на зимовку в теплые страны)

- Что значит зимующие? (остаются зимовать у нас)

- Отгадайте загадки про птиц. (приложение 5)

Отгадайте загадки:

На вид неказист,

Зато голосист. (соловей)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (сова)

Кто в лесу деревья лечит:

Постучит – им сразу легче? (дятел)

На дереве сидит,

«Кар-кар» кричит,

Никого не боится

Разбойница птица. (ворона)

Прилетает к нам с теплом,

Строит домик под окном. (ласточка)

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей)

Четвёртая остановка «Столовая для белки».

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, какая следующая остановка. (приложение 6)

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал.

Прыгнул на ствол…

И в дупло убежал. (белка)

- А чем питается белка? (семечками, зёрнами, семенами растений, грибами, ягодами)

- Давайте и мы с вами покорми белку.

В кормушке для белки ребята оставляют кедровые орешки, семечки, купленные

заранее.

Пятая остановка «Литориновый уступ»

-Мы оказались с вами у подножия холма. Если вы будете внимательно смотреть по

сторонам,

когда

идете,

то

заметите

еще

такие

же

холмы.

Этот

холм

называется

«литориновый

уступ».

Литориновый

уступ

это

часть

рельефа,

бывший

берег

Литоринового

древнего

моря. Литори́

новое

море — солоноватоводный

водоём,

существовавший

на

месте Балтийского

моря в послеледниковое время

(около

7,5—4

тысяч лет назад). (приложение 7)

- Какие возвышенности вы еще знаете? (горы)

Шестая остановка «Муравейник»

-Сейчас

мы

увидим

домик

муравья

изнутри.

Внизу

находятся

камеры

для

хранения

запасов,

повыше

камеры

для

хранения

яиц,

личинок,

куколок.

На

территории

экологической

тропы

встречается

жёлтый

муравей.

Отгадав

загадку,

вы

узнаете,

как

правильно называется домик муравья. (приложение 8)

Строят маленькие гномы

Новый домик из соломы

И осиновой коры –

Не нужны им топоры.

Вот уже похож на холм

Удивительный их дом. (муравейник)

- В муравейнике живет королевская матка, рабочие муравьи. Королевская матка живет

около

30

лет,

а

рабочие

муравьи

2-3

года.

Население

муравейника

постоянно

обновляется. рядом с нами находится муравейник. Рассмотрим его поближе. Что вы

видите?

- Муравейник состоит из иголок, чтобы было легче муравьям строить домики. Муравьи

работают. Они готовятся к зиме. Кажется, что муравейник шевелится.

-Отправляемся дальше. Мы выходим на центральную аллею.

Седьмая остановка «Центральная аллея»

Сейчас я вам расскажу историю. Вы ее внимательно послушайте и скажите: все я верно

р

а

с

с

к

а

з

а

л

а

?

Девочка Маша приехала в лес со своей семьей. В лесу было просто замечательно. Ярко

светило солнце, пели птицы. Молодые деревца радовали глаз. «Красота!» - сказал Машин

папа, вытащил из машины магнитофон и громко включил музыку. «Чтобы весело было! –

с к а з а л

о н .

Старший брат решил развести костер, взял топор и принялся рубить молодую березку.

«Березовые ветки хорошо горят! – сказал он.

Машина мама расстелила на земле скатерть и начала распаковывать продукты. Бумагу,

пакеты и банки она аккуратно свернула и выбросила подальше. «Чтобы было чисто!» -

сказала мама. Маша тем временем гуляла неподалеку. Увидев незатейливые лесные цветы,

девочка решила собрать букет. Но стебельки не ломались, и Маше пришлось выдергивать

их с корнем. «Ничего» - подумала Маша.

-«Папа потом обрежет их ножиком».

Время пролетело незаметно. Костер сам по себе начал гаснуть. Отдохнувшая семья

о т п р а в и л а с ь

д о м о й .

- Нет, здесь не все верно. В лесу нельзя шуметь, а то все звери и птицы улетят. А лес не

может жить без зверей.

- Нельзя рубить деревья в лесу. Некоторым животным будет негде прятаться, а птицам

негде строить гнезда.

- Нельзя мусорить в лесу. Погибнут растения и животные.

- Нельзя вырывать цветы с корнем. Они больше не вырастут на этом месте.

- Нельзя в лесу разжигать костры, а тем более оставлять их без присмотра.

- Уходя из леса, нужно забрать весь мусор с собой. (приложение 9)

- Перед нами следующая остановка.

Восьмая остановка «Уголок следопыта»

-Посмотрите, чьи следы здесь изображены? (следы белки, зайца, лося, медведя, лисы,

рыси, волка) (приложение 10)

- А чем отличаются следы волка и лисы? (подушечками лап)

- Ребята, знание следов нам пригодятся. По пути будут встречаться следы животных а вы

будете отгадывать, кому они принадлежат.

Девятая остановка «Ельник»

-Какие деревья нас окружают?

Её всегда в лесу найдешь-

Когда гулять в него пойдешь:

Стоит колючая, как ёж.

«Зимою в платье?», - « Ну и что-ж!»

А платье то пушистое,

Зеленое, ветвистое! (ель)

Ель

относится

к

вечнозеленым

хвойным

растениям.

Является

теневыносливой

породой. Она хорошо растет на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной

почве. Главный корень у ели развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных

слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнем. Живет ель

до 250 лет, достигая в высоту более 40 м. Короткие и остроконечные хвоинки ели сидят

отдельными иглами, оставаясь на ветвях 5-7 лет.

Из древесины ели делают доски, мебель, бумагу, на которой печатают книги, журналы,

газеты. Из ели скрипичные мастера изготавливают свои знаменитые инструменты. Хвоя

ели в 6 раз богаче витамином С, чем апельсин или лимон. Ель приносит в наш дом

радость, украшая его на Новый год и Рождество. Поэтому ели не следует рубить в лесу, а

покупать в Лесничестве

.

(приложение 11)

Десятая остановка «Парк виллы Рено»

- Мы с вами находимся в замечательном историческом месте. Это парк, в котором три

пруда. (приложение 12)

А что же здесь было давным-давно?

Владельцы использовали рельеф и естественную растительность территории и устроили в

в е р х н е й

и

н и ж н е й

т е р р а с а х

и

л и т о р и н о в о м

у с т у п е парк с

ч е т ы р ь м я

искусственными водоёмами,

берега

которых

были

обложены

камнем.

«Вилла

Рено

превращена была в пансионат. При пансионате был огромный сад и парк, тянущийся по

склону

далеко

вниз

к

берегу

Финского

залива.

На

склоне

есть

много

источников,

заполняющих каскад 3 больших овала, три пруда в окружении ирисов. Вода каскадами, по

белым каменным ступеням перетекала из одного пруда в другой. Внизу находился пруд,

величиной почти с небольшое озеро в окружении серебристой ивы, тополей, лип, клёнов.

Посередине большого пруда был остров, засаженный сиренью и жасмином. Был причал с

маленькой лодкой». Как же раньше здесь было красиво! Ну а сейчас мы видим природную

красоту: пруды, деревья и кустарники.

Заключительный этап Выход с тропы. Мы с вами совершили прогулку по экологической

тропе, ознакомились с такими природными объектами как растения, животные, птицы

леса,

муравейник, е л ь , литориновый

уступ,

следы

животных

и

парк.

Мы

имели

возможность понаблюдать за обилием леса, послушать его шорохи, пение птиц.

Мы убедились, что даже на таком небольшом участке можно так много увидеть

необычного, почувствовать и узнать жизнь природы, если быть наблюдательными. Мы

поняли, что нужно очень бережно относиться ко всему живому и неживому, чтобы не

нарушать той красоты и гармонии, которая существует в природе.

- И в завершении нашей игры произнесем Клятву.

Клятва

Я обещаю охранять природу, быть ее другом и защитником.

Везде я буду примером правильного отношения к окружающему миру, буду стремиться

познать законы природы, ее тайны и особенности.

В природе буду вести себя тихо и скромно, не стану без основания уничтожать растения,

буду другом всем животным.

Буду охранять родники, ручьи, реки, пруды.

Буду заботиться о чистоте окружающей среды.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

- А теперь посчитайте свои жетоны. У кого больше жетонов за ответы, тот является

сегодня Победителем Экологической игры.

Итогом нашей экологической игры было создание совместной газеты. Цель ее – показать и

рассказать другим детям, что существует такой уникальный памятник природы, который в

любое время можно посетить. (приложение 13)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!